БЗ Б2 Д. О том, что сосредоточение на истинах Пути – это Четыре истины Благородного
Строфа 114
Это рождение – страдание; цепляние и его проявление —
Огромные источники этого страдания.
Их исчерпание – воистину Освобождение.
Стремиться к его достижению —
Благородный Восьмеричный путь.
В этом рождениисобраны вместе пять загрязненных совокупностей, и само оно является основой страдания– всех несчастий, таких как болезнь и старость, и всех ошибочных представлений (идея о «я» и др.). Страдания возникают потому, что этим совокупностям приписывается реальное существование. Цепляние засовокупности, то есть беспокоящие эмоции, такие как желание, и его проявление,то есть неблагие поступки (например, убийство) являются источниками,причиной или семенами этого страдания.Поскольку (эти два) порождают все сферы существования, они огромны.
Исчерпаниеэтих причин – действий и беспокоящих эмоций – это воистину Освобождение,или успокоение, нирвана.
Когда устранена причина, результат не проявляется, и это – обусловленное существование зависимого происхождения причины и результата. Прекращение того, от чего нужно отказаться в непрерывном бытии обычного существа, – это всего лишь формальное исчерпание. Истинное прекращение означает полностью отсечь семена того, от чего нужно отказаться в непрерывном бытии благородного существа. Стремиться к достижениютолько этого – воистину Восьмеричный благородный путь,как объяснялось выше.
Что касается причины и плода нирваны, то это можно обобщить как отказ и противоядие. Как сказано в «Высочайшей неразрывности »45:
О болезни надо знать; от причины болезни
надо отказаться;
Покоя надо достичь; на лекарство
надо полагаться.
О страдании надо знать; от его причины
надо отказаться;
Его прекращения надо достичь
и на соответствующий путь
надо полагаться.
БЗ В. Совет о развитии мудрости
1. Откажись от лени, непрерывно прилагая усилия к постижению Четырех истин.
2. Восхваляй совет, что достичь нирваны можно даже не выходя из дома.
3. Не падай духом, поскольку благородные мастера прошлого достигли этого благодаря своим усилиям в то время, когда они были обычными людьми.
4. Усмири ум – это корень Дхармы, это позволяет преодолеть разочарование.
БЗ В1. Совет отказаться от дени, непрерывно прилагая усилия к постижению Четырех истин
Строфа 115
Нужно постоянно прилагать усилия к тому,
Чтобы постичь Четыре истины благородного…
Это приведенное выше объяснение Прославленный Будда дал Пяти превосходным46 в Варанаси. Он полностью повернул колесо Дхармы Четырех благородных истин в этом мире. Раньше никогда никому эти поучения не давались. Просветленный изложил сущность Четырех благородных истин, объяснил, что нужно делать, а также назвал плод. Трижды провозгласил он Львиный рык. Поскольку он воистину обнаружил изначальную мудрость пути видения и пересек реку страдания, то и ты, чтобы постичь Четыре истины и понять, что совокупности имеют временную природу и никому не принадлежат, должен постоянно прилагать усилия на пути медитации, то есть обрести взгляд благородного.
БЗ В2. Восхваление совета, что достичь нирваны можно, даже не выходя из дома
Даже домохозяева, живущие в роскоши,
Смогут пересечь реку мешающих эмоций
благодаря истинному пониманию[24].
Не только те, кто отрекся от мира, но и все другие, даже домохозяева – те мужчины и женщины, кто наслаждаются жизнью в роскоши, своими владениями, богатством и изобилием, – если они в совершенстве поймут Четыре истины, то смогут пересечь реку мешающих эмоций. Сказано, что нужно прилагать к этому усилия.
БЗ ВЗ. Совет не падать духом, поскольку благородные мастера прошлого, будучи обычными людьми, достигли этого благодаря своим усилиям.
Строфа 116
Те, кто ясно понял Дхарму,
Воистину не сошли с небес.
Они не выросли из земли подобно урожаю.
В прошлом они были обычными людьми,
подверженными мешающим эмоциям.
Теблагородные из прошлых времен, архаты и Бодхисаттвы, кто ясно понялобитель Дхармы,Четыре истины, как бы давно они ни жили, а также все, кто постиг, смогли сделать это в первую очередь благодаря усилиям на Пути. Они не сошли с небес, не вырослии не родились из земли подобно урожаю.Эти благородные были обычнымимирскими людьми, подверженными мешающим эмоциям.Они полностью постигли неисчерпаемую изначальную мудрость благодаря тому, что полностью впитали совершенный нектар слов Прославленного Будды. Поскольку только они пребывают на благородных ступенях Бодхисаттв, ты также должен прилагать усилия на Пути, не падая духом.