Пасторологические ; 3) гомилитические;
Целая треть слов св. Григория вызвана была различными обстоятельствами личной его жизни: рукоположением во пресвитера и затем во епископа, участием его в управлении назианзкой Церковью и т. д. Между ними особенно важное значение имеет защитительное слово, сказанное св. Григорием по возвращении из Понта против тех обвинений, какие вызвало его удаление в Понт после рукоположения во пресвитера. Св. Григорий подробно говорит о побуждениях к бегству и возвращению. Бегство было вызвано любовью к отшельническому уединению и, главным образом, сознанием высоты священства, тяжести связанных с ним обязанностей и опасностей, особенно в то время, и чувством собственного недостоинства. К возвращению его побудили: любовь к согражданам, забота о своих престарелых родителях и страх лишиться их благословения, воспоминание о судьбе пророка Ионы, пытавшегося бежать от Господа, покорность воле Божией. Слово это — одно из лучших и наиболее содержательных произведений св. Григория. Оно яркими и живыми чертами рисует возвышенный идеал пастыря. Слово послужило образцом и источником для шести книг св. Иоанна Златоуста “О священстве”. Вообще же слова по поводам личной жизни св. Григория производят наиболее сильное впечатление искренностью и теплотой тона и непосредственным выражением внутренних переживаний автора.
Только одно слово , произнесенное в Константинополе (в 380 г.), представляет изъяснение библейского текста (Мф. 19, 1-12) относительно развода и поводам к нему, брака и девства. Разъяснению нравственного христианского учения посвящено слово о любви к бедным, сказанное в Кесарии, три слова “о мире”.
Имеется еще ряд надгробных речей, произнесенных св. Григорием при погребении родных и друзей.
Письма;
Наконец, нужно назвать сборникписем, числом 242. Большая часть их принадлежит последним 6-7 годам жизни св. Григория; они касаются событий частной жизни самого автора, его друзей и родственников, и того исторического значения и интереса, какой имеют письма св. Василия Великого, они не представляют.
Только очень немногие касаются современных ему догматических вопросов; таковы, прежде всего, два послания к пресвитеру Кледонию, управлявшему некоторое время Назианзкой церковью, написанные в 382 г. и направленные против аполлинарианства, — в них св. Григорий раскрывает учение о воплощении Сына Божия.
В послании к Нектарию, преемнику св. Григория на Константинопольской кафедре, написанном, вероятно, в 387 г., св. Григорий обращает внимание Нектария на оживление еретичества, особенно аполлинарианства, опровергает еретические заблуждения и указывает на необходимость и церковного отлучения разделяющих это мнение, и гражданских мер против свободного распространения ими своего учения.
Догматического характера и послание к монаху Евагрию о Божестве, в котором автор его старается при помощи аналогии разъяснить возможность представлять Божественное существо единым, простым, неделимым, при троичности Лиц в Боге.
Сборник писем в значительной части был составлен самим св. Григорием по просьбе молодого родственника своего Никовула, в письме к которому “О том, как писать письма” изложена теория эпистолографии:
письмо должно быть кратким (в меру необходимости), ясным (приближаясь к слогу разговорному), приятным (не без украшения, не без искусства, не лишенное мыслей, пословиц, изречений, острот, замысловатых выражений, но без излишества), естественным.
Стихотворения.
Другой разряд творений св. Григория — это егопоэмы илистихотворения, числом 144.
Составление большей части стихотворений св. Григория относится ко времени его уединения в Арианзе (383-389). В стихотворении, написанном “О стихах своих”, св. Григорий перечисляет молитвы, побудившие его в старости переменить прозу на стихи. Во-первых, он хотел противопоставить свои стихи произведениям классических поэтов. Во-вторых, он не хотел, чтобы чужие, т.е. язычники и еретики, имели преимущество в изящном слове и хвалились своей образованностью. Наконец, изнуренный болезнью и тяготясь своим одиночеством, св. Григорий находил отраду в составлении стихов.
Стихотворения различаются не одинаковой величиной и размером: гекзаметры, пентаметры, триметры и др. Есть стихи ямбические.
По своему содержанию стихотворения распадаются на три группы: догматические, нравственно - аскетические и исторические.
В догматических стихотворениях воспеваются тайны Святой Троицы, дела Божий в создании мира и промышление о нем, излагается учение об ангелах, грехопадении, закон Моисеев, история пророков Илии и Елисея, вочеловечение Спасителя, Его чудеса и притчи, перечисляются канонические книги Свящ. Писания.
Нравственный элемент господствует в нравственно-аскетических стихотворениях, посредством которых поэт стремится возбудить любовь к добродетелям и отвращение к пороку.
В исторических стихотворениях св. Григорий рассказывает обстоятельства своей собственной жизни и живыми чертами характеризует своих современников и общий ход событий, говорит о своей отшельнической жизни, о борьбе с искушениями, обращается к Богу с молитвами или плачем о постигающих его бедствиях. В этих стихотворениях заметно выступает личность поэта, и так как он большей частью жалуется на что-нибудь, то общий тон большинства исторических стихотворений элегический. Самое обширное между историческими стихотворениями — стихотворение о своей жизни, которое представляет описание жизни поэта от его рождения до удаления из Константинополя, имеет значение биографического источника.