Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница

Бросая первый камешек в большой столб /джамрат аль-‘акаба/, паломнику следует прекратить произносить тальбийу и повторять слова “Аллаху акбар” при каждом броске. Согласно сунне задерживаться у этого столба для обращения с мольбами к Аллаху не следует. Желательно, чтобы паломник, совершающий хаджж и пригнавший с собой жертвенный скот, во время жертвоприношения говорил: «С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и семейство Мухаммада! О Аллах, (это − ) от Тебя и Тебе, прими же от меня! /Би-сми-Лляхи, Аллаху акбар! Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва саллим! Аллахумма, мин-кя ва иляй-кя, такаббаль мин-ни!/»[1261]

Некоторые наши улемы считают желательным, чтобы во время бритья головы после жертвоприношения паломник взялся рукой за прядь волос на передней части темени и трижды произнёс слова “Аллаху акбар”, а потом сказал: «Хвала Аллаху за то, что Он указал нам прямой путь, и хвала Аллаху за то, что Он даровал нам! О Аллах, вот мой хохол[1262], прими же от меня и прости мне мои грехи! О Аллах, прости меня, и тех, кто сбривает волосы, и тех, кто укорачивает их, о Тот, прощение Которого (может) объять собой (всё), амин! /Аль-хамду ли-Лляхи ‘аля ма хада-на ва-ль-хамду ли-Лляхи ‘аля ма ан‘ама би-хи ‘аляй-на! Аллахумма, хазихи насыйати, фа-такаббаль мин-ни ва-гфир ли зунуби! Аллахумма,-гфир ли, ва ли-ль-мухалликына, ва-ль-мукассырина, йа васи‘а-ль-магфирати, амин!/» После завершения бритья желательно трижды произнести слова “Аллаху акбар”, а потом сказать: «Хвала Аллаху, Который совершил за нас обряды нашего (хаджжа)! О Аллах, добавь нам знания и убежденности, оказывай нам больше содействия и помощи и прости нас, наших отцов и матерей и всех мусульман! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи када ‘ан-на нусука-на! Аллахумма, зид-на иманан, ва йкынан, ва тауфикан, ва ‘аунан, ва-гфир ля-на, ва ли-аба’и-на, ва уммахати-на, ва-ль-муслимина аджма‘ин!/»

О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить в Мине в дни ташрика[1263]

517. Сподвижник Нубайша аль-Хайр аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Дни ташрика являются такими днями, когда следует есть, пить и поминать Аллаха Всевышнего».[1264]

В это время желательно часто поминать Аллаха, лучшим же из видов поминания является чтение Корана. Согласно сунне в каждый из дней ташрика после бросания камешков в малый столб /аль-джамрат ас-сугра/ возле него следует остановиться и, повернувшись лицом к кибле, воздавать хвалу Аллаху Всевышнему, произносить слова “Аллаху акбар”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Субхана-Ллах” и обращаться к Аллаху с мольбами, смиряясь пред Ним сердцем и проявляя смирение внешне. В подобном положении паломник проводит у малого столба столько времени, сколько необходимо для чтения суры “Корова”. У среднего столба /аль-джамрат аль-вуста/ он совершает те же действия, тогда как у большого столба /джамрат аль-‘акаба/ задерживаться не следует.

вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru

Если человек поспешит уехать на родину из Мины, это значит, что его хаджж завершён, и никаких слов поминания Аллаха, произносимых только во время паломничества, произносить больше не надо. Однако такой человек становится путником, следовательно, желательно, чтобы он воздавал Аллаху хвалу и прославлял Его, повторял слова “Аллаху акбар”, произносил свидетельство и прочие слова поминания Аллаха, как и любой другой путник, о чём, если пожелает Аллаха Всевышний, речь пойдёт ниже.

Если человек явился в Мекку для совершения умры, ему следует произносить такие же слова поминания, которые произносятся во время совершения общих для хаджжа и умры столпов и обязательных элементов, то есть вхождении в состояние ихрама, обхода вокруг Каабы, ритуального бега /са‘й/ и бритья головы, а Аллах знает об этом лучше.

Что желательно говорить тому, кто испил воды Замзама

518. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Вода Замзама (способствует осуществлению) того, ради чего её пьют».[1265]

Этого придерживались на практике улемы и лучшие мусульмане, которые пили воду Замзама в надежде на достижение великих целей, и их желания осуществлялись. Улемы указывали, что тому, кто пьёт воду Замзама, для того, чтобы получить прощение, добиться исцеления от болезни или для чего-нибудь подобного, в это время желательно говорить:

− О Аллах, дошло до меня, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Вода Замзама (способствует осуществлению) того, ради чего её пьют». О Аллах, поистине, я пью (эту воду), чтобы Ты простил меня, так прости же меня! /Аллахумма, ва инни ашрабу-ху ли-тагфира ли, фа-гфир ли!/ (или: чтобы Ты сделал для меня то-то и то-то, так сделай же это).

Или же в подобных случаях желательно говорить: «О Аллах, я пью (эту воду), чтобы исцелиться, так исцели же меня! /Аллахумма, инни ашрабу-ху мусташфийан би-хи, фа-шфи-ни!/» − и произносить подобные слова, а Аллах знает об этом лучше.

вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru

Когда паломник, который находится в Мекке, пожелает вернуться на родину, ему следует совершить прощальный обход /таваф аль-вада‘/, подойти к “мультазаму”, прижаться к нему на некоторое время и сказать: «О Аллах, этот Дом − Твой Дом, а этот раб[1266] − Твой раб и сын Твоего раба и Твоей рабыни. Ты посадил меня на Твоё создание, которое Ты подчинил мне, и вёл меня в Твоей стране, и по милости Своей привёл меня (к Твоему Священному Дому), и по милости Твоей помог мне выполнить обряды (поклонения) Тебе. Если был Ты доволен мной, то будь доволен ещё больше, если же прежде Ты не был доволен мной, то будь доволен мной с этого времени ещё до того, как я окажусь у себя дома вдали меня от Твоего Дома. Мне пора в путь, если Ты позволишь мне (уехать), и я ни на кого не променяю Тебя и Твой Дом и никого не предпочту Тебе и Твоему Дому! О Аллах, даруй здоровье моему телу, сохрани в чистоте мою религию, приведи меня к благому исходу, сделай так, чтобы я не выходил из повиновения Тебе, пока Ты оставляешь меня в живых, и соедини для меня благо обоих миров, ведь Ты всё можешь! /Аллахумма, аль-байту байту-кя, ва-ль-‘абду ‘абду-кя, ва ибну ‘абди-кя, ва ибн амати-кя. Хамальта-ни ‘аля ма саххарта ли мин халькы-кя хатта саййарта-ни фи биляди-кя, ва баллягта-ни би-ни‘мати-кя хатта а‘анта-ни ‘аля када’и манасики-кя. Фа-ин кунта радыйта ‘ан-ни, фа-здад ‘ан-ни ридан, ва илля, фа-мин аль-ана кабля ан тан’а-йа ‘ан байти-кя дари. Хаза авану инсырафи ин азинта ли гайра мустабдилин би-кя, ва ля би-байти-кя, ва ля рагыбин ‘ан-кя ва ля ‘ан байти-кя! Аллахумма, фа-асхыб-ни-ль-‘афийата фи-ль-бадани ва-ль-‘исмати фи дини, ва ахсин мункаляби, ва-рзук-ни та‘ата-кя ма абкайта-ни, ва иджма‘ ли хайрай аль-ахырати ва-д-дунйа, инна-кя ‘аля кулли шай’ин кадир!»

Начинать и завершать эту, как и любую иную мольбу, следует восхвалением Аллаха и призыванием благословения на посланника Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru . Если дело касается женщины, у которой начались месячные, то ей желательно остановиться у ворот мечети, обратиться к Аллаху с этой мольбой и удалиться, а Аллах знает об этом лучше.

О посещении могилы посланника Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , и словах поминания Аллаха, которые желательно произносить в это время

Знай, что после совершения хаджжа каждому паломнику следует направиться в Медину, чтобы посетить могилу посланника Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru . Это желательно сделать независимо от того, будет ли это ему по пути, поскольку такое посещение относится к числу вещей, которые в наибольшей степени способствуют приближению к Аллаху, приносят больше всего пользы и являются наиболее предпочтительными.

Если человек решит посетить Медину, по дороге ему следует часто призывать благословения и мир на пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru . Ещё чаще делать это желательно после того, как он увидит деревья Медины, её харам и любые знакомые ему места. Он должен просить Аллаха о том, чтобы посещение могилы пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , стало для него полезным и принесло ему счастье в обоих мирах. В подобных случаях желательно говорить: «О Аллах, открой для меня врата Твоей милости, даруй мне во время посещения могилы Твоего пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то же, что даровал Ты близким и покорным Тебе, прости и помилуй меня, о лучший из тех, к кому обращаются с просьбами! /Аллахумма, ифтах ‘аля-йа абваба рахмати-кя, ва-рзук-ни фи зийарати кабри набиййи-кя, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ма разакта-ху аулийа’а-кя ва ахля та‘ати-кя, ва-гфир ли, ва-рхам-ни, йа хайра-ль-мас’уль!/» Перед тем как войти в мечеть пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , желательно произнести те же слова, которые желательно произносить при входе в любую другую мечеть, о чём мы уже говорили в начале книги[1267]. После совершения молитвы в два раката в знак приветствия мечети следует подойти к могиле пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , и остановиться на расстоянии примерно четырёх локтей от стены комнаты, где она находится[1268], повернуться лицом к могиле, а спиной к кибле, и негромко произнести следующее приветствие: «Мир тебе, о посланник Аллаха, мир тебе, о лучший из людей, созданных Аллахом, мир тебе, о возлюбленный Аллаха, мир тебе, о господин посланников и последний из пророков, мир тебе, твоему роду, твоим сподвижникам, (членам) твоей семьи, (другим) пророкам и всем (остальным) праведникам! Свидетельствую, что ты довёл до людей послание, выполнил то, что было на тебя возложено, и дал искреннее наставление (членам) своей общины, и да дарует тебе Аллах за нас награду лучше награды любого посланника, дарованной Им ему за его общину! /Ас-саляму ‘аляй-кя, йа расуля-Ллахи, ас-саляму ‘аляй-кя, йа хирата-Ллахи мин халькы-хи, ас-саляму ‘аляй-кя, йа хабиба-Ллахи, ас-саляму ‘аляй-кя, йа саййида-ль-мурсалина ва хатама-н-набиййина, ас-саляму ‘аляй-кя, ва ‘аля али-кя, ва асхаби-кя, ва ахли байти-кя, ва ‘аля-н-набиййна ва са’ири-с-салихин! Ашхаду анна-кя баллягта-р-рисалята, ва аддайта-ль-аманата, ва насахта-ль-уммата, фа джаза-кя-Ллаху ‘ан-на афдаля ма джаза расулян ‘ан уммати-хи!»

Если кто-нибудь попросил человека поприветствовать за него посланника Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , посетителю следует сказать: «О посланник Аллаха, тебя приветствует такой-то, сын такого-то». После этого необходимо переместится примерно на локоть направо и поприветствовать Абу Бакра, а затем переместиться ещё на один локоть вправо и поприветствовать ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Затем посетитель должен вернуться обратно, встать перед могилой посланника Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , и попросить его за себя, чтобы он обратился к его Всевышнему Господу с заступничеством за него, а потом обратиться к Аллаху с мольбами за себя, своих родителей, товарищей, тех, кого он любит, за всех, кто оказывал ему благодеяния, и за всех мусульман вообще. Ему следует использовать представившуюся ему возможность посещения этого высокочтимого места и как можно больше воздавать Аллаху хвалу, произносить слова свидетельства, повторять слова “Аллаху акбар” и призывать благословения на посланника Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , после чего перейти к месту, именуемому “ар-Рауда” /райский сад/, которое находится между минбаром и могилой пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , и обратиться к Аллаху с мольбами.

519. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Между моим домом и моим минбаром находится один из райских садов».[1269]

Тому, кто захочет покинуть Медину и отправиться в путь, желательно попрощаться с мечетью пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , совершив молитву в два раката, и обратиться к Аллаху с мольбами по собственному выбору, а затем подойти к могиле пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , поприветствовать его так же, как и в первый раз, и снова обратиться к Аллаху со своими мольбами. После этого желательно попрощаться с пророком, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , и сказать: «О Аллах, не делай это последней (моей) встречей с харамом Твоего посланника, облегчи мне возвращение к двум благородным святыням, сделай этот путь лёгким по милости Своей, даруй мне прощение и благополучие в мире этом и в мире вечном и благополучно верни нас на родину здравыми и добившимися успеха! /Аллахумма, ля тадж‘аль хаза ахира-ль-‘ахди би-харами расули-кя, ва йассир ли-ль-‘ауда иля-ль-харамайни-ш-шарифайни сабилян сахлятан би-манни-кя ва фадли-кя, ва-рзук-ни-ль-‘афва ва-ль-‘афийата фи-д-дунйа ва-ль-ахирати, ва рудда-на салимина ганимина иля аутани-на аминина!/»

Вот и все слова поминания во время хаджжа, которые мне удалось собрать с помощью Аллаха. Они занимают значительную часть объёма этой книги, но являются малой частью всех таких слов, которые нам известны. Молим Щедрого Аллаха о том, чтобы Он помог нам повиноваться Ему и соединил нас с нашими братьями в раю.

В “Книге об обрядах хаджжа” я разбираю дополнительные вопросы, связанные со словами поминания, а Аллаху, хвала Ему, Который является источником милостей и оказывает содействие, лучше известно о том, что соответствует истине.

Сообщается, что аль-‘Утби сказал:

− Когда я сидел у могилы пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , туда подошёл какой-то бедуин и сказал: «Мир тебе, о посланник Аллаха! Я слышал, что Аллах Всевышний сказал: {А если бы они, обидев самих себя, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха и попросил бы для них прощения посланник, то увидели бы они, что Аллах − Приемлющий покаяние, Милосердный}[1270], и пришёл к тебе, чтобы попросить прощения за свой грех, и попросить тебя, чтобы ты ходатайствовал за меня пред моим Господом». А потом он произнёс такие стихи:

О лучший из тех, чьи кости погребены в могиле,

(кости эти благословенны, благодаря чему стали благословенными и могила, и холмик)

я готов пожертвовать собой за могилу, в которой ты лежишь,

ведь погребены в ней добродетель, великодушие и щедрость!

Аль-‘Утби сказал:

− Потом он ушёл, а я заснул и увидел во сне пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , который сказал мне: «О ‘Утби, найди этого бедуина и порадуй его вестью о том, что Аллах простил его».

 
  вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru

Книга о словах поминания Аллаха во время джихада

Если пожелает Аллах Всевышний, речь о словах поминания Аллаха, которые желательно произносить тем, кто отправляется в путь и возвращается домой, пойдёт в другой книге.

Глава 150. О желательности обращения к Аллаху с просьбами о мученической смерти за веру /шахада/

520. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

−Однажды посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , зашёл к Умм Харам[1271] и заснул, а потом проснулся, смеясь, и она спросила: «Почему ты смеёшься, о посланник Аллаха?» (В ответ ей пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru ,) сказал: «Во сне некоторые люди из (числа членов) моей общины были показаны мне как участники военного похода на пути Аллаха, которые сидели посреди этого моря, как цари, сидящие на тронах (или: подобно царям, сидящим на тронах)».

(Умм Харам, да будет доволен ею Аллах,) сказала:

− Я попросила: «О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!»

(Передатчик этого хадиса сказал): «И посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , обратился к Аллаху с такой мольбой за неё[1272]».[1273]

521. Му‘аз, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Поистине, награда шахида[1274] (уготована) тому, кто искренне попросит Аллаха о гибели (на Его пути), а потом умрёт или будет убит».[1275]

522. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Тому, кто искренне просил (дать ему) погибнуть за веру, будет дарована (такая же награда, как и шахидам), даже если он и не (умрёт, как шахид)».[1276]

523. Передают со слов Сахля бин Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Того, кто искренне просил Аллаха Всевышнего (позволить ему) погибнуть за веру, Аллах Всевышний приведёт к положению шахидов[1277], даже если он умрёт в своей постели».[1278]

Глава 151. О том, как имам[1279] побуждал командира боевого отряда бояться Аллаха Всевышнего, и учил его сражаться с врагами, заключать с ними перемирие и делать всё прочее, в чём тот нуждался

524. Сообщается, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Поставив кого-нибудь во главе войска или боевого отряда, посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , наставлял его бояться Аллаха Всевышнего и хорошо обращаться с теми, кто будет с ним находиться, а потом говорил: «Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход и не присваивайте военную добычу до её раздела, не поступайте вероломно, не обезображивайте трупы и не убивайте детей, а если повстречаете врагов из числа многобожников, призовите их к трём вещам...»[1280]

Глава 152. О том, что если правитель или командир боевого отряда захочет выступить в поход, то согласно сунне ему следует показывать, что он намеревается предпринять что-то другое

525. Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , хотел выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал (свои истинные намерения и показывал, что намеревается предпринять) что-то другое».[1281]

вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru

Глава 153. Мольба за тех, кто сражается или делает то, что помогает вести сражение, и упоминание о том, что ободряет людей и побуждает их сражаться

Аллах Всевышний сказал: {О пророк! Побуждай верующих к сражению}.[1282] Аллах Всевышний также сказал: {...а верующих побуждай...}[1283]

526. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) холодным утром посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , направился ко рву[1284] и увидел, что мухаджиры и ансары сами копают землю, (так как) у них не было рабов, которые сделали бы это за них. Заметив, что они страдают от усталости и голода, (пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru ,) воскликнул:

О Аллах, поистине, жизнью (истинной будет) жизнь

в мире вечном, прости же ансаров и мухаджиров![1285]

Глава 154. Мольбы и произнесение слов “Аллаху акбар” во время боя и обращение к Аллаху с просьбами выполнить обещание помочь верующим

Аллах Всевышний сказал: {О те, кто уверовал! Если встретите группу (врагов), будьте стойкими и поминайте Аллаха много, чтобы вы преуспели. * Повинуйтесь Аллаху и посланнику Его и не препирайтесь (между собой), иначе вы потерпите неудачу и лишитесь своей силы. Проявляйте терпение, ведь, поистине, Аллах − с терпеливыми, * и не уподобляйтесь тем, которые покинули дома свои, (проявляя) высокомерие, (делая это) напоказ людям и (желая) отвратить (их) от пути Аллаха...}[1286]

Некоторые улемы считали, что в этих священных айатах приводятся все необходимые указания на то, как следует действовать в бою.

527. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− Находясь в шатре (перед началом битвы при Бадре), пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , говорил: «О Аллах, заклинаю Тебя (выполнить) Твоё обещание! О Аллах, если Ты пожелаешь, то после этого дня уже никто не будет поклоняться Тебе! /Аллахумма, инни аншуду-кя ‘ахда-кя ва ва‘да-кя! Алахумма, ин ши’та, лям ту‘бад ба‘да-ль-йаум!/»[1287] После этого Абу Бакр взял за руку (пророка, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru ,) на котором уже были его доспехи, и сказал: «Этого достаточно, о посланник Аллаха! Ты (взываешь) к своему Господу (уж слишком) настойчиво!» И после этого (посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru ,) вышел наружу, произнося (такие айаты): {Скоро будет разбита эта толпа, и они обратятся в бегство, но Час этот[1288], что является назначенным им сроком, окажется ещё ужаснее и горше![1289]}[1290]

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− Пророк Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , обратился лицом к кибле, воздел руки (к небу) и стал громко взывать к своему Господу: «О Аллах, исполни то, что Ты обещал мне, о Аллах, даруй мне то, что Ты обещал, о Аллах, если погибнет этот отряд мусульман, никто не будет поклоняться Тебе на земле! /Аллахумма, анджиз ли ма ва‘адта-ни, Аллахумма, ати ма ва‘адта-ни, Аллахумма, ин тахлик хазихи-ль-‘исабату мин ахли-ль-ислами, ля ту‘баду фи-ль-арди!» − и он продолжал взывать к своему Господу, не опуская рук, пока его накидка не упала (с плеч)».

528. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда в один из дней посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , повстречал врагов[1291], он ждал, пока солнце не стало клониться к закату[1292], а потом встал среди людей и обратился (к ним с такими словами): «О люди, не желайте встречи с врагами[1293] и просите Аллаха об избавлении[1294], но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что рай находится в тени (ваших) мечей!». Затем (пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru ,) сказал: «О Аллах, ниспосылающий Писание, приводящий в движение облака и победивший союзные племена, разбей их и приведи нас к победе над ними! /Аллахумма, мунзиля-ль-китаби, ва муджрийа-с-сахаби ва хазима-ль-ахзаби-хзим-хум ва-нсур-на ‘аляй-хим!/»[1295]

В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «О Аллах, ниспосылающий Писание и скорый в расчёте, нанеси поражение союзным племенам, о Аллах, разбей и потряси их! /Аллахумма, мунзиля-ль-Китаби, сари‘а-ль-хисаби-хзим аль-ахзаба, Аллахумма,-хзим-хум ва зальзиль-хум!/»

529. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , вошёл в Хайбар[1296] утром, и когда люди увидели его, они стали говорить: «(Явился) Мухаммад со (своей) пятёркой[1297]!» – и укрылись в своём укреплении. Пророк же, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , воздел руки к небу и сказал: «Аллах велик! Хайбар разрушен! Поистине, когда мы появляемся у селений (тех, кто враждует с нами), плохим становится утро для тех, кого предупреждали!»[1298]

530. Передают со слов Сахль бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Не отвергаются (или: Редко отвергаются) мольбы, с которыми обращаются к Аллаху в двух случаях: во время призыва к молитве[1299], и во время битвы, когда (противники) сходятся друг с другом».[1300]

531. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Выступая в поход, посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , обычно говорил: «О Аллах, Ты оказываешь мне помощь и Ты − мой защитник; благодаря Тебе я нахожу выход, благодаря Тебе нападаю и благодаря Тебе сражаюсь! /Аллахумма, Анта ‘адуди ва насыри; би-кя ахулю, ва би-кя асулю, ва би-кя укатиль!/»[1301]

Аль-Хаттаби сказал: «(Здесь глагол) “ахулю” имеет тот же смысл, что и “ахталю” /прибегать к хитрости/, однако он может иметь и другое значение − “разъединять; препятствовать”. В этом случае слова “би-кя ахулю” следует понимать как “благодаря Тебе я отражаю и защищаю”».

532. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , опасался кого-либо из людей, он говорил: «О Аллах, поистине, мы призываем Тебя помочь нам уничтожить их и прибегаем к Твоей защите от зла их! /Аллахумма, инна надж‘алю-кя фи нухури-хим ва на‘узу би-кя мин шурури-хим!»[1302]

533. ‘Умара бин За‘кара, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал:

− Аллах Всевышний говорит: «Рабом Моим может называться тот, кто поминает Меня при встрече с врагом своим».[1303]

534. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день (битвы при) Хунайне[1304] посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал:

− Не желайте встречи с врагами, ибо вам неизвестно, каким испытанием это станет для вас, но если вы встретились с ними, говорите: «О Аллах, Ты − наш Господь и их Господь, наши сердца и их сердца находятся в Твоей длани, и лишь Ты (можешь) победить их! /Аллахумма, Анта Раббу-на ва Раббу-хум, ва кулюбу-на ва кулюбу-хум би-йади-кя, ва инна-ма йаглибу-хум Анта!»[1305]

535. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) совершая военный поход вместе с пророком, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , мы встретили врагов, и я услышал, как (пророк, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru ,) сказал: “О Царь Судного дня, лишь Тебе мы поклоняемся и лишь у Тебя просим помощи! /Йа Малика йауми-д-дини, иййа-кя на‘буду ва иййа-кя наста‘ин!/” А потом я увидел, как падают сражёнными люди, которым ангелы наносили удары спереди и сзади».[1306]

536. Сообщается, что посланник Аллаха, вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 24 страница - student2.ru , сказал: «Просите ответа на мольбу, когда встречаются два войска, когда возглашается икама и когда идёт дождь».[1307]

В подобных случаях весьма желательно прочесть что-нибудь из Корана, а также произнести слова поминания Аллаха, которые произносятся в тех случаях, когда человеком овладевает печаль. Ранее эти слова уже приводились нами: «Нет бога, кроме Аллаха, Великого, Кроткого, нет бога, кроме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли, и Господа благородного престола /Ля иляха илля-Ллаху-ль-‘Азыму-ль-Халиму, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-ль-‘арши-ль-‘азыми, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-с-самаввати, ва Раббу-ль-арди, ва Раббу-ль-‘арши-ль-кaрим/».[1308] Кроме того, в подобных случаях желательно произносить слова из хадиса, который также был приведен нами ранее: «Нет бога, кроме Аллаха, Кроткого, Мудрого; слава Аллаху, Господу семи небес и Господу великого престола! Нет бога, кроме Тебя, силён тот, кого Ты защищаешь, и великая хвала Тебе! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-Халиму-ль-Хакиму; субхана-Ллахи, Рабби-с-самавати-с-саб‘и ва Рабби-ль-‘арши-ль-‘азым! Ля иляха илля Анта, ‘азза джару-кя, ва джалля сана’у-кя!/»[1309] И желательно произносить слова из хадиса, который также был приведен нами ранее: «Достаточно нам Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! /Хасбу-на-Ллаху, ва ни‘ма-ль-Вакиль!/»[1310] Желательно также говорить: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Всемогущего и Мудрого Аллаха, так было угодно Аллаху, нет силы ни у кого, кроме Аллаха, мы ищем убежища у Аллаха, просим помощи у Аллаха и уповаем на Аллаха! /Ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Азизи-ль-Хакими, ма ша’а-Ллах, ля куввата илля би-Лляхи, и‘тасам-на би-Лляхи, иста‘ан-на би-Лляхи, таваккальна ‘аля-Ллах!/» Желательно также говорить: «Я укрепил всех нас, (обратившись) к Живому, Вечносущему, Который никогда не умрёт, и отвёл от нас зло (словами) “нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого” /Хассанту-на кулля-на аджма‘ина би-ль-Хаййи-ль-Каййуми аллязи ля йамуту абадан, ва дафа‘ту ‘ан-на-с-су’а би-ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Алиййи-ль-‘Азым/». Желательно также говорить: «О Тот, Кто оказывает благодеяния изначально, о Тот, благодеяния Которого превосходят любые иные благодеяния, о Царь мира дольнего и мира вечного, о Живой, о Вечносущий, о Обладатель величия и щедрости, о Тот, для Которого нет ничего невозможного или трудного, окажи нам помощь в борьбе против этих и других врагов и помоги нам уже скоро благополучно одолеть их всех! /Йа кадима-ль-ихсани, йа ман ихсану-ху фаука кулли ихсанин, йа Малика-д-дунйа ва-ль-ахырати, йа Хаййу, йа Каййуму, йа За-ль-джалали ва-ль-икрами, йа ман ля йа‘джизу-ху шай’ун ва ля йата‘заму-ху, унсур-на ‘аля а‘да’и-на хауляи ва гайри-хим, ва азхыр-на ‘аляй-хим фи ‘афийатин ва саляматин ‘амматан ‘аджилян!/»

Наши рекомендации