Раз­ре­ше­ние за­пре­щен­но­го ал­ла­хом или

МУ­ХАМ­МАД СА­ЛИХ АЛЬ-МУ­НАД­ЖЖИД

ЗА­ПРЕТ­НОЕ, ПО ОТ­НО­ШЕ­НИЮ К КО­ТО­РО­МУ

ЛЮ­ДИ ПРО­ЯВ­ЛЯ­ЮТ НЕ­БРЕЖ­НОСТЬ, НО

КО­ТО­РО­ГО СЛЕ­ДУ­ЕТ ОС­ТЕ­РЕ­ГАТЬ­СЯ.

Во имя Ал­ла­ха Ми­ло­сти­во­го, Ми­ло­серд­но­го!

.

Во имя Ал­ла­ха, хва­ла Ал­ла­ху, да бла­го­сло­вит Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет по­слан­ни­ка Ал­ла­ха, чле­нов его се­мьи, его спод­виж­ни­ков и всех тех, кто по­шел его пу­тем.

А за­тем:

Я оз­на­ко­мил­ся с кни­гой шей­ха Мухаммеда бин Са­ли­ха аль - Му­над­жжи­да, да по­мо­жет ему Ал­лах, под на­зва­ни­ем "За­прет­ное, по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му лю­ди про­яв­ля­ют не­бреж­ность, но ко­то­ро­го сле­ду­ет ос­те­ре­гать­ся" и на­шел ее цен­ной и весь­ма по­лез­ной. Ее ав­тор хо­ро­шо спра­вил­ся со сво­ей за­да­чей и при­нес сво­ей кни­гой поль­зу лю­дям. Да воз­даст ему Ал­лах бла­гом, да при­ба­вит ему по­лез­но­го зна­ния и да пре­дос­та­вит ему боль­ше воз­мож­но­стей со­вер­шать бла­гие де­ла и об­ра­тит на поль­зу му­суль­ма­нам эту и дру­гие его кни­ги, ведь Он, сла­ва Ему, щедр и ве­ли­ко­ду­шен, и бла­го­да­ря об­ра­ще­нию к Не­му с прось­бой о под­держ­ке бы­ла на­пи­са­на эта кни­га, и да бла­го­сло­вит Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет на­ше­го про­ро­ка Му­хам­ма­да, всех чле­нов его се­мьи и спод­виж­ни­ков.

11/9/1414 г.х.

АБД АЛЬ-АЗИЗ БИН АБ­ДАЛ­ЛАХ ИБН БАЗ,

гла­ва Ко­мис­сии круп­ней­ших уле­мов,

Управ­ле­ний по на­уч­ным ис­сле­до­ва­ни­ям и из­да­нию фетв.

ВВЕ­ДЕ­НИЕ.

Хва­ла Ал­ла­ху, ко­то­ро­го мы сла­вим, к ко­то­ро­му об­ра­ща­ем­ся за по­мо­щью и ко­то­ро­го про­сим о про­ще­нии, при­бе­гая к Не­му от зла на­ших душ и от на­ших дур­ных дел. Ни­кто не собьет с пу­ти тех, ко­му ука­зы­ва­ет путь Ал­лах, а тех, ко­го Он сби­ва­ет с пу­ти, ни­кто не вы­ве­дет на пра­виль­ную до­ро­гу, и я сви­де­тель­ст­вую, что нет бо­га, кро­ме од­но­го лишь Ал­ла­ха, ко­то­ро­му нет рав­но­го, и сви­де­тель­ст­вую, что Мухаммад - Его раб и Его по­слан­ник.

А за­тем:

По­ис­ти­не, Ал­лах Все­выш­ний, сла­ва Ему, воз­ло­жил на лю­дей оп­ре­де­лен­ные обязанности, от ис­пол­не­ния ко­то­рых нель­зя ук­ло­нять­ся, ус­та­но­вил для них из­вест­ные гра­ни­цы, ко­то­рые нель­зя на­ру­шать, и ввел для них ряд за­пре­тов, ко­то­рые нель­зя пре­сту­пать,

Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- То, что доз­во­лил Ал­лах в Кни­ге сво­ей, яв­ля­ет­ся раз­ре­шен­ным, а то, что Он за­пре­тил, яв­ля­ет­ся за­прет­ным, что же ка­са­ет­ся то­го, о чем Он умол­чал, то это яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ным, ко­то­рое даровано вам Ал­ла­хом, так при­ми­те же это от Ал­ла­ха, по­ис­ти­не, Ал­лах не за­быв­чив! -, по­сле че­го он, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, про­чи­тал аят, в ко­то­ром го­во­рит­ся: "Гос­подь твой не за­быв­чив!"[1], [2]

Та­ким образом, за­прет­ное обо­зна­ча­ет со­бой гра­ни­цы, ус­та­нов­лен­ные Ал­ла­хом Все­мо­гу­щим и Ве­ли­ким, ко­то­рый ска­зал:

- Та­ко­вы гра­ни­цы Ал­ла­ха, не при­бли­жай­тесь же к ним![3]

Ал­лах Все­выш­ний, сла­ва Ему, уг­ро­жа­ет тем, кто пре­сту­па­ет ус­та­нов­лен­ные им гра­ни­цы и на­ру­ша­ет Его за­пре­ты, го­во­ря:

- А кто не по­ви­ну­ет­ся Ал­ла­ху и Его по­слан­ни­ку и пре­сту­па­ет Его гра­ни­цы, то­го Он вве­дет в огонь, ос­та­вив его там на­веч­но, и для не­го - уни­зи­тель­ное на­ка­за­ние.[4]

Кро­ме то­го, воз­дер­жа­ние от за­прет­но­го яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным в си­лу то­го, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Воз­дер­жи­вай­тесь от то­го, что я за­пре­тил вам, а то, что я по­ве­лел вам, де­лай­те по ме­ре сил сво­их.[5]

Оче­вид­но, кто-ни­будь из иду­щих на по­во­ду у соб­ст­вен­ных стра­стей, сла­бо­душ­ных и не об­ла­даю­щих дос­та­точ­ным за­па­сом зна­ний, по­сто­ян­но слы­ша о тех или иных за­пре­тах, при­дет в раз­дра­же­ние, почувствует до­са­ду и ска­жет: "Все за­пре­ще­но! Вы не ос­та­ви­ли ни­че­го не за­прет­но­го, сде­ла­ли на­шу жизнь скуч­ной и стес­ни­ли нас во всем, нет у вас ни­че­го, кро­ме за­прет­но­го и за­пре­тов, а ведь эта ре­ли­гия лег­ка, пе­ред че­ло­ве­ком от­кры­ва­ет­ся мно­го воз­мож­но­стей, а Ал­лах - Про­щаю­щий и Ми­ло­серд­ный!"

Воз­ра­жая та­ким лю­дям, мы мо­жем ска­зать сле­дую­щее:

- По­ис­ти­не, Ве­ликий и Всевышний Ал­лах вер­шит суд по сво­ему соб­ст­вен­но­му ус­мот­ре­нию, и ни­кто не в со­стоя­нии за­дер­жать Его суд.

Он - Муд­рый и Све­ду­щий, Он, сла­ва Ему, разрешает что по­же­ла­ет и за­пре­ща­ет что по­же­ла­ет, а к чис­лу ос­нов на­ше­го по­кло­не­ния Ал­ла­ху Все­мо­гу­ще­му и Ве­ли­ко­му от­но­сит­ся то, что нам сле­ду­ет удовлетворяться тем, что Он су­дил нам и пол­но­стью по­ко­рять­ся это­му.

Ис­точ­ни­ком же Его ус­та­нов­ле­ний яв­ля­ют­ся Его зна­ние, муд­рость и спра­вед­ли­вость, са­ми же эти ус­та­нов­ле­ния не име­ют ни­че­го об­ще­го ни с иг­рой, ни с за­ба­вой, как ска­зал об этом сам Ал­лах Все­выш­ний:

- И за­вер­ши­лись сло­ва Гос­по­да по ис­ти­не и спра­вед­ли­во­сти. Ни­кто не из­ме­нит сло­ва Его, ведь Он - Слы­ша­щий, Знаю­щий![6]

Ал­лах Все­мо­гу­щий и Ве­ли­кий разъ­яс­нил нам, на чем ос­но­вы­ва­ют­ся Его раз­ре­ше­ния и за­пре­ты, ска­зав:

- ...раз­ре­ша­ет им бла­га и за­пре­ща­ет им мер­зо­сти...[7]

Из это­го сле­ду­ет, что бла­гое яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ным, а мерз­кое - за­прет­ным. Что же ка­са­ет­ся пра­ва раз­ре­шать и за­пре­щать, то оно при­над­ле­жит од­но­му лишь Ал­ла­ху, а тот, кто пре­тен­ду­ет на об­ла­да­ние та­ки­ми пра­ва­ми или за­яв­ля­ет, что ими об­ла­да­ет кто-ни­будь еще, впал в боль­шое не­ве­рие, ста­вя­щее его вне ре­ли­гии Ис­ла­ма, а Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

- Или у них есть со­то­ва­ри­щи, ко­то­рые уза­ко­ни­ли в ре­ли­гии то, че­го не доз­во­лял Ал­лах?[8]

Бо­лее то­го, го­во­рить о доз­во­лен­ном и за­прет­ном не позволено ни­ко­му, кро­ме об­ла­даю­щих зна­ни­ем о Ко­ра­не и сун­не, ибо Ал­лах Все­выш­ний стро­го пре­ду­пре­дил тех, кто раз­ре­ша­ет или за­пре­ща­ет нечто, не об­ла­дая соответствующим зна­ни­ем. Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

- Не го­во­ри­те о том, что опи­сы­ва­ют ва­ши язы­ки лжи­во:(Это - доз­во­ле­но, это - за­пре­ще­но)- что­бы из­мыс­лить на Ал­ла­ха ложь. По­ис­ти­не те, ко­то­рые из­мыш­ля­ют на Ал­ла­ха ложь, не бу­дут сча­ст­ли­вы![9]

Аб­со­лют­но за­прет­ные ве­щи пе­ре­чис­ле­ны в Ко­ра­не и сун­не про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет. Так, на­при­мер, Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

- Ска­жи: (При­хо­ди­те, я про­чи­таю то, что за­пре­тил вам Гос­подь, что­бы вы не при­да­ва­ли Ему ни­че­го в со­то­ва­ри­щи. По от­но­ше­нию к ро­ди­те­лям - добродеяние; не уби­вай­те ва­ших де­тей от бед­но­сти - Мы про­кор­мим их и вас; не при­бли­жай­тесь к мер­зо­стям, к яв­ным из них и тай­ным; не уби­вай­те ду­шу, ко­то­рую за­пре­тил Ал­лах, ина­че как по пра­ву. Это за­ве­щал Он вам, - мо­жет быть, вы ура­зу­мее­те![10]

Мно­гое из за­прет­но­го, упо­мя­ну­то так­же и в ха­ди­сах. Так, на­при­мер, по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- По­ис­ти­не, Ал­лах за­пре­тил про­да­вать ви­но, мерт­ве­чи­ну, сви­ни­ну и идо­лов.[11]

По­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, так­же ска­зал:

- По­ис­ти­не, ес­ли Ал­лах за­пре­ща­ет не­что, это означает так­же, что Он за­пре­ща­ет и на­зна­чать за это це­ну.[12]

В не­ко­то­рых ав­то­ри­тет­ных ре­ли­ги­оз­ных тек­стах ино­гда упо­ми­на­ет­ся так­же не­что за­прет­ное, но от­но­ся­щее­ся к то­му или ино­му раз­ря­ду ве­щей. Так, на­при­мер, Ал­лах Все­выш­ний упо­ми­на­ет о за­прет­ной пи­ще, го­во­ря:

- За­пре­ще­на вам мерт­ве­чи­на, и кровь, и мя­со сви­ньи, и то, что за­ко­ло­то с при­зы­ва­ни­ем не Ал­ла­ха, и удав­лен­ное, и уби­тое при па­де­нии, и за­бо­дан­ное, и то, что за­ко­ло­то на жерт­вен­ни­ках, и что­бы вы де­ли­ли по стре­лам. Это - не­чес­тие.[13]

Ал­лах Все­выш­ний, сла­ва Ему, упо­мя­нул так­же и о том, что яв­ля­ет­ся за­прет­ным и име­ет от­но­ше­ние к бра­ку, ска­зав:

- И за­пре­ще­ны вам ва­ши ма­те­ри, и ва­ши до­че­ри, и ва­ши се­ст­ры, и ва­ши тет­ки по от­цу и по ма­те­ри, и до­че­ри бра­та, и до­че­ри се­ст­ры, и ва­ши ма­те­ри, ко­то­рые вас вскор­ми­ли, и ва­ши се­ст­ры по корм­ле­нию, и ма­те­ри ва­ших жен, и ва­ши вос­пи­тан­ни­цы, ко­то­рые под ва­шим по­кро­ви­тель­ст­вом от ва­ших жен, к ко­то­рым вы уже во­шли, а ес­ли вы еще не во­шли к ним, то нет гре­ха на вас; и же­ны ва­ших сы­но­вей, ко­то­рые от ва­ших чресл, и - объ­е­ди­нять двух сес­тер, ес­ли это­го не бы­ло рань­ше. По­ис­ти­не, Ал­лах Про­щаю­щий, Ми­ло­серд­ный![14]

Он упо­мя­нул так­же и о за­прет­ных при­об­ре­те­ни­ях. Ал­лах Все­мо­гу­щий и Все­выш­ний ска­зал:

- А Ал­лах раз­ре­шил тор­гов­лю и за­пре­тил рост.[15]

По­ис­ти­не, Ал­лах ми­ло­стив к сво­им ра­бам, ведь Он раз­ре­шил нам поль­зо­вать­ся не­ис­чис­ли­мым ко­ли­че­ст­вом са­мых раз­но­об­раз­ных благ. Имен­но по­это­му Он и не стал под­роб­но пе­ре­чис­лять все­го доз­во­лен­но­го, ведь это­го столь мно­го, что и не счесть, и Он пе­ре­чис­лил толь­ко за­прет­ное из-за его ограниченности, а так­же для то­го, что­бы мы зна­ли об этом и из­бе­жа­ли по­доб­ных ве­щей. Ал­лах Все­мо­гу­щий и Ве­ли­кий, сла­ва Ему, ска­зал:

- И что с ва­ми, что вы не еди­те то­го, над чем по­мя­ну­то имя Ал­ла­ха, ко­гда уже Он разъ­яс­нил вам, что вам за­пре­ще­но, ес­ли вы не бу­де­те вы­ну­ж­де­ны де­лать это­го?[16]

Что же ка­са­ет­ся доз­во­лен­но­го, то Он раз­ре­шил это в це­лом, ес­ли толь­ко в этом за­клю­ча­ет­ся бла­го, ска­зав:

- О лю­ди! Ешь­те то доз­во­лен­ное и бла­гое, что име­ет­ся на зем­ле...[17]

Та­ким об­ра­зом, ми­лость Его со­сто­ит в том, что Он сделал ос­но­вой все­го доз­во­лен­ность, и не­что ос­та­ет­ся та­ко­вым до тех пор, по­ка не поя­вят­ся при­зна­ки, ука­зы­ваю­щие на за­прет­ность это­го, что и сви­де­тель­ст­ву­ет о щед­ро­сти Все­выш­не­го, сла­ва Ему, и том, что Он пре­дос­тав­ля­ет сво­им ра­бам мно­го воз­мож­но­стей. Нам же сле­ду­ет про­яв­лять по­кор­ность Ал­ла­ху, воз­да­вать Ему хва­лу и бла­го­да­рить Его.

Ко­гда не­ко­то­рым лю­дям на­чи­на­ют под­роб­но пе­ре­чис­лять за­прет­ное, ока­зы­ва­ет­ся, они не в со­стоя­нии вы­пол­нять все установления ша­риа­та, по­сколь­ку ве­ра их сла­ба и они не дос­тиг­ли глу­бо­ко­го по­ни­ма­ния ша­риа­та. Не­у­же­ли же для то­го, что­бы убе­дит­ся, что эта ре­ли­гия лег­ка, они хо­тят ус­лы­шать пе­ре­чис­ле­ние все­го доз­во­лен­но­го? Или же для то­го, что­бы по­нять, что ша­ри­ат ни­как не ущем­ля­ет их в по­все­днев­ной жиз­ни, им обя­за­тель­но нуж­но ус­лы­шать пе­ре­чис­ле­ние всех доз­во­лен­ных им благ?

Не­у­же­ли они хо­тят, что­бы им ска­за­ли, что мя­со за­би­тых че­ло­ве­ком верб­лю­дов, ко­ров, овец, зай­цев, га­зе­лей, ди­ких коз­лов, кур, го­лу­бей, уток, гу­сей и страу­сов доз­во­ле­но, так­же как доз­во­ле­на им мерт­вая са­ран­ча и ры­ба?

Или что доз­во­ле­на им зе­лень, ово­щи, фрук­ты и дру­гие по­лез­ные пло­ды и зла­ки?

Или что им доз­во­ле­ны во­да, мо­ло­ко, мед, мас­ло и ук­сус?

Или что им доз­во­ле­ны соль при­пра­вы и пря­но­сти?

Или что им доз­во­ле­но ис­поль­зо­вать для сво­их нужд де­ре­во, же­ле­зо, пе­сок, ще­бень, пла­ст­мас­сы, стек­ло и ре­зи­ну?

Или что им доз­во­ле­но пе­ре­дви­гать­ся с по­мо­щью вер­хо­вых жи­вот­ных, ав­то­ма­шин, по­ез­дов, ко­раб­лей и са­мо­ле­тов?

Или что доз­во­ле­но им поль­зо­вать­ся кон­ди­цио­не­ра­ми, хо­ло­диль­ни­ка­ми, сти­раль­ны­ми ма­ши­на­ми, су­шил­ка­ми, мель­ни­ца­ми, ма­ши­на­ми для за­ме­ши­ва­ния тес­та и раз­ны­ми ины­ми при­спо­соб­ле­ния­ми, при­ме­няю­щи­ми­ся в ме­ди­ци­не, строи­тель­ст­ве, вы­чис­ле­ни­ях, ас­тро­но­мии и ин­же­нер­ном де­ле, или ис­поль­зую­щи­ми­ся для до­бы­чи во­ды, неф­ти и по­лез­ных ис­ко­пае­мых или очи­ще­ния и оп­рес­не­ния, кни­го­пе­ча­та­ния и про­чих ве­щей, от­но­ся­щих­ся к раз­лич­ным об­лас­тям че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти?

Или что доз­во­ле­но им но­сить оде­ж­ду из хлоп­ка, льна, шер­сти, вор­са, ко­жи, ней­ло­на и по­ли­сти­ро­ла?

Или что доз­во­ле­ны им в ос­нов­ном бра­ки, тор­гов­ля, за­ло­ги, де­неж­ные пе­ре­во­ды, сда­ча в арен­ду, про­фес­сии плот­ни­ка, куз­не­ца, сле­са­ря и пас­ту­ха?

Мож­но ли пред­ста­вить се­бе, что, пе­ре­чис­ляя все это, нам уда­ст­ся перечислить все пол­но­стью, и по­че­му эти лю­ди ни­как не мо­гут по­нять, о чем же идет речь?

Оче­вид­но, их до­во­ды о том, что эта ре­ли­гия лег­ка, яв­ля­ет­ся не чем иным как ис­ти­ной, ко­то­рой при­кры­ва­ет­ся ложь, по­сколь­ку по­ня­тие лег­ко­сти в этой ре­ли­гии связано не толь­ко с же­ла­ния­ми лю­дей и их взгля­да­ми, но в пер­вую оче­редь - с ус­та­нов­ле­ния­ми ша­риа­та. Су­ще­ст­ву­ет большая раз­ни­ца ме­ж­ду на­ру­ше­ни­ем за­пре­тов под при­кры­ти­ем лож­ных ар­гу­мен­тов о том, что эта ре­ли­гия лег­ка, хо­тя она, не­со­мнен­но, и является лег­кой, и об­ра­ще­ни­ем к то­му, что доз­во­ле­но ша­риа­том, на­при­мер, - к объ­е­ди­не­нию и со­кра­ще­нию мо­литв, а так­же от­ка­зу от по­ста для то­го, кто на­хо­дить­ся в пу­ти, дозволенности про­ти­ра­ния спе­ци­аль­ной ко­жа­ной обу­ви и нос­ков пе­ред мо­лит­ва­ми, не сни­мая ни то­го, ни дру­го­го в те­че­нии од­них су­ток по­сле омо­ве­ния для че­ло­ве­ка, ос­таю­ще­го­ся на од­ном мес­те, и в те­че­нии трех су­ток для тех, кто на­хо­дит­ся в пу­ти, со­вер­ше­нию омо­ве­ния пес­ком в слу­чае воз­ник­но­ве­ния опа­се­ний ис­поль­зо­вать во­ду по той или иной при­чи­не, объ­е­ди­не­нию двух мо­литв, ес­ли че­ло­век бо­лен, а так­же ес­ли он на­хо­дит­ся на от­кры­том мес­те во вре­мя до­ж­дя, доз­во­лен­но­сти смот­реть на по­сто­рон­нюю де­вуш­ку или жен­щи­ну для сва­таю­ще­го на ней, воз­мож­но­сти вы­бо­ра ме­ж­ду ос­во­бо­ж­де­ни­ем ра­бов, корм­ле­ни­ем бед­ня­ков или на­де­ле­ни­ем их оде­ж­дой в ка­че­ст­ве ис­ку­п­ле­ния для тех, кто на­ру­шит клят­ву, ис­поль­зо­ва­ние в пи­щу мерт­ве­чи­ны, ес­ли че­ло­век ока­жет­ся вы­ну­ж­ден­ным де­лать это, и об­ра­ще­нию к дру­гим доз­во­лен­ным ша­риа­том и об­лег­чаю­щим лю­дям жизнь ве­щам.

В до­пол­не­ние ко все­му вы­ше­упо­мя­ну­то­му не­об­хо­ди­мо ска­зать и о том, что му­суль­ма­ни­ну не­об­хо­ди­мо знать, что на­ло­же­ние за­пре­тов на те или иные ве­щи объ­яс­ня­ет­ся раз­ны­ми при­чи­на­ми, в том чис­ле, на­при­мер, и тем, что Ал­лах Все­выш­ний ис­пы­ты­ва­ет сво­их ра­бов по­доб­ны­ми за­пре­та­ми, взи­рая на то, как они бу­дут се­бя вес­ти. Лю­дей по­пав­ших в ад, от­ли­ча­ет от тех, кто ока­зал­ся в раю, в чис­ле все­го про­че­го и то, что по­пав­шие в ад, в свое вре­мя по­гряз­ли в удов­ле­тво­ре­нии сво­их желаний, что гро­зи­ло им по­доб­ным ис­хо­дом, а ока­зав­шие­ся в раю про­яви­ли тер­пе­ние, что и по­зво­ли­ло им вой­ти в рай, а ес­ли бы не это ис­пы­та­ние, то восстающие про­тив во­ли Ал­ла­ха ни­чем не от­ли­ча­лись бы от по­кор­ных. Лю­ди, об­ла­даю­щие ве­рой, от­но­сят­ся к труд­но­стям, свя­зан­ным с вы­пол­не­ни­ем воз­ло­жен­ных на них обя­зан­но­стей, на­де­ясь по­лу­чить за это на­гра­ду и пом­ня о том, что они вы­пол­ня­ют ве­ле­ния Ал­ла­ха, что­бы уго­дить Ему, и по­это­му раз­лич­ные тя­го­ты ста­но­вят­ся для них чем-то не­зна­чи­тель­ным. Что же ка­са­ет­ся лицемеров, то труд­но­сти, свя­зан­ные с вы­пол­не­ни­ем ими сво­их обязанностей, при­но­сят им толь­ко му­че­ния, в ре­зуль­та­те че­го они от­стра­ня­ют­ся от них. Эти труд­но­сти ста­но­вят­ся для та­ких лю­дей не­по­силь­ным бре­ме­нем, а про­яв­ле­ние по­кор­но­сти по от­но­ше­нию к Ал­ла­ху - не­пре­одо­ли­мой труд­но­стью.

Что же ка­са­ет­ся про­яв­ляю­ще­го по­кор­ность, то, отказываясь от со­вер­ше­ния за­прет­но­го, та­кой че­ло­век ощу­ща­ет сла­дость, посколь­ку Ал­лах воз­ме­ща­ет бла­гом тем, кто отказывается от че­го-ли­бо ра­ди Не­го, и они на­чи­на­ют ощу­щать сла­дость ве­ры в сво­их серд­цах.

В пред­ла­гае­мом вни­ма­нию ува­жае­мо­го чи­та­те­ля ис­сле­до­ва­нии пе­ре­чис­ля­ет­ся це­лый ряд за­прет­ных с точ­ки зре­ния ша­риа­та ве­щей на­ря­ду с ука­за­ния­ми на при­чи­ны на­ло­же­ния на них за­пре­та, имею­щие от­но­ше­ние к свя­щен­но­му Ко­ра­ну и сун­не про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет.[18]

Вме­сте с тем сле­ду­ет от­ме­тить, что то за­прет­ное, о ко­то­ром идет речь в на­шей кни­ге по­лу­чи­ло в на­стоя­щее вре­мя ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние сре­ди мно­гих му­суль­ман, и, упо­ми­ная об этом, я хо­тел вне­сти в этот во­прос яс­ность и дать лю­дям до­б­рый со­вет. И я про­шу ру­ко­во­дства и со­дей­ст­вия для се­бя са­мо­го и мо­их брать­ев в Ис­ла­ме, что­бы мы мог­ли ос­та­нав­ли­вать­ся у гра­ниц, ус­та­нов­лен­ных Ал­ла­хом Все­выш­ним, сла­ва Ему, и что­бы Он уво­дил нас от за­прет­но­го и обе­ре­гал от со­вер­ше­ния дур­но­го, ведь Ал­лах - луч­ший из хра­ни­те­лей и ми­ло­серд­ней­ший из ми­ло­серд­ных![19]

МНО­ГО­БО­ЖИЕ

Мно­го­бо­жие от­но­сит­ся к чис­лу аб­со­лют­но за­прет­ных ве­щей, так как в ха­ди­се, ко­то­рый пе­ре­дал Абу Бакра, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, он со­об­щил, что од­на­ж­ды по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал лю­дям:

"Не со­об­щить ли вам о са­мом тяж­ком из трех наи­бо­лее тяж­ких гре­хов?" Они от­ве­ти­ли: "Да, о по­слан­ник Ал­ла­ха". Он ска­зал: "Это - при­да­ние Ал­ла­ху со­то­ва­ри­щей..."[20]

Сле­ду­ет пом­нить о том, что Ал­лах мо­жет про­стить лю­бой грех, кро­ме мно­го­бо­жия, а для тех, кто впа­да­ет в не­го, не­об­хо­ди­мо осо­бое по­кая­ние, ибо Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

- По­ис­ти­не, Ал­лах не про­ща­ет, что­бы Ему при­да­ва­ли со­то­ва­ри­щей, но про­ща­ет то, что меньше это­го, ко­му по­же­ла­ет. А кто при­да­ет Ал­ла­ху со­то­ва­ри­щей, тот из­мыс­лил ве­ли­кий грех![21]

Мно­го­бо­жие яв­ля­ет­ся наи­бо­лее без­ус­лов­ным изо все­го, что ста­вит че­ло­ве­ка вне ре­ли­гии Ис­ла­ма, и по­это­му ес­ли мно­го­бож­ник не рас­ка­ет­ся, по­сле смер­ти он бу­дет веч­но пре­бы­вать в пла­ме­ни ада.

К чис­лу про­яв­ле­ний по­доб­но­го мно­го­бо­жия, по­лу­чив­ше­го рас­про­стра­не­ние во мно­гих стра­нах Ис­ла­ма, от­но­сит­ся ни­же­сле­дую­щее:

ПО­КЛО­НЕ­НИЕ МО­ГИ­ЛАМ

К это­му име­ет от­но­ше­ние и ве­ра в то, что по­кой­ные дру­зья Ал­ла­ха мо­гут спо­соб­ст­во­вать удов­ле­тво­ре­нию по­треб­но­стей лю­дей и об­лег­че­нию их по­ло­же­ния, и об­ра­ще­ния к ним с прось­ба­ми о по­мо­щи и спа­се­нии, в то вре­мя как Ал­лах Все­выш­ний, сла­ва Ему, го­во­рит:

- И велел твой Гос­подь, что­бы вы не поклонялись ни­ко­му, кро­ме Не­го...[22]

К это­му от­но­сит­ся так­же об­ра­ще­ние к по­кой­ным про­ро­кам, пра­вед­ни­кам и дру­гим лю­дям с прось­ба­ми о за­ступ­ни­че­ст­ве или из­бав­ле­ния от бе­ды, в то время как Ал­лах Все­выш­ний, сла­ва Ему, го­во­рит:

- Кто же от­ве­ча­ет по­пав­ше­му в бе­ду, ко­гда он взы­ва­ет к Не­му, и уда­ля­ет зло и де­ла­ет вас на­ме­ст­ни­ка­ми на зем­ле? Или ка­кой-то бог вме­сте с Ал­ла­хом?[23]

Не­ко­то­рые из по­кло­няю­щих­ся мо­ги­лам де­ла­ют сво­ей привычкой и обы­ча­ем по­вто­ре­ние име­ни сво­его шей­ха или ко­го ли­бо из дру­зей Ал­ла­ха ка­ж­дый раз, ко­гда они вста­ют, са­дят­ся или ос­ту­па­ют­ся, и, кро­ме то­го, они по­ми­на­ют их ка­ж­дый раз, ко­гда по­па­да­ют в труд­ное положение или в ка­кую ни­будь бе­ду. Так, на­при­мер, кто-то из них го­во­рит: "О Мухаммед, кто-то: "О Али!" -, кто-то: "О Ху­сейн!" -, кто-то: "О Бо­да­ви!" -, кто-то: "О Джи­ля­ни!" -, кто-то: "О Ша­зи­ли!" -, кто-то: "О Ра­фаи!" -, кто-то взы­ва­ет к гос­по­же Зай­наб, а еще кто-то - к Ибн Уль­ва­ну, в то вре­мя как Ал­лах Все­выш­ний го­во­рит:

- По­ис­ти­не, те, ко­го вы при­зы­вае­те по­ми­мо Ал­ла­ха, - ра­бы, по­доб­ные вам![24]

Не­ко­то­рые из по­кло­няю­щих­ся мо­ги­лам со­вер­ша­ют об­хо­ды во­круг них, при­каса­ют­ся к их уг­лам, трут­ся о них, це­лу­ют их сту­пе­ни, по­сы­па­ют свои ли­ца пра­хом с этих мо­гил, от­би­ва­ют зем­ные по­кло­ны, за­ви­дев их, и за­сты­ва­ют пе­ред ни­ми в сми­ре­нии и благовении, об­ра­ща­ясь к по­кой­ным с прось­ба­ми ока­зать со­дей­ст­вие в тех или иных сво­их де­лах, на­при­мер, из­ле­чить боль­но­го, по­слать се­мье ре­бен­ка или как- ни­будь об­лег­чить по­ло­же­ние че­ло­ве­ка. Они час­то об­ра­ща­ют­ся к ле­жа­ще­му в мо­ги­ле по­кой­но­му с та­ки­ми сло­ва­ми: "О гос­по­дин мой, я при­шел к те­бе из да­ле­кой стра­ны, не от­вер­гай же ме­ня!" -, в то вре­мя как Ал­лах Все­мо­гу­щий и Ве­ли­кий го­во­рит:

- Кто бо­лее заблуждается, чем тот, кто при­зы­ва­ет по­ми­мо Ал­ла­ха тех, что не от­ве­тят им до дня вос­кре­се­ния и не­бре­гут их зо­вом?![25]

Что ­же ка­са­ет­ся про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, то он ска­зал:

- Ес­ли при жиз­ни че­ло­век об­ра­щал­ся к ко­му-ни­будь по­ми­мо Ал­ла­ха как к рав­но­му Ему, то по­сле сво­ей смер­ти он по­па­дет в огонь![26]

Не­ко­то­рые из по­кло­няю­щих­ся мо­ги­лам бре­ют се­бе го­ло­вы воз­ле них, у иных же име­ют­ся кни­ги, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся, на­при­мер, так - "Об­ря­ды, со­вер­шае­мые во вре­мя па­лом­ни­че­ст­ва к гроб­ни­цам свя­тых", при этом име­ют­ся в ви­ду мо­ги­лы и усы­паль­ни­цы дру­зей Ал­ла­ха.

Не­ко­то­рые из по­кло­няю­щих­ся мо­ги­лам ве­рят в то, что по­кой­ные дру­зья Ал­ла­ха мо­гут управ­лять про­ис­хо­дя­щим в жиз­ни лю­дей, на­но­ся им вред или при­но­ся поль­зу, но ведь Ал­лах Все­мо­гу­щий и Ве­ли­кий го­во­рит:

- Ес­ли Ал­лах кос­нет­ся те­бя злом, то не най­дет­ся из­ба­ви­те­ля от это­го, кро­ме Не­го, ес­ли же Он по­же­ла­ет те­бе до­б­ра, то ни­кто не удер­жит Его ми­лость.[27]

О мно­го­бо­жии сви­де­тель­ст­ву­ет так­же при­не­се­ние обе­тов не Ал­ла­ху, но ведь имен­но этим и за­ни­ма­ют­ся те, кто за­жи­га­ет лам­пы и ог­ни для ле­жа­щих в мо­ги­лах по­кой­ни­ков.

Од­ним из про­яв­ле­ний боль­шо­го мно­го­бо­жия яв­ля­ет­ся так­же

ПРИ­НЕ­СЕ­НИЕ ЖЕРТВ НЕ АЛ­ЛА­ХУ,

в то вре­мя как Ал­лах Все­выш­ний го­во­рит:

По­мо­лись же Гос­по­ду твое­му и за­ко­ли![28]

Это оз­на­ча­ет: за­ко­ли для Ал­ла­ха и с име­нем Ал­ла­ха, а по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ал­лах про­клял тех, кто при­но­сил жерт­вы не Ал­ла­ху.[29]

Жерт­во­при­но­ше­ние мо­жет оказаться свя­зан­ным с дву­мя за­прет­ны­ми ве­ща­ми, а имен­но: с при­не­се­ни­ем жерт­вы не Ал­ла­ху и с про­из­не­се­ни­ем при этом име­ни не Ал­ла­ха. И в том и в дру­гом слу­чае упот­реб­ле­ние в пи­щу при­не­сен­но­го в жерт­ву жи­вот­но­го ста­но­вит­ся за­прет­ным. Од­на­ко в на­ше вре­мя по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка жерт­во­при­но­ше­ний по ти­пу жерт­во­при­но­ше­ний вре­мен невежества. Речь идет о жерт­вах, при­но­си­мых джин­нам те­ми людьми, ко­то­рые по­ку­па­ют или стро­ят дом или ко­па­ют яму для ко­лод­ца. При этом жерт­ва при­но­сит­ся у ко­лод­ца или у по­ро­га но­во­го до­ма из стра­ха пе­ред тем, что джин­ны мо­гут при­чи­нить лю­дям ка­кой-то вред.

Од­ним из про­яв­ле­ний боль­шо­го мно­го­бо­жия, по­лу­чив­ших рас­про­стра­не­ние в на­ше вре­мя, яв­ля­ет­ся

РАЗ­РЕ­ШЕ­НИЕ ЗА­ПРЕ­ЩЕН­НО­ГО АЛ­ЛА­ХОМ ИЛИ

Наши рекомендации