Появление типикона, его значение
В то же время при всей своей подвижности богослужение должно совершаться по определенному порядку.
Типос - с греч. тип, образец, порядок, устав.
В IV в прекращены гонения, происходит централизация церковного управления, начинается упорядочение церковной жизни.
Если ранее крещение = смерть, что требовало твердой веры, то теперь благочестие несколько ослабевает. Как ответ ревнителей веры появляются монастыри.
Отшельники были и ранее, но в V-VI вв появляются уже огромные монастыри - лавры, которые не могли существовать без устава.
свт. Пахомий Великий – Правило для монахов
прп. Василий Великий - по преданию получил устав от ангела
прп. Иоанн Кассиан Римлянин - пишет для подвижников на западе империи
Наиболее значимые уставы:
1) От прп.Харитона исповедника (+350 г.) через прп.Евфимия Великого (+473 г.) устав получает прп.Савва Освященный (+532 г.). Этот устав (т.н. Иерусалимский) был утрачен в 614 г., когда персидский шах Хозрой убил > 1000 монахов. Однако, восстановленный патр. Софронием, был введен в употребление в Иерусалимской, а позже Александрийской и Антиохийской церкви. С XI в стал распространяться и на другие церкви.
2) В 463 г. римский сенатор Студий основал монастырь близ Константинополя, где позднее особо прославился прп.Феодор студит (826 г.). Студийский устав был записан только в кон.X- нач.XI в; употреблялся в Константинопольской церкви, на Афоне, в юж. Италии, некоторых обл. Малой Азии и на Руси
3) Устав Великой Церкви (храма св.Софии - Премудрости Божией в Константинополе - кафедрального собора) приходской, поэтому не имел дисциплинарной части, как предыдущие, зато отличался церемониальностью и пышностью благодаря присутствию на богослужении византийского императора (лития, крестный ход)
4) Уставы песненных последований - приходские, ориентировались на монастырские, но там все более весомую роль начинали играть не псалтирь и библейские песни (что было основой в монастырях), а песнопения - тропари, кондаки. К псалмам составлялись припевы, которые пел народ (напр. Аллилуиа или Спаси ны Сыне Божий) - так возникали последования, откуда и название этой группы уставов. Особо были распространены в Антиохии и Иерусалиме.
Характерная картина того времени, показывающая различия приходских и монастырских уставов (с т.зр. отшельников) из Пролога (16 ноября):
Когда ученик прп.Памвы (IV в.) вернулся в Нитрийскую пустыню из Александрии, то не мог удержать своего восхищения увиденным богослужением, где пелись кондаки (тогда они скорее напоминали современные акафисты) и печалился как бы о некоей "отсталости" пустынной жизни. На что старец ему ответил: "Горе нам, чадо. Близки дни, когда иноки оставят твердую пищу, изреченную Духом Святым (Св. Писание), и примутся за песни и гласы. Какое может быть умиление и слезы от тропарей ? Какое умиление будет иноку, когда он, стоя в церкви или келлии, возвысит голос свой, как вол ?"
Различия между Иерусалимским и Студийским уставами:
Студийский монастырь - городской, киновия, общежитие под управлением архимандрита, где молитва была общей и каждая в свое время, т.е. существовал суточный круг служб. Богослужение было короче, не так богато красотой. Славословие почти всегда читалось, вместо непорочных (17 кф) пелись степенны, проскомидию совершал диакон.
Лавра прп.Саввы Освященного - скит, т.е. множество келлий, разбросаных по пустыне, где на общую молитву собирались лишь по СБ, ВС и большим праздникам, а остальное время проводили в безмолвии или других подвигах (по благословению старца лавры). Отсюда большая торжественность - практика всенощных бдений, пение непорочных и великого славословия, большее количество стихир на Господи воззвах; в дисциплинарной части - большая строгость поста.
На практике происходило совмещение различных уставов, их взаимное влияние. Монастыри не просто стали использовать песненные последования, а обогатили эту идею - стали составляться каноны и стихиры, и в итоге песнопений было даже больше, чем на приходах. Монастыри дали целый ряд выдающихся песнописцев, творения которых поныне восхищают и составляют важную часть богослужения: преподобные Иоанн Дамаскин(основа ВС служб Октоиха), Косма Маиумский, Иосиф песнописец и другие. Студийские монахи составили Постную и Цветную триоди.
В IX в иеромонах Марк, настоятель лавры прп. Саввы составил дополнения к уставу - храмовые главы (об особенностях служб в храмовые праздники) и главы о соединении служб праздников, случившихся в особые дни (например Благовещение в страстную ПТ). Последние так и стали называть Марковыми главами.
На Руси до XIII в. преобладал Студийский устав, а к XV в. уже господствовал Иерусалимский. Причины - падение Константинополя ("гнев Божий"), авторитет подвижников Св. Земли и большая строгость.
"Око Церковное" - перевод Иерусалимского устава, сделаный прп. Афанасием Высоцким (ученик прп. Сергия Радонежского) в к XIV - нач XV вв. Этот устав был дополнен службами русским святым, добавлены храмовые главы.
1610 г. - первое русское издание Типикона
1682 г. - редакция при патр. Иоакиме
1700 г. - редакция при патр. Адриане
последующие издания - перепечатки
1954 г. - издание Московской Патриархии (опущена пасхалия - 60 гл., добавлены тропари и кондаки новопрославленным русским святым в особом приложении).
ТИПИКОН ПО СОДЕРЖАНИЮ
Типикон указывает порядок соединения служб Октоиха, Минеи и Триодей; изменяемых и неизменяемых частей богослужения.
I раздел Общий порядок службы (1-46 главы)
Порядок служб седмичного круга: 1-8 гл - ВС
9-11 гл - ПН-ПТ
12-15 гл - СБ
16-21 гл - указания об отдельных частях службы на год (катавасии, кафизмы, Честнейшая и т.п.)
22-30 гл - действия на службе (каждение, открытие врат и завесы, возжигании свечей, поведение в храме и т.п.)
31-46 гл - дисциплинарная часть - жизнь внутри монастыря (о трапезе, о будильнике, о еже кто хощет отлучитися братства и т.п.)
II раздел Частные указания на весь год (47-51 главы)
47 гл - знаки праздников
48 гл - месяцеслов (самая большая по объему глава - богослужебные указания составляются на ее основе)
49-51 гл - периоды пения Постной и Цветной триодей, Петрова поста.
III раздел Дополнения (52-60 главы)
Указ о тропарях и кондаках, отпустительные тропари, кондаки, богородичны, ипакои, ексапостиларии, светильны, троичны, прокимны, аллилуарии, причастны, припевы на 9й песни и проч.
Особый раздел - храмовые главы (1-58)