Возникновение новшеств в жизни мусульман

Этот вопрос следует разделить на два подвопроса:

Первый: время возникновения нововведений: Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал3: "Знай, что в основном все нововведения, имеющие отношения к убеждениям и поклонению, возникли в конце периода правления праведных халифов, и именно это имел в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:

من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيراً, فعليكم بسنتي و سنة الخلفاء الراشدين المهديين

"Если кто-нибудь из вас долго проживет, то увидит много противоречий, вам же следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных, ведомых верным путем халифов" (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).

Первые нововведения были связаны с деятельностью кадаритов, мурджиитов, шиитов и хариджитов. Когда после убийства Усмана возник раскол, появились нововведения хариджитов, а к концу жизни таких сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как Ибн Умар, Ибн Аббас, Джабир и другие, зародилось учение кадаритов. Примерно к тому же времени относится и начало деятельности мурджиитов, что же касается джахмитов, то они появились уже в конце эпохи табиунов, после смерти Умара ибн Абд ал-Азиза, и передают, что он уже предупреждал об их деятельности. Что касается самого Джахма, то он жил в Хорасане в период правления халифа Хишама ибн Абд ал-Малика.

Эти нововведения появились во II веке хиджры при жизни сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые отвергли тех, кто был их инициатором. Затем появились нововведения мутазилитов, в мусульманском мире началась смута, появились разногласия и люди стали склоняться к нововведениям и следованию собственным страстям, а после того, как миновали лучшие века, возникли нововведения, связанные с суфизмом, то есть с тарикатом и возведением сооружений над могилами, и чем больше проходило времени, тем больше возникало нововведений и тем более разнообразными они становились.

Второй: место возникновения нововведений.

Нововведения или же ереси возникали в разных мусульманских странах. Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал: "Насчитывается пять крупных областей, в которых жили сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и которые стали источником знания и веры: это Мекка и Медина, оба Ирака и Шам ("Шам" - это историческое название территории, на которой ныне расположены Сирия, Иордания и Палестина). Отсюда стали распространяться науки о Коране, хадисах, фикхе, поклонении и тому подобные исламские науки. Однако все эти же места, за исключения города Пророка Медины, стали и местами возникновения и распространения основных нововведений и ересей. В Куфе возникли и распространились за ее пределы шиитское и мурджиитское течения, в Басре появились и распространились оттуда кадариты и мутазилиты, и там же возникло движение нечестивого отшельничества. Что же касается учения джахмитов, являющегося наихудшей из всех ересей, то оно возникло в некоторых из областей Хорасана. Чем удаленнее от города Пророка была страна, тем больше там возникало нововведений. А когда произошел раскол общины после убийства Усмана, началось движение хариджитов. Но город Пророка Медина оставалась свободной от этого, а если кто-нибудь там начинал склоняться к подобному, то это ничего, кроме презрения и порицания у населения города, не вызывало. Там существовали кадариты и другие, но в Медине такие люди были унижены и подвергались давлению со стороны в отличие от шиитов и мурджиитов в Куфе, мутазилитов и аскетов в Басре и насибитов в Шаме, открыто действовавший в названных местах. В "ас-Сахихе" приводятся слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал, что Даджжал (антихрист) не сможет вступить в Медину, которая продолжала оставаться оплотом знания и веры до самой эпохи последователей Малика, живших в IV веке хиджры"4.

Что же касается первых трех наилучших веков, то в Медине, безусловно, не возникло никаких нововведений и никакие новшества, затрагивающие основы религии, не распространялись оттуда, как это было с другими городами.

Наши рекомендации