Разъяснение сути религии Ибрахима 4 страница
А если вы упрекаете их за то, что они отошли от истинного Призыва (а это – религия Ибрахима), то в этом вы сами не менее пассивны.
Они часто ссылаются на слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Верующий, который общается с людьми, терпеливо снося причиняемые ему обиды, лучше того верующего, которому не приходится терпеть обиды, потому что он избегает людей». (Приводится у Ахмада и ат-Тирмизи)
Мы говорим: где вы, а где смысл этого хадиса…. Ведь общение, о котором говорится в хадисе, должно соответствовать пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не вашим мнениям, желаниям и методам вашего нововведенческого призыва.
Если Призыв соответствует пути и руководству Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то призывающий подвергается обидам и притеснению, и получает за это награду от Аллаха.
А если нет, то какой награды ожидает тот, кто не призывает согласно руководству Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если он пренебрёг таким величайшим условием принятия благих дел, как «аль-иттибá‘» – следование установлениям религии? И какую обиду или вред могут причинить тому, кто не проявляет враждебности в отношении людей зла и нечестия, тому, кто не объявляет о своём отречении от их языческих традиций и неправедных путей? Более того – он даже сидит с ними, одобряя их ложь и улыбаясь им в лицо. Он даже на мгновение не меняется в лице и не гневается во имя Аллаха, видя, как они покушаются на священные установления Всевышнего. Всё это он делает под предлогом мягкости, мудрости и доброго увещевания, или чтобы не отпугивать людей от религии, или для «пользы Призыва» и т.п.
Вот так, одну за другой, выбивая опоры веры, они разрушают религию кувалдами своей снисходительности и нововведенческой «мудрости».
Шейх ‘Абду-л-Лятиф бин ‘Абду-р-Рахман, в одной из своих работ, говоря о необходимости открытого провозглашать религию, повелевать совершать добро и запрещать совершение зла, сказал: «Оставление этого из-за желания угодить кому-то или не портить с ним отношения и тому подобное, как это делают некоторые невежды, намного хуже, вреднее и греховнее, чем оставление этого по причине простого незнания. Дело в том, что эти люди посчитали, что иным путем им не добиться достатка и благополучия и решили отойти от пути Посланников и их последователей. Они считают, что самое разумное это добиться того, чтобы все люди независимо от их общественного статуса были ими довольны. Поэтому они стараются избегать конфликтов и заслужить расположение и любовь всех окружающих. И это стремление, несмотря на то, что оно практически неосуществимо, есть не что иное, как преследование корыстных интересов. Это – предпочтение комфорта и мирного сосуществования с людьми, проявлению враждебности во имя Аллаха и терпению лишений ради Него. На самом деле такой подход в конечном итоге ведет к погибели. И не познал вкус имана (веры) тот, кто не проявлял приверженности к верующим ради Аллаха и не враждовал ради Него. Поэтому благоразумие в самом его широком смысле заключается как раз в том, что приводит к довольству Аллаха и Его Посланника. А это достигается только путем противодействия врагам Аллаха, когда главное для человека – добиться довольства Всевышнего, и когда человек гневается, видя, как нарушаются священные установления Всевышнего. Праведный гнев рождается только в живом сердце, в котором есть ревность и почтение. Если в сердце нет жизни, нет ревности и возвеличивания Аллаха, если отсутствует в нём гнев и неприязнь, если оно не делает разницы между мерзким и благим в отношениях с людьми, в дружбе и вражде, то, какое благо тогда останется в сердце этого человека?» (Раздел джихада, с.35)
Нередко приходится слышать, как некоторые из них обманывают своих последователей из числа молодых людей, внушая им, что любая изоляция и уход из общества якобы являются недопустимыми. Тем самым они фактически отвергают достоверные предания, в которых говорится о достоинстве самоизоляции при определенных условиях. Они часто напевают стихи Ибн аль-Мубарака, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, которые он послал аль-Фудайлю:
О, поклоняющийся в двух Священных Мечетях, если бы ты увидел нас
Тогда бы ты понял, что играешь с поклонением
И если у кого-то по щекам текут слёзы (из страха перед Аллахом во время молитвы)
То наши горла в это время обагряются нашей кровью…
и далее по тексту.
Но если бы аль-Фудайль увидел их и увидел их искаженные методы Призыва, тогда возможно он бы ответил: «Хвала Аллаху, Который избавил меня от того несчастья, которым Он испытал вас и дал мне предпочтение над многими из тех, кого Он создал».
А я вам скажу, что есть большая разница между этими вашими «призывами» и методами и между джихадом Ибн аль-Мубарака и тех правоверных, которые воевали вместе с ним. Ведь то чем вы занимаетесь, никак не может соперничать с поклонением праведников. И возможно, что если Ибн аль-Мубарак увидел бы эти их «призывы», то он послал бы аль-Фудайлю такие слова:
О, поклоняющийся в двух Священных Мечетях, если бы ты увидел их
Ты возблагодарил бы Аллаха за то, что ты отдален от мирской суеты в поклонении
Ведь тот, кто не призывает в соответствии с руководством своего Пророка
Тот есть далёкий невежда, который играет своей религией.
Глава третья
Да, истинно религия Ибрагима несет с собой множество трудностей…. Но с ней также связана победа от Аллаха и огромный успех. Именно эта вера выявляет среди людей две группы: группу имана (веры) и группу куфра (неверия), нечестия и неповиновения. Именно она позволяет отличить сторонников (аулийа') Всемилостивого от друзей сатаны. Таким был призыв Пророков и Посланников. При них не было той нездоровой ситуации, в которой мы сегодня находимся, когда всё смешалось и перепуталось. Когда благое сплелось с дурным, и те, кто носит бороду (им. в виду религиозные люди) сидят рядом с людьми нечестия и греха, которым они оказывают всяческое уважение и почет, отдавая им предпочтение над праведными богобоязненными людьми. И это несмотря на то, что те не скрывают своей ненависти к религии и враждебности, которая проявляется в самых разных формах; они только и мечтают о том, чтобы с верующими случилась беда.
Но призыв Пророков и Посланников не был таким. Их Призывы были ясным отречением и непричастностью к их народам, отвернувшимся от Закона Аллаха. Их Призывы были открытой враждой с ложными божествами, а не поиском компромиссов, сглаживанием острых углов и угодничеством в процессе доведения до людей установлений Аллаха.
* Прислушайтесь к Нуху в глубине веков, который обращается к своему народу, будучи один, и, не боясь ни их властного положения ни их беззакония, говорит:
«О народ мой! Если вам тяжко от того, что я нахожусь среди вас и напоминаю о знамениях Аллаха, то я уповаю на Аллаха. Объединитесь со своими идолами и действуйте открыто, а затем вынесите свой приговор и не предоставляйте мне отсрочки». (Йунус 10:71)
Скажет ли нечто подобное человек, всячески старающийся угодить своему народу? Сайид Кутб, да будет милостив к нему Аллах, сказал по этому поводу: «Это открытый и дерзкий вызов, призванный взволновать общество. Обычно такой вызов бросает только человек, обладающий полнотой силы, полностью уверенный в том, что он достаточно подготовлен в военном плане. И делает он это для того, чтобы вызывающими словами спровоцировать своих врагов на атаку. Но какие силы, и какую подготовку имел Нух?». (конец цитаты).
С ним был Аллах и достаточно Аллаха как Покровителя и Ведущего прямым путем. Всевышний повелел Своему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в начале этих аятов прочитать их своему народу, сказав: «Прочти им рассказ о Нухе. Вот он сказал своему народу…» (Йунус 10:71)
* И посмотрите на Худа, мир ему, когда он вступил в конфронтацию со своим народом, который принадлежал к наиболее могущественным и жестоким народам. Он вступил с ними в борьбу один, но, несмотря на это, был стойким и несокрушимым как горы или даже ещё более твёрдым …. Послушайте, как он открыто оглашает своё отречение от их языческих традиций, произнося свои бессмертные слова:
«Воистину, я призываю Аллаха в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я непричастен к тому, что вы придаете в сотоварищи Аллаху. Так давайте же, сделайте со мной что сможете, соберитесь все вместе против меня, примените всё свое коварство и не предоставляйте мне отсрочки» (Худ 11:54,55)
Он говорит им это, несмотря на то, что он – одиночка… давайте, соберите всю свою силу и направьте против меня свою армию и своих ложных богов… «Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь – на прямом пути». (Худ 11:59)
Тем, кто в своих напыщенных речах часто цитирует Сайида, да будет милостив к нему Аллах Всевышний, но в то же время соревнуются между собой, стремясь выпросить у тагутов, отвернувшихся от шариата Аллаха, разрешение на применение Закона Аллаха в некоторых делах. Тем, кто выпрашивает у тагутов разрешение вести Призыв к Аллаху или просит выделить места в меджлисах ширка, нечестия и ослушания (парламентах). Всем им мы приводим здесь слова Сайида, который сказал о смысле этих аятов: «Это восстание и отречение от народа, частью которого он был, и в котором он считался братом. Это восстание из страха оставаться с ними, в то время как они выбрали не путь Аллаха, а пошли другой дорогой. Это восстание, разделяющее две партии, которые не могут быть едины…. И он (Худ) призывает Аллаха в свидетели, заявляя о своём отречении от заблудшего народа, о своём отстранении и отделении от них. И он призывает их самих засвидетельствовать это отречение, говоря им об этом прямо в лицо, чтобы у них не осталось никаких сомнений в том, что он испытывает к ним неприязнь и боится быть одним из них!
Поразительно как это человек может открыто вступить в конфликт с людьми, которые так убежденно верят в своих ложных богов. Он называет их убеждения глупостью и бранит их за это. Затем он возбуждает в них ярость, бросая им вызов. И при этом он не просит отсрочки, чтобы подготовиться и стать таким же сильным как они, он даже не даёт им возможности придти в себя и успокоить свой гнев. Истинно, люди, призывающие к Аллаху в разных концах света во все времена, должны глубоко задуматься над этим достойным восхищения поступком. Всего один человек и с ним совсем немного уверовавших, вступают в противостояние с самыми высокомерными, самыми богатыми людьми на земле, которые представляют самую развитую на то время материальную цивилизацию. Это агрессивные, заносчивые и безжалостные тираны, которые возгордились из-за дарованных им благ, которые организовали в своей стране различные виды производства, надеясь таким образом сохранить и увековечить свою цивилизацию. Истинно, это был иман (вера), доверие и спокойная уверенность. Вера в Аллаха, доверие Аллаху в том, что Он исполнит свое обещание и спокойная уверенность в Его победе: «Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь – на прямом пути». (Худ, 11:56)
А эти грубые и жестокие люди из его народа; они всего лишь одни из тех тварей (существ), чей хохол – в руках Господа, Который подчиняет их Себе силой Своей Мощи. И с какой стати он (Худ) должен бояться этих тварей, и церемониться с ними, если они не могут иметь над ним власти, иначе как с дозволения Господа? И ради чего он должен оставаться среди них, в то время как они выбрали иной путь?» (конец цитаты с сокращениями из книги «Фи зыляли-ль-Кур'áн»)
Вот какими были взаимоотношения Посланников, мир им и благословение Аллаха, с упорствовавшими в неверии народами. И таким же был их Призыв; постоянная борьба со злом, ясность в Призыве и открытое провозглашение враждебности и отречения. Их Призывам неведомо было ни угодничество, ни согласие с некоторыми из ложных принципов, ни какой-либо компромисс в отношении этих принципов.
Так, что вражда людей истины с ложью и её сторонниками, также как и отдаление от них, дело не новое. Аллах вменил это в обязанность людям ещё с той поры, как спустил Адама, мир ему, на Землю. Такова была вселенская и законодательная воля Аллаха, чтобы Его сторонники отличились от Его противников, и Его партия отличилась от тех, кто воюет с Ним, чтобы добро отличилось от зла, и чтобы Он избрал шахидов из числа верующих. Как сказал о том Всевышний Аллах:
«Низвергнись, и одни из вас будут врагами другим». (аль-А‘раф 7:24).
И по этому пути прошел целый караван Посланников, и это было их религией, как вы узнали из сказанного выше. Всевышний сказал:
«Таким образом, Мы определили для каждого Пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов» (аль-Ан‘ам 6:112)
И Он, слава Ему, сказал:
«Так, для каждого пророка Мы создали врага из грешников» (аль-Фуркáн 25:31)
О взаимоотношениях некоторых Пророков с их врагами нам поведал Аллах. Истории других, нам неизвестны.
Сказанное выше подтверждается также достоверным хадисом, переданным со слов Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…пророки – дети 'аллят». Т.е. все пророки подобны детям одного отца от разных матерей. Это значит, что корень их религии, их Призыва и их пути всегда один, а ветви и частности могут быть разными.
* Не исключение в этом смысле и Печать Пророков и Посланников, да благословит его Аллах и приветствует, о котором говорилось, что он «разделяющий людей» (приводится у аль-Бухари). А в другом предании говорится: «внёс раскол между людьми». Это потому, что он исполнил повеление Аллаха Всевышнего, Который заповедовал следовать религии Ибрахима, мир ему. И он не умалчивал правду о ширке и его приверженцах, не старался угодить им, быть с ними учтивым и т.п. Скорее, наоборот. Ведь даже в Мекке, несмотря на малочисленность его последователей и их слабость, он открыто заявлял о своём отречении от кафиров и их ложных богов, называя поклонение им глупостью. Обращаясь к неверным, он заявлял о своём отречении от ширка, прямо называл приверженцев ширка неверными, заявлял о том, что они непричастны к его религии, а его религия непричастна к ним:
«Скажи: О вы, неверные! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не собираюсь поклоняться тому, чему вы поклоняетесь. И вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я! Вам – ваша вера, а мне – моя!» (аль-Кафирун 109:1-6).
Он прямо говорил им, что он твёрд на своём пути и отрекается от тех, кто не согласен с этим выбором, и что он из числа верующих, которые являются врагами как самих неверных, так и их религии:
«Скажи: «О люди! Если вы сомневаетесь в моей религии, то [знайте], я не поклоняюсь тем, к кому вы взываете с мольбами помимо Аллаха. Я поклоняюсь [только] Аллаху, Который упокоит вас, и мне приказано быть одним из верующих»!» (Йунус 10:104)
И Он, Всевышний, обратился к нему со словами:
«Если тебя сочтут лжецом, то скажи: У меня свои дела, у вас – свои. Вы не причастны к тому, что я делаю, а я не причастен к тому, что творите вы». (Йунус 10:41)
И Он, слава Ему, научил верующих говорить:
«… Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам наши дела, а вам – ваши…» (аш-Шура 42:15)
В достоверном хадисе, который приводится у Абу Дауда и в других сборниках говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному из своих сподвижников: «Читай суру «аль-Кафирун» перед сном, поскольку она – отречение от ширка».
В «Рисаляту асбаби наджати-с-са'ууль мин ас-сайфи-ль-маслюль» сказано: «Истинно, слово искренней веры «Нет божества, кроме Аллаха», связано тяжёлыми обязательствами. Поэтому имам единобожников (хунафа'), мир ему, не просто произнес вслух это слово. Нет, он, имам любящих, заслужил любовь Аллаха и близость к Нему только благодаря вражде с Его врагами. Как сообщил об этом Аллах Всевышний:
«Он сказал: «Посмотрите, кому вы поклоняетесь, вы и ваши предки? Поистине они – враги мне, кроме Господа миров»». (аш-Шу‘арá 26:75-77)
И в этом суть свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха». Как сказал об этом Всевышний:
«И вот сказал Ибрахим своему отцу и народу: "Воистину я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь. Кроме Того, Кто создал меня. Поистине, Он поведет меня по прямому пути!" И он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь». (аз-Зухруф 43:26-28)
Так, имам единобожников (хунафа') Ибрахим, мир ему, передал это слово в наследство своим последователям. И Пророки передавали его друг другу. И Аллах, направляя Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к людям, приказал ему провозгласить это слово, так же как его провозглашал Ибрахим. И с этим словом Всемогущий Аллах ниспослал целую суру, и эта сура «аль-Кафирун»». (конец цитаты из «Маджму‘ату-т-таўхид»)
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыто выступил с этим словом, провозгласил его и не стал его скрывать. Из-за этого ему и его сподвижникам пришлось претерпеть выпавшие на их долю боль и притеснения. Но он не пошёл из-за этого на уступки, и он никогда бы этого не сделал. Он только призывал верующих к стойкости, напоминая им об обещании Аллаха Всевышнего, о Его рае. Он также приводил им в пример стойкость тех, кто был до них. Так он призывал к стойкости семейство Ясира, которых истязали язычники: «Терпите, о, семейство Ясира, ибо поистине, вам обещан рай». (Приводится у аль-Хáкима и других)
Также Пророк говорил Хаббабу: «Поистине, из числа людей, живших до вас, были такие, которых сажали в выкопанные ямы, а затем приносили пилу и распиливали им головы пополам. Их пытали железными гребнями, отделяя ими плоть от костей, но они всё равно не отрекались от своей религии. Клянусь Аллахом, Он непременно завершит это дело (даст победу религии), так что одинокий всадник будет свободно перемещаться из Саны в Хадрамаўт не боясь никого, кроме Аллаха и волков, могущих задрать его овец. Вы же просто торопитесь (увидеть результат как можно скорее) [13]». (Этот хадис приводится у аль-Бухари, а также в других сборниках.).
Так он наставлял своих сподвижников, а к курейшитам в это же время обращался так как велел ему Аллах:
«Скажи: Я – такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш Бог – Бог Единственный. Идите к Нему прямым путём и просите у Него прощения. И горе язычникам». (Фуссылят 41:6)
И это были аяты мекканского периода. И сказал Всевышний Аллах:
«Скажи: «Призовите своих сотоварищей (идолов), а затем ухитритесь против меня (попробуйте причинить мне зло) и не предоставляйте мне отсрочки. Воистину, моим Покровителем является Аллах, Который ниспослал Писание. Он покровительствует праведникам. А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе»». (аль-А‘рáф 7:194-197). И эти аяты также ниспосланы в мекканский период.
И из-за того, что Призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был именно таким, не было и дня, чтобы притеснители были им довольны. Они не смирились и не успокоились. Наоборот, в их обществе поднялся шум и великое волнение. И чего они только не предлагали ему, какие только выгоды не сулили, но Пророк был выше этого. Видя их лживость и плетущиеся против него заговоры, он, несмотря на желание вывести их на истинный путь, не опускался до их уровня, не шёл на компромисс и не желал мириться даже с малой долей того зла, которое было так дорого и любо язычникам. В ответ на их предложения он только говорил им то, что повелел ему Господь:
«Скажи тем, которые отвергли [истину]: Вы будете побеждены и собраны в Геенне. Как же скверно это ложе!» (Áли-‘Имрáн 3:12).
Шейх ‘Абду-р-Рахман бин Хасан, упомянув случаи, когда сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прямо говорили правду в лицо язычникам и твёрдо стояли на истине, несмотря на муки, сказал: «Вот каким было состояние сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вот какие страшные мучения им приходилось терпеть от многобожников. А что происходит сегодня? Посмотри на этих жертв искушения (фитны), которые сломя голову устремились навстречу лжи, стали любезничать, подстраиваться, склоняться к сторонникам лжи, возвеличивать и расхваливать их. Они стали похожи на тех, о ком сказал Всевышний Аллах:
«А если бы они (войска союзных племён) вторглись в селение с нескольких сторон и потребовали бы от них искушения (отказаться от веры), то они пошли бы на это и не стали бы медлить с этим, разве что немного». (аль-Ахзаб 33:14)
Мы молим Аллаха даровать нам стойкость в исламе, и ищем у Него убежища от сбивающих с толку искушений и смут, как явных, так и скрытых. Всем известно, что если бы те, кто принял Ислам и уверовал в Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в то с чем он пришел, не отрекались от ширка и его приверженцев, и не поспешили бы ругать религию язычников и унижать их богов, то те не стали бы причинять им боль и всячески притеснять их». (конец цитаты из ад-Дурар, Раздел Джихада, стр.124)
* Шейх Хамад бин ‘Атик сказал в своём толковании суры «Отречения от ширка» («аль-Кафирун»): «Итак Аллах приказал чтобы Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал неверным: “Религия, которую вы исповедуете; я непричастен к ней. А Вы непричастны к моей религии”. Смысл в том, чтобы прямо заявить им о том, что они являются неверными (кафирами) и, что он непричастен ни к ним, ни к их религии. Поэтому тот, кто хочет следовать за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, должен говорить кафирам то же самое. Иначе он не будет считаться открыто исповедующим свою религию. И когда сподвижники стали поступать в соответствии с этим принципом, а язычники стали истязать их за это, Пророк приказал им совершить хиджру в Абиссинию. И если бы он нашёл возможность сделать для них послабление, разрешив хранить молчание в отношении язычников, то он не приказал бы им покинуть свои дома и отправиться в чужую землю». («Сабилю-н-наджати ўа-ль-факак» с. 67)
Существует сомнительное утверждение, которое часто повторяется теми, кто так и не разобрался в сути религии Ибрахима и не понял её смысла. Многие невежды говорят о том, что религия Ибрахима якобы уже отменена для нас (т.е. для уммы Мухаммада). Приверженцы этой позиции пытаются использовать в качестве доказательства своей правоты то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в период слабости за всё время пребывания в Мекке, якобы даже не пытался разрушить идолов, которые стояли вокруг Каабы. Я даже слышал аудиозапись лекции одного из известных шейхов, чьими трудами заполнены книжные рынки. В этой лекции он, явно бахвалясь, утверждал примерно следующее: «Первым, кто отказался от этой религии Ибрахима, к которой вы так стремитесь, был сам Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Потому что он тринадцать лет пробыл в Мекке среди тех идолов, и не разрушил их …». Таким как он и ему подобным мы говорим: Вы не смогли понять религию Ибрахима и познать её, по причине узости вашего мышления и ограниченности ума, поскольку вы сводите её лишь к разрушению идолов. Вы почему-то решили, что религия Ибрахима, о которой мы говорим, происходит только из одного его (Ибрахима) поступка, когда он, мир ему, разнёс идолов своего народа на куски; всех, кроме самого главного истукана, чтобы они могли к нему вернуться. На ваш ограниченный взгляд, эта религия оказывается целиком и полностью отменённой для нас, и поэтому никак нас уже не касается. По-вашему получается, что все те аяты, которые мы упоминали выше и которые побуждают следовать вере Ибрахима и предупреждают о недопустимости отказа от неё, лишены смысла. Аяты, которые подробно рассказывают о Призыве Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, кто уверовал вместе с ним, аяты повествующие о том какие принципиальные позиции они занимали по отношению к своим народам, а также рассказы о принципиальности Пророков и праведников в отношении их народов, всё это на ваш взгляд не что иное как пустая забава и бессмыслица, просто так добавленная в Книгу Аллаха. Пречист Ты и Славен о наш Господь! Всё это – великая клевета! И да будет милостив Аллах к Ибн аль-Каййиму, который говорил:
Тому, чьи знания так ограничены,
Надо скрываться за завесой молчания
Аллах Всевышний превыше того, чтобы приписывать Ему такие занятия как игры и забавы, или то, что в Его Писании якобы есть некие бесполезные вещи. Эта и другие похожие ошибки не относятся к области тех сомнительных утверждений, которые заслуживают детального рассмотрения и опровержения. Они являются ничем иным, как противоречиями в умах некоторых людей, мешающими пониманию этой великой религии в деталях и подробностях. Этот вопрос тем более не нуждается в дополнительных дискуссиях и обсуждениях, после того, как из всего сказанного выше, читателю стал понятен смысл веры Ибрахима и её суть. Теперь ты понял, что эта вера – основа ислама и воплощение смысла слова «Нет божества, кроме Аллаха», с его отрицанием и утверждением, а также следующим из этого отречением от ширка и его приверженцев, и открытым проявлением враждебности по отношению к ним. Ты понял, что это слово означает искреннее поклонение одному Аллаху, и приверженность тем, кто близок к Аллаху. И ты узнал, что это является основой религии и её неизменным Законом. И даже если все учёные или неучи всего мира объединятся, они не смогут найти ни единого аргумента, позволяющего опровергнуть этот Закон. И мы рассказали тебе о том, что Аллах, Всевышний поведал нам о том, какими были отношения Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, и тех верующих, которые последовали за ним, с их народом. О том, как они отреклись от своих соплеменников и явили им свою вражду и ненависть. И о том, что Всевышний Аллах, прежде чем упомянуть об этом их поступке, в начале аята сказал:
«Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним». (аль-Мумтахана 60:4)
И Он, слава Ему, сказал после этого:
«Они были прекрасным примером для вас – для тех, кто стремится к Аллаху и [Его милости в] Последний День. А если кто-либо отвернётся, то ведь Аллах Богат и Достохвален!» (аль-Мумтахана 60:6)
Задумайтесь над этими Словами Великого Аллаха:
«А если кто-либо отвернётся, то ведь Аллах – Богат и Достохвален».
Теперь ты понял, что является основой религии Ибрахима, о которой мы говорим, к которой призываем, и которой, как мы видим, пренебрегает большинство людей на земле. И ты также узнал, что это путь, ведущий к победе от Аллаха, Могущественного, Величественного. Путь возвеличивания его религии и разбивания ширка и его приверженцев. Поэтому, если этот шейх хочет дать более точное «опровержение» истинности этого пути, то пусть изменит свои слова и выражается точнее. Тогда ему следует говорить так: «Истинно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пробыл тринадцать лет в Мекке среди идолов, не отрекаясь от них и не демонстрируя своего неверия в них или своей враждебности в их отношении». А если он скажет такое, то ему уже можно будет сказать: Можешь считать себя христианином, иудеем, зороастрийцем или кем угодно. Что же касается религии ислам, то можешь с ней распрощаться….
Что же касается физического разрушения идолов, подобно тому как это сделал Ибрахим, то на этот счет тоже есть достоверное предание о том, что наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам принимал участие в подобном деянии. Он сделал это, когда ему представилась такая возможность, воспользовавшись беспечностью кафиров Курейша. И случилось это не после взятия Мекки, а именно в период слабости. Этот хадис приводится у имамов Ахмада, Абу Йа‘ля и аль-Баззара, с хорошим иснадом от ‘Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я вышел вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, пока мы не достигли Каабы. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Присядь”, и взобрался мне на плечи. И вот я начал поднимать его, но он, почувствовав во мне слабость, сошел с моих плеч и присев передо мной сказал: “Взбирайся мне на плечи”. Он встал вместе со мной, и мне казалось, что я могу дотянуться до небосвода. Так я оказался на крыше Каабы, где стояла медная статуя. Я возился с ней, пытаясь обхватить справа, потом слева, спереди и сзади, а когда, наконец, мне это удалось, Посланник Аллаха сказал мне: “Сбрось её!” Я сбросил её, и она разбилась вдребезги подобно стеклянной бутыли. Затем я спустился и вместе с Посланником Аллаха мы стали быстро убегать, пока не скрылись между домами опасаясь, встретить кого-то из людей».
Аль-Хайсами даже назвал одну из глав своей книги «Муджми‘у-з-Заўа'ид: «Глава о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разбил идолов». В этой главе он также приводит и другой риўайат (вариант предания): «На Каабе были идолы, поэтому я пошёл, чтобы поднять Пророка Аллаха, дабы он разрушил их, но мне было тяжело сделать это. Поэтому он поднял меня, затем я начал разбивать их». В другом риўайате он добавляет: «После этого случая [язычники] перестали ставить что-либо из этих истуканов на крышу Каабы». Аль-Хайсами сказал про иснады (цепочки рассказчиков) этих преданий: «Люди, передавшие все эти риўайаты, заслуживают доверия». Этот хадис также упомянул Абу Джа‘фар ат-Табари в «Тахзиб Аль-Áсáр» и дал комментарии относительно некоторых значимых с точки зрения фикха моментов, на которые есть указания в данном предании. (см. сборник ‘Али, с. 236-243)