Предсказания и прорицания.
Подобное есть не что иное, как притязания на знание о скрытом и способность узнавать о неведомом, например, получать сведения о том, что произойдет на земле в будущем и что из этого выйдет или определять местонахождение утерянного путем использования шайтанов, которые подслушивают то, о чем говорят на небесах, как сказал об этом Всевышний:
"Сообщить ли Мне вам, на кого нисходят шайтаны? Нисходят они на всякого лжеца, грешника. Они передают подслушанное, но большинство из них лжецы"("Поэты", 221-223).
Дело обстоит таким образом, что шайтан подслушивает нечто из речей ангелов, а потом вкладывает это в ухо прорицателя, который добавляет к одному услышанному слову истины сто лживых слов, но люди верят ему из-за того слова, что было произнесено на небесах.
Один лишь Аллах ведает о скрытом, а тот, кто притязает на соучастие с Ним в подобном, занимаясь прорицаниями или чем-нибудь иным в таком же роде, или верит притязающим на это, приравнивает такого человека к Аллаху в том, что является Его особенностью. Таким образом, прорицательство связано с многобожием, так как оно выражается в поисках близости к шайтанам с помощью совершения того, что им нравится. Прорицательство является многобожием по отношению к господству Аллаха, ибо оно заключается в притязаниях на обладание частью того знания, которым обладает лишь Аллах. Кроме того, оно является многобожием по отношению к божественности Аллаха, ибо оно связано с поисками близости не к Аллаху с помощью поклонения не Ему, а другим. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"Пришедший к прорицателю и поверивший тому, что он говорит, тем самым проявил неверие по отношению к тому, что было ниспослано Мухаммаду" (Этот хадис приводит Абу Дауд).
Следует обратить внимание на то, что колдуны и прорицатели играют на легковерии людей, когда выступают в роли целителей, повелевая им принести жертву не Аллаху, например, зарезать барана, отличающегося определенными приметами, или курицу, или же предписывая им носит языческие талисманы и дьявольские амулеты в качестве защиты, которые им следует вешать себе на шею, класть в сундуки или развешивать у себя дома. Другие выступают в роли знающих о сокрытом, и когда невежды приходят к ним с вопросами о пропавших вещах, они сообщают им о них или даже доставляют им их с помощью своих подручных из числа шайтанов. Некоторые же объявляют себя друзьями Аллаха, которые могут творить чудеса, например, входить в огонь безо всякого вреда для себя, наносить себе удары оружием, ложиться под колеса автомобилей или заниматься подобными этим трюками, на самом деле являющимися колдовством с помощью шайтана, совершаемым руками этого человека для искушения людей, или представляющими собой нечто воображаемое и не имеющее под собой реальной основы наподобие действий чародеев фараона с веревками и посохами.
Во время спора с колдунами-рифаитами шейх-уль-ислам сказал:
"Он (то есть шейх рифаитов) сказал громким голосом: "Мы можем делать то-то и то-то", - и заявил о том, что только они могут творить чудеса, например, бросаться в огонь, и поэтому они достойны того, чтобы играть главенствующую роль". Шейх-уль-ислам сказал:
"Тогда я разгневался и тоже громко сказал: "Я обращаюсь к каждому рифаиту, где бы он ни жил. Все что они сделают в огне, и я могу сделать то же самое, и пусть побежденным будет тот, кто сгорит!"
А иной раз я говорил: "Да проклянет того Аллах!", - а потом продолжал: "Но сначала надо мыть тела наши уксусом и горячей водой!"
Тогда эмиры и простые люди стали спрашивать меня об этом, а я ответил: "Дело в том, что входя в огонь, они прибегают к уловкам и защищают себя составом, который представляет собой смесь из жира лягушек, кожуры кислых апельсинов и талка". И тогда среди людей поднялся шум из-за этого, а он стал показывать, что может делать подобное и сказал мне: "Мы с тобой завернемся в материю после того, как наши тела обмажут серой!" Я сказал: "Давай" - и стал повторно требовать с него, чтобы он делал это. Тогда он протянул руку, показывая, что хочет снять рубаху, но я сказал: "Нет, пока ты не омоешься уксусом и горячей водой". И он проявил опасение, как это свойственно им, и сказал: "Кто любит эмира, пусть принесет дров". Тогда я сказал: "Это затяжка времени и так желаемого не добиться! Пусть принесут зажженную лампу, и мы вложим туда пальцы после их омовения, и чей палец сгорит, на того падет проклятие Аллаха", - или же я сказал: "Тот и потерпел поражение!" И когда я сказал это, он изменился в лице и испытал унижение"[13]. Целью этого примера является объяснение того, что подобные лжецы обманывают людей с помощью таких тайных хитростей.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ