Вклад буддизма в развитие наук о Человеке

Аннотация:

В статье описывается опыт взаимодействия буддизма и такими научными областями, как психотерапия, эволюционная психология, нейробиология, квантовая физика. Раскрываются некоторые принципы буддизма, важные для развития современной науки о Человеке: принцип открытости новому, принцип постоянного изменения, принцип активной личной позиции, принцип многомерного объемного взгляда на явления окружающего мира, принцип преодоления дуалистического взгляда на мир.

Summary:

In article describes the interaction of the Buddhism and such scientific areas as psychotherapy, evolutionary psychology, a neurobiology, quantum physics is described. Some principles of the Buddhism important for development of modern science concerning the Person are revealed: principle of openness, principle of continuous change, principle of an active personal position, principle of a multidimensional view of the phenomena of the environment, principle of overcoming of a dualistic view of the world.

Ключевые слова: буддизм, сознание, науки о человеке, эволюционная психология.

Key words: Buddhism, consciousness, sciences about the person, evolutionary psychology.

Несмотря на развитие наук, столь активно развивавшихся в ХХ веке, до сих пор остается открытым вопрос о том, что есть Человек, его потенциале и пока не раскрытых возможностях. Исторически, наука и религия подходили к этой проблеме с различных сторон (теоретической и практической; научно доказательной и интуитивной; эмпирической, рациональной или мистической и т.д.), нередко отрицая и умаляя заслуги друг друга.

Между тем, наука имеет большое количество наработок о природе человека в различных областях, а мировые религии представляют собой сокровищницу опыта, связанного с изучением его способностей и возможностей.

Буддизм– одна из самых открытых к диалогу с наукой религий. С 1987 года по инициативе Далай-лама XIV (и с его непосредственным участием) под эгидой образованного Института Ума и Жизни, стали проходить конференции, приглашающие к диалогу известных научных деятелей и монахов.

Создавая Институт, его основатели – А. Энгл, Ф. Варела и Далай Лама XIV – рассматривали науку и буддизм как разные методологии, имеющие одну цель: исследование природы и реальности, применение знания, нацеленного на улучшение качества жизни и планеты.

Они сошлись во мнении, что наука применяет технологии и научные методы, тогда как буддизм фокусирует внимание на нервной системе человека, совершенствует ее медитациями, серьёзными ментальными и эмоциональными тренировками[1]. Основные темы конференций были связаны с вопросами психологии, квантовой физики, нейробиологии.

Далай-лама XIV подчеркивал: «С моей точки зрения, науку и буддизм объединяют стремление к истине и постижению реальности. Позаимствовав у науки знания о тех аспектах действительности, где она, возможно, достигла большей глубины постижения, буддизм, на мой взгляд, обогатит свое мировоззрение»[2].

Кратко опишем научные области, заинтересовавшиеся идеями буддизма.

Для психологов буддизм оказался привлекательным как целостная философия жизни. В середине ХХ века произошла интеграция психологии и буддизма.

Так, философией буддизма интересовался З. Фрейд, Э. Фромм (написавший книгу «Дзен-буддизм и психоанализ», в которой делает попытку сопоставления наиболее интересных философских систем Востока и Запада), К. Г. Юнг (написавший комментарии к тибетской «Книге мертвых» и тантрическому тексту «Тибетская книга великого освобождения»), Ф. Александер и многие другие. Во многом это произошлоблагодаря Д. Т. Судзуки, оказавшему влияние на целую плеяду психологов-гуманистов.

Джо ди Фео в книге «Дзен-психоанализ» подчеркивает, что цели психоанализа и дзен-буддизма схожи: облегчить человеку страдания и вернуть ему, насколько это возможно, психическое здоровье, помогая обрести счастье в этой жизни. Как психоанализ, так и дзен-буддизм работают с умом, исследуя его до самых сокровенных глубин.

Таким образом, в начале ХХ века между психоанализом и дзен-буддизмом установились отношения постоянного диалога, послужившие их взаимному теоретическому и практическому обогащению. К середине прошлого столетия этот интерес выйдет за рамки классического психоанализа, и станет интересен различным направлениям психотерапии в целом.

Нельзя не сказать и о внимании к буддизму эволюционной психологии. В своем авторском курсе Роберт Райт соотносит эволюционные процессы с положениями буддизма[3].

Так, в буддизме говорится о природе страдания и неудовлетворенности: удовольствие скоротечно; оно очень быстро оставляет человека, заставляя все время искать источник удовлетворения своих желаний. В эволюционной психологии неудовлетворённость описывается как движущий фактор эволюции.

С точки зрения буддизма, воспринимаемый мир иллюзорен. Иллюзией является горе и радость, падение и успех. Естественному процессу развития человека также «все равно», счастлив он или нет. Ведь счастье недолговечно, делает человека удовлетворённым лишь на время. Истинным же критерием является выживание. Р. Райт подчеркивает, что именно несчастье заставляет трудиться и найти способ максимального внутреннего преображения и изменения среды вокруг.

Как уже было сказано, в рамках деятельности Института Ума и Жизни много лет буддийские монахи сотрудничают с нейробиологами[4] в области изучения тех изменений в деятельности мозга, которые может произвести медитация. Так, Р. Дэвидсон, нейробиолог Висконсинского университета, опубликовал результаты томографических исследований мозга медитирующих лам. Он обнаружил, что во время медитации повышается активность тех областей мозга, которые, по научным данным, связаны с ощущением счастья. Он также открыл, что чем дольше человек занимается медитативными практиками, тем ощутимее повышение активности этих областей[5].

Отметим, что практикамедитации (от латинского «размышление») – умственное действие, цель которой – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; нередко оно сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов[6].

Как это будет делаться (технология) зависит от того, какое направление выбрал практикующий; методы медитации многообразны. Но цель всегда состоит в способности человека жестко отстроить свою логику и процессы мышления.

Необходимо, однако, подчеркнуть принципиальное различие западной версии медитации от восточного подхода: чаще всего смысл западного варианта состоит в расслаблении тела, а буддийского – в «гимнастике для ума и кузнице духа».

На дискуссии в Институте философии РАН по теме «Сознание в буддизме и в квантовой физике» 13 ноября 2010 г. говорилось о том, что наиболее глубокой общей идеей современной физики и буддизма является понимание ложности обыденных представлений о внутренней самодостаточности явлений и их независимости друг от друга, понимание того, что всё можно рассматривать только с точки зрения взаимообусловленности – не только в гносеологическом, но и в онтологическом плане[7].

В буддизме говорится о двух уровнях реальности: профанически-обыденная «реальность» явлений, иллюзорная в том смысле, что все явления и события представляются нам действительно существующими именно так, как мы их воспринимаем в силу кармической обусловленности нашего сознания, вроде как «объективно независимыми» как друг от друга, так и от нашего сознания; и парамартха – действительная, «высшая» реальность», в которой явления и события не существуют по-отдельности, «пусты» от независимого самобытия и существуют только в тотальной взаимообусловленности.

Проблема состоит в том, что восприятие реальности на низшем или высшем уровне определяется уровнем нашего сознания: именно для перехода на более высокие уровни постижения и осуществляется тренировка сознания в буддизме.

Эксперименты квантовой физикипоказывают, что реальность – есть проекция ума. В отсутствии сознания реальность существует лишь как бесконечный набор вероятностей; картина единственной классической реальности – это лишь иллюзия, возникающая в сознании наблюдателя. Таким образом, физики столкнулись с тем, о чем буддисты говорят уже более 2 тысяч лет. Реальность не существует без ума, определяющего его.

Именно поэтому в последнее время особое место занимают исследования квантовой концепции сознания, которая указывает на то, что в сознательном состоянии мы видим только одну классическую картинку мира и не способны видеть одновременно две. А на самом деле существует не только две, а огромное количество картинок, и они лишь в совокупности описывают квантовый мир полностью. Понятно, что из такой «базы данных», которая состоит из огромного количества классических картин, информации можно получить гораздо больше. А когда мы видим только одну картину, то есть, остаемся в сознательном состоянии, этой информации просто нет[8].

Итак, буддизм активно сотрудничает с различными науками о Человеке. Раскроем далее некоторые принципы буддизма, которые, с нашей точки зрения, столь важны для современной науки:

Наши рекомендации