Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,
- благословит ли он Тебя?» Иов 2:4, 5
Дьявол определил круг платы Б-га человеку: материальное преимущество (безопасность) и здоровье. Он умнее, чем мы думаем, поэтому прекрасно осведомлён, что многие из нас не имея этого, всё равно остаются верны Б-гу. Почему? Потому что мы согласны подождать и получить свою «плату» на Новой земле. Всю ту же плату – материальное преимущество и здоровье. Когда Иов и во второй раз «не согрешил устами своими» (Иов 2:10), дьявол не стал предлагать нового варианта испытания для него. Он ненавязчиво, обманом, но побуждает друзей внушать Иову, что он грешник, а значит, что ничего не получит и в Новой Жизни (не случайно в их описаниях участи грешников постоянно проглядывают черты «второй смерти»). Дьявол тонок в своих расчетах: если Иов пойдёт на поводу у друзей, и против своей совести совершит покаяние, тем самым он протянет руку к той «плате», унизит себя ради неё.
Какую награду обещают друзья Иову, при условии его публичного покаяния?
«13 Если ты управишь сердце твоё и прострёшь к Нему руки твои,
И если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его
И не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих,
15 то поднимешь незапятнанное лице твоё и будешь твёрд и не будешь бояться.
16 Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нём.
17 И яснее полдня пойдёт жизнь твоя; просветлеешь, как утро.
18 И будешь спокоен (בטח), ибо есть надежда (תקוה); ты ограждён, и можешь спать безопасно.
Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя.
20 глаза беззаконных истают, и убежище пропадёт у них, и надежда их исчезнет» Иов 11:13-20
- К чему, согласно мнению этого советчика Иова, должна стремиться человеческая надежда?
= 18-20ст. Надежда, по его мнению, связана с безопасностью, с недостижимостью тебя другими людьми и в будущем и в настоящем. Если человек предвидит такие обстоятельства в своей судьбе, значит, он имеет Надежду и Будущность.
«Яснее полдня» - описание почти Новой Земли, на которой «ночи … не будет» (Откр.21:25).
Поскольку друзья говорят примерно одинаковые вещи, добавляя от себя только некоторые аргументы и пояснения в единую межу, можно сделать вывод, что общий смысл и направление речей между ними были заранее согласованны. Число обвинителей также совпадает с правилом:
«если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово» Мтф.18:16
Софар выступает в общем ключе: Иов должен публично раскаяться (не важно, в чём) для того, чтобы у общественного мнения не сложилось впечатления, что Б-г уничижает праведного. \\Его речь начинается с образ слова 11:1-3 – слова, которое заставляет замолчать другое слово.\\ Но он, как и предыдущие спорщики, допускает одну оговорку, которая выражает уже лично его мнение о Б-ге:
«4 Ты сказал: суждение моё верно, и чист я в очах Твоих.
Но если бы Б-г возглаголал и отверз уста Свои к тебе
6 и открыл тебе Тайны Премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Б-г для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» Иов 11:4-6
- Какую милость, согласно мнению Софара, Б-г оказывает человеку?
= Он предаёт забвению некоторые наши грехи.
- Согласны ли вы с таким представлением о Б-ге?
= На самом деле Б-г вспомнит все мелочи наших отношений с Ним в «субботнее тысячелетие», поскольку эти недоговоренности с Ним как-то изменили нас, а Б-гу необходимо выправить всё зло. Все недомолвки с Ним будут разобраны пред тем, как мы, уже полностью открытые перед Ним, примем своё вечное наследие.
«2 Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Б-гом.
А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
5 О, если бы вы только молчали! это было бы [вменено] вам в мудрость.
Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
7 Надлежало ли вам ради Б-га говорить неправду и для Него говорить ложь?
8 Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Б-га так препираться?» Иов 13:2-8
- Какую позицию занимает здесь Иов, отвечая на то, что ему сказали друзья? (Урочник СШ с комментариями, 148с.)
= Иов утверждает, что эти люди не только говорят ложь, но они говорят ложь о Б-ге. Ирония состояла в том, что эти люди на самом деле полагали, будто защищают Б-га и Его характер от жалоб Иова о случившемся.
(Урочник СШ с комментариями, 148с.)
Софар говорит последним. Иов хотел выслушать слова последнего посла к себе, чтобы составить своё мнение об этой «делегации». Поэтому после «корпоративной» речи Софара высказал друзьям всё, что думал о них.
- Как нам узнать, на что надеемся мы? Какой платы (удовлетворения) от жизни ожидаем?
= Испытания разрушают какие-то наши надежды, но то, что мы остаёмся после этого жить, показывает, что не в них оставалась наша главная зацепка за жизнь. Так, постепенно наше упование все более выкристаллизовывается для нас самих.
Хотя Он убивает меня
(ответ Иова на первую речь Софара, 12-14гл.).
Иов тоже первоначально определяет свою Надежду вполне конкретно:
«18 И говорил я: в гнезде моём скончаюсь, и дни [мои] будут многи, как песок;