Урок преподобного Макария Великого
Повторю еще раз: доброе отношение к людям другой веры и желание помочь им выйти из секты главное условие в миссионерского служения в инославной среде. . Этому учат нас и жития святых. Вспомним, например, как преподобному Макарию Великому повстречался не просто язычник, а языческий жрец.
Св. Макарий Великий шел со своим учеником по пустыне. Молодость всегда бежит вперед, хочет побыстрее увидеть, что там, за горизонтом. Человек лет пятидесяти, когда идет в темное время суток по улице, которая резко поворачивает, и за этим поворотом вообще нет ни фонаря, ни иного какого огня, а ему нужно дойти до дома, стоящего в самом конце этой улицы, предпочтет пойти в обход, по освещенному соседнему проулку. А вот молодой непременно сунется в темноту… Что поделать, такова молодость!
Так, св. Макарий Великий шел не спеша по пустыне, а его ученик забежал далеко вперед и повстречал языческого жреца, который нес вязанку дров для жертвенного огня своим идолам. Ученик налетел на жреца с руганью: «Ты, такой, негодны человек, кому кланяешься? Идолопоклонник!» Жрец был не слабой физической силы, положил свою вязанку на землю и хорошенько поколотил этого ученика. А потом с этим жрецом повстречался и преподобный Макарий. Святой сказал ему: «Утрудился, устал наверно, в ту ли сторону кланяешься, спасаешься ли? Вот вода, попей. Вот хлеб, поешь». Жрец, услышав такие слова, припал к ногам преподобного и проговорил: «Пока не сделаешь меня христианином, не отпущу тебя». И они вместе пошли к монастырю св. Макария. Братия еще издали увидели, что к ним идет жрец. А раньше, как, впрочем, и сейчас, людей разных исповеданий можно было отличить по одежде. Изумились братия: «Как, и жрец хочет подвизаться в нашей обители? Мыслимо ли это? Как же так получилось?» И удивительные слова прозвучали в ответ из уст прп. Макария Великого: «Доброе слово и злого человека делает добрым, а злое слово и доброго человека делает злым». Так что доброе отношение к людям другой веры –главное условие ведения полемики с ними.
Ведь многие люди, особенно в 1990-е годы (да и сейчас такое бывает), попали в ту или иную секту случайно. Они не выбирали специально, членом какой общины стать. И не выбирали специально между сектой и Церковью. Они сделали выбор между информацией о Боге, которую принесли первыми сектанты, и безбожием, духовным вакуумом. Когда спрашиваешь у тех, кто приходит в реабилитационный центр прп. Иосифа Волоцкого: «Почему ты стал баптистом?» – слышишь в ответ: «Ко мне баптисты первые подошли»; «Почему стал свидетелем Иеговы?» – «Ко мне свидетели Иеговы первые подошли». – Спрашиваю: «А если бы к тебе первые подошли баптисты, ты бы баптистом стал?» – «Да», – так прямо и отвечают. – «А если бы адвентисты?» – «Ну, значит, стал бы адвентистом». Кто первый открыл человеку слово Божие, даже в искаженном понимании за тем он и пошел. Ведь сектанты представляются подходя к людям называют себя христианами и многие люди в полной уверенности думают раз христиане, значит православные. Когда человек попадает в секту жизнь человека меняется. Мы прекрасно знаем, что многие сектанты, для которых Библия является незыблемым авторитетом, которые верят во Христа как в Спасителя, отличаются от людей мира сего. И это сразу видно. Раньше пил-курил, как сам человек свидетельствует о себе, а сейчас стал ходить на собрания, читать Библию. Правда, бывает и так, что человек и совсем «из жизни уходит», так что родные начинают о нем беспокоиться. Доходит до крайностей: бросают институты, бросают работу, уходят полностью в секту. Поэтому первый совет который я даю родственникам обращающимся в центр реабилитации за помощью, всякие споры дома надо прекратить и пригласить для беседы попавшего в секту на прием. К практической стороне миссионерского служения, работе центра и как ее организовать, к методике диспута, мы еще вернемся, а сейчас рассмотри историю возникновения протестантизма и его некоторых ответвлений. Для нас это важно, чтобы понимать откуда появились секты и их последователи. Мы не будем касаться древних ересей, поговорим о них позже и рассмотрим их трансформацию в современные сектантсткие заблуждения. Сегодня рассмотрим кратко лишь историю реформации.