Изучение частностей прежде принципиальных основ
Многие ученики увлекаются вспомогательными вопросами прежде изучения основных принципов. Они сосредотачиваются на многих малозначительных проблемах, игнорируя главные. Некоторые ученики делают это из любви к спорам и из желания участвовать в дебатах. Существует постоянная группа тем, которые ученики знания обсуждают друг с другом часами. Хотя число этих тем ограничивается десятью-двадцатью, редко ученики обсуждают друг с другом что-нибудь еще.
Несколько примеров:
· Должен ли молящийся после вставания из поясного поклона в молитве складывать руки на груди, или опустить их по швам?
· Должен ли молящийся задержаться на некоторое время после поднятия из второго земного поклона и перед вставанием в стоячее положение?
· Должен ли молящийся двигать пальцем при чтении ташаххуда, и как надо им двигать? Как должна лежать при этом рука? Подобно этому, должен ли молящийся двигать пальцем во время сидения между двумя земными поклонами?
Это — часть из ограниченного числа вопросов, которые ученики готовы обсуждать бесконечное количество времени. В то же время, вы найдете, что они игнорируют фундаментальные вопросы веры и общие принципы закона. Они не тратят времени на изучение важных вопросов, не исследуют их, потому что их соученики не обсуждают такие вопросы. Такие темы не дают ученику возможность дебатировать со своими сверстниками и продемонстрировать свои таланты.
Мы не из тех, кто говорит, что эти второстепенные вопросы — ничтожны и что их следует игнорировать. Такая позиция без сомнения — неверна, так как в нашей религии нет ничего ничтожного. Однако, некоторые вопросы имеют приоритет перед другими. Общие принципы — предшествуют второстепенным частностям. Это — надлежащий подход к поиску знания. Ученик также должен понимать тот факт, что зачастую во второстепенных вопросах между учеными имеются разногласия.
Если бы вы спросили некоторых учеников религиозного знания о вопросах веры, то нашли бы, что их знания — путаны или несовершенны. Если бы вы спросили такого ученика об общих принципах исламского закона, то нашли бы его пренебрегающим ими. Он явно не выглядит преуспевающим в вопросах общей этики и проблемах юриспруденции. Зато вы найдете его блестяще подкованным во многих второстепенных вопросах, на которых он сосредотачивает все внимание, исключая все остальное.
Это показывает нам ученика, лишенного мудрости, так как мудрость предписывает помещать вещи на надлежащие места. Совершенно ясно, что неспособность изучить основные статьи веры, будучи поглощенным исследованием дополнительного акта сунны, — есть отсутствие благоразумия. Одинаково глупо препираться с людьми в отношении второстепенной проблемы, пренебрегая основами веры. Мы не должны тратить все наше время, обучая людей отдельному акту сунны, и закрывать глаза на широко распространившуюся моральную деградацию, которая сокрушает наши общества сегодня и сейчас.
Все мы видим, что мусульманские общества — цель порочной войны, которая не нацелена исключительно на второстепенные вопросы и акты сунны. Целями этой войны являются сами основы нашей веры. Многие из наших обществ находятся под властью людей с отклонившимися идеями: коммунистами, социалистами, атеистами и другими. Они обрушиваются на основы ислама, пытаясь заставить людей сомневаться в своей вере.
Наши общества также истязают неверующие, распущенные люди, которые стремятся ввергнуть их в грех. Обе эти группы в значительной мере достигли своих целей. В такой ситуации игнорирование этих проблем и сосредоточение всей энергии на отдельных, второстепенных вопросах права — будет верхом неблагоразумия.
Каждой проблеме должно быть предоставлено то внимание, которого она заслуживает. Ни одна частная проблема не должна становиться темой всех бесед и дебатов.
Мы не должны проявлять небрежность ни к одному из актов сунны. Мы должны преподать людям руководство Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во всех его деталях. В то же время мы должны признать, что люди — различаются. Человек, который стоит прямо (в своей религии), праведен и регулярно совершает молитвы, нуждается в том, чтобы его научили всем актам сунны во время молитвы. Такому человеку недостаточно знать только основные, обязательные акты. Мы должны научить его как совершать молитву наилучшим образом.
В то же время, это не должно стать методом нашего призыва к Исламу тех, кто впал в заблуждение или греховен. Мы должны призывать таких людей к основным принципам Ислама и стремиться вывести их из состояния отклонения и греха к свету знания и веры.
Мы не должны пренебрегать этими людьми. Наоборот, они должны стать нашим приоритетом. Человек, который верует и совершает молитвы, по милости Аллаха не пребывает в состоянии серьезной опасности, если он умрет, не изучив какой-либо специфический акт сунны. Что же касается другого человека, который охвачен грехом или введен в заблуждение лживыми верованиями, то он находится в великой опасности. Поэтому спасение его от этой опасности — гораздо более важно, чем обучение праведного мусульманина отдельному акту сунны. Но безусловно наша обязанность в том, чтобы сделать обе эти вещи, если мы можем.