Стенах, бумаге и так далее.
Абдаллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Поистине, самому суровому наказанию в день воскресения подвергнутся художники.[208]
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Аллах Всевышний сказал:
"Кто же более несправедлив, чем те, кто осмеливается на попытку создания чего-то подобного тому, что создал Я? Пусть попробуют они сотворить хотя бы зернышко или пылинку..."[209]
Что же касается Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Каждый художник окажется в огне и за каждое изображение, созданное им, он будет наделен душой, которая станет подвергаться мучениям в аду.
Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- И если тебе обязательно нужно что-нибудь нарисовать, то нарисуй дерево или что-нибудь иное, в чем не содержится дух.[210]
Все цитированные нами хадисы указывают на запретность изображения того, в чем заключен дух, что имеет отношение как к людям, так и ко всем остальным живым существам, отбрасывающим тень или не отбрасывающим ее, независимо от того, будет ли речь о напечатанных, нарисованных, вырезанных, высеченных, вытесанных, отлитых или выполненных каким-нибудь иным способом изображениях, так как хадисы, в которых говорится о запретности создания изображений живых существ, касаются всех этих случаев.
Мусульманину же следует подчиняться установлениям шариата, не пускаться в споры и не говорить: "Я же не поклоняюсь этому и не падаю ниц перед такими изображениями!" Ведь если разумный человек поразмыслит хотя бы об одном из дурных последствий распространенности подобных изображений в наше время, ему сразу станет ясной причина наложения шариатом запрета на создание таких изображений. Мы имеем в виду не только великий вред, который приносят людям эти изображения, воздействуя на них низменные инстинкты и возбуждая те или иные желания, но и то, что вследствие этого люди начинают совершать разные непристойные поступки.
Ввиду этого мусульманину не следует держать у себя дома изображения живых существ, чтобы это не помешало ангелам заходить к нему в дом, ведь, как известно, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Ангелы не появляются в тех домах, где есть собаки и изображения.[211]
Тем не менее в некоторых домах имеются даже и скульптуры, подчас являющиеся идолами, которым поклоняются неверные. Иногда люди принимают их в качестве подарков, а иногда и сами устанавливают их для красоты, несмотря на то, что подобные вещи являются более запретными, чем что-либо иное.
Точно также изображения, вывешиваемые в тех или иных местах, являются более запретными, чем изображения, скрытые от людских глаз, ибо они многих привели к возвеличиванию подобных изображений, многим добавили печалей и многих ввергли в состояние самовосхваления и самодовольства. И не следует говорить, что эти изображения служат для поддержания памяти о ком-либо, поскольку настоящая память о каком-нибудь дорогом или близком человеке из числа мусульман должна сохраняться в сердце человека, которому следует обращаться к Аллаху с просьбами о прощении и милости для тех, кто ему близок.
Из этого следует, что все изображения следует выбросить или уничтожить за исключением тех, с которыми это будет затруднительно сделать. Речь идет, например, о тех изображениях, которые имеются практически на всех консервных банках, или же о картинках и фотографиях, имеющихся в словарях, пособиях и прочих полезных книгах. Однако стремится следует и к этому, опасаясь того, что среди них может оказаться нечто непозволительное. Можно оставить также необходимые фотографии, например, фотографии на удостоверениях личности и прочих документах. Некоторые мусульманские авторитеты разрешают также хранить изображения, к которым не выказывается никакого почтения, например, изображения, истоптанные ногами, а Аллах Всевышний сказал:
- Бойтесь же Аллаха, как можете...[212]
ЛОЖНЫЕ СООБЩЕНИЯ ОБ УВИДЕННОМ ВО СНЕ.
Некоторые люди специально распространяют вымышленные ими рассказы о видениях или же снах, которые они на самом деле не видели, делая это для получения каких-то целей, или желая прославиться среди людей, или стремясь заработать таким способом деньги, или надеясь с помощью этого запугать тех, с кем они враждуют, или же преследуя какие-нибудь иные цели. При этом следует учитывать, что многие простые люди верят снам и с легкостью поддаются обману.
Однако следует учитывать также и то, что по адресу совершающих подобные поступки были высказаны серьезные угрозы, поскольку известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- Поистине, к величайшим видам лжи относятся слова того, кто лжет, называя кого-либо своим отцом, заявляет о том, что сам видел то, чего он на самом деле не видел, и приписывает посланнику Аллаха те слова, которых он никогда не произносил.[213]
Сообщается также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Если человек станет рассказывать другим о сновидениях, которых он на самом деле не видел, на него будет возложена обязанность связать в узел два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сумеет...[214]
Ясно, что сделать это невозможно, но именно таким будет воздаяние людям, распространяющим подобные измышления.
ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО САДИТСЯ НА МОГИЛЫ,