Также шейх аль-Альбани говорил: “От саляфов в толковании этого аята пришло: «Куфр дуна куфр». И это достоверно передается от Ибн ‘Аббаса!” См. €

Слова имамов, опиравшихся на это сообщение Ибн ‘Аббаса и приводивших его в качестве довода можно цитировать еще довольно долго. Но коротко можно еще добавить, что также на эти слова Ибн ‘Аббаса опирались такие имамы нашей уммы, как:

Имам аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/313;

Имам Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/723;

Имам Абу Хайян в своем тафсире «аль-Бахр аль-мухит» 3/492;

Имам аль-Уахиди в «аль-Уасыт» 2/191;

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своем тафсире «Ахкамуль-Къуран» 2/624;

Имам Ибн аль-Джаузи в своем тафсире «Задуль-масир» 2/366;

Имам аль-Хазин в своем тафсире 1/310.

Хафиз Ибн Касир в своем тафсире «Тафсируль-Къураниль-‘Азым» 2/64;

Шейх Джамалюддин аль-Къасими в своем тафсире «Махасин ат-тауиль» 6/199;

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан в «Найлюль-марам» 2/472;

Шейх Мухаммад Амин аш-Шанкъити в своем тафсире «Адауауль-баян» 2/101;

Шейх Ахмад Шакир в «Та’ликъ ‘аля Тафсир ат-Табари».

Шейх Ибн Баз в своих фатауах «Маджму‘уль-фатауа» 3/990;

Шейх Ибн ‘Усаймин в «Фитнату-ттакфир» 68.

Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) в «Фатауа аль-Ляджна» № 5226.

На основании всего сказанного становится вполне ясно, почему шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Когда те, кто впал в заблуждение в отношении такфира (обвинения в неверии) были недовольны этим сообщением Ибн ‘Аббаса, они сказали: «Это предание неприемлемо, и оно недостоверно от Ибн ‘Аббаса». Следует им сказать: Как же оно недостоверно, если его принимали и опирались на это сообщение те, кто выше вас, достойней вас и знающей вас в хадисах?! А вы говорите: «Мы его не принимаем!»

Но допустим, что дело обстоит именно так, как вы говорите, что это сообщение от Ибн ‘Аббаса не достоверно. Однако у нас имеются другие тексты Корана и Сунны, которые указывают на то, что нечто именуется куфром, но речь идет не о куфре, выводящем из религии! Например, в хадисе сказано: «Две вещи в моей общине являются куфром: ругань происхождения и причитание над умершим!»

Эти две вещи не выводят из религии, в чем нет никаких сомнений. Однако, как говорится: Недостаточное знание, а также слабость в понимании общих шариатских правил, являются тем, что порождает это заблуждение! И также к этому можно добавить еще одну вещь, а это – плохое намерение, что порождает неправильное понимание. Ведь человек когда что-то хочет, он начинает обращать все свое понимание на то, что желает, а затем начинает искажать тексты под это. Поэтому из числа известных правил ученых было следующее: «Сначала разбери довод, а потом строй на нем ‘акъиду, но не бери себе ‘акъиду, после чего начнешь искать под нее довод!»

Таким образом, причин порождения заблуждения три, а это:

1. Недостаточность знания;

2. Слабое понимание шариатских общих правил;

3. Плохое понимание, основанное на плохом намерении.

А что касается сообщения от Ибн ‘Аббаса, то нам достаточно того, что такие великие ученые как шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим и другие, все они опирались на него, принимали и передавали его. И это сообщение достоверное!” См. “Фитнату-ттакфир” 68-69.

Также и шейх аль-Альбани говорил: “Это сообщение Ибн ‘Аббаса ломает хребет джама’ату такфир и им подобным, впавшим в крайность!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 7/135.

Ученик шейха аль-Альбани – Салим аль-Хиляли, процитировав имена многих ранних имамов, опиравшихся на это толкование Ибн ‘Аббаса и приводивших его в качестве довода, сказал: “О дорогой читатель! Разве может разумный мусульманин подумать, что все эти великие ученые были из числа тех, кто допускал послабление в этой науке (хадисоведения) или же были слепо подражающими, а этот Ибн ‘Абдуль-Маннан и его шейх – являются двумя имамами муджтахидами, сказавшими истину?!” См. “Къурратуль-‘уюн” 95.

В завершении еще раз хочется отметить, что сообщение от Ибн ‘Аббаса: «Куфр дуна куфр» в отношении аята: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными», является достоверным, в чем не сомневался никто из ранних имамов. Если же кто-то желает опровергнуть это, то пусть приведет высказывание хоть одного раннего имама о том, что это сообщение Ибн ‘Аббаса недостоверно, а иначе нет нужны обращаться к некоторым современникам, оставив признанных имамов всех времен!

Www.Salaf-forum.ru

Наши рекомендации