Сорок особенностей хариджитов
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
1 • Они молодого возраста.
2 • У них бестолковые умы.
3 • Они произносят слова лучшего из созданий (Пророка).
4 • Их вера не доходит дальше глоток.
Обо всех этих качествах говорится в хадисе, приведенном в «Сахих аль-Бухари», 5057, от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
5 • Невозвратно выходят из религии ( «из Ислама», согласно версии хадиса Абу Саида аль-Худри) подобно стреле, которая вылетает из пробитой насквозь дичи ( «Сахих Муслим», 2496, хадис Абу Зара, да будет доволен им Аллах).
6 • Обладают слабым пониманием религии Аллаха, поэтому, как сообщается, их чтение Корана не проходит ниже глоток.
7 • Много времени проводят в поклонении, как сообщается в хадисе, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: «Ваша молитва (пост и чтение Корана) абсолютно не может сравниться (по количеству) с их молитвой (постом и чтением Корана)…» ( «Сахих Муслим», 2467, хадис Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах).
8 • Они — наихудшие творения ( «Сахих Муслим», 2469, хадис передан от Абу Зара, да будет доволен им Аллах!. Так, Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Хариджиты — плохие люди, и я не знаю на земле людей, которые бы были хуже них» ( «ас-Сунна», Абу Бакр аль-Халяль, стр. 110).
9 • Убивают верующих и оставляют в живых язычников. Согласно другой версии, они убивают мусульман ( «Сахих Муслим», хадис Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах).
10 • Они углубляются в вопросы религии до такой степени, что выходят из нее ( «ас-Сунна», Ибн Абу Асыма, 930, хадис Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах).
11 • Очерняют своих правителей и свидетельствуют об их заблуждении, как поступил Абдуллах ибн Зуль-хувайсара по отношению к Пророку, мир ему и благословение Аллаха.
12 • Появляются во времена, когда люди разобщены ( «Сахих аль-Бухари», 6933).
13 • Призывают к Книге Аллаха, хотя сами совсем не следует ей. Другими словами, хариджиты неправильно опираются на аяты Корана, толкуя их по-своему ( «Сунан Абу Дауд», 4765, хадис передан от Абу Саида аль-Худри и Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах).
14 • Не видят достоинства и высокой степени в отношении ученых. Поэтому они посчитали, что у них больше знаний, чем у Али ибн Абу Талиба, Ибн Аббаса и остальных сподвижников, да будет доволен ими Аллах ( «Хариджиты — первая секта в Исламе», стр. 38).
15 • Проявляют великое рвение и старание в поклонении. Тем самым они пытаются удивить окружающих, при этом восхищаясь самими собой. Однако, «самодовольство является одной из причин заблуждения приверженцев нововведений, а также служит основанием для наущения шайтана против набожных рабов, муджахидов, аскетов, в случае если они не придерживаются Сунны» ( «ас-Сунна», Ибн Абу Асыма, 945, хадис Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах). К тому же Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не видел никого, кто бы так усердствовал (в поклонении), как они. Их руки похожи на затвердевшие копыта верблюда, а на их лицах остаются следы от заемных поклонов» ( «Маджмаа аз-заваид», 6/240).
16 • Они — худшие люди, как сообщил Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, хариджиты обратились к аятам, ниспосланным о неверных, и причислили их к верующим ( «Сахих аль-Бухари», глава: «Дозволенность убийства хариджитов и безбожников после доведения до них довода и слов Всевышнего Аллаха: „Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться“ ( «ат-Тауба»: 115).
17 • Их молитва не доходит дальше ключиц ( «Сахих Муслим», 2467, хадис передан от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах).
18 • Тому, кто убьет их, полагается великая награда. Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы войско, которое сражается против (хариджитов), знало, какая награда обещана им устами их Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то они непременно оставили бы остальные дела (из-за величия награды)» ( «Сунан Абу Дауд», 4768). В другой версии говорится: «Кто сражается с ними, тот больше заслуживает (милости Аллаха), чем они» ( «Сунан Абу Дауд», 4765, хадис Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах). Кроме того, в третьей версии сообщается: «(Райское) блаженство тому, кто станет сражаться с ними и будет убит»( «Сунан Абу Дауд, 4765).
19 • Они проливают не по праву свою кровь, убивая себя, а также покушаются на жизни других мусульман ( «Сахих Муслим», 246, хадис Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах).
20 • Как сообщил Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, они говорят своими языками истину, которая не доходит дальше…, и он указал на горло, а также были самыми ненавистными творениями Аллаха, когда сказали: «Религиозные решения должен выносить только Аллах („Суд принадлежит одному лишь Аллаху“)»» ( «Сахих Муслим», 2468).
21 • Они первые, кто откололся от единой общины мусульман и обвинил их в неверии из-за совершения грехов ( «Маджмуа аль-фатава», Шейхуль-ислам Ибн Таймия, 3/349, 7/279).
22 • Каждый раз, когда появляется хариджитское течение, их (зло) подавляется и они терпят неудачу ( «Сунан Ибн Маджах», 174, хадис Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах).
23 • Из рядов их войска выйдет Даджаль ( «Сунан Ибн Маджах», 174).
24 • Их сердца отклонены (от истины), согласно толкованию слов Всевышнего Аллаха: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами…», «В тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют». Здесь имеются в виду хариджиты ( «Муснад Ахмада», 22313, хадис Абу Умамы, да будет доволен им Аллах).
25 • Они обвиняют мусульманина в неверии, если тот совершает какой-либо грех, и отрицают его веру ( «Шарх акыдат ат-Тахавия», стр. 298, ред. Ахмад Шакир).
26 • Чаще всех опираются на суждения по аналогии ( «аль-Миляль ва ан-нихаль», 1/116). Я же добавляю: «В действительности, это касается хариджитов последних поколений, в отличие от первых. Они прибегали к аналогии из-за непонимания шариатских текстов.
27 • Они считают неверующими тех мусульман, которые не поддерживают их мнения, а также дозволяют убивать всех противоречащих, в том числе детей и женщин. Так поступает азракитская секта, входящая в состав хариджитов ( «Лявамиа аль-анвар аль-бахия», 1/86).
28 • Издают постановление об обязательном сражении с правителем и сторонниками его власти, в отличие от мусульман, выражающих свое несогласие, если только они не станут помогать или содействовать правителю, или очернять хариджитское направление. Таково убеждение одной из их сект – аджаридов (и в наши дни хариджиты дозволяют убивать противников их еретических направлений в религии, а также представителей органов безопасности, поддерживающих мир и порядок).
29 • Некоторые хариджиты будут на стороне Даджаля в последние времена. Однажды к Али, да будет доволен им Аллах, обратились со словами: «Хвала Аллаху, Который избавил рабов от (хариджитов)». Он же ответил: «Совсем нет, клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, некоторые из них еще не родились, а другие непременно присоединятся к Даджалю» ( «Лявамиа аль-анвар аль-бахия»).
30 • Они не признают власть несправедливого имама ( «Макалят аль-ислямийин», 1/204).
31 • Они придерживаются явных смыслов аятов, не стремясь противоречить им, однако неправильно понимая их значения. Поэтому хариджиты допускают, что пророки могут совершать малые и большие грехи, исходя из слов Всевышнего Аллаха:«…Чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии». По их мнению, пророк может впадать в неверие, а затем снова становится верующим ( «аль-Хаваридж акыдатан ва фикран», стр. 54).
32 • Отвергают Сунну, если её не подкрепляют ясные аяты. Шейхуль-ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, написал: «(Хариджиты) опираются только на те хадисы, общий смысл которых истолковывается (аятами), в отличие от хадисов, противоречащих явному значению аятов, в их понимании. Поэтому они не побивают камнями прелюбодея, а также не считают, что у воровства есть определенная грань (нисаб – 1.06 грамма золота)» (Маджмуа аль-фатава», 13 – 48).
33 • В их кругу часто происходят разногласия. Вот почему так много хариджитских сект, которые сражаются друг против друга, и даже возможно сочиняют хадисы ради этой цели. Истинно, Всевышний Аллах сказал: «Ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» ( «аль-Хаваридж акыдатан ва фикран», стр. 55, 56, 58).
34 • Они — собаки из числа обитателей Ада ( «Шарх усуль ахлисунна», 8/1232).
35 • Прикрываются принципом «призыва к одобряемому и запрета порицаемого». Причем все шариатские тексты, переданные на эту тему, хариджиты применяют для борьбы с правителями и убийства противоречащих им мусульман ( «аш-Шариат», стр. 22, «аль-Хаваридж аваль фирка фи тарих аль-ислям», стр. 37).
36 • Разговаривают на языке ученых и используют их выражения. Мухаммад ибн аль-Хусейн, да смилуется над ним Аллах, написал: «Не следует обольщаться, в случае если кто-то видит усердное поклонение хариджита, который выходит против правителя, будь он справедливый или притеснитель, собирает вокруг себя группу сторонников, прибегает к оружию и дозволяет убивать мусульман. Не стоит обольщаться его чтением Корана, длительным совершением молитвы, постоянным соблюдением поста, использованием красивых выражений в области шариатских знаний, – если этот человек следует хариджитскому направлению» ( «аш-Шариат», стр. 28).
37 • Они опираются на «аяты угроз» и не учитывают «аяты обещаний» ( «аль-Хаваридж авваль фирка фи тарих аль-ислям», стр. 38).
38 • Они поспешно применяют шариатские положения (не вдаваясь в подробности, обвиняют в неверии, вероотступничестве и т.д.) ( «аль-Хаваридж авваль фирка фи тарих аль-ислям», стр. 146).
39 • Подозревают в пороках сердец на основе предположений и непрямых признаков ( «аль-Хаваридж авваль фирка фи тарих аль-ислям», стр. 147).
40 • Призывают к отдалению от мусульманского общества. Поэтому хариджиты оставляют обучение в школах, училищах и университетах, не занимают государственные должности, не живут вместе с мусульманами ( «Дирасат аниль-фирак ва тарих аль-муслимин», стр. 137).
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи