Воспитание подрастающего поколения 2 страница
Женщины не просто изучали разные полезные науки, но и смогли достичь в этих науках высот, которые оказались не под силу даже многим мужчинам. Благонравие и скромность мусульманки проявлялись в её поведении, когда она приобретала и передавала знания.
Мусульманка, обладающая знанием, отличалась правдивостью, честностью и надёжностью в передаче знания и пересказе хадисов. Посмотрите на следующее признание одного из величайших мусульманских учёных аз-Захаби (ум. в 748 г. х.). Он написал труд «Мизан аль-и‘тидаль = Критерий надёжности», посвящённый критике передатчиков хадисов. В своей книге он упомянул несколько тысяч мужчин-передатчиков, надёжность которых была поставлена учёными под сомнение, и завершил это перечисление словами: «И я не знаю из женщин-передатчиц никого, кого учёные обвиняли бы в ненадёжности или чьи хадисы они отказались бы принимать».
Кто-то может спросить: «Какая связь между женщинами и передачей хадисов? И не оставил ли их аз-Захаби просто потому что передатчиц было крайне мало и там просто не о чем было говорить?» Ответ: «Со времён ‘Аиши g и до времён аз-Захаби никто не запоминал и не передавал хадисы так, как запоминали их сердца женщин и передавали их языки»[7].
Женщина-мусульманка не просто старалась приобрести полезное знание, но и позаботилась о том, чтобы быть достойным и чистым сосудом для этого знания. Она вняла призыву и подчинилась велениям и запретам Корана и Сунны. Посланник Аллаха r вышел в день Праздника разговения, совершил молитву, произнёс проповедь, после чего, решив, что женщины не слышали его, подошёл к ним вместе с Билялем, увещевал их и велел им подавать милостыню, и женщины стали бросать серьги и кольца, а Биляль собирал всё это в край своей одежды.
Зейнаб, жена сподвижника ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен Аллах ими обоими) сказала: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка r, который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду: “Пойди и спроси Посланника Аллаха r, примется ли от меня, если я буду расходовать из своего закята на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении? Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти деньги кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаха r сама”. И я отправилась к Пророку r, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии… Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха r и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы». После этого он вошёл к Посланнику Аллаха r и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха r спросил: “Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зейнаб”. Посланник Аллаха r спросил: “Какая именно Зейнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”» [Аль-Бухари; Муслим].
Умм Саляма g передаёт: «Когда умер Абу Саляма, я сказала: “Чужестранец, в чужой земле… Я буду оплакивать его так, что об этом заговорят!” И когда я уже приготовилась оплакивать его, пришла одна женщина из окрестностей Медины, желая помочь мне в оплакивании его. Встретив её, Посланник Аллаха r сказал: “Ты хочешь ввести шайтана в дом после того, как Аллах изгнал его оттуда?”, повторив эти слова дважды. И после этого я воздержалась от оплакивания и не стала плакать» [Ахмад; Муслим].
Зейнаб бинт Абу Саляма[8] (да будет доволен Аллах ею и её отцом) рассказывает: «Когда умер Абу Суфьян ибн Харб d, отец жены Пророка r Умм Хабибы g, я зашла к ней, а она велела принести жёлтые благовония, умастила ими щёки и предплечья, а потом сказала: “Клянусь Аллахом, нет мне нужды в этих благовониях, однако я слышала, как Посланник Аллаха r сказал, стоя на минбаре: ‹Не дозволено женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, соблюдать траур больше трёх дней по кому-то, кроме мужа, — по нему она должна соблюдать траур четыре месяца и десять дней›”».
Умм Хабиба велела принести жёлтые благовония, умастила ими щёки и предплечья для того чтобы показать, что её траур по отцу завершён. Это было спустя три дня после его смерти. Так она подчинилась Пророку r, который объявил, что женщина не должна соблюдать траур дольше трёх дней ни по кому, кроме мужа.
А другая жена Пророка r Зейнаб бинт Джахш g, когда умер её брат, велела принести себе благовония, умастилась ими, а потом сказала: “Клянусь Аллахом, нет мне нужды в этих благовониях, однако я слышала, как Посланник Аллаха r сказал, стоя на минбаре: ‹Не дозволено женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, соблюдать траур по покойному свыше трёх дней, и только по мужу она должна соблюдать траур четыре месяца и десять дней›”» [Аль-Бухари; Муслим].
‘Аиша g передаёт: «Жёны Пророка r послали ‘Усмана к Абу Бакру с просьбой отдать им восьмую часть того имущества, которое Аллах предал в руки Своего Посланника r, а я старалась удержать их от этого, говоря: “Разве вы не боитесь Аллаха? Разве вы не знаете, что Пророк r говорил: ‹Мы не оставляем наследства. Всё оставленное нами является милостыней [говоря это, он имел в виду себя]. А семейство Мухаммада r может только питаться из этих средств›?”». И, в конце концов, жёны Пророка r прислушались к её словам [Аль-Бухари; Муслим].
Так женщина старалась исполнять веления Шариата и соблюдать его запреты, демонстрируя покорность и послушание. Она задавала вопросы о том, чего не знала или не понимала, и не решалась совершать действие, о котором не знала, одобряется оно Шариатом или нет.
Однажды Афлях, брат Абу Куайса, молочный дядя ‘Аиши, попросил разрешения войти к ней, однако она отказалась впускать его, пока не спросит об этом Посланник Аллаха r. ‘Аиша рассказывает: «Ко мне пришёл мой молочный дядя и попросил разрешения зайти, однако я отказалась впускать его, пока не спрошу об этом Посланника Аллаха r. А когда Посланник Аллаха r пришёл я сказала: “Ко мне пришёл мой молочный дядя и попросил разрешения зайти, однако я отказалась впускать его”. Посланник Аллаха r сказал: “Пусть он заходит к тебе, он твой дядя”. Я сказала: “Но ведь меня выкармливала женщина, а не мужчина!” Он сказал: “Он твой дядя, пусть же заходит к тебе”» [Аль-Бухари; Муслим].
Асма бинт Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен Аллах ею и её отцом) сказала: «Однажды при жизни Посланника Аллаха r ко мне приехала моя мать, которая была язычницей. Я обратилась за советом к Посланнику Аллаха r, спросив: “Ко мне приехала моя мать со своими просьбами и желаниями, так следует ли мне поддерживать с ней отношения?” Он ответил: “Да, тебе следует поддерживать отношения с твоей матерью”» [Аль-Бухари; Муслим].
Однако это ещё не всё. Известный сподвижник Анас ибн Малик d передаёт: «Когда ‘идда[9] Зейнаб бинт Джахш закончилась, Посланник Аллаха r сказал Зейду ибн Харисе: “Пойди и скажи ей, что я упоминал о ней”[10]. И Зейд отправился к ней и застал её вымешивающей тесто. Он рассказывал: “И когда я увидел её, то почувствовал стеснение в груди, так что не смог даже посмотреть на неё — ведь сам Посланник Аллаха r упоминал о ней. И я повернулся спиной к ней и, сделав несколько шагов назад, сказал: ‹О Зейнаб, меня отправил сюда Посланник Аллаха r, он упоминал о тебе›. Она сказала: ‹Я не стану ничего делать, пока не испрошу веления у Господа моего›. И она встала на то место, где всегда совершала молитву. И был ниспослан коранический аят[11], и Посланник Аллаха r пришёл и зашёл к ней, не спрашивая разрешения”» [Муслим].
Первые мусульманки старались согласовывать с предписаниями Шариата все свои действия и ничего не предпринимали до тех пор, пока не узнавали точно, разрешает Шариат данное действие или запрещает. Сердце верующей женщины в те времена было привязано к божественному Откровению. Это Откровение было для неё, как сердечная артерия, без которой невозможно жить; она видела в нём гарантию своего благополучия и спокойствия. Поэтому когда ниспослание Откровения завершилось с кончиной Пророка r, она не смогла сдержать слёз и выразила своё состояние словами: «Я плачу потому, что Откровение, которое приходило с небес закончилось». Эти слова принадлежат Умм Айман[12], и когда она произнесла их, присутствующие мужчины — а ими были Абу Бакр и ‘Умар — тоже не смогли сдержать слёз и стали плакать вместе с ней.
Да, первые мусульманки не были обычными, заурядными женщинами. Они были уникальными — таких женщин человечество ещё не знало. Сегодня по-прежнему целые книги и диссертации посвящаются какому-нибудь одному аспекту личности первых женщин-мусульманок или некоторым аспектам жизни какой-нибудь из этих женщин. Не счесть исследований, посвящённых личности ‘Аиши g, но до сих пор авторы этих исследований признают, что не смогли раскрыть эту тему должным образом.
Это подтверждает незаурядность первых мусульманок, а также тот факт, что хиджаб женщины-мусульманки не свидетельствует о закрытости и отсталости.
В наше время безбожники часто заявляют, что хиджаб — причина отсталости женщины-мусульманки, да и мусульман вообще. Но эти заявления — ложь. На заре ислама этот покров стал защитой для женщины и символом её целомудрия и чистоты. Хиджаб помог женщине-мусульманке исполнять своё предназначение должным образом. Он стал символом её свободы и чести… Но безбожники, разумеется, этого не понимают.
Расходование средств
Женщина-мусульманка расходовала своё имущество, не скупясь, после того как начала трудиться на пути Аллаха. Она посвятила себя служению Всевышнему, воспитывая своих детей в духе покорности Ему и употребляя свои способности ради Него. Женщина-мусульманка не пожелала задерживать свой взор на украшениях мира дольнего. Её не обманул блеск богатства и мирских благ, ею не овладела страсть к накоплению золота и серебра. Напротив, она спешила расходовать свои средства на пути Аллаха, со спокойным сердцем, довольная ожидающей её наградой, которую Аллах приготовил для подающих милостыню и расходующих на благое.
Никто не может отрицать, что человеку присуща любовь к имуществу, и он любит копить богатство, и что если бы владел потомок Адама целой долиной золота, он всё равно желал бы иметь ещё одну такую долину, и так далее… Словом, «не наполнит чрево потомка Адама ничего, кроме земли».
Многие люди погрязли в омуте мирских благ и вычерпали этот омут до самой глины, и у них вошло в привычку кичиться и хвастаться друг перед другом мирскими благами, которыми они владеют. И последнее слово стало оставаться за тем, кто сумел завладеть наибольшим количеством мирских благ. Можно смело говорить о грубом материализме и рабах богатства.
Это искушение страшнее войн и блеска мечей!
Поэтому имам Ахмад предпочёл отвернуться от мира этого, который раскрыл перед ним свои блага, после того как закончилось тяжкое испытание, которому он подвергался в течение определённого времени.
Первые мусульманки понимали ничтожность мирских благ, и их вера побудила их предпочесть мир вечный миру этому и щедро расходовать своё имущество на разнообразные благие дела.
Женщина расходовала на мужа и детей, а также на тех, кто находился у неё в подчинении, например, слуг, а также на других мусульман. Первые мусульманки показали миру примеры щедрого расходования средств на благое. И эти примеры сохранила для нас история.
Ибн Абу Муляйка передаёт от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллах ими обоими): «Я прислуживала аз-Зубайру в доме, и ещё у него был конь, и я присматривала за ним, и не было для меня дела тяжелее, чем уход за конём. Я заготавливала для него траву и ухаживала за ним». Он передаёт: «А потом у неё появилась прислуга. К Пророку r привели пленников, и он дал ей служанку. Она рассказывала: “И она избавила меня от ухода за конём и его кормления. А однажды ко мне пришёл какой-то человек и сказал: ‹О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома›. Она ответила: ‹Если я разрешу тебе, то аз-Зубайру это не понравится… Приходи снова и обратись ко мне с этой просьбой в присутствии аз-Зубайра›. И он пришёл позже и сказал: ‹О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома›. Она ответила: ‹Да неужели нет для тебя во всей Медине дома, кроме моего?› Аз-Зубайр сказал ей: ‹Что с тобой, почему ты не позволяешь этому бедному человеку торговать здесь?›” И он торговал, пока не разбогател. А потом я продала ему рабыню, и когда аз-Зубайр вошёл, вырученные за неё деньги лежали у меня на коленях. Он сказал: “Подари это мне”. Она же сказала: “Поистине, я уже отдала это в качестве милостыни”» [Муслим].
Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен Аллах ими обоими) сказала: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка r, который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду: “Пойди и спроси Посланника Аллаха r, послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении? Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти деньги кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаха r сама”. И я отправилась к Пророку r, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии… Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха r и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы”. После этого он вошёл к Посланнику Аллаха r и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха r спросил: “Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зейнаб”. Посланник Аллаха r спросил: “Какая именно Зейнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”» [Аль-Бухари; Муслим].
‘Урва ибн аз-Зубайр (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: «‘Абдуллах ибн аз-Зубайр[13] был для ‘Аиши самым любимым человеком после Пророка r и Абу Бакра, и он относился к ней с большим почтением и уважением, чем кто бы то ни было другой, и она не удерживала у себя ничего из того, что появлялось у неё, раздавая это в качестве милостыни».
‘Аиша g сказала: «…Я никогда не видела женщины, которая соблюдала бы религию лучше, чем Зейнаб[14]. Я не видела более богобоязненной и правдивой женщины. Никто не поддерживал родственные связи так, как она, никто не подавал столько милостыни и не проявлял такого усердия в делах, приближающих к Всевышнему Аллаху» [Аль-Бухари; Муслим].
Асма g также передаёт: «Я как-то сказала: “О Посланник Аллаха! У меня нет имущества, если не считать того, что приносит аз-Зубайр, и я подаю милостыню…” Посланник Аллаха r сказал: “Подавай, что можешь, и не завязывай сосуд свой, чтобы Аллах не завязал его от тебя”[15]» [Аль-Бухари; Муслим].
Ан-Навави сказал: «Это побуждение расходовать в покорности Аллаху и запрет удерживать имущество и скупиться».
Смысл этого веления можно понять из других хадисов, которые приводятся в обоих «Сахихах» и в других сборниках. Посланник Аллаха r сказал: «Подавай милостыню и не подсчитывай, а иначе и Аллах будет подсчитывать [Своё даяние] тебе».
Были среди первых мусульманок женщины, у которых не было никакого имущества, за исключением того, что приносили домой их мужья, и тем не менее они спешили спросить Посланника Аллаха r о том, можно ли им подавать милостыню из имущества мужа. И Пророк r разрешил женщине подавать милостыню в подобных случаях и велел не подсчитывать расходуемое, предупредив, что в противном случае и Аллах будет подсчитывать удел, который дарует ей.
Отсутствие возможности не означает, что человек лишается награды. До нас дошло множество сообщений о людях, которые получат свою награду сполна за дела, которых они не совершали: они не смогли осуществить своё намерение и совершить эти дела по уважительной причине, в силу каких-то обстоятельств. При этом Всевышний Аллах знал об искренности намерений этих людей и о том, что они действительно собирались совершить это благое дело и совершили бы его, если бы им представилась такая возможность.
Посланник Аллаха r раскрыл перед Асмой и другими женщинами дверь, через которую они могли выйти на путь подающих милостыню. А в наше время женщина стремится копить своё имущество и имущество своего мужа, чтобы потом использовать его для приобретения мирских благ и расходовать на пустые развлечения и преходящие удовольствия…
Никто не отрицает, что и сегодня можно увидеть достойных женщин, которые предпочли мир вечный удовольствиям мира этого и следуют путём искренне верующих и праведных женщин (да будет доволен Аллах ими всеми). Однако большинство современных женщин настолько привязаны к мирским благам и пустым развлечениям, что нельзя проводить никаких параллелей между ними и теми женщинами, которым посвящена эта книга.
Пророк r обращался к женщинам с проповедью и велел им подавать милостыню, и женщины начинали бросать свои серьги и перстни, а Биляль собирал их в край своей одежды.
Пророк r не успевал закончить свою речь, а женщины уже бросали что-нибудь из своих украшений, стремясь к награде, обещанной Всевышним. А сколько современных женщин поскупились бы в подобной ситуации!
Знаете ли вы историю о замечательном поступке одной женщины из числа ансаров и её мужа?
Абу Хурайра d передаёт, что однажды к Пророку r пришёл какой-то человек, и Пророк r послал к своим жёнам, но все они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда Посланник Аллаха r спросил: «Кто примет этого человека у себя?» Один из ансаров откликнулся: «Я». После этого он отвёл его к своей жене и сказал: «Прими как следует гостя Посланника Аллаха r». Она сказала: «У нас нет ничего, кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом встала, будто бы для того, чтобы поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а на самом деле легли спать голодными. Наутро хозяин дома зашёл к Посланнику Аллаха r, и тот сказал: «Аллаху понравилось то, как вы поступили со своим гостем этой ночью!» А потом Аллах ниспослал: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспели те, кто убереглись от собственной скупости» (сура 59 «Сбор», аят 9).
Воспитание подрастающего поколения
Женщины-мусульманки на заре ислама ещё больше преисполнились благородного пыла, когда стали смотреть на своих детей, лежащих в колыбели, как на будущих предводителей общины. Они понимали, что пройдёт несколько лет, и их сыновья возглавят общину. Поэтому они старались дать своим детям достойное воспитание и подготовить их к этой важной миссии. Они делали всё, чтобы ребёнок с молоком матери впитывал религию и праведность и привыкал следовать прямым путём с младых ногтей. И женщина-мусульманка добилась на этом поприще очевидных успехов. Её достижения в области воспитания остались на страницах истории, и их не смогли закрыть тучи невежества и наступающий со всех сторон материализм.
Женщина-мусульманка чувствовала, что она раскачивает целый мир, когда качает колыбель, и когда ей говорили, что если её ребёнку суждено вырасти и повзрослеть, он наверняка станет предводителем для своих соплеменников, она отвечала: «Да лишусь я его, если он возглавит только свой народ!»
Когда Хинд бинт ‘Утба[16] получила известие о кончине своего сына Язида, кто-то из соболезнующих сказал ей: «Мы надеемся, что Му‘авия станет заменой для него». Она же сказала в ответ: «Неужели подобный Му‘авии может стать заменой для кого-то? Клянусь Аллахом, если бы арабы со всех земель собрались вместе, и его послали бы против них, он прошёл бы сквозь (это полчище) и вышел бы, откуда пожелал!» А однажды ей сказали: «Если Му‘авии суждено вырасти, он наверняка станет предводителем своего народа!» Она же сказала в ответ: «Да лишусь я его, если он станет предводителем только своего народа!»
У этих женщин не было времени, чтобы растить жалкое подобие мужчин и полугероев. Они старались подарить мусульманской общине поколение настоящих героев и праведных мужчин, способных нести ответственность, которая непременно ляжет на них, и трудиться на пути Всевышнего Аллаха, не жалея сил, со спокойствием и довольством, дабы ширк и неверие не могли сотрясти их и одолеть.
Поэтому первые мусульманки стремились давать своим детям воспитание, в основе которого лежала чистая вера, и не забывали постепенно приучать их к религиозным обязанностям, которые исполняют взрослые, чтобы они привыкали заранее и потом, когда эти действия станут обязательными и для них, они совершали их неуклонно и должным образом.
Сподвижница ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз передаёт: «Однажды утром в день ‘ашуры Посланник Аллаха r отправил в находившиеся вокруг Медины селения ансаров глашатая возвестить: “Пусть тот, кто постился с утра, доведёт пост до конца, а тот, кто с утра не постился, пусть соблюдает пост до конца дня”. И после этого мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. Мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, которая отвлекала его, пока не наступало время разговения» [Аль-Бухари].
А в версии Муслима говорится: «…И после этого мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей — маленьких из их числа, с позволения Аллаха, и брали их с собой в мечеть. Мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, которая отвлекала его, пока не наступало время разговения» [Муслим].
А в другой версии говорится: «Мы делали для них игрушки из шерсти и брали их с собой, и когда они просили еды, мы давали им игрушку, и они занимались ею, пока не заканчивалось время поста» [Муслим].
Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис — довод в пользу приучения детей к посту, как уже говорилось ранее, поскольку ребёнок в том возрасте, о котором идёт речь в хадисе, не относится к категории мукалляф, то есть на него ещё не возлагаются религиозные обязанности, и это делалось с целью приучения к посту».
Передаётся также, что одна женщина подняла на руки ребёнка и спросила: «О Посланник Аллаха, зачтётся ли ему хадж?» Он ответил: «Да. А тебе будет награда» [Муслим].
Анас ибн Малик рассказывал: «Умм Сулейм сказала: “О Посланник Аллаха, у меня есть особая просьба”. Он спросил: “Какая?” Она сказала: “Относительно твоего слуги Анаса”. Тогда он обратился к Аллаху с мольбами о ниспослании мне всех благ, не забыв ни о благах мира вечного, ни о благах мира этого, и сказав: “О Аллах, надели его богатством и детьми и сделай благодатным для него то, что Ты даровал ему!” И, поистине, ныне я — один из богатейших ансаров, а моя дочь Умайна сказала мне, что ко времени появления Хаджжаджа в Басре было похоронено более ста двадцати моих потомков» [Аль-Бухари].
А в некоторых версиях аль-Бухари и Муслима говорится, что Умм Сулейм сказала: «О Посланник Аллаха! Анас — твой слуга, обратись же к Аллаху с мольбой за него». И Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, надели его богатством и детьми, и сделай благодатным для него то, что Ты даровал ему!»
Сабит передаёт, что Анас d сказал: «Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошёл Посланник Аллаха r, который приветствовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: “Почему ты задержался?” Я ответил: “Посланник Аллаха r поручил мне одно дело”. Она спросила: “А что ему было нужно?” Я ответил: “Это тайна”. Тогда она сказала: “Ни в коем случае не выдавай тайны Посланника Аллаха r!”»[17]
И Анас сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я рассказал об этом хоть кому-нибудь, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит!» [Муслим].
Матери Анаса ничего не стоило выведать этот секрет у маленького сына, однако она предпочла научить его не выдавать чужие тайны и велела ему не выдавать тайны Пророка r.
Так выросло поколение разумных героев, знающих, когда следует говорить то, что им известно, а когда это знание следует сохранить в тайне. Это были мудрые и проницательные люди.
Женщина творила жизнь, растя и воспитывая героев. Она достигла невиданных успехов на этом поприще, и плодом её воспитания становился человек с большой буквы. Достаточно вспомнить Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра и других верующих, чьи имена остались на страницах истории и память о которых она увековечила.
А сегодня дети попадают в колонии для несовершеннолетних или страдают от семейных конфликтов и супружеских ссор, которые повторяются изо дня в день.
Стоит ли говорить о том, сколько потеряла мусульманская община из-за распада семей и отказа женщины от исполнения своих прямых обязанностей? И стоит ли говорить о детях, которые, имея семью, целыми днями болтаются по улицам, как неприкаянные, и тем более о бездомных или воспитанниках детских домов и приютов?
Остаётся лишь удивляться тому, как некоторые современные матери относятся к своим детям — детям, которых они сами носили под сердцем и рожали. Сосредоточив всё своё внимание на собственной персоне и заботясь лишь о собственном комфорте и удовольствиях, они почти не обращают внимания на своих детей. Стороннему наблюдателю может показаться, что такие женщины просто забывают о том, что у них вообще есть дети…
А первые мусульманки, сердца которых были наполнены верой и милосердием, не просто заботились о своих детях — они забывали самих себя ради своих детей.
‘Аиша g рассказывает: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла ко мне с двумя своими дочерьми. У меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка…» [Аль-Бухари, Муслим].
В этом хадисе можно увидеть милосердие по отношению к детям, которое присуще матерям.
Однажды к Пророку r привели пленных[18], среди которых была одна женщина, кормившая детей грудью, и когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью[19].
В этом же хадисе Посланник Аллаха r сказал: «А Аллах жалеет Своих рабов больше, чем эта женщина жалеет своего ребёнка!» [Аль-Бухари].
В достоверном хадисе говорится: «Поистине, Всевышний Аллах милует милосердных».
А в другом достоверном хадисе Посланник Аллаха r сказал: «Не помилует Аллах того, кто не проявляет милосердия к другим».
Однако сегодня в сердцах многих матерей этого милосердия почти не осталось, и они толкнули своих детей навстречу искушениям и опасностям жизни, а сами занялись своими нуждами, охваченные жаждой мирских благ и удовольствий.
Многие женщины, лишившись мужей, вновь выходят замуж, совершенно не задумываясь о том, как это отразится на их детях. Последствия таких необдуманных, спонтанных браков нередко оказываются трагическими. Дети шатаются по улицам, попадают в плохие кампании, становятся жертвами наркомании и проституции и в итоге окончательно отклоняются от прямого пути и оказываются на многочисленных тропах шайтана.
Ислам разрешил вдове выходить замуж снова, и он не побуждает и тем более не обязывает женщину отказываться от вступления в новый брак. Однако первые мусульманки не спешили в подобных случаях. Когда Посланник Аллаха r посватался к Умм Хани, она сказала: «Я уже немолода, и у меня дети». Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Лучшие из женщин, ездивших на верблюдах, — праведные женщины Курайша, которые проявляют нежность к ребёнку и заботятся об имуществе мужа» [Аль-Бухари].
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Хадис… указывает на достоинство нежности, милосердия, благого воспитания и заботы о детях».
На заре ислама вдова, имеющая детей, отказывалась снова выходить замуж, пока не узнает, как будут жить её дети после вступления в этот брак.
Когда Пророк r послал Хатыба ибн Абу Бальта‘а d к овдовевшей Умм Саляме, сватаясь к ней, она ответила: «У меня есть дочь и, к тому же, я очень ревнива».
Пророк r сказал: «Что касается её дочери, то мы обратимся к Аллаху с мольбой за неё, чтобы Он избавил её от нужды в ней[20]. И я также обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы её ревность исчезла».
Умм Саляма не стала спешить с вступлением в новый брак. Прежде всего она хотела знать, что ждёт её дочь в случае, если этот брак будет заключён. А многие современные женщины спешат выйти замуж снова, почти не задумываясь о судьбе детей, отодвигая их на второй план.
Первые мусульманки понимали ценность детей и потребность мусульманской общины в том, чтобы дети получали необходимую заботу и достойное воспитание. Поэтому они ставили права детей выше собственных прав и заботились в первую очередь об их интересах, а потом уже — о своих. Благополучие детей было для женщины-мусульманки важнее собственного благополучия и счастливой жизни в браке с мужем, рядом с которым она могла чувствовать себя спокойно. И женщина преуспела в выполнении этой задачи.
Первые мусульманки не смотрели на детей тем поверхностным взглядом, которым, к сожалению, смотрят на своих детей многие сегодняшние женщины. На заре ислама ребёнок олицетворял для женщины надежду на прекрасное будущее всей мусульманской общины, и он с молоком матери впитывал любовь к своей общине и с ранних лет привыкал чувствовать себя частью этой общины и заботиться о ней.