Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 43 страница
Улемы указывали, что смысл этих слов состоит в следующем: стихи подобны прозе, но, если человек полностью посвящает себя стихам, ограничиваясь только ими, это заслуживает порицания. В целом ряде достоверных хадисов сообщается, что посланник Аллаха, , слушал стихи и что он велел Хассану бин Сабиту, да будет доволен им Аллах,[2515] высмеять неверных в стихах.
1046. Передают со слов Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, в (некоторых) стихах (заключена) мудрость».[2516]
1047. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Поистине, будет лучше, если утроба человека наполнится гноем, чем стихами»[2517].[2518]
Содержание этих хадисов полностью сообразуется с тем, о чём мы упоминали выше.
Крайне нежелательно употреблять любые непристойные выражения и сквернословить, о чём говорится во многих достоверных хадисах. Здесь имеются в виду прямые указания на то, о чём не принято говорить прямо, даже если это соответствует действительности. Чаще всего это касается упоминаний о соитии и тому подобных вещах. При необходимости в таких случаях следует прибегать к иносказаниям и использовать пристойные выражения, смысл которых будет ясен собеседнику. Примеры таких иносказаний можно найти во многих известных айатах Корана и достоверных хадисах. Так, например, Аллах Всевышний сказал: {Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами…}[2519] Аллах Всевышний также сказал: {Как же вы можете отбирать это после того, как вы были близки друг с другом…?}[2520] Аллах Всевышний также сказал: {Если же вы будете разводиться с ними, прежде чем коснётесь их…}[2521]
Улемы указывали, что понятные иносказания следует использовать и тогда, когда речь идёт об удовлетворении естественных потребностей и различных болезнях или физических недостатках.
Знай, что всё, о чём говорилось выше, касается таких случаев, когда нет необходимости прямо говорить о тех или иных вещах. Если же это необходимо для разъяснения, или обучения, или в таком случае, когда есть основания полагать, что собеседник не поймёт иносказания, или поймёт его неправильно, тогда следует говорить прямо. Этим и объясняется использование подобных выражений в некоторых хадисах, когда это вызывалось необходимостью, поскольку в таких случаях добиваться понимания предпочтительнее, чем соблюдать приличия, а помощь оказывает Аллах.
1048. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Несвойственно) верующему ни порочить (людей), ни проклинать (их), ни совершать что-либо непристойное[2522], ни сквернословить».[2523]
1049. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Непристойное всегда чернит собой всё, к чему бы оно ни примешивалось, а стыдливость всегда украшает».[2524]
Строго запрещается бранить отца, мать и любого другого человека, который занимает такое же положение, ибо Аллах Всевышний сказал: {Судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и хорошо обходились с родителями. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: “Уф!”[2525] – и не кричи на них, а говори им слова достойные. * И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: “Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!”}[2526]
1050. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Человек, который поносит своих родителей, совершает один из тягчайших грехов». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же (может) человек поносить собственных родителей?» Он сказал: «(Так может получиться, если) он станет поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) он станет поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать»[2527].[2528]
1051. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (В своё время) я был женат на одной женщине, которую любил, однако она не нравилась ‘Умару[2529]. (Наконец) он сказал мне: «Разведись с ней», но я отказался. Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, пришёл к пророку, , рассказал ему об этом, и пророк, , велел (мне): «Разведись с ней».[2530]
Глава 327. Запретность лжи и указание на различные её виды
На запретность лжи в целом, что является одним из отвратительных грехов, указывают многие айаты Корана и хадисы. Запретной ложь считали все улемы, и поэтому здесь нет необходимости приводить мнения отдельных авторитетных лиц. В данном случае важно разъяснить, что следует считать исключением, и указать на некоторые тонкости, имеющие отношение к рассматриваемому нами вопросу.
Для того, чтобы внушить человеку отвращение к лжи, достаточно привести следующие хадисы:
1052. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт[2531]».[2532]
1053. ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, , сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а человек, отличающийся каким-либо из них, будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».[2533]
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, вместо слов “предаёт, когда ему доверяются” сказано “нарушает своё обещание, когда даёт его”.
Что же касается вышеупомянутых исключений, то о них говорится в другом хадисе:
1054. Сообщается, что Умм Кульсум бинт ‘Укба бинт Абу Му‘айт, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Я слышала, как посланник Аллаха, , сказал: «Не является отъявленным лжецом[2534] тот, кто (лжёт, стараясь) примирить людей друг с другом[2535] и сообщая (или: говоря) им нечто благое».[2536]
Кроме того, в версии Муслим, сообщается также следующее:
– (Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди[2537], за исключением трёх (случаев)», имея в виду войну[2538], (попытки) привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу[2539].
В этом хадисе ясно указывается, что прибегать ко лжи разрешается в тех случаях, когда это приносит пользу. Многие улемы указывали, что может служить критериями дозволенности лжи, но наилучшим образом, на мой взгляд, это сделал имам Абу Хамид аль-Газали, который сказал: «Слова служат средством достижения целей, а всякой похвальной цели можно достичь как с помощью правды, так и с помощью лжи, прибегать к которой запретно, если в этом нет необходимости. В тех случаях, когда похвальной цели можно добиться только с помощью лжи, прибегать к ней дозволено /мубах/, если желаемое относится к числу дозволенных вещей, и обязательно /ваджиб/, если желаемое является обязательным. Так, например, если какой-нибудь мусульманин скрывается от разыскивающего его притеснителя, прибегнуть ко лжи, чтобы помочь ему скрыться, обязательно. Так же следует поступить и человеку, которому что-либо отдано на хранение, или тому, кто знает, что другой человек хранит у себя чужое имущество или деньги. Если притеснитель, желающий отобрать доверенное, станет его разыскивать, человек обязан солгать, чтобы утаить от него чужое. Если же хранитель сообщит притеснителю о доверенном имуществе, и тот силой отберёт его, хранитель будет обязан возместить убытки доверителю. В том случае, когда хранителя вынуждают поклясться, ему следует дать клятву, говоря обиняками, иначе его, скорее всего, надо будет считать клятвопреступником, хотя некоторые улемы придерживались иного мнения. Ложь не является запретной и в тех случаях, когда дело касается войны, примирения людей друг с другом или попыток склонить к прощению сердце человека, против которого было совершено преступление, если желаемого можно добиться только с помощью лжи. Вместе с тем из предосторожности следует говорить двусмысленно, то есть иметь в виду истинную цель, даже если внешне слова будут казаться ложью. Однако в подобных случаях ложь не является запретной и тогда, когда человек просто лжёт, не имея в виду то, на что было указано нами выше». Абу Хамид аль-Газали также сказал: «Так же следует поступать во всех случаях, когда человек стремиться осуществить то, что принесёт пользу ему самому или кому-нибудь другому. Например, если притеснитель схватит человека и станет задавать ему вопросы о его имуществе, желая отобрать его, хозяину не следует признаваться, и если правитель станет спрашивать человека о грехе, который тот совершил, человек должен всё отрицать и говорить “Я не совершал прелюбодеяния” или “Я не пил вина”. На это указывают известные хадисы, где людям, признавшимся в совершении преступлений, за которые по шариату виновные обязательно должны понести наказание /худуд/, рекомендуется отказываться от своих признаний. Что же касается интересов других людей, то, если у кого-нибудь станут выспрашивать о тайне, доверенной ему его братом по вере, человеку следует отрицать, что он посвящён в эту тайну. Каждый должен сравнивать вред, который может причинить ложь с теми дурными последствиями, которые может повлечь за собой правда, и если второе причинит больше вреда, разрешается прибегнуть ко лжи. Если же больше вреда причинит ложь, или если относительно этого возникают сомнения, тогда ложь становится запретной. Если речь идёт только о личных делах человека, желательно не прибегать ко лжи даже в тех случаях, когда лгать разрешается, но если дело касается другого человека, то пренебрегать его правами нельзя. В целом же отказываться ото лжи предпочтительнее, даже если прибегать к ней разрешается. Исключение составляют такие случаи, когда ложь является обязательной».
Знай, что, по мнению приверженцев сунны, ложь представляет собой такое сообщение о чём-либо, которое не соответствует действительности, независимо от того, намеренно или по незнанию ты сообщаешь об этом, но греховной является только намеренная ложь. Указанием на это наши товарищи считают приводимый ниже хадис:
1055. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если же кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в огне!»[2540]
Глава 328. Шариат побуждает человека удостоверяться в достоверности того, что он рассказывает, и запрещает передават дальше всё, что он слышит, если он не считает это правдивым
Аллах Всевышний сказал: {И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, – поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!}[2541] Аллах Всевышний также сказал: {Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж}.[2542] Аллах Всевышний также сказал: «…поистине, Господь твой наблюдает!}[2543]
1056. Видный последователь Хафс бин ‘Асим передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Для того, чтобы солгать, человеку достаточно передавать дальше всё, что он услышит».[2544]
Кроме того, в “Сахихе” Муслима приводятся хадисы подобного содержания, передаваемые со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба и ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен Аллах ими обоими. Известно также много других сообщений, которые указывают на это.
1057. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд (или: Хузайфа бин аль-Йаман), да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Сколь плохим верховым животным является для человека (слово) “утверждают”!»[2545]
В своём труде “Ма‘алим ас-сунан” имам Абу Суляйман аль-Хаттаби пишет: «Когда человек хочет отправиться куда-либо, он садится на своё верховое животное и едет, пока не достигнет цели. Пророк, , сравнивает слово “утверждают”, которое человек предпосылает свои словам, используя его в качестве средства достижения цели, с верховым животным. Дело в том, что слово “утверждают” используется лишь тогда, когда дело касается безосновательных и бездоказательных сообщений, то есть того, что передаётся как сплетня, пророк же, , порицал такие разговоры и приказывал убеждаться в достоверности того, что передаётся другим».
Так говорит аль-Хаттаби, а Аллах знает об этом лучше.
Глава 329. Отговорки и двусмысленности
Знай, что эта глава относится к числу важнейших глав нашей книги, поскольку то, о чём в ней говорится, находит широкое применение, и в знании об этом нуждаются все. Следовательно, мы должны уделить внимание изучению этого вопроса, а каждому, кто ознакомится с нашими выводами, следует поразмыслить об этом и применять полученные знания на практике. Ранее мы уже упоминали о том, что шариат строго запрещает лгать, и указывали на опасности, связанные с неумением следить за своим языком. В этой главе говорится о том, как можно избежать подобных опасностей.
Знай, что под отговорками и двусмысленностями подразумевается использование понятных слов, когда имеется в виду нечто противоположное их очевидному смыслу, что можно выразить с помощью этих слов. Это является одним из видов обмана и введения в заблуждение. Улемы указывали, что в использовании отговорок нет ничего дурного, если это необходимо для достижения того, что одобряется шариатом, когда собеседника предпочтительнее обмануть, или если то, что обязательно нужно сделать, можно осуществить только с помощью лжи. В иных случаях прибегать к отговоркам и говорить двусмысленные вещи нежелательно, но не запретно, если только это не приведёт к совершению несправедливости, ибо тогда использование отговорок становится запретным, из чего мы и исходили при написании этой главы.
Некоторые сообщения на эту тему указывают на дозволенность использования отговорок, тогда как согласно другим поступать так непозволительно. Объяснить это протииворечие можно тем, что в вышеупомянутых сообщениях речь идёт о разных случаях, о чём мы уже говорили. Так, например, о запретности двусмысленностей говорится в следующем хадисе:
1058. Сообщается, что Суфйан бин Усайд, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Если ты рассказываешь своему брату то, чему он верит, хотя ты лжёшь, это является великим вероломством».[2546]
Сообщается, что Ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «(Арабский) язык слишком богат, чтобы находчивый человек прибегал ко лжи». Пример дозволенной отговорки привёл ан-Наха‘и, да помилует его Аллах, который сказал:
– Если кому-нибудь передадут твои слова, скажи: «Аллах лучше знает, говорил ли я что-нибудь из этого», и тогда твой собеседник, решит, что ты отрицаешь это, хотя ты будешь иметь в виду следующее: Аллах знает, что я сказал это.
Сообщается, что, когда какой-нибудь человек, которого ан-Наха‘и не хотел видеть, спрашивал его, ан-Наха‘и говорил своей рабыне: «Скажи ему: “Поищи его в мечети”». Что же касается аш-Ша‘би, то в подобных случаях он чертил на земле круг и говорил своей рабыне: «Дотронься до его центра пальцем и скажи: “Его здесь нет”». В пример можно также привести слова “У меня есть намерение”, которые люди, которые не хотят есть, часто говорят тем, кто приглашает их к столу. Приглашающий считает, что человек, которого он пригласил, соблюдает пост, тогда как на самом деле имеется в виду, что тот отказывается от еды, и подобных примеров можно привести ещё много. Если человек, который даёт клятву, использует двусмысленные слова, клятвопреступником он не станет независимо от того, поклянётся ли он Аллахом Всевышним, или даст клятву развестись, или поклянётся сделать что-нибудь ещё. Это значит, что в подобном случае человек не обязан ни разводиться, ни совершать какие-либо иные действия, если только кади не обяжет человека, на которого обратятся с жалобой в суд, поклясться в том, что он невиновен. В этом случае в расчёт принимается намерение кади, который может обязать человека поклясться Аллахом. Если же кади обяжет кого-либо поклясться, что при определённых условиях он разведётся, тогда в расчёт следует принимать намерение того, кто будет давать клятву, поскольку кади, как и любой другой человек, не может обязать мусульманина дать клятву, что тот разведётся, а Аллах знает об этом лучше.
Имам аль-Газали сказал: «Преувеличивание является запретной ложью, которая становится причиной греха. Примером преувеличивания могут служить такие слова, как “Я сто раз говорил тебе” или “Я сто раз просил тебя”, которые произносятся не для того, чтобы указать на точное количество, а для указания на то, что это случалось очень много раз. Если человек, который скажет так, на самом деле обратился с просьбой только один раз, его слова будут ложью. Если человек многократно и больше, чем обычно, но менее ста раз обращался к кому-либо со своей просьбой, то, сказав так, он не совершит ничего греховного. Если же он обращался со своей просьбой неоднократно, но не так много раз, как во втором случае, его слова также будут ложью».
Указанием на допустимость преувеличивания служат слова пророка, , который сказал: «Что касается Му‘авийи, то он – бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча»[2547], хотя известно, что у одного из них была одежда[2548], другой же убирал палку со своего плеча во время сна и в разных других случаях.
Глава 330. Что желательно говорить и делать тому, кто произнесёт мерзкие слова
Аллах Всевышний сказал: {А если овладеет тобой искушение, (исходящее) от шайтана, обращайся за помощью к Аллаху…»[2549] Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают[2550] и тогда начинают видеть[2551]…»[2552] Аллах Всевышний также сказал: «Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя,[2553] но потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи – а кто может простить грехи, кроме Аллаха? – и не собирается возвращаться к тому, что сделал, зная[2554], * воздаянием таким послужат прощение от их Господа и райские сады, (по земле) которых протекают реки, где останутся они навечно. Сколь прекрасна награда творящих (благое)!}[2555]
1059. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
– Если кто-нибудь (захочет) поклясться и (по забывчивости) произнесёт слова: «Клянусь аль-Лат и аль-‘Уззой!»[2556] – пусть (тотчас же) скажет: «Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/», а тот, кто скажет своему товарищу: «Давай-ка я сыграю с тобой[2557]», пусть подаст милостыню[2558].[2559]
Знай, что человеку, который скажет или совершит нечто запретное, следует поспешить принести покаяние, которое основывается на трёх столпах. Имеется в виду, что человек должен немедленно прекратить совершать греховное, выразить сожаление в связи с тем, что он совершил грех, и принять твёрдое решение не возвращаться к этому впредь. Если же в результате совершения этого греха кому-нибудь из людей был нанесён ущерб, обязательным условием действительности покаяния должно стать возмещение нанесённого ущерба или иные действия, которые помогут загладить вину грешника, о чём уже говорилось выше. Если человек принесёт покаяние за один грех, то ему следует покаяться и во всех прочих своих грехах, однако дейстивтельным будет покаяние и за один из них. Если грешник принесёт покаяние должным образом, а потом согрешит ещё раз, он должен будет покаяться снова, что не сделает первое покаяние недействительным. В отличие от мутазилитов,[2560] так считают приверженцы сунны и согласия.
Глава 331. О словах, которые отдельные улемы считали достойными порицания, хотя на самом деле таковыми они не являются
Знай, что эта глава необходима для того, чтобы люди не поддавались на обман необоснованных утверждений и не полагались на них.
Знай также, что установления шариата, касающиеся любых действий человека, подразделяются на пять категорий, в соответствии с которыми действия объявляются либо обязательными /ваджиб/, либо рекомендуемыми /мандуб/[2561], либо запретными /харам/[2562], либо неодобряемыми /макрух/[2563], либо дозволенными /мубах/[2564]. В случае отсутствия соответствующих указаний шариата ни одно из действий человека нельзя относить к одной из вышеупомянутых категорий. Известно, что именно следует считать указанием шариата /далиль шар‘и/[2565], если же указаний на принадлежность каких-либо слов или действий к одной из пяти вышеупомянутых категорий не имеется, им не стоит уделять внимание, хотя некоторые улемы указывают на их несостоятельность. Имеется в виду, что, когда я упоминаю, что такой-то считал что-либо неодобряемым или недействительным, а потом указываю, что на самом деле это не так, это не требует никаких указаний, если же я привожу их, то делаю это добровольно. Цель этой главы состоит в отделении правильного от ошибочного, а также в том, чтобы никого не вводил в заблуждение авторитет людей, которые произносили ненужные слова.
Знай, что я не называю имён тех, кто необоснованно относит те или иные слова к числу неодобряемых, чтобы не умалять достоинство этих улемов, ибо иначе люди будут думать о них плохо. Я хочу не опорочить их, а только указать на пустые слова, которые им приписывают, независимо от того, действительно ли они принадлежат этим людям.
В своей книге “Шарх асма Аллах” имам Абу Джа‘фар ан-Наххас упоминает, что, по мнению одного из улемов, нежелательно говорить “Аллах подал тебе садаку”[2566], ссылаясь на то, что подающий садаку надеется на награду. Ошибочность этого суждения, которое свидетельствует о вопиющем невежестве, очевидна, а использкемое доказательство является порочным в ещё большей степени. Указанием на это служит приводимый ниже хадис:
1060. Сообщается, что Йа‘ля бин Умаййа сказал:
– (Однажды) я спросил ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Не случится ли с вами беды из-за того, что вы сокрщащет молитву (в пути), если вы боитесь, что неверные отвратят вас от веры после того, как люди оказались в безопасности?»[2567] (В ответ мне) он сказал: «Я удивляюсь тому, что вызвало твой вопрос, ибо я спрашивал об этом посланника Аллаха, , и он сказал: “(Это – ) садака, которую подал вам Аллах, так примите же Его садаку!”»[2568]
Ан-Наххас сообщает, что этот же улем считал, что нежелательно произносить слова “О Аллах, освободи меня от огня!”, утверждая, что освобождает кого-либо лишь тот, кто надеется на награду. Подобное утверждение является грубейшей ошибкой и указывает на незнание установлений шариата, ибо если бы я стал приводить все достоверные хадисы, в которых ясно указывается на то, что Аллах Всевышний освободит, кого пожелает из Своих созданий, то книга стала бы слишком длинной. Приведу лишь два прмера:
1061. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах спасёт от огня любого человека[2569], который отпустит на свободу попавшего в рабство мусульманина, (избавив от мук) каждую часть его тела за каждую часть тела (освобождённого им человека)».[2570]
1063. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Нет (другого такого) дня, когда Аллах освобождал бы от огня больше (Своих) рабов, чем в день ‘Арафата». [2571]
Ан-Наххас сообщает, что Абу Бакр Мухаммад бин Йахйа, который относился к числу факихов и улемов, сказал:
– Не говори: «Да соединит нас Аллах друг с другом в местопребывании Его милости», ибо милость Аллаха слишкм широка, и ничто не может вместить её в себя.
Он также сказал:
– Не говори: «Помилуй меня посредством Твоей милости».
Нам неизвестно, на чём основывался Абу Бакр Мухаммад бин Йахйа, говоря это, а сам не приводит никаких указаний. Если под “местопребыванием милости” имеется в виду рай, тогда его слова имеют следующий смысл: «Да соединит нас Аллах друг с другом в раю, который станет местом пребывания, куда люди войдут по милости Аллаха Всевышнего, где они останутся навечно и будут защищены от любых бедствий, что можно обрести только по милости Аллаха Всевышнего». Таким образом, человек, который произносит эти слова, как бы говорит: «Соедини нас в том месте, которого мы можем достичь только по милости Твоей».
Ан-Наххас сообщает также, что Абу Бакр Мухаммад бин Йахйа сказал: «Не говори: “Я уповаю на моего Господа, Щедрого Господа”, а говори: “Я уповаю на моего Щедрого Господа”», однако никаких оснований для этого нет.
Ан-Наххас сообщает также, что Абу Бакр Мухаммад бин Йахйа сказал:
– Не говори: «О Аллах, защити нас от огня!» – и не говори: «О Аллах, даруй нам заступничество пророка, !» – поскольку заступничество потребуется для тех, кто заслуживает огня.
Это является грубой ошибкой и явным проявлением невежества, и если бы я не опасался, что эти слова введут в заблуждение людей, и будут приводиться в книгах, то не исмелился бы передавать их. Между тем известно много достоверных хадисов, которые обещают верующим заступничество пророка, . Примером может служить следующий хадис:
1063. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
– В День воскресения право на моё заступничество получит тот, кто, выслушав слова азана, будет говорить: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе[2572] и высокому положению[2573] и направь его к месту достохвальному[2574], которое Ты обещал ему! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка’имати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘ас-ху макаман махмудан аллязи ва‘адта-ху!/»[2575]
Сколь прекрасны слова факиха Абу-ль-Фадля ‘Ийада, да помилует его Аллах, который сказал: «Известно множество сообщений о том, что наши праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах, просили о заступничестве пророка, , и стремились к этому. Вот почему не следует придавать значение мнению тех, кто считал, что поступать так нежелательно, утверждая, что заступничество потребуется только для грешников, ведь в “Сахихе” Муслима и других сводах приводятся хадисы, в которых сообщается, что пророк, , обратится с ходатайством за тех, кто войдёт в рай без расчёта, и будет просить Аллаха даровать людям более высокое место в раю. Кроме того, каждый разумный человек, признающий свои упущения, понимает, что он нуждается в прощении и проявлении миости, и боится оказаться в числе погибших. Что же касается того, кто сказал это,[2576] то он не обращается к Аллаху с мольбами о прощении и оказании милости, утверждая, что в этом нуждаются грешники, однако подобные утверждения противоречат сообщениям о том, с какими мольбами обращались к Аллаху наши праведные предшественники и те, кто пришёл им на смену».