Все о медитации: научитесьрасслаблять тело и успокаивать сознание 21 страница
9:45 - 10:15 Медитирование сидя
10:15 - 10:30 Перерыв для растяжки связок и мышц
10:30 - 11:00 Медитирование сидя
11:00- 12:30 Чтение или прослушивание аудиозаписи какой-либо вдохновляющей книги
или беседы
12:30 - 13:30 Обеденный перерыв (медитирование во время еды)
13.30- 15.30 Послеобеденный отдых, прогулка, занятия йогой или дополнительное вдохновляющее чтение
15:30 - 16:00 Медитирование сидя
16:00 - 16:15 Медитирование во время ходьбы
16:15 - 16:45 Медитирование сидя
16.45 - 17.00 Медитирование во время ходьбы (или перерыв для растяжки связок и мышц)
17:00- 17:30 Медитирование сидя
17.30 - 17.45 Посвящение (своего “ухода в медитацию” пользе других людей)
17:45 - 19:00 Ужин (медитирование во время еды)
Вечерние у пражнения (по желанию меди гатора)
19.00 - 19.30 Медитирование сидя
19.30 - 19.45 Медитирование во время ходьбы
19.45 - 20.15 Медитирование сидя (или вдохновляющее чтение или прослушивание)
20.15 - 20.30 Медитирование во время ходьбы
20.30 - 21.00 Медитирование сидя 21.00-21.15 Посвящение
Как знать? Возможно, после этого вы уже никогда не будете смотреть на вещи по старому.
Смотрите на мир радостно
Большую часть времени мы наблюдаем окружающий мир через фильтр своих желаний, потребностей, ожиданий и всего остального, что набрасывает на наш разум тень наших минутных настроений. Ниже описано упражнение, позволяющее нам избавиться от фильтров и посмотреть на окружающий вас мир взглядом, полным радости.
1. Сядьте поудобнее, успокойтесь, закройте глаза и сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, все больше расслабляя свое тело с каждым очередным выдохом.
2. Отключившись от своих мыслей, забот и тревог, сосредоточьтесь на своих текущих ощущениях и попытайтесь найти то место внутри себя, где вы ощущаете счастье или радость.
Несмотря на то что в целом вы можете испытывать в данный момент печаль, гнев, усталость или тревогу, вы все же можете найти внутри себя хотя бы одну точку, в которой вы испытываете счастье или радость. Возможно, это потаенное место, скрывающееся где-то глубоко в вашей душе, или спокойное место у вас на затылке.
3. Попытайтесь слиться воедино с этим чувством и позвольте ему пронизать все ваше существо.
Если вы не знаете, как этого добиться, вообразите, что у этого чувства есть цвет, температура или фактура (или все эти три качества вместе), и представьте, как это качество распространяется по всему вашему телу и целиком заполняет его.
4. А теперь откройте глаза и посмотрите на окружающий вас мир и людей с этим радостным чувством.
Если вам покажется, что старая, нехорошая привычка смотреть на окружающий мир через темные очки вновь пытается вернуться к вам, решительно отбросьте ее и продолжайте смотреть на вещи, излучая свет своей собственной радости.
5. Продолжайте это упражнение как можно дольше.
Часть IV
Медитация в действии
В этой части...
Вы узнаете, как распространить медитацию на все сферы своей жизни. В конце концов, какая польза от того, что Вы просидите спокойно полчаса, а все остальное время будете испытывать стрессовое состояние? Если вы сможете оставаться полностью включенным в текущую ситуацию даже в Конфликтных ситуациях на работе, управляя автомобилем в час пик. общаясь с набедокурившим ребенком, значит, вы действительно научились медитировать в любой ситуаций.
В этой части вы также узнаете о применении медитации для реализации высоких духовных устремлений. Кроме того, вы ознакомитесь с замечательными методами использования медитации для излечения заболеваний и повышения производительности труда.
Глава 14
Культивирование духовности
В этой главе...
- Характеристики подлинно духовного опыта
- Ознакомление с духовной “рекой”, протекающей через все религии
- Распространение своей личности и неповторимой индивидуальности на бытие в целом
- Преодоление отчужденности и приближение к Богу (собственному “я”, духу или вечному источнику всего сущего)
- Проникновение в суть вещей, которая лежит в основе всех внешних проявлений
- Как найти и правильно выбрать для себя духовного учителя
этой книге я регулярно упоминаю о духовности, хотя нередко маскирую это понятие всевозможными метафорами или абстракциями. В конце концов, как еще выразить *то, что не поддается словесному описанию? В главе 1 я рассуждаю о подъеме на горную вершину медитации и кратко описываю, какие ощущения вы можете испытать, добравшись до нее. В остальных случаях я пользуюсь такими словами, как чистое бытие, истинная природа или прирожденное совершенство. Итак, если все эти указания на духовное измерение бытия вас заинтересовали, в этой главе я расскажу вам, как использовать медитацию для совершенствовании вашей душе.
Нет, я не собираюсь давать вам инструкции о том, как достичь просветления или встретиться с Богом, — для этого вам придется обратиться к другим книгам и учителям. Я предлагаю вам краткий обзор всего, что может встретиться вам на этом духовном пути. Ознакомившись с возможностями, которые обещает вам этот духовный путь, вы сможете выбрать наиболее подходящее направление своего путешествия.
Если вам когда-то приходилось рассматривать книги на полках отдела духовной и религиозной литературы в каком-либо из книжных магазинов, то вам, наверное, уже известно, как много написано книг с целью указать вам правильное направление пути духовного развития. Однако, возможно, вам все еще непонятно, что вообще представляет собою весь этот духовный материал. Возможно, вам просто требуется какое-то руководство, которое поможет вам правильно сориентироваться во всем множестве этих направлений. В этой главе вы найдете ответы на ряд вопросов, которые могут интересовать вас в связи с выбором тех или иных направлений духовного развития. Разумеется, при этом не следует забывать, что я предлагаю вам свою, субъективную точку зрения на данную проблему.
Примечание. Глава, к чтению которой вы приступаете, переполнена специфической терминологией, которая может вызывать неприятие у читателя с атеистическими убеждениями. Если такие слова и понятия, как дух, божественная милость или высшая реальность, вызывают у вас отторжение и заставляют нервно ерзать в кресле, можете вообще не читать эту главу. Однако мне хотелось бы подчеркнуть еще раз: у вас есть превосходная возможность открыть для себя совершенно новое измерение опыта и ощущений. (Ну вот, опять меня потянуло на эти малопонятные термины!)
Чmo следует понимать под духовностью
Если в»! регулярно снимаетесь медитацией, тогда вы наверняка получите определенный духовный опыт. Отслеживая свое дыхание, повторяя мантру или просто сидя спокойно и внимательно прислушиваясь к звукам ветра, который шумиг листьями деревьев, вы поневоле отвлекаетесь от своих привычных забот и волнений и настраиваетесь на текущий момент. При этом — т.е. в текущий момент, в настоящем — у вас могут возникать проблески духовного измерения бытия. (См. далее в этой главе врезку Там. где вертикаль пересекается с горизонталью”.) Перефразируя старую поговорку, отмечу, что духовные ощущения — это не более чем случайности, но, занимаясь медитацией, вы повышаете вероятность таких случайностей.
Вот некоторые из ощущений, с которыми вы можете столкнуться во время медитации.
- Углубленное понимание вашей неразрывной связи со всеми другими существами и вещами.
- Безграничная, бескорыстная любовь, разливающаяся по всему вашему телу.
- Нисходящий на вас благодатный поток милости Господней, блаженства и озарения.
- Непосредственное ощущение эфирнои. нематериальной или непостоянной природы всего, что окружает вас.
- Поток энергии, который поднимается вверх по вашему позвоночнику через энергетические центры и вселяет в вас чувство вашей всеохватности и единения с духом (подроонее об энергетических центрах см. в главе 12).
- Ощущение едва заметных внутренних звуков, цветов или форм, обладающих неким духовным смыслом.
- Ощущение, будто ваше тело растворяется в свете или расширяет свои границы и растворяется в пространстве.
- Перемена самовосприятия: раньше вы ощущали себя как единство тела и разума, а теперь вы ощущаете себя как некое пространство или осознание, в ко тором существуют ваше тело и разум.
- Глубокое и точное знание (за пределами вашего разума) о некой сакральной сущности, которая присутствует как внутри, так и за пределами нашего пространственно- временного мира.
- Визуальные образы ангелов или других духовных существ.
(-'сознание наличия божественных сил.
- Внутреннее ощущение того, что Бог любит вас (или даже ощущение единения с Богом).
Как узнать, что вы получили какой-то духовный опыт? Иными словами, что делает духовным то ощущение, которое вы испытали? Разумеется, завершив сеанс медитации, вы можете сказать: “Да, я действительно получил духовный опыт . Бывает и так, что возникшие у вас ощущения соответствуют вашим собственным духовным представлениям и подтверждают (или даже подкрепляю] ) то, о чем вы и раньше знали. Возможно, в результате медитации вы просто ощутили всплеск вдохновения, испытали душевный подъем или почувствовали прилив любви и открытости как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.
Определения таких понятий. как духовность и духовный опыт. зависят от того, с кем вы разговариваете. Некоторые люди рассматривают духовность как божественную искру, которая пробуждает и вдохновляет их религиозные чувства. Другие же воспринимают свою духовность непосредственно, вне какой-либо связи с религией и соответствующими ритуалами. Но все эти определения, независимо от их ориентации, указывают на проблеск чего-то более глубокого, или более высокого, или более реального или более значимо! о, чем наша обычная повседневная жизнь.
В своей классической книге The Varietie- of Religiou- Experience (“Многообразие религиозного опыта”), написанной на рубеже двадцатого столетия, американский ученый Уильям Джеймс отмечает, что духовные ощущения, вообще говоря, имеют четыре характеристики.
- Невыразимость. Духовные ощущения невозможно выразить словами —- вы должны испытать их на собственном опыте.
- Углубленное понимание. Духовные ощущения, как правило, связаны с уяснением каких-то глубоких, важных истин, которые невозможно понять путем рационального мышления.
- Мимолетность. Духовные ощущения можно испытывать в течение лишь весьма ограниченного периода времени, но они могут возвращаться к вам, а их смысл проявляется даже после того, как сами эти ощущения уже улетучились из вашей памяти.
- Пассивное и» восприятия. Вы можете подготовиться к получению духовных ощущений, но, когда они происходят , вы испытываете их пассивно и они разворачиваются в вашем осознании самостоятельно, без какого-либо вмешательства с вашей стороны.
Где именно существует это “духовное измерение”? Некоторые люди ощущают его внутри себя как ядро, или центр, или самую глубокую часть своего "я” — где-то под своей телесной оболочкой или даже под собственной личностью. Другие ощущаю1 >ю гуховное измерение вне себя, выше себя или вокруг себя, посредством духовных существ на других плоскостях реальности (подобно ангелам, или духам, или оодхисагвам) или просто как некий поток или дух, который наполняет всю жизнь. Вы можете испытывать духовные ощущения, например наблюдая заход солнца, прогуливаясь по берегу моря, играя со своими детьми или оставаясь наедине с собой. Па самом деле, складывается впечатление, что духовное измерение сущее гвует как внутри так и вне нас — в самой глубине нашего собственного “я” и в каждом из существ и вещей, окружающих нас. за обычными ограничениями, налагаемыми пространством и временем.
“Вечная философия”: там, где сходятся все религии мира
Если вы считаете, что вся эта духовная пища не может принадлежать какой-то определенной традиции или религии, го вы. конечно же. правы. Ряд известных философов, исследовав величайшие религии мира, пришли к выводу, что через все эти религии протекает единая “духовная река . Эта река называется вечной философией и состоит из трех взаимосвязанных потоков, или принципов.
- Существует некая более значительная реальность, которая лежит в основе обычною мира вещей, жизней и умов. Что бы ни говорили по поводу этой реальности (кто-то утверждает, например, что она выходит за пределы обычного мира; другие ут верждают, что она наполняет собою обычный мир, тогда как третьи утверждают, что она совпадает с этими миром), все великие традиции согласны в том, что эта оожественная или духовная реальность действительно существует. Некоторые называют ее Богом — тем, кто создал вселенную и продолжает управлять нашей жизнью, взирая на нас с заоблачных высот. Другие называют э го основой бытия, обезличенной сущностью, которая поддерживает и направляет нас. Третьи называют это пустотой, истинной природой, собственным я или дао. Однако как бы это духовное измерение ни называлось, оно представляет собой сакральную тайну, которая придает человеческой жи ши определенный смысл и цель.
В каждом человеке существ\ет нечто, подобное этой более значительной реальности или даже идентичное ей. Как и в предыдущем случае, разные традиции могут расходиться в том, какую форму это 'нечто может принимать. Христиане называют >го душой, евреи — божественной искрои, индусы — атманом, а буддисты используют такие слова, как природа Будды или всемирный разум. Однако все они согласны в том, что это “нечто’ связывает нас с более значительной (или более высокой, или более глубокой) реальностью, которая лежит в основе обычной жизни.
Конечная цель человеческой жизни заключается в юм, чтобы уяснить эту бо лее значительную реальность. Суфийский мистик может стремиться к объединению с этой более значительной реальностью буддийский монах может стремиться к ее познанию, христ ианский созерцатель может стремиться к тому, чтобы испытать хотя бы кратковременные ее проблески, а любой из нас может удовольствоваться ощущением своей связи с этой более значительной реальностью (или, при каждом удобном случае, просто оказывать ей глубокое почтение в церкви, храме или в синагоге). Однако как бы вы ни относились к понятию этой более значительной реальности, все великие духовные традиции согласны в том, что каждое человеческое существо вынашивает в себе страстное хотя, возможно, скрываемое или маскируемое'' желание уяснить эту реальность.
Как я указывал в главе 1, к вершине бытия есть множество путей, среди которых вы можете выбрать наиболее подходящий для сеоя. Однако наличие всех этих путей свидетельствует о том, что такая вершина действительно сущест вует, что вы призваны покорить ее и что то, что вы обнаружите, поднявшись на эту вершину, всегда существовало шо крайней мере в какой-то, пусть даже самой зачаточной, форме) внутри вас.
От веры к осуществлению: уровни духовной жизни
Вы можете по-разному относиться ко всей этому духовному материалу. Вы можете совершенно не обращать на нее внимания — но я сомневаюсь, что вы дочитали до этих строк, если вас совершенно не интересует предмет настоящей главы. По-видимому, вы верите в той или иной степени, в важность этого духовного материала. (Возможно, вы верите в существование ангелов, убеждены в правильности доктрины какой-то определенной религии или читаете книги о шаманах, святых или мудрецах и верите в реальность, которая описывается в этих книгах.) Вошожно, вы даже не прочь сами испытать это духовное измерение
Там где вертикаль пересекается с горизонталью
Ниже приведено описание модели, которая поможет вам уяснить связь между “обычным" и 'духовным' и понять, как эти два аспекта соединяются в медитации.
Ваша повседневная жизнь протекает в горизонтальной плоскости— пространственно- временной и причинно-следственной. (В некоторых традициях эту плоскость называют относительным уровнем реальности.) Вы постоянно перемещаетесь из одной точки в другую, из прошлого в будущее, планируя свою жизнь на завтра и оценивая вчерашний день, что-то делая, чего-то достигая, куда-то торопясь — и время от времени останавливаясь, чтобы расслабиться или посмотреть телевизор. Именно в этой горизонтальной плоскости протекает ваша жизнь и происходит ваше развитие: вы становитесь старше, получаете какие-то жизненные уроки, выстраиваете и поддерживаете отношения с другими людьми (в том числе и с членами своей семьи), делаете карьеру, достигаете зрелости и мудрости—все это очень важные достижения на вашем жизненном пути.
В то же время существует и вертикальная плоскость, которая не имеет никакого отношения ни к пространству, ни ко времени. (В отличие от относительного уровня реальности, эта плоскость называется абсолютным уровнем.) Эта плоскость, описание которой дают все великие религиозные традиции, представляет собой царство вечности и бесконечности — вершину горы, о которой я говорил в главе 1. Эту плоскость называют вертикальной, поскольку она пересекает и пронизывает горизонтальную плоскость буквально в каждый момент времени. Если вы знаете, как настроиться на эту вертикальную плоскость, вы можете позволить ей информировать и вдохновлять вас, а также наполнять ваше существование Божьей благодатью, духовностью, мудростью и сопереживанием — конкретное название зависит от природы ваших ощущений и традиции, которой вы придерживаетесь (если таковая у вас имеется).
Медитация выводит вас за пределы своего планирования и мышления, ограниченного определенными временными рамками, и переносит точно в текущий момент — туда, где духовное измерение пересекается с вашей обычной жизнью. Вы помните, что говорится в стикерах, которые нередко наклеиваются на бамперы наших автомобилей? “Божья милость вполне реальна”. Должен заметить, что Божья милость окажется гораздо реальнее, если откроете свое сердце навстречу ей.
Когда вы занимаетесь медитацией и координируете свое тело, дыхание и сознание путем систематического отслеживания своего дыхания или повторения мантры, вы создаете внутреннюю гармонию или соответствие, которое обеспечивает приток вертикальной плоскости. (Фактически, вертикальная и горизонтальная плоскости пересекаются всегда—вы просто не замечаете этого.) И когда в своей обычной жизни (т.е. в жизни, которую вы ведете в промежутках между сеансами медитации) вы постоянно возвращаетесь к текущему моменту, вероятность того, что вы увидите проявления духа в каждом живом существе и каждой вещи, существенно возрастает.
Я разделяю духовное участие на шесть уровней. Эти уровни не являются взаимоисключающими — вы можете, при желании, быть задействованы в одном, двух или даже во всех таких уровнях. Они не организованы по иерархическому принципу; иными словами, один уровень вовсе необязательно лучше, или выше, или совершеннее. чем какой-либо другой. К тому же. они определенно не являются трудно- или быстродоступными — это не более чем моя собственная попытка уяснения чего-то такого, что представляется мне принципиально непостижимым. Вот эти шесть уровней.
- Обретение веры в дух. Я использую здесь слово дух для обозначения более значительной реальности, о которой я говорил выше и которая лежит в основе обычного мира людей и вещей. Обретение веры в дух является важным первым шагом, поскольку она открывает перед вами возможность приблизиться к нему.
- Пробуждение к духу. Когда у вас случается проблеск духовного измерения (г.е. возникает одно из духовных ощущений, перечисленных мною выше в этой главе), вы уже не просто верите — теперь вы знаете. Но, если такие ощущения не поддерживать или вызывать посредством регулярной духовной практики, они могут довольно быстро исчезнуть, оставаясь у вас лишь в виде воспоминаний.
- Вхождение в соприкосновение с духовным измерением. Иногда такое пробуждение приводит к существенной трансформации человека. Когда вы смотрите на людей или вещи, вы видите их уже по-другому, не так, как прежде. Они оказываются наполнены новым смыслом и особой глубиной. Где бы вы ни оказались и что бы вы ни делали, вы входите в соприкосновение с духовным измерением.
- Наполнение духом. Вы не голько ощущаете присзтствие чуха в каждом живом суще:! не и в каждой вещи -теперь зы со всей определенностью знаете что дух наполняет буквально каждый атом вашего собственного бытия, или, иными словами, вы осознаете, что вы и дух-— это, по сути, одно и го же.
- Единение с духом. Когда границы между вами и более значительной реальностью исчезаю! и вы постепенно сливаетесь с нею, вы достигаете состояния едим пия, описания которою встречаются у многих мистиков и дзен-мастеров. Но до тех пор пока вы скрупулезно не включите это понимание в каждый аспект своей жизни, сохраняется вероятность того, что время от времени вы будете входить в это состояние и выходить из него, не оставаясь полностью интегрированным и укорененных! в него.
- Отсутствие разделительных «раниц между духом и обычной жизнью, еперь вы уже не сомневаетесь в том. что обычная, повседневная реальность, сакральное духовное измерение и ваша собственная истинная природа — одно и то же. Где бы вы ни оказались и что бы вы ни делали вы видите наличие божественного в каждом живом существе и в каждой вещи, которое является органической составляющей каждого живого существа и каждой вещи.
Расширение собственного “я ’: задача духовной практики
Все великие духовные традиции согласны между собой и в том. что главной причиной наших страданий— и главной проблемой, которую мы пытаемся решить, — является ощущение своей обособленности, изолированности, отрезанности от Бога, или источника, или нашей собственной истинной природы. Медитируя, вы строите мост через глубокую пропасть, отделяющую вас от вашего бытия, вашею тела и ощущений, вашей души, текущею момента и, в конечном счете,— от более значительной реальности. (Как выяснил д-р Дин Орниш и другие исследователи, именно наличие такого моста способствует исцелению.)
Как указывалось в предыдущем разделе, вы можете обрести веру в духовное измерение, пробудиться к нему, войти в соприкосновение с духовным измерением и проникнуться им. Все эго чрезвычайно важные и необходимые стадии на пути вашего духовного развития. (По сути, практически каждый из знакомых мне нодеи. в том числе и я сам, находится в той или иной точке указанною континуума.) Однако конечная цель духовной практики заключается в том, чтобы помочь вам преодолеть любые разграничительные линии и полностью слиться с духом.
Созерцание духовного текста
Ниже описан вариант медитации, столь же древний, как письменное слово. -- а возможно, еще более древний, поскольку хранили в своей памяти духовные тексты еще задопго до того, как эти тексты были изложены в письменном виде.
1. Сядьте поудобнее, успокойтесь, закроите глаза и сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, все больше расслабляя свое тело с каждым очередным выдохом.
2. Возьмите какой-либо любимый вами отрывок из духовной литературы и прочитайте несколь- ко предложений или абзацев. Объем прочитанного вами текста должен быть достаточным для того, чтобы проникнуться какой-либо духовной истиной, но не достаточным для того, чтобы включился в работу ваш аналитический ум.
3. Обратите внимание на то, какое влияние этот текст оказывает на вас.
Не заставляет ли вас этот текст почувствовать себя более пространным или расслабленным? Не вдохновляет ли он вас? Не наворачиваются ли вам на глаза слезы благодарности и признательности? Не напоминает ли он вам какие-то духовные ощущения или прозрение, которые, может быть, вы когда-то испытывали?
4. Предоставьте возможность этому отрывку духовного текста продолжать воздействовать на вас.
Если хотите, можете прочитать его еще раз и созерцать его или просто дайте возможность определенным словам или фразам резонировать в вашей душе и в вашем сознании. Но не пытайтесь размышлять над ним или анализировать его в своей привычнои манере. Просто оставайтесь в резонансе с истиной (или в среде истины), которую этот отрывок заключает в себе.
5. Представьте, что слова, содержащиеся в этом отрывке, - это просто шкатулка, которая заключает в себе бесценное сокровище.
Созерцая эти слова, вы обнаруживаете это сокровище (однако не следует чрезмерно фиксировать свое внимание на этих словах).
6. Когда вы почувствуете, что упражнение следует завершать, можете приступать к медитированию привычным для себя способом.
Или просто встаньте и приступайте к своим обычным повседневным делам.
7. Когда какое-либо слово или фраза из прочитанного вами отрывка придет вам на память в течение дня, остановитесь на минуту и предоставьте возможность этому слову или фразе подействовать на вас.
Чем больше духовных текстов вы прочитаете подобным образом, тем больше вы сможете усвоить их, постепенно добившись того, что они станут вашими собственными.
Растворение собственного 1(я”
Что именно заставляет вас чувствовать свою обособленность и изолированность? В некоторых традициях это называют эго. или собственным "я”, в друтих это называют неповторимой индивидуальностью, гордостью, самомнением или самоза- цикленностью. В сущности, это те самые убеждения и истории, о которых говорилось в главе 5, т.е. внутреннее беспокойство, а также предубеждения и предрассудки, сосредоточенные на самом себе и мешающие нам смотреть на вещи ясными, незамутненными глазами. Разумеется, все эти предубеждения и предрассудки могут корениться в нас достаточно глубоко, а чтобы избавиться от них. могут понадобиться настойчивые и целенаправленные усилия, предпринимаемые в течение целой жизни (впрочем, иногда бывает недостаточно даже целой жизни!). Однако вы можете начать выявлять их с помощью медитационных методов, описанных в главе 11. (На более глубоком уровне понимания вы, в сущности, всегда остаетесь неразделимы с духом, даже на мгновение — вам просто кажется, что вы изолированы и обособлены. Но здесь кроется проблема, которую всем нам необходимо решить. Вот что говорил по этому поводу великий индийский мудрец Рамана Махараши: ‘'Единственное, что отделяет тебя от твоего собственного «я», это уверенность в том, что ты действительно отделен от своего собственного «я»”.)
Когда же вы выявите эти предуоеждения и предрассудки, вы постепенно растворите это ограниченное собственное ‘‘я”, которое, как вам казалось, и является вашим истинным “я”, и осознаете свою идентичность с более значительной реальностью. Разумеется, для этого может понадобиться очень много времени (целая жизнь — или даже несколько жизней, если вы верите к реинкарнацию) и для этого вам может потребоваться преодолеть множество трудностей, страхов и неопределенностей (вы поймете это. если ознакомитесь с биографией любого великого святого или мудреца). Кроме того, вы должны будете научиться любить самого себя и принимать себя таким какой вы есть. (Возможно, вам также понадобятся советы опытного учителя. Подробнее о том, как найти для себя учителя, см. в конце этой главы, в разделе “Как наити для себя учителя — и зачем эго может понадобиться вам ’. Подробнее о любви к самому себе см. в главе 10.)
Расширение собственного 'V
- Помимо растворения собственного “я”, путь своего г човпого развития вы можете также понимать как максимальное расширение своей личности — пока, в конечном счете, вы не отождествите себя с сияющей бесконечностью как таковой (которую также называют духом или Богом). , Древние индийские мудрецы использовали гак называемую ‘модель пяти тел, которые представляю, собой все менее осязаемые уровни самоотождествления, начинающиеся с физического тела и заканчивающиеся самоотождествлением с основой бытия, или более значительной реальностью как таковой.
Ниже описана более простая модель, базирующаяся на тех же пяти телах и заимствованная— со значительными модификациями— из работ философа Кена Уилбера. Эта модель поможет вам уяснить ваши собственные духовные ощущения и ваше собственное ьразвертывание”. (Прошу прощения дорогой Кен. за то. что некоторые из ваших идей перевернуты здесь с ног на голову1) Помните, что каждый раз, когда вы распространяете свое собственное я на новый уровень, вы включаете в нее и предыдущий уровень, а не оставляете его г, ю-то в стороне.
- Физическое тело. Складывается впечатление, что некоторые люди не могут думать ни о чем ином, кроме как о еде. выпивке, раооте, сне и сексе. — они отождествляют себя главным образом со своими физическими потребностями и инстинктами. Дети также отож , ествляются главным образом с этим уровнем, хотя одной ногой они уже стоя I в царстве духовности, осооенно в первые три или четыре года.
- Личность. По мере взросления и взаимодействия с другими людьми формируется и развивается ваша личность — т.е. совокупность привычек, наклонностей и предпочтений — наряду с представлением о самом себе, базирующемся главным образом па том, как воспринимают вас другие люди. Постепенно вы начинаете расширять свое собственное 'я”, включая в него эту социальную личность. Более тою, вы можете оказаться чрезмерно озабочены тем, как вы выгля гите в глазах других людей, а также прочими атрибутами собственного воображаемого образа, например, своим материальным положением.
- Зрелое эю. Если вы затрачиваете достаточно времени на исследование своей внутренней жизни и изучение своих более тонких и глубоких чувств, ценностей и представлении. то со временем у вас может сформироваться зрелое эго — вполне реалистичное, обоснованное ощущение того, кем вы являетесь на самом деле, чего вы хотите и что вы можете сделать для блага других людей. Люди, которые отождествляют себя со своим зре ым >го, кажутся прочно стоящими на земле и уверенными в собственных силах. Как правило, о таких людях говорят, что они “сами сотворили себя”, т.е. сполна реализовали свой человеческий потенциал как в своей профессиональной карьере, гак и в отношениях с другими людьми. Согласно традиционной тпадной психологии, зрелое эго представляет кульминацию человеческого развития.