Принятие подарка за ходатайство.
Высокое положение среди людей является одним из благодеяний Аллаха, оказываемых Им своему рабу, если последний благодарен Ему за это, а признаком благодарности может служить лишь использование этого высокого положения на благо мусульманам, и именно это в числе прочего подразумевают собой слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал:
- Если кто-нибудь из вас сможет принести пользу своему брату, пусть сделает это.[137]
И если кто-нибудь благодаря занимаемому им высокому положению принесет пользу брату своему избавив его, от притеснений или приведя его к благу, не совершая при этом ничего запретного ничего не делая в ущерб, другим, то Аллах Всемогущий и Великий вознаградит его при том условии, что намерения его будут искренними, как указывал на этот пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал:
- Ходатайствуйте и вы будете вознаграждены.[138]
При этом недопустимо принимать что-либо в качестве вознаграждения за свое ходатайство и содействие, на что указывает сообщение Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передавшего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Если один человек станет ходатайствовать за другого, а потом тот захочет подарить ему что-нибудь за это и он примет подарок, то это будет сравнимо с поступками тех, кто занимается ростовщичеством.[139]
Тем не менее находятся люди, занимающие высокое положение, которые предлагают другим оказать свое содействие за деньги, обещая взамен способствовать назначению человека на должность, или переводу его в другой округ, или устройству больного на лечение или чему-нибудь еще. Ясно, что, в соответствии с содержанием цитированного выше хадиса, переданного Абу Умамой, получать деньги за это запретно, более того в хадисе упоминается тот, кто получает подарок без выдвинутых заранее условий, что же можно сказать о том кто их выдвигает.[140]
Тому, кто творит добро, достаточно будет и награды Аллаха, которую он получит в день воскресения. Сообщается, что однажды какой-то человек пришел к Аль-Хасану бин Сахлю с просьбой об оказании содействия и тот помог ему, а когда этот человек явился к нему снова, чтобы поблагодарить его, Аль-Хасан бин Сахль сказал: "За что же ты благодаришь нас? Мы ведь считаем, что с высокого положения полагается выплачивать закят, подобно тому, как платят закят с имущества".[141]
Здесь следует также обратить внимание читателя на существование разницы наймов человека за деньги для того, чтобы он способствовал продвижению какого-либо дела, что является допустимым, если при этом не будет допущено ничего противоречащего шариату, и между использованием своего высокого положения для оказания человеку помощи за вознаграждение, что является запретным.
Отказ выплаты денег рабочему после выполнения
им работы
Известно, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, побуждал людей как можно быстрее рассчитываться с работником, сделавшим свою работу, и передают, что он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал:
- Отдавайте работнику заработанное им прежде, чем высохнет его пот.[142]
Одним из видов притеснений, имеющих место в мусульманских странах, является отказ от выдачи рабочим, наемным работникам и служащим того, что им причитается за их труды, что принимает различные формы, например:
- Полный отказ от выплаты работнику причитающегося ему вознаграждения без объяснения причин. При этом если причитающееся человеку в мире этом пропадает, то оно никогда не пропадет за Аллахом в день воскресения, так как если притеснитель присвоит себе принадлежащее притесняемому, то последний получит награду за добрые дела притеснителя в день воскресения, а если таковых за ним не окажется, то притеснитель понесет наказание за часть дурных поступков, совершенных притесняемым, после чего притеснитель будет ввергнут в ад.
-Незаконное урезание того, что положено получить человеку и отказ от выплаты этого полностью, несмотря на то, что Аллах Всевышний сказал:
- Горе обвешивающим...[143]
Примером подобного могут служить действия некоторых работодателей, которые приглашают рабочих из-за границы, заключая с ними договор, предполагающий определенный уровень оплаты их труда, а после выполнения ими работы выплачивают этим людям меньше положенного. При этом люди иногда даже не имеют возможность жалобы кроме как к Аллаху. И если такой работодатель окажется мусульманином, а рабочие - неверными, то это, помимо всего прочего, еще и помешает им вступить на путь Аллаха, причиной чего также послужит совершенный этим человеком грех.
- Увеличение объема работ или продление рабочего времени без соответствующей дополнительной оплаты труда.
- Затягивание времени, когда деньги выплачиваются людям только после затраты большого количества усилий, жалоб и обращений в суды. Цель работодателя при этом может состоять в том, чтобы измотать работника задержками выплаты до такой степени, чтобы он отказался от того, что ему причитается, и от своих требований, или же в том, чтобы в течение этого времени, так или иначе использовать чужие деньги. Некоторые из них одалживают эти деньги под проценты, в то время как рабочему может не хватать на пропитание или на то, чтобы послать что-нибудь жене и детям, из-за которых он отправился в чужую страну. Горе же таким притеснителям, которые в день воскресения будут подвергнуты мучениям! Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах и да приветствует, сказал:
- Аллах Всевышний сказал: "В день воскресения Я буду врагом троим: человеку, который получил от Меня что-либо в дар, а потом оказался вероломным, человеку, который продал в рабство свободного и воспользовался полученными деньгами, и человеку, который нанял другого и тот выполнил для него ту или иную работу, но он не заплатил ему за это."[144]