Деятельность священника Ездры
Езд. 7-10
С момента восстановления храма прошло сорок три года. Персидский престол занял царь Артаксеркс I (465-424 гг. до н.э.). В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи пренебрегают своими религиозными обязанностями и что им грозит смешение с окрестными арабскими племенами, с которыми они постоянно заключают браки. Ездра был уже стар, но тем не менее, решил вернуться на родину, чтобы свой народ направить на истинный путь. Артаксеркс, к которому он обратился за разрешением на выезд, отнесся к его просьбе очень благосклонно и не только разрешил ему уехать, но подарил много золота и серебра для украшения Иерусалимского храма. Большие средства жертвовали также евреи, оставшиеся в Вавилоне.
Вместе с Ездрой в 458 году до н.э. в Иудею отправилась вторая партия репатриантов в количестве тысяча пятьсот семьдесят шесть человек. Прибыв в Иерусалим, священник Ездра энергично взялся за проведение реформ, которые должны были возродить Иудею. То, что он увидел на родине, привело его в ужас. Многие Иудеи из-за того, что еврейских женщин было мало, женились на дочерях ханаанеян, хеттов, филистимлян, ивусеев, моавитян и египтян. Даже у священников и вождей народа были жены-чужестранки. На улицах Иерусалима звучал многоязычный говор, избранный народ стоял перед угрозой исчезновения. Ездра был потрясен. Он разорвал свою одежду и долго сидел печальным у храма. Затем он собрал иудейский народ в Иерусалим и потребовал, чтобы все иудеи, женатые на чужестранках, расторгли свои незаконные браки и отправили своих жен обратно на родину. Только такими жесткими мерами Ездре удалось сохранить иудейский народ от ассимиляции.
Главная заслуга священника Ездры заключалась в том, что он восстановил действие Моисеева законодательства, которое являлось основой религиозной и гражданской жизни иудейского народа. Не менее важной его заслугой было также и то, что он собрал все боговдохновенные книги и таким образом создал канон священных книг Ветхого Завета. Книги размножались и распространялись по всей Иудее. Для того, чтобы народ знал содержание священных книг Ездра распорядился построить в городах и селениях синагоги (молитвенные дома), где бы верующие каждую субботу могли слушать чтение и толкование Священного Писания. Толкованием священных книг занимались ученые люди, которых называли книжниками. Они носили также название раввинов, т.е. учителей. Ездра основал Великую Синагогу - верховное судилище из священников и левитов, которым кроме того было поручено хранить и размножать священные книги.
Деятельность Неемии
Книга Неемии
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще являл собой груду развалин.
В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост иудей Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь заметил его состояние и спросил его: «Отчего у тебя лицо печально?..» Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтобы я обстроил его» (Неем. 2, 2, 5).
Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только резрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева для восстановления Иерусалима.
Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году до н.э. Осмотрев разрушенные стены города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией дружно принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города, самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город. Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с облегчением.
После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов. Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.
Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Сузы, ко двору персидского царя. Во время правления Неемии Иудеей, Господь послал Своему народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному пришествию в мир Помазанника Божия - Мессии. Пророк предсказал, что перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка, который приготовит путь к пришествию Сына Божия.
После Неемии власть над иудейским народом сосредотачивается в руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги, впоследствии переименованной в Синедрион (Верховных суд). Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот период первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред. По талмуду число членов Синедриона было 70. Сосредотачивая в своих руках политическую и религиозную власть, Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем - греческому владычеству.
Глава ХVII