Жизнь Иисуса Христа в Назарете.
Первое посещение Иерусалимского храма
Лк. 2, 40-52
Когда Святое Семейство переселилось в Назарет, Иисусу было около двух лет. Покинул же Он Свой родной город, когда Ему исполнилось около тридцати лет. Поэтому можно сказать, что Христос провел в Назарете большую часть Своей жизни. В течение двадцати восьми лет Он ходил по его каменистым улицам, поднимался по его крутым тропинкам, взбирался на окружающие его холмы.
Евангелисты, как добросовестные свидетели, почти ничего не рассказывают о назаретском периоде жизни Спасителя, о котором им было мало известно.
Но мы попытаемся хотя бы немного представить ту среду и обстановку, в которой жил Отрок Иисус.
В наши дни Назарет выглядит примерно так же, как и в те далекие годы. Он представляет собой группу неправильно расположенных белых домиков, окруженных виноградниками, и находится на гребне довольно высокой горы Гебель-эс-Сих. К нему надо добираться по узким тропинкам. Селение непосредственно окружено еще более высокими возвышенностями, с которых открывается живописный вид. Отсюда видны: голубой Кармил со своими утесами, Самарийские горы, цепь Гильбоа, связанная с трагическими воспоминаниями о гибели первого еврейского царя, круглая вершина Фавора, зеленые нивы, пальмовые и масличные рощи. На этом пейзаже несомненно не раз покоился взор Спасителя.
В те годы Галилея была почти языческой страной, расположенной на пути к Средиземному морю. Здесь сходились большие торговые пути, по которым постоянно двигались караваны с востока на запад и с юга на север. Население было смешанное, но основная масса его состояла из евреев, которые занимались рыболовством, земледелием и торговлей. Как уже было сказано раньше, еврейское население Галилеи не пользовалось большим уважением среди своих соотечественников в Иудее, так как, живя в близком соприкосновении с язычниками, оно теряло чистоту своей веры и нравов. Про евреев-галилеян говорили: «Из Галилеи может ли быть что доброе?» Но когда в Назарете поселилось Святое Семейство, то «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Ис. 9, 1 -2; Мф. 4, 16).
Этим светом был Божественный Отрок Иисус Христос. На глазах у всех Он «возрастал и укреплялся духом... и благодать Божия была на Нем». Он жил в очень простой бедной обстановке. Его сверстниками были дети простых, незнатных родителей. У Него было много родственников, троюродных сестер и братьев. Евангелист Марк даже упоминает имена троюродных братьев Христа: Иаков, Иосия, Иуда и Симон (Мк. 6, 3). По субботам Божественный Отрок со Своей Матерью ходил в синагогу и там слушал чтение «Закона» и «Пророков» (Лк. 4, 16).
В будние дни Он помогал названному Своему отцу Иосифу в работе и учился у него плотническому ремеслу. Никто не подозревал о тайне необыкновенного Отрока. Жил Он, как говорит евангелист, в любви у Бога и людей.
Вероятно, в этот подготовительный период Христос не имел избранных друзей. Единственным близким для Него существом была Его Мать.
Евангелисты мало говорят о Ней, но даже если бы они не сказали о Богородице ни единого слова, мы все равно должны были бы признать, что мир не знал женщины выше Той, Которая родила человечеству Спасителя. Двадцать восемь лет прожили они вместе в бедной хижине небольшого тихого городка. Он рос у Нее на глазах, Она давала Ему первые уроки. Божия Матерь была единственной свидетельницей совершавшегося в Нем чуда.
Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. Мальчики этого возраста уже принимали участие в праздничных торжествах.
Божественный Отрок впервые оказался в большом городе, наполненном тысячами богомольцев. Когда же надо было возвращаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме.
Паломники из Назарета уже довольно далеко отошли от Иерусалима, когда Иосиф и Божия Матерь заметили, что Иисуса нет с ними. Сначала они не тревожились, потому что в толпе было много родственников и знакомых. Но вскоре они поняли, что Отрока нет среди паломников. Охваченные смятением, Божия Матерь и Иосиф поспешили вернуться в Иерусалим. Но и в городе сразу не могли найти Его. Три дня прошли в бесплодных поисках. Наконец Иисус был найден в одном из притворов храма, где раввины и книжники проводили время в изучении Закона и богословских спорах. Он находился среди учителей, слушал их речи и задавал им вопросы. Умудренные сединой старцы удивлялись вопросам и ответам галилейского Отрока, не учившегося в их школах. Велико было изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком почетном обществе.
С чувством радости и нежным упреком Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он же ответил им: «Зачем искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? »
Никто из присутствующих не понял, что Он говорил об Отце Небесном, Который пребывает в Нем, бедном галилейском мальчике. Но Божия Матерь слагала все это в сердце Своем.
Это, однако, был единственный случай, когда тайна Отрока Иисуса была чуть приоткрыта.
В Назарете Он продолжал жить, как и все дети, находясь в послушании и любви у Своих родителей. Он становился юношей, взрослым человеком... Он выучился ремеслу Иосифа и, когда тот умер, кормил Мать трудами Своих рук, работая так же, как работают и поныне плотники Назарета. Только уходя из города на цветущие лилиями холмы, оставался наедине с Отцом Небесным, ожидая знака, который призовет Его на служение людям. И знак был дан.