Об отношении последователей Сунны и Дждамаата к сражениям и смуте между сподвижниками.

Причина смуты:

Иудеи устроили заговор против Ислама и мусульман, подсунув в их ряды одного злокозненного человека по имени Абдулла ибн Саба, который был иудеем из Йемена и сделал вид, что принял Ислам. Этот иудей принялся распространять среди людей свою ненависть и злобу , направляя их против третьего праведного халифы Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), и выдвигать против него различные ложные обвинения. Вокруг него сплотились те, кто поддался на его обман , из числа недальновидных , маловеров и любителей сеять смуту, а завершился этот заговор злодейским убийством третьего праведного халифы Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), после чего среди мусульман возникли разногласия. Подстрекательство этого иудея и его последователей привело к смуте и сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), стали сражаться между собой.

Один из комментаторов «Акыды» ат – Тахави сказал: «Поистине, основой движения рафидитов стала деятельность этого лицемера и безбожника , цель которого состояла в том, чтобы уничтожить религию Ислам и опорочить Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), как свидетельствуют об этом знающие. Выдавая себя за мусульманина, он хотел разложить Ислам своими кознями и коварством, как это удалось сделать Павлу с христианством. И этот человек прикинулся аскетом, сделав вид, что строго придерживается одобряемого и воздерживается от порицаемого, так что добился возникновения смуты и убийства Усмана, а потом он приехал в Басру и стал выказывать излишнее почтение по отношению к Али, возвеличивать его и поддерживать его, желая добиться того же. Когда это дошло до сведения Али, он потребовал казнить его, но он убежал от него в Киркис, и все это хорошо известный факт».

Шейх аль-ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «После убийства Усмана, да будет доволен им Аллах, сердца разделились и настало время великой скорби, злые одержали победу , а лучшие оказались униженными, те, кто раньше не в состоянии был делать этого, стали разжигать смуту, а те, кто всегда любил благо, оказались не в состоянии творить его. И люди присягнули на верность повелителю правоверных Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, который имел больше прав на халифат (правление) в то время и был самым достойным из оставшихся в живых, но сердца разобщены, а огонь смуты разгорелся, мнения разделились, община не сумела сплотиться и халиф вместе с лучшими из ее членов не смогли совершить того благого, к которому они стремились. Все новые и новые люди стали втягиваться в смуту и случилось то, что случилось».

Кроме того в оправдание сподвижников, сражавшимся друг с другом в ходе борьбы между Али и Муавией, он сказал: «Муавия не претендовал на халифат и ему не присягали на верность к тому времени, когда он стал сражаться с Али, и он выступил в вооруженную борьбу не потому , что считал себя халифом или человеком, имеющим права на халифат. Об этом говорил и сам Муавия, отвечая на вопросы тех, кто его спрашивал о случившемся. Кроме того, Муавия и его сторонники не хотели ни начинать сражаться с Али и с его людьми, ни побеждать их, но дело в том, что Али, да будет доволен им Аллах, и его сторонники считали необходимым, чтобы они подчинились ему и принесли ему присягу на верность, так как у мусульман должен был быть лишь один халиф (правитель). Однако они вышли из повиновения ему и отказались принести присягу и обладали силой. Тогда он решил заставить их принести такую присягу силой и добиться благодаря этому покорности и согласия. Они же (Муавия и его сторонники) стали заявлять, что это для них не обязательно и что если их попытаются заставить сделать это силой, то по отношению к ним это будет несправедливостью. При этом они говорили, что Усман был убит несправедливо, на чем сошлись все мусульмане. При этом убийцы его находятся в войсках Али, и они обладают силой. Они еще сказали: «Если мы откажемся, то они поступят с нами не справедливо и нападут на нас, Али же не в состоянии защитить нас так же, как он не в состоянии был защитить Усмана, поэтому нам следует присягнуть халифу, который в состоянии будет поступать с нами по справедливости и сделает все, чтобы соблюсти справедливость.

Что же касается отношения последователей Сунны и Джамааата к этому расхождению и к смуте, в результате которой сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали воевать друг с другом, то если говорить кратко, здесь можно выделить два аспекта:

Первый:

Поистине, они воздерживаются от обсуждения того, что произошло между сподвижниками, и отказываются от попыток разобраться в этом, так как лишь сохранение молчания о подобных вещах может привести к благополучию, поэтому они только повторяют то, что сказал Аллах:

«Те, которые пришли после них, говорят: "Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!"»

(Собрание,10)

Второй:

Ответ на сообщение об их дурных поступках, в которых можно выделить следующие стороны:

Первая: Поистине, среди этих сообщений есть и ложные, которые являются измышлениями их врагов, придуманными для того, чтобы порочить их.

Вторая: Поистине, среди этих сообщений есть такие, где что-то добавлено, или, наоборот, чего-то не достает, куда были внесены изменения, исказившие их истинный смысл, в результате чего к ним оказалась примешанной ложь, и в силу этих искажений на них не следует обращать внимание.

Третье: Немногие из подобных сообщений соответствуют действительности, но и это немногое им прощает, так как они принимали самостоятельные решения и при этом либо поступали правильно, либо ошибались. Эти решения относились к разряду тех, за которые принимающий их получает двойную награду, если поступает правильно, и просто награду, если ошибается, а ошибка ему прощается, ибо в одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если правитель приложит свои усилия для принятия самостоятельного решения и решение его окажется правильным, он получит двойную награду, если же он ошибется, то он просто получит награду».

(Этот хадис, передаваемый от Амра ибн аль-Ааса, да будет до волен им Аллах, приводит аль-Бухари и Муслим)

Четвертая: Поистине, все они были людьми и каждый отдельно взятый мог ошибиться, так как и они не застрахованы от грехов, как и все люди, однако многое могло явиться искуплением того, что они совершали, в том числе:

1 – Человек мог покаяться в том, что он совершил, а покаяние уничтожает дурное, в пользу чего свидетельствуют многие доводы.

2 – То, что они делали раньше, и достоинства, которыми они обладали, должны были послужить достаточным основанием для отпущения их грехов, если они их даже совершили, ибо Всевышний сказал:

«Поистине, добрые деяния удаляют дурные!»

(Худ, 114),

а их общение с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совместная с ним борьба на пути Аллаха, покрывают собой их частичные ошибки.

3 – Поистине, для них добрые поступки удваиваются скорее, чем для других, и никто не сравнится с ними в достоинствах, что подтверждается словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвавшего их лучшим из поколений Ислама и сказавшего, что если кто-нибудь из них подаст милостыню мудд (мера сыпучих тел, равная примерно трем четвертям литра), это будет лучше чем милостыня от другого человека весом с гору Ухуд(этот хадис приводи аль-Бухари и Муслим).

Шейх аль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Все последователи Сунны и Джамаата, а также выдающиеся деятели религии Ислама не считают застрахованными от грехов кого-либо из сподвижников или кого-либо из родственников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или кого-либо из первых мусульман или кого-либо вообще, наоборот, допускают , что они, как и все остальные люди, могли совершать прегрешения, которые Аллах прощает им благодаря покаянию или даже возвышает благодаря ему, и Он может стереть их грехи за счет их хороших поступков или благодаря чему-нибудь еще, ибо Всевышний сказал:

«А тот, кто явился с истиной, и тот, кто признал ее, - они и есть благочестивые. Для них у Господа - то, что пожелают. Это и есть вознаграждение тем, кто вершит добро, чтобы Аллах искупил им наихудшее из того, что они сделали, и воздал им наилучшим образом за то [добро], что они совершили».

(Толпы, 33-35)

Всевышний также сказал:

«Когда же он вырастает до полной зрелости (и достигнет сорока лет), он говорит: "Господи! Внуши мне чувство благодарности за милость, которую ты оказал мне и моим родителям; [внуши], чтобы я творил добро, угодное Тебе. Распространи же ради меня доброе дело на моих потомков, ибо я обращаюсь к Тебе и я - из числа тех, кто предался [Аллаху]". Те, от которых Мы приемлем наилучшее из того, что они вершили, и которым прощаем их злые деяния, будут среди обитателей рая, согласно истинному обету, данному им».

(Пески, 15-16)

Разногласия и сражения, происходившие между сподвижниками во время смуты, враги Аллаха стали использовать как повод для того, чтобы распускать о них измышления и порочить их, и это взяли себе за образец некоторые современные писатели, попусту болтающие о том, что им неизвестно, и берущие на себя смелость судить сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. При этом они безо всяких на то оснований одобряют действия некоторых из них и обвиняют в ошибках других, руководствуясь лишь собственным невежеством, следуя лишь собственным пристрастиям и повторяя слова преследующих свои цели и злобствующих востоковедов и их прихвостней. Дело дошло до того, что им удалось вселить сомнения в душах некоторых молодых мусульман из числа тех, кто поверхностно знает славную историю своей собственной общины и своих праведных предшественников, являющихся лучшим поколением Ислама. Они делают это, чтобы потом начать порочить и саму религию Ислама, привести мусульман к разногласиям и внушить ненависть поздним представителям этой общины к тем, кто примкнул к ней в числе первых, и это вместо того, чтобы брать пример со своих праведных предшественников и поступать в соответствии со словами Всевышнего:

«Те, которые пришли после них, говорят: "Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!"»

(Собрание,10)

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

Наши рекомендации