Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница

1104. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал:

– Неуклонно и часто обращайтесь к Аллаху (со словами) «О Обладающий величием и щедростью![2662] /Йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/»[2663]

Ан-Наса’и приводит этот хадис со слов сподвижника по имени Раби‘а бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах. Аль-Хаким сказал: «Иснад этого хадиса является достоверным».

1105. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «Господь мой, поддержи меня и не оказывай (другим) поддержку против меня, помоги мне и не оказывай (другим) помощь против меня, сделай так, чтобы воздаяние, (которое Ты уготовил мне,) стало для меня благом, а не обратилось против меня, выведи меня на правильный путь, облегчи для меня (следование) этим путём и окажи мне помощь против тех, кто притеснял меня! Господь мой, сделай так, чтобы я часто благодарил Тебя, поминал Тебя, боялся Тебя, повино­вался Тебе, был покорным Тебе, часто вздыхал[2664] и обращался к Тебе с покаянием! Господь мой, прими моё покаяние, очисть меня от греха, ответь на мою мольбу, укрепи мои до­воды, укажи правильный путь моему сердцу, направь на вер­ный путь мой язык и избавь от злобы сердце моё! /Рабби, а‘ин-ни ва ля ту‘ин ‘аляййа, ва-нсур-ни ва ля тансур ‘аляййа, ва-мкур ли ва ля тамкур ‘аляййа, ва-хди-ни ва йассир аль-худа иляййа, ва-нсур-ни ‘аля ман бага ‘аляййа! Рабби,-дж‘аль-ни ля-кя шаккаран, ля-кя заккаран, ля-кя раххабан, ля-кя митва‘ан, иляй-кя мухбитан, аввахан, мунибан! Рабби, такаббаль таубати, ва аджиб да‘вати, ва саббит худжжати, ва-хди кальби, ва саддид лисани, ва-слюль сахимата кальби!/»[2665]

1106. «О Аллах, поистине, я прошу Тебя (даровать мне) в мире этом и в мире вечном всё благое, о чём я знаю и о чём не знаю, и прибегаю к Твоей защите от любого зла, о котором я знаю и о котором не знаю; я прошу Тебя о рае (и прошу указать мне) такие слова или дела, которые приближают к (раю), и прибегаю к Твоей защите от огня и от любых слов или дел, которые приближают к (огню); я прошу Тебя о том благом, о чём просил Тебя Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил защиты Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прошу Тебя привести к благому исходу всё, что Ты судил мне! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин аль-хайри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва а‘узу би-кя мин аш-шарри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва ас’алю-кя-ль-джанната ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва а‘узу би-кя мин ан-нари ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва ас’алю-кя хайра ма са’аля-кя би-хи ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва а‘узу би-кя мин шарри ма иста‘аза-кя мин-ху ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва ас’алю-кя ма кадайта ли мин амрин ан тадж‘аля ‘акыбата-ху рашадан!/»[2666]

1107. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о том, что обязательно (приведёт к проявлению) Твоей милости и непременно (позволит заслужить) Твоё прощение, и об избавлении от всякого греха, и об умножении всего благого, и об обретении рая, и о спасении от огня! /Аллахумма, ин-на нас’алю-кя муджибати рахмати-кя, ва ‘аза’има магфирати-кя, ва-с-салямата ми кулли исмин, ва-ль-ганимата мин кулли биррин, ва-ль-фауза би-ль-джаннати ва-н-наджата мин ан-нар!/»[2667]

1108. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , и дважды или трижды воскликнул: «О грехи мои!» (Услышав это,) посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал ему: «Скажи: “О Аллах, Твоё прощение шире, чем мои грехи, а на Твою милость я надеюсь больше, чем на свои дела /Аллахумма, магфирату-кя ауса‘у мин зунуби ва рахмату-кя арджа ‘инди мин ‘амали/”», и человек произнёс эти слова. Потом (пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru ,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз. Затем (пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru ,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз, после чего (пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru ,) сказал ему: «Вставай, ты прощён».[2668]

1109. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал:

– Поистине, у Аллаха Всевышнего есть ангел, которому поручено следить за теми, кто будет произносить слова «О Милостивейший из милостивых! /Йа Архама-р-рахимин!», и тому, кто произнесёт (эти слова) трижды, этот ангел говорит: «Поистине, Милостивейший из милостивых внимает тебе, проси же!»[2669]

Глава 332. Об этике обращений с мольбами к Аллаху

Знай, что, по мнению факихов, мухаддисов и большинства улемов, относившихся к различным группам из числа наших праведных предшественников и тех, кто пришёл им на смену, обращаться с мольбами к Аллаху желательно. Аллах Всевышний сказал: {И сказал Господь ваш: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”}.[2670] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно},[2671] и есть много других айатов, в которых говорится об этом.

Что же касается достоверных хадисов, то они настолько известны, что приводить их нет никакой необходимости, тем более, что совсем недавно мы уже приводили достаточно таких хадисов, а содействие оказывает Аллах.

Имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, пишет в своём “Послании”:

– Мнения людей относительно того, являются ли обращения к Аллаху с мольбами более предпочтительными, чем молчание и довольство, разделились. Некоторые утверждали, что предпочтительнее обращение с мольбой, поскольку в приводимом выше хадисе[2672] обращение с мольбой названо поклонением, а также потому, что мольба является выражением потребности в Аллахе Всевышнем. Другие говорили, что более совершенным следует считать состояние человека, который хранит молчание и проявляет спокойствие, когда осуществляется решение Аллаха, и что лучше довольствоваться предопределённым. Третьи считали, что следует обращаться к Аллаху с мольбами языком и довольствоваться решением Аллаха сердцем, чтобы совершать оба дела. Однако лучше всего сказать так: поскольку разные периоды времени отличаются друг от друга, иногда мольба предпочтительнее молчания, иногда же молчание предпочтительнее мольбы, что зависит от конкретного периода времени. Так, если сердце побуждает человека к мольбе, то лучше обратиться к Аллаху с мольбой, если же оно побуждает его к молчанию, то более совершенным следует считать молчание. Можно сказать и так: если речь идёт о том, что принесёт пользу мусульманам в целом, или об обязанностях по отношению к Аллаху, то лучше обратиться с мольбой, которая является формой поклонения, если же дело касается только твоего удела, то более совершенным будет молчание. К числу необходимых условий обращения с мольбами к Аллаху относится употребление в пищу дозволенного. Йахйа бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, часто говорил: «Как я могу обращаться к Тебе с мольбами, ведь не повинуюсь Тебе?! И как я могу не обращаться к Тебе с мольбами, ведь Ты – Щедрый?!»

Этика бращения с мольбой к Аллаху требует присутствия сердца, что же касается указаний на это, то они будут приведены ниже, если пожелает Аллах Всевышний. Один из улемов сказал: «Цель обращения с мольбой состоит в том, чтобы заявить о своей нужде, а иначе Аллах Всевышний, слава Ему, сделает, как пожелает».

Имам Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”:

– Есть десять правил обращения к Аллаху с мольбами:

1. Для обращений к Аллаху с мольбами следует выбирать наиболее достойные периоды времени, например, день стояния на ‘Арафате, дни рамадана, день пятницы, последнюю треть ночи или время перед рассветом.

2. Следует обращаться с мольбами к Аллаху в наиболее предпочтительных обстоятельствах, например, во время совершения земного поклона, во время битвы, во время дождя, во время объявления о начале обязательной молитвы /икама/, после её завершения обязательной молитвы и в некоторых других случаях.

От себя я добавлю,[2673] что обращаться с мольбами предпочтительно в такие моменты, когда сердце человека смягчается.

3. Перед обращением с мольбой следует повернуться лицом к кибле и воздеть руки к небу, а после завершения мольбы – провести руками по лицу.

4. Необходимо понижать голос, произнося слова мольбы не слишком громко и не слишком тихо.

5. Обращаясь с мольбами к Аллаху, не следует стараться рифмовать[2674] слова. Поскольку не каждый может обращаться с мольбами подобающим образом, в силу чего есть основания опасаться, что человек преступит пределы разумного в мольбе, лучше всего повторять те же слова, которые в подобных случаях произносил пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru . Один из улемов сказал: «Взывай к Аллаху языком покорности и потребности, а не языком красноречия и развязности». Говорят также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, улемы произносят не более семи фраз. На это указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам. Ему (уготована награда за) то, что он приобрёл[2675], и против него (обернётся) то, что он приобрёл[2676]. (Они говорят): “Господь наш, не взыщи с нас, если мы забудем или ошибёмся! Господь наш, не возлагай на нас такого бремени, какое возложил Ты на тех, кто жил до нас! Господь наш, не возлагай на нас и того, что нам не под силу, избавь нас, прости нас и помилуй нас! Ты – наш Покровитель, помоги же нам (в борьбе) против людей неверных!”}[2677]В данном айате приводится самая длинная мольба рабов Аллаха из числа тех, о которых сообщается в Коране.

От себя я добавлю,[2678] что другим примером могут служить те айаты, в которых сказано: {И (вспомните, как) Ибрахим сказал: “Господь мой! Сделай (этот) город безопасным и удали меня и сыновей моих от поклонения идолам. * Господь мой, поистине, они[2679] ввели в заблуждение многих людей! Поистине, тот, кто последовал за мной, – от меня[2680], а кто ослушается меня…, то, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный! * Господь наш! Поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш! (Я сделал это,) чтобы они совершали молитву; склони же к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя). * Господь наш! Поистине, знаешь Ты, что мы скрываем, и что делаем открыто, (ведь) ничто не останется скрытым от Аллаха ни на земле, ни на небе. * Хвала Аллаху, Который, несмотря на старость (мою), даровал мне Исма‘ила и Исхака. Поистине, слышит мольбу Господь мой. * Господь мой! Сделай меня (одним из) совершающих молитву (и сделай такими людей) из числа моих потомков. Господь наш, внемли мольбе моей! * Господь наш! Прости меня, и моих родителей, и верующих в тот День, когда наступит (пора) расчёта!”}[2681] В большинстве своём улемы считают, что ничего нежелательного в произнесении более семи фраз во время обращения с мольбой нет, напротив, желательно, чтобы мольба была пространной.

6. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует проявлять смирение, покорность, желание и страх, ибо Аллах Всевышний сказал: {Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам, побуждаемые желанием и страхом,[2682] и проявляли смирение пред Нами}.[2683] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно}.[2684]

7. Согласно многим известным указаниям шариата, следует проявлять решительность в мольбах и быть уверенным в получении ответа. Суфйан бин ‘Уйайна, да помилует его Аллах, сказал:

– Пусть то, что любому из вас известно о самом себе,[2685] ни в коем случае не мешает ему обращаться к Аллаху с мольбами, ибо Аллах Всевышний ответил даже Иблису, наихудшему из Его созданий, о чём в Коране сказано так: {Он[2686] сказал: “Дай мне отсрочку до того Дня, когда они будут воскрешены”. * (Аллах) сказал: “Поистине, ты – из числа получивших отсрочку”}.[2687]

8. Необходимо проявлять настойчивость в мольбах, повторяя каждую из них по три раза и не считая, что ответы на мольбы задерживаются.

9. Следует начинать мольбу с поминания Аллаха Всевышнего.

От себя я добавлю,[2688] что, воздав хвалу и благодарность Аллаху Всевышнему, следует призвать благословения на посланника Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , и так же необходимо завершать обращения с мольбами.

10. Основной причиной, способствующей быстрому получению ответа на мольбу, является покаяние, возвращение владельцам присвоенного имущества и обращение к Аллаху Всевышнему.

вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru

Аль-Газали пишет:

– Кто-нибудь може спросить: «Какую пользу может принести мольба, если предустановленное неизбежно свершится?» Знай же, что предустановлено также и отражение бедствия с помощью мольбы, которая является причиной отражения беды и проявления милости Аллаха подобно тому, как щит является причиной отражения удара, наносимого оружием, а вода – причиной появления растений из земли. Щит отражает стрелу, которая сталкивается с ним, и точно так же сталкиваются друг с другом мольба и бедствие. Отказ от ношения оружия не относится к числу необходимых условий признания предустановления, ибо Аллах Всевышний сказал: {…и пусть они примут меры предосторожности и возьмут своё оружие},[2689] ведь Аллах предопределил не только любое событие, но и его причину. Как мы уже указывали, мольба полезна человеку во многих отношениях. К числу необходимых условий правильного обращения с мольбой относится присутствие и ощущение потребности в Аллахе, что является наилучшим видом поклонения и свидетельствует о познании, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 333. Мольба человека, который использует упоминание о своих праведных делах как средство снискания благоволения Аллаха Всевышнего

1110. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал:

– (Некогда) три человека из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но, когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и (наглухо) закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали (друг другу): «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела[2690]!» (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды я далеко ушёл (от дома) по одному делу, а когда я вернулся к ним, они уже спали. Я надоил для них молока; узнав же о том, что они заснули, не пожелал (ни будить их), ни поить молоком домочадцев и рабов до них, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения». А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему[2691], то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход, (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Далее в этом хадисе сообщается, что каждый из них рассказывал о своём праведном деле, после чего говорил: «О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» – и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти.[2692]

Что касаеся моления о ниспослании дождя, то кади Хусайн и другие наши товарищи говорили, что человеку, который попал в беду, желательно обращаться с мольбами к Аллаху, упоминая о своих праведных делах, и приводили в качестве доказательства этот хадис. Однако можно указать и на то, что в известном смысле подобные упоминания свидетельствуют о том, что человек ощущает потребность в Аллахе Всевышнем не в полной мере, тогда как цель мольбы и состоит в заявлении о такой потребности. С другой стороны, в приводимом выше хадисе сообщается, что пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , с похвалой отозвался о людях, которые упоминали о своих праведных делах, и это свидетельствует о том, что он одобрял их действия, а помощь оказывает Аллах.

вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru

К числу наилучших сообщений о том, как обращались к Аллаху с мольбами наши праведные предшественники, относится рассказ аль-Ауза‘и, который сказал:

– Однажды люди вышли за пределы города для моления о ниспослании дождя. Среди них находился Билял бин Са‘д, который воздал хвалу Аллаху Всевышнему и поблагодарил Его, а потом сказал: «О те, кто собрался здесь, разве вы не признаёте свои дурные дела?» Люди стали говорить: «Конечно, признаём!» Тогда Билял воскликнул: «О Аллах, мы знаем, что Ты сказал: {Нет никаких оснований укорять тех, кто совершает благодеяния}[2693], и мы признаём, что совершали дурное, но разве Твоё прощение предназначено для кого-либо, кроме таких, как мы? О Аллах, прости нас, помилуй нас и пошли нам дождь!» – после он воздел руки к небу. Так же поступили и все остальные, и им был ниспослан дождь.[2694]

Об этом же говорится и в следующем бейте:

Я грешен и часто ошибаюсь, но прощение (Аллаха)

объемлет собой все грехи,

и если бы не грехи, то не было бы и прощения.

Глава 334. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует воздеть руки к небу, а потом провести ими по лицу

1111. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воздев руки к небу во время обращения к Аллаху с мольбой, посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , опускал их только после того, как проводил ими по лицу».[2695]

вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru

Глава 335. Желательно повторять слова мольбы

1112. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , любил произносить слова мольбы и просьбы о прощении по три раза.[2696]

Глава 336. Побуждение к присутствию сердца во время обращения к Аллаху с мольбами

1113. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах Всевышний, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в получении ответа, и знайте, что Аллах Всевышний не отвечает на мольбу, которая исходит от небрежного и невнимательного сердца».[2697]

Глава 337. О достоинстве мольбы за отсутствующего

Аллах Всевышний сказал: {А те, которые придут после них, будут говорить: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере[2698]…”}[2699] Аллах Всевышний также сказал: {…проси прощения за свой грех и (проси прощения) для верующих мужчин и женщин}.[2700] Аллах Всевышний поведал, что Ибрахим, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: {Господь наш! Прости меня, и моих родителей и верующих в тот День, когда наступит (пора) расчёта!}[2701] Аллах Всевышний также поведал, что Нух, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: {Господь мой! Прости меня, и моих родителей, и того, кто вошёл в мой дом верующим, и (всех) верующих мужчин и женщин...}[2702]

1114. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал:

– (Когда) любой раб (Аллаха), исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата (по вере), ангел, (который находится рядом с ним,) всегда говорит: «И тебе (да будет) то же!»

В другой версии этого хадиса со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , часто говорил:

– Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, (ибо) у головы его находится получивший (особое) поручение ангел, и каждый раз, как (мусульманин) обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, (призывая на него) благо, этот ангел говорит: «Амин, и (да будет) тебе то же!»[2703]

1115. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах Всевышний ими обоими, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: «Быстрее всего ответ даётся на такую мольбу, с которой обращаются за отсутствующего человека».[2704]

Глава 338. О желательности обращения к Аллаху с мольбой за того, кто оказал человеку благодеяние, и о том, как это следует делать

Многие указания, относящиеся к теме этой главы, уже приводилось нами выше. Одним из лучших таких указаний является следующий хадис:

1116. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал:

– (Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом! /Джаза-кя-Ллаху хайран!/» – (он сделает больше, чем должен сделать для того, чтобы выразить свою) благодарность»[2705].[2706]

1117. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: «Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас, и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же у вас не будет возможности вознаградить (такого человека), обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его»[2707].[2708]

Глава 339. О том, что человеку желательно просить достойных людей, чтобы те обращались к Аллаху с мольбами за них, даже если проситель достойнее, того, к кому он обращается с такой просьбой, а также об обращениях с мольбами в святых местах

Знай, что хадисов, которые имеют отношение к теме этой главы, столь много, что и не счесть, но наилучшим указанием следует считать следующий хадис:

1118. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В своё время) я обратился к пророку, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!» – и я не променял бы (его) слова на (весь) мир этот!

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал): «О братец, включи и нас в свои мольбы!»[2709]

Глава 340. Взрослому и дееспособному мусульманину, запрещается призывать проклятия на самого себя, своих детей, слуг или имущество

1119. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: «Не призывайте проклятия на самих себя, и не призывайте проклятия на детей ваших, и не призывайте проклятия на слуг ваших, и не призывайте проклятия на имущество ваше, (чтобы это случайно) не совпало с таким периодом времени, когда (то, о чём просят люди), даруется (им)[2710], ибо тогда ваша просьба будет удовлетворена».[2711]

1120. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: «Не призывайте проклятия на самих себя, и не призывайте проклятия на детей ваших, и не призывайте проклятия на имущество ваше, (чтобы это случайно) не совпало с таким периодом времени, когда обращаются к Аллаху с просьбами о дарах[2712], ибо тогда Он ответит вам».[2713]

Глава 341. Указание на то, что в ответ на мольбу мусульманина ему будет даровано то, чего просит, или нечто иное, а также на то, что не следует торопить Аллаха с ответом

Аллах Всевышний сказал: {А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне}.[2714] Аллах Всевышний также сказал: {И сказал Господь ваш: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”}.[2715]

1121. Сообщается, что ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал: «Кто бы из мусульман, (живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит,) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит), если только он не будет просить о чём-нибудь греховном или о разрыве родственных связей». Кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем (обращаться с мольбами) чаще», (пророк же, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru ,) сказал: «А Аллах (дарует вам ещё) больше![2716]»[2717]

Этот же хадис, но передаваемый со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, приводит и аль-Хаким Абу ‘Абдуллах, в версии которого сообщается, что пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru ,) также сказал: «…или припасёт для него награду, равную (по величине тому, о чём он просит)».

1122. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru , сказал:

– Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: «Я обратился с мольбой (к Аллаху), но не получил ответа!»[2718]

 
  вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 45 страница - student2.ru

Книга об испрашивании прощения у Аллаха

Знай, что этот раздел относится к числу важнейших, а тому, о чём в нём говорится, следует уделять особое внимание и неуклонно применять это на практике. Я привожу его в конце, чтобы это стало добрым предзнаменованием в надежде на то, что Аллах дарует нам прощение и прошу Его об этом, а также обо всём благом для себя, тех, кого я люблю и для всех мусульман, амин!

Аллах Всевышний сказал: {…проси прощения за свой грех и прославляй Господа твоего в послеполуденное время и по утрам}.[2719]

Аллах Всевышний также сказал: {…проси прощения за свой грех и (проси прощения) для верующих мужчин и женщин}.[2720]

Аллах Всевышний также сказал: {И проси у Аллаха прощения, поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный}.[2721]

Аллах Всевышний также сказал:

{Скажи: “Поведать ли вам о том, что лучше этого[2722]? Для тех, которые были богобоязненными, (приготовлены) у Господа их райские сады, под (деревьями) которых текут реки (и где останутся) они вечно, и супруги чистые[2723] и благоволение от Аллаха”. Видит Аллах рабов (Своих), которые говорят: “Господь наш! Поистине, мы уверовали, так прости же нам грехи наши и спаси нас от мук огня!”, которые терпеливы, правдивы и смиренны, (которые) расходуют (свои средства на пути Аллаха) и просят Его о прощении в предрассветное время}.[2724]

Аллах Всевышний также сказал: {Но Аллах не будет наказывать их[2725], (пока) ты находишься вместе с ними, и не будет Аллах наказывать их (в то время), когда они просят о прощении}.[2726]

Аллах Всевышний также сказал: {Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя[2727], а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи – а кто может простить грехи, кроме Аллаха? – и не собирается возвращаться к тому, что сделал, зная[2728], воздаянием таким послужат прощение от их Господа и райские сады…}[2729]

Аллах Всевышний также сказал: {А кто совершит что-нибудь дурное или обидит самого себя, а потом попросит у Аллаха прощения, увидит, что Аллах – Прощающий, Милосердный}.[2730]

Аллах Всевышний также сказал: {…просите прощения у вашего Господа, а потом приносили Ему покаяние}.[2731]

Наши рекомендации