Адвентизм - история заблуждения.
Диспут - суббота в Евхаристии.
Здравствуйте уважаемые читатели интернет портала православие ру.
Мы продолжаем беседы-лекции "Миссия в инославной среде".
На прошлых занятиях мы говорили о отношении к инославным, о создании центра реабилитации пострадавших от сектантского заблуждения, периоде реформаторского движения в Европе, возникновении анабаптистского движения. В последней лекции, кратко рассмотрели возникновение и историю баптизма, а так же методику диспута о Св. Предание и Церковь.
Сегодня рассмотрим некоторые аспекты возникновения и историю заблуждения такого явления, как адвентизм и его трансформацию в движение Адвентистов Седьмого Дня. (далее АСД).
Адвентизм возник в начале 19 века в Америке и был над конфессиональным явлением. Возглавил его некий Вильям Миллер, отставной военный, принадлежащий к баптистской общине. Изучаю Библию, он особое внимание уделял пророческим книгам, таким как книги пророка Даниила и Откровение. В исследовании полагаясь лишь на свой разум и пытаясь понять тексты Библии, что касается пророчеств второго пришествия Христа, впал в заблуждения и начал вычислять время и год конца света. Миллер провозглашал пришествия Христа трижды. Первый раз весной в 1843году, второй и третий раз весной и осенью 1844 . Свою дату Миллер вычислял математически. Читая пророчество Даниила, где говориться о восстановлении разрушенного Иерусалимского храма: " две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится ". (Дан.8.14) . "Вечер и утро" по его мнению это не сутки, а год. Таким образом он заявил, что через 2300 "вечеров и утр", не дней, а по его мнению лет будет конец света и пришествие Христа. При чтении Библии он толи не видит, толи игнорирует слова Христа:" не знаете ни дня, ни часа, в который прейдет Сын Человеческий". (Мф.25.13). Возможно в своем буквоедстве он рассуждал, если никто не знает ни дня ни часа, то год и месяц предсказать можно. Теперь ему оставалось найти историческую дату связанную с каким либо событием возобновления богослужения в Иерусалимском храме и он этот год находит. Миллер берет дату в 457 году до Р.Х., - год указа царя Артарксеркса о восстановлении иерусалимского храма и прибавляет 2300 лет к этой дате и получает 1843. Его последователи бросают учебные заведения, фермеры не готовят поля к посевной, поверившие Миллеру, раздают свое имущество и следуют за ним. Он говорит, что может ошибиться на год, назначается другая дата 1844. Но не в 1843 весной, не в 1844 тоже весной 21 марта Христос не приходит. Миллер впадает в уныние, адвентисты расходятся по домам. Но на этом все не закончилось. Его друг и последователь Сноу, гулял в лесу и размышляя, вдруг понял, что Миллер не ошибся, и Христос придет через пол года. Он читал 25 лаву Евангелия от Матфея, где говориться, что жених замедлил на пол суток. "И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему". (Мф.25.5-6). Сноу говорит, раз день за год, то пол суток - пол года. Так возникает третье предсказание пришествия 1844 - осень. Если бы Сноу соизволил прочитать чуть ниже, тот самый текст, который не хотел и замечать Миллер:" Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий". (Мф.25.13 ), но видимо было не до этого и так хотелось поверить в свою правоту. Рассмотрим кратко странный метод исследования Миллера и заметим следующие. Ни смотря на то, что современные АСД, говорят - движение миллеритов не совсем начало их движения, тем не менее расчеты Миллера касающиеся 2300 "вечеров и утр" в смысле день за год, они не отвергают. Позже будет заявлено, их "пророчицей" Еленой Вайт, что Миллер не ошибся в своих расчетах. Ошибка лишь была в том, что Миллер перепутал не время пришествия Христа, а место куда Он должен прийти. Христос по их мнению в 1844 году должен был прийти не на землю, а вошел на небе во "святое святых". До сих пор в учении АСД доктрина о "небесном святилище", основана на этих ложных вычислениях, что касается 2300 дней, взятых за годы, считается истинной.
Рассмотрим, в чем здесь заблуждение.
Такой понимание - "день за год", действительно встречается неоднократно в пророческих книгах Библии, предсказывающих будущее. Но надо заметить, когда пророки, в частности пророк Даниил указывал, что "день" надо брать за "год", он прибегал к другому выражению, такому как седьмины. Например: "Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины. И возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" (Дан. 9:24-27).
В этом пророчестве весь промежуток времени от указа о восстановлении Иерусалима до утверждения Нового Завета и вторичного разрушения этого города разделяется на три периода. Сроки каждого периода исчисляются в седьминах лет, т. е. - семилетиях. Семь есть священное число, символически означающее полноту, законченность. Смысл данного пророчества такой: для народа иудейского и для святого города определено семьдесят седьмин (70*7 = 490 лет), пока не придет Святой святых (Христос), Который изгладит беззакония, принесет вечную правду и исполнит все пророчества. Началом этих седьмин послужит издание указа о новой постройке Иерусалима и храма, окончанием - повторное разорение обоих. По порядку событий эти седьмины подразделяются следующим образом: в продолжении первых семи седьмин (т.е. 49-ти лет) будет возобновлен Иерусалим и храм. Потом, к концу последующих шестидесяти двух седьмин (т.е. 434 лет) придет Христос, но пострадает и будет предан смерти. Наконец, в течение последней седьмины будет утвержден Новый Завет и в половине этой седьмины прекратятся обычные жертвоприношения в иерусалимском храме, а во святилище будет мерзость запустения. Тогда придет народ, управляемый вождем, который разрушит святой город и Храм.
Когда речь идет о седьминах, то пророк всегда имеет ввиду 7 лет т.е. здесь принцип - "день" за "год". Словосочетание: "был вечер и было утро день первый...", "был день и было утро день второй"... мы встречаем в первой главе книги Бытия, которые указывают именно на дни творения, а не на годы, во что верят и современные адвентисты - в буквальные дни творения мира. Когда же говорится о 2300 днях в Дан.8.14, то встречаем это же самое словосочетание, что и в книги Бытия в "шестодневе" "на две тысячи триста "вечеров и утр"... Как в книги Бытия, дни творения был "вечер ...утро" ἑσπέρα καὶ... ἡμέρα - это день (Быт.1.5), так и здесь у пророка Даниила "2300 "вечеров и утр" ἑσπέρας καὶ... ἡμέραι - это дней (Дан.8.14), а не лет.
По истолкованию Отцов Церкви, в данном пророчестве содержится указание на конкретные дни, а не годы, как рассчитал Миллер, во время которых будет продолжаться осквернение Храма, которое совершил Антиох Епифан. «По причине умножения грехов народа Божия, Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их» , пишет об этом преподобный Ефрем Сирин.
«В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» (1Мак.1,54). В 169 г. (до Р.Х.) Антиох нападает на Иерусалим и оскверняет Храм. Об этом было предсказано в пророчестве Даниила: «и поругано было место святыни Его» (Дан.8,11). Именно за это нечестие, согласно пророчеству, и должна было простираться власть Антиоха над иудеями в течении «“две тысячи триста вечеров и утр”» (Дан.8,14), или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу: «“даже до вечера и утра дней две тысячи и триста”». «Вечер, — пишет блаженный Феодорит, — у пророка назван началом бедствий, а утром — конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, — говорит святой, — от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» .
Кончина царя Антиоха последовала в 164 г. Прп. Ефрем Сирин писал: «Итак, в продолжение такого числа дней [речь о 2300 вечеров и утр] Антиох будет владычествовать над Иудеями, а потом правда Божия препобедит его, внезапно поразив его на обратном пути с востока» . Если от начала этих бедствий — нападение Антиоха Епифана в 169 г. (до Р.Х.) на Иерусалим и осквернение им Храма — прибавить к ним шесть лет, то как раз и получится дата смерти Антиоха — 164 г. (до Р.Х.).
Движение адвентизма вовлекло в себя сотни тысяч последователей во многих штатах Америки, но наступила последняя дата ошибочного предсказания, Христос не оправдал их ожидания и наступило время названное у адвентистов - "великое разочарование".
Ульям Миллер и тысячи его сторонников перестали доверять библейскому откровению, потерпев кораблекрушение в вере. Так, основывая свою веру на доверии одному человеку, полагавшемуся самонадеянно на свой рассудок в исследовании Библии, породило состояние безверия многих последователей этого движения.
Тем не менее были и те, кто настолько уверовал в ошибки Миллера, что не хотели расставаться с его идеями и теориями заблуждения.
Движение адвентистов подхватывает молодая девушка из методистской секты Елена Вайт. Она была сторонницей Миллера и одной из тех, кто не хотел расставаться с лже учением Миллера. И вот она заявляет, что Ульям не ошибся окончательно в своих исследованиях но лишь ошибся частично. Христос по ее мнению в 1844 году, как было сказано выше, вошел в небесное святилище и с этого времени начался суд на небе. Но эта теория "день за год", ложная, тем не менее в нее верят и современные адвентисты. И адвентисты того времени тоже поверили. Визуально на небе проверить им было сложно, так ли это на самом деле или нет, а вот Елена Вайт летала на небо и уверяла, что это именно так. Кто очень захотел поверить, теперь поверили "пророчице". Итак, адвентизм с этого момента начинает свою трансформацию в АСД. Елена Вайт объявляет себя пророчицей, получает по ее заявлению от Бога различные указания, в частности о необходимости почитать субботу, а не воскресный день, учение о верном остатке, главным признаком которого является опять же суббота, от почитания которой отступили якобы все христиане в угоду язычеству, поклонению Богу в воскресный день.
Современные адвентисты верят, что Е.Вайт пророчица. Она написала множество книг, которые сформировали 28 доктринальных заблуждений АСД.
В Россию адвентизм проникает фактически тем же способом, что и баптизм в конце 18 начале 19 века. Из Америки в Европу, из Европы в Западную Украину, из Украины на Кавказ, далее Крым и южные окраины России. "По состоянию на 2012 г. Адвентистов в мире насчитывается 17 881 491 человек], из них в странах бывшего Советского Союза 126 191 человек, в Российской Федерации 37 359 человек. Наибольшее количество адвентистов на территории бывшего Советского пространства находится на Украине — 54 222 человека, что составляет примерно 43 % от общего количества адвентистов на территории бывшего СССР".(Википедия). Так же АСД имеют свое высшее учебное заведение в п. Заокском, Тульской области.