| К нерадивой душе. Преподобный Ефрем Сирин Не упадай, душа, не скорби, не произноси над собою решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: "Отринул меня Господь от лица Своего". Богу неугодно слово сие; потому что Сам взывает к тебе, говоря:Людие Мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих вам? (Мал.6:3). Разве кто пал, тот не может восстать? или кто отвратился, тот не может обратиться? Слышишь ли, душа, какова благость Господа? - Не в руки князю, или военачальнику предана ты, как осужденная. Не скорби, что не стало у тебя богатства. Не стыдись обратиться, но скажи лучше: возстав иду ко Отцу моему (Лк.15:18). Восстань, иди. - Он приемлет тебя и не укоряет, а паче радуется твоему обращению. Он ждет тебя, только не стыдись, как Адам, и не скрывайся от лица Божия. Ради тебя Христос распялся и отринет ли тебя? Да не будет сего! Он знает, кто утесняет нас; знает, что нет у нас другого помощника, кроме Его одного. Христос знает, что человек беден. Итак не будем предаваться нерадению, как уготованные в огонь. Христу нет нужды ввергать в огонь; не приобретение для Него - послать нас в мучение. Не хочешь ли знать тяжесть мучения? Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля плача его не вынесут основания вселенной. Ибо написано: День той, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля (Соф.1:15,16). Если человек, осужденный князем, идет в заточение на два года, или на пять, или на десять лет: то сколько думаешь слез у человека того, какой стыд, какое рыдание? Но у него есть еще утешение в ожидании конца сему сроку. Посему хотим ли знать, какой срок назначен грешникам? Можем ли определить время их изгнания в двадцать, или пятьдесят, или сто, или двести лет? Но как можно исчислить время там, где не положено и лет к исчислению дней? Увы! увы! безнадежен срок сей. Ибо нестерпим гнев, еже на грешники прещения. Слышишь ты о тесноте, ожидающей грешников? Поэтому не доводи себя до такой нужды, ибо нестерпимо для тебя и одно прещение. Множество грехов имеешь на себе? Не убойся вопиять к Богу. Приступи, не стыдись. Поприще для подвига близко; восстань, отряси с себя вещественность мира. Подражай блудному сыну, который, расточив все, не стыдясь пошел к отцу. Отец же скорее пожалел о плене его, нежели о богатстве, расточенном вначале. Так приступивший бесчестным, вступил с честью, пришедший нагим, принят облеченным в ризу, выдававший себя за наемника, восстановлен в чине властелина. К нам слово сие. Слышишь ли, как было благоуспешно дерзновение этого сына? Но уразумеешь ли и доброту отца? И ты, душа, не смущайся, ударяй в двери. Имеешь ли в чем нужду? Стой при дверях и получишь все, в чем имеешь нужду, по Божественному Писанию, которое говорит: За безочство его, востав даст ему, елика требует (Лк.11:8). Бог не отвергает тебя, человек, не укоряет за расточенное вначале богатство. Ибо нет у Него недостатка в имуществе; всех снабжает усердно, по апостольскому слову: Просите от дающаго Бога всем нелицеприемне, и не поношающаго (Иак.1:5). Ты в пристани? Взирай на волны, чтобы не восстала внезапно буря, и не похитила тебя в морские глубины; тогда с воздыханием начнешь говорить: Приидох во глубины морския, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой (Пс.68:3.4). Ибо ад действительно есть морская бездна, по Владычнему изречению, что пропасть велика утвердися (Лк.16:26) между праведными и грешными. Итак не осуждай себя в оную пропасть. Подражай блудному сыну; оставь морящий гладом град; беги бедственной жизни со свиньями; перестань питаться рожцами, которых даже и не дают тебе. И так приступи и умоляй, и без оскудения ешь манну, пищу ангельскую. Приступи созерцать Божию славу, и просветится лице твое. Приступи, вселись в раю сладости. Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностью жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошли, как тень. Будь готов к отшествию в путь. Не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой. Аминь. | |