Слова о доброте к животным 5 страница

С тем же состраданием и достоверностью Королевское Общество заключает:

Очень часто с того момента, когда животному перерезают горло, до того, как оно потеряет со­знание, проходит от семнадцати секунд до шес­ти минут. Очевидно, это время представляется обезумевшему от боли и ужаса существу очень долгим. Причина такого длительного промежут­ка между перерезанием горла и потерей созна­ния, возможно, состоит в том, что кровь продол­жает поступать в мозг через нерассеченную позвоночную артерию и/или в том, что мяснику не удается разом перерубить обе сонные арте­рии, снабжающие мозг кровью. Поэтому, даже когда глотка перерезана, животное не избавля­ется от боли и часто может понимать, что с ним происходит8.

«Гуманного убийства» не бывает. А для того, чтобы есть мясо животных, их нужно сначала убивать.

Тем не менее, рабби Шнеур Залман из Лиади (1748—1812), мистик, основавший секту любавичей, придерживался особых взглядов на мясоедение, увы, пытаясь возвести его в ранг бо­жественного принципа. Он учил, что весь мир существует для приумножения славы Божией. Если богобоязненный человек, говорил рабби, ест мясо или пьет вино, чтобы набраться сил для служения Господу, то мясо, которое он ест, возносится ко Всевышнему как жертва. Другими словами, если корова, к примеру, прожила долгую жизнь и умерла естественной смертью, то она осталась всего лишь коровой. Но если она была убит и съедена «верующим человеком», тогда она становится то высшим, чем просто корова.

Отдав жизнь для того, чтобы послужить пищей такому человеку, корова возвышается до служения Господу. С этой точки зрения, убийство и поедание не причиняют животным вреда, а, напротив, превращают их жизнь в высший удел, в жертвенный дар. Конечно, в этом есть своя логика, но каж­дый иудей сам должен решить, желает ли Господь такой жерт­вы, или же той, которая не требует убийства живых существ.

Возможно, строки из Библии помогут сделать выбор: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). Или еще: «И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:15).

КОШЕРНОЕ МЯСО

Четвертая заповедь, назначающая седьмой день (субботу) днем отдыха для иудеев, относится не только к людям, но и к животным. В Вавилонском Талмуде даже говорилось, что человек может браться за еду лишь после того, как накормит своих животных,— поскольку они не могут сами позаботиться о себе. Далее в Талмуде сказано, что, если нужно спасти жизнь животного или избавить его от страданий, человеку дозволяет­ся нарушить святость субботнего отдыха (нужно вспомнить, что евреи считают субботу самым священным днем). Фактиче­ски, из иудейских обычаев ясно, что многочисленные указа­ния, касающиеся ритуального убийства животных изначально основывались на требованиях гуманности: причинять живот­ному как можно меньше боли. Поэтому вегетарианство — ло­гическое продолжение еврейских законов о пище, которые существуют для того, чтобы облегчить муки животных. Оче­видно, что меньше всего вреда животным причинит тот, кто вообще прекратит есть мясо.

Для того же, кто не желает отказываться от мясной пищи, были установлены правила кошера. Главным в этих правилах является процесс очистки мяса от крови. Так нужно для того, чтобы соблюсти библейскую заповедь, которая запрещает че­ловеку есть кровь зверей и птиц. Эта заповедь несколько раз повторяется в Ветхом Завете (например, Быт. 9:4, Лев. 17:14, Втор. 12:16). Книги Талмуда даже утверждают, что сущность жизненной силы находится в крови. Сходное представление можно найти и в раннем индуизме: убеждение, что, поскольку сердце гонит кровь по телу, оно также распространяет признак жизненной силы — сознание. Таким образом, кровь считается священной.

Для того, чтобы полностью согнать кровь из мяса, древ­ние раввины изобрели способ, при котором мясо сначала вымачивают в воде для того, чтобы открыть поры, а затем посыпают солью, чтобы вытянуть кровь. Когда это делается под руководством раввина,— после того, как животное было убито по всем правилам shechitah, «гуманной процедуры»,— добросовестный иудей может поедать мясо с твердой уве­ренностью в том, что оно стало «кошерным», то есть угод­ным Богу. Слабое место этого процесса, однако, заключает­ся в том, что длинная и трудоемкая процедура кошера практически никогда не доводится до конца: всю кровь уда­лить невозможно. Поэтому для соблюдения иудейской запо­веди логично было бы придерживаться вегетарианской дие­ты, поскольку вегетарианец не ест никакой крови.

Мысль о вегетарианстве также просачивается в совре­менные иудейские тексты. Примером может служить следую­щий отрывок из книги «Хаггада для освобожденного агнца»: «Вегетарианство — не столько разрыв с традицией, сколько возвращение к историческим корням»9. «Хаггада» заключает: "...в Библии нет повелений есть мясо, и нет никаких благословений для тех, кто его ест» 10. «Иудейская энциклопедия» Добавляет: «Мясо никогда не входило в число основных продуктов питания для детей Израиля; их диета состоит из растительных продуктов, которые в Библии обозначаются как «хлеб, вино и елей» (Втор. 11:14), или же из семи продуктов I перечисленных в Книге Второзакония (8:8)» 11. Даже несмотря на то, что мясо не считалось основной пищей, оно постепенно пенно стало любимым блюдом тех иудеев, которые могли позволить его себе. Кашрут, свод правил кошера, дал поеданию мяса религиозное основание.

В упрощенном виде технология приготовления кошерного го мяса такова:

1. Прежде чем засыпать мясо солью, его нужно как следует промыть водой. Мясо долж­но оставаться полностью погруженным в воду в течение получаса. Если вода очень холодная, ее нужно сначала согреть, поскольку в холод­ной воде мясо застынет, и кровь будет трудно вытянуть.

2. Промыв мясо, его нужно вымачивать в во­де некоторое время. После того как кровь пере­станет окрашивать воду, мясо нужно засыпать солью.

3. Мороженому мясу перед вымачиванием нужно дать оттаять, но его нельзя помещать в ду­ховку или под горячую воду, поскольку от этого кровь загустевает.

4. Посуду, в которой вымачивается мясо, нельзя использовать для приготовления ника­кой другой пищи.

5. После вымачивания мяса часть воды нуж­но слить, потому что иначе вся соль растворит­ся сразу и не сможет вытянуть из мяса кровь. Далее, мясо не должно полностью высохнуть, иначе соль сразу осядет на нем, и тоже не вытя­нет крови.

6. Каждый квадратный дюйм мяса животно­го или птицы должен быть покрыт солью.

7. Соль должна быть довольно крупной, что­бы не раствориться слишком быстро, но не на­столько крупной, чтобы просто осыпаться с ку­ска мяса.

8. Посыпанное солью мясо нужно положить так, чтобы кровь легко могла стечь.

9. Мясо должно оставаться засоленным в те­чение одного часа.

10. После этого мясо нужно тщательно очис­тить от соли и помыть еще три раза.

11. Найденные в курице яйца любой степени раз­вития должны быть вымочены, засолены и промы­ты так же, как мясо.

12. Нельзя использовать мясо, которое остава­лось невымоченным и незаселенным в течение трех полных дней с момента убийства животно­го.

13. Моисеев закон, приведенный в Книге Бы­тия (32:33), запрещает есть заднюю часть туши даже «чистых» животных, если срамные орга­ны и питающие их артерии не были надлежа­щим образом удалены. Большинство мясников умеет обрабатывать лишь переднюю часть ту­ши кошерных животных. Поэтому ортодок­сальные иудеи, как правило, используют только мясо с передних частей и воздерживаются от употребления мяса с задних частей туши.

14. Мясные и молочные продукты нельзя есть или готовить вместе. Следует метить кухон­ные приборы, используемые для приготовле­ния и вкушения молочных продуктов, чтобы не путать их с теми, что используются для мяса. Кроме того, съев мясо или блюдо, в состав кото­рого входит мясо, нужно подождать не менее шести часов, и только после этого есть молоч­ные продукты» 12.

Хотя из крупных сосудов кровь действительно можно удалить вышеописанным способом, осушить капилляры невозможно. Уже по одной этой причине следовало бы полностью запретить поедание мяса. Но даже если признать кошер законным, весь этот процесс — тяжкое бремя, наложен­ное Богом на израильтян, возможно, в надежде, что в конце концов они станут обходиться без мясных блюд. Раз приго­товление этих блюд — такой сложный, длительный и трудо­емкий процесс, почему бы не отказаться от них вовсе?

Подведем итоги. Бог строго-настрого запрещает вку­шать кровь. Как способ обойти этот запрет, в библейской и раввинской традиции сложились кошерные законы. Одна­ко процедура кошера не достигает своей цели; хотя жидкую кровь и можно удалить, в мясе остаются сгустки свернувшей­ся крови. Таким образом, хотя многие люди предпочитают есть мясо, рыбу, яйца — все то, что производится семенем и кровью и поедается в виде мертвых тел,— Господь через Писания старается наложить запрет на такие блюда. Биб­лейские тексты советуют нам использовать свободную волю для развития духовности; ради этого нужно проявлять сост­радание и любовь ко всем тварям Божиим.

Примеры такого сострадания можно увидеть в Йом Ки-пур, день искупления, когда все верующие иудеи практикуют аскетизм (постятся) и стараются вызвать сострадание Бога молитвой и созерцанием. В этот день нельзя входить в сина­гогу в кожаной обуви. Причина в том, что просить о мило­сердии и сострадании Господнем, одновременно выказывая полное отсутствие этих чувств по отношению к другим со­зданиям Творца, было бы верхом лицемерия.

Еще один пример сострадания в иудейской традиции -история Даниила. В Библии сказано, что он и еще трое отро­ков были пленниками Навуходоносора, царя Вавилонского. Царь послал к Даниилу своего слугу с роскошными яствами, среди которых были мясо и вино. Даниил сказал слуге, что ни он, ни его друзья не станут есть мяса и пить вина с царского стола. Слуга ответил, что царь желает им лишь добра. «Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней. Пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья. И пусть потом перед то­бою явятся лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею»,— сказал Даниил. Слуга согласился, но ска­зал: «Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пишу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, неже­ли у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем».

В течение десяти дней четверо юношей ели овощи и пи­ли воду. Затем царский слуга пришел взглянуть на них и очень удивился, потому что «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались цар­скими яствами». С тех пор слуга «брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» (Дан. 1:3—21).

Это был тот же Даниил, который, будучи брошен в ров со львами, вышел оттуда невредимым, возможно потому, что животные почувствовали добрый и милосердный нрав свя­того-вегетарианца.

Сегодня среди евреев убеждения Даниила разделяет го­раздо большая часть людей, чем среди их соседей. Североаме­риканское общество иудеев-вегетарианцев пропагандирует растительную диету, так же как и Международное общество иудеев-вегетарианцев со штаб-квартирой в Лондоне. Обе ор­ганизации медленно, но верно приобретают убежденных сто­ронников. В Израиле за 25 лет было три верховных раввина - вегетарианца, и около 4% населения придерживается рас­тительной диеты; число ее сторонников продолжает расти. Израиль занимает первое место в мире по количеству религи­озных вегетарианцев,— конечно, после Индии.

Следует упомянуть, что жители Восточной Индии тради­ционно определяли культуру Запада с помощью санскритского слова mleccha, означающего западное пристрастие к мясу Другие еще менее чистоплотные привычки. Интересно, что на иврите слово m'leecha, с похожим произношением, описывает весь процесс кошера. Связь между этими двумя словами, вероятно, была известна древним евреям, поскольку их собственное слово basar, «мясо», в Талмуде объясняется как состав ленное из первых букв слов bet («позор»), sin («гниение» и resh («черви»). В целом виде слово должно напоминать известную цитату из Талмуда (Абот, перек 2, мишна 7): «Больше мяса, больше червей»,— осуждение чревоугодия.

Другой запрет на чревоугодие можно найти у еврейского мудреца Рамбана. Поясняя библейское повеление «Святы будьте» (Лев. 19:2), он призывает народ Израиля: «Быть святым — значит воздерживаться от того, что вам дозволено. Ибо те, кто пьет вино и постоянно ест мясо, считаются грешниками, прикрывающимися Торой» 13.

В самом деле, иудаизм призывает верующих не к чрево­угодию, а к скромности и самосовершенствованию, к приго­товлению новой эры — эры богобоязненных людей, кото­рые будут жить по законам и заветам Моисея и Авраама. Праведными деяниями иудеи должны обеспечить себе мес­то в этом новом мире. А в ожидании прихода Мессии они должны сделать жизнь в старом мире возможно более духов­ной. Век Мессии, говорит традиция, станет веком сострада­ния и милосердия: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце... Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому: они не будут причинять зла и вреда на всей святой Горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:17, 25).

Порой кажется, что иудейская традиция не позволит это­му пророчеству осуществиться, что она отошла слишком дале­ко от чистоты подобного мистического единения. Переме­нить что-либо будет трудно. Не говоря уже об обычаях и традиции, обряд в течение столетий требовал, чтобы почтен­ная иудейская семья в субботу подавала на праздничный стол дорогое мясо и рыбу.

Тем не менее, при внимательном изучении иудейского Писания обнаруживается, что есть мясо по субботам необя­зательно 14. В действительности Писание гласит, что если мя­со неприятно кому-либо из гостей, то на субботний стол нельзя подавать мясных блюд 15. Далее, нужно знать, что в Талмуде (Пессахим, 109а) сказано: «Рабби Иегуда, который говорил, что должным образом субботу почитает только тот, кто ест мясо, соглашался, что это было верно лишь в те времена, когда существовал Храм Жертвенный в Иерусали­ме».

Далее рабби Ишмаил говорит в Талмуде (Трактат Бабба Батра, 608): «С того дня, когда Святой Храм был разрушен, мы должны были бы сами наложить на себя закон, запрещающий есть плоть животных. Но раввины установили мудрое и полез­ное правило,— владыки могут принять закон только в том слу­чае, если его готова принять большая часть сообщества. Ина­че закон и те, кто создал его, не будут больше почитаться». Очевидно, законы, касающиеся мясоедения, были созданы первыми раввинами, боявшимися лишиться последователей. Это была крайняя мера, принятая ради выживания и сохране­ния иудейской традиции.

ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Richard Schwartz, Judaism and Vegetarianism (New York, Exposition Press, 1982), p. 70.

2. Rabbi Samuel H. Dresner, The Jewish Dietary Laws (New York, The Rabbinical Assembly of America, 1982), p. 25.

3. Ibid. p. 32.

4. See Ben Isaacson, Dictionary of the Jewish Religion, ed. David C. Cross (N. Y., Bantam Books, 1979), p. 54.

5. Rabbi James M. Labeau, The Jewish Dietary Laws: Sanctify Life»(New York, The United Synagogue of America, 1983). p. 71.

6. Richard Schwartz, «Vegetarianism from a Jewish Vegetarian's Perspective», The Journal of Halacha and Contemporary Society, Spring, 1982, Vol. II, No I. p. 85.

7. The Slaughter of Food Animals, a brochure by The Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals (RSPCA), England, 1985, p. 10.

8. Ibid. p. 12.

9. Roberta Kalechofsky, Haggadah for the Liberated Lamb (Mass., Micah Pub., 1985). p. 8.

10. Ibid.
11. Ibid.

12. Hyman E. Golden, A Jew and His Duties (New York, Hebrew Pub. Co., 1953). p. 68.

13. Rabbi Alfred S. Cohen, senior editor «Vegetarianism from a Jewish Perspective», The Journal of Halacha and Contemporary Society, Fall, 1981, Vol. 1, No 2, p. 50.

14. Ibid., pp. 40-41.

15. Ibid.

ГЛАВА 4

ИСЛАМ

Кто делает добро созданиям

Господа тот делает добро себе.

Хадис Пророка Магомета

Исламская традиция требует, чтобы в Мекке, родном городе Магомета, не допускалось убийств и чтобы все живые существа жили там в мире и согласии. Приближаясь к Мекке, паломники-мусульмане надевают осо­бое покрывало (ihram), и с момента облачения в эту ритуаль­ную одежду им не дозволяется убивать никого: ни вшей, ни саранчу — никакое живое существо. Если паломник увидит на земле насекомое, он должен предупредить об этом своих спутников, чтобы те случайно на него не наступили. Таким образом, хотя ислам обыкновенно не считается религией, поддерживающей вегетарианство и доброе отношение к жи­вотным, мусульманская традиция многое говорит о взаимо­отношениях человека с животным миром.

Нужно заметить, что ислам — довольно молодая рели­гия. Хотя сами мусульмане утверждают, что основные поло­жения ислама восходят к Адаму, фактически эта религия бы­ла основана пророком Магометом в начале VII века нашей эры. И даже несмотря на то, что лучшей участью для мусуль­манина считается смерть в битве за веру, приверженцы исла­ма также чтут слова Магомета о сострадании и участии — прежде всего к животным.

ПРИМЕР МАГОМЕТА

Жизнеописания Магомета включают в себя ясные свиде­тельства его любви к животным. И хотя сегодня очень трудно найти мусульман, которые считают, что их религия призыва­ет к вегетарианскому образу жизни (хотя есть несколько сект, члены которых думают именно так), учение Магомета на этот счет абсолютно недвусмысленно. Например, Марголиут, один из главных биографов Магомета, пишет: «Его доброта распространялась и на низшие существа. Он запрещал лучни­кам стрелять по птицам-матерям и увещевал тех, кто плохо об­ходился со своими верблюдами. Когда кто-то из его спутников поджег муравейник,— продолжает Марголиут,— Магомет за­ставил их потушить огонь, он запрещал всякое насилие» 1.

Другие биографы, как, например, доктор М. Хафиз Сиед, указывают, что Магомет велел тем, кто ест мясо, ополаски­вать рот перед молитвой. Хотя в исламе вообще существует традиция полоскать рот, прежде чем приступить к молитве, многие исследователи говорят, что в этой связи отдельно упо­минается только мясо, и никакая другая пища 2. Это хорошо известно мусульманам-вегетарианцам.

Можно спросить, почему Магомет вообще позволяет есть мясо? Один из возможных ответов: Магомет во многом основывался на учениях Ветхого Завета и потому пошел на те же уступки любителям мяса, что и Бог в Библии, так же надеясь совершить постепенные преобразования. Хотя иде­алом было бы всеобъемлющее милосердие и воздержание от любого убийства, Магомету нужно было доводить последо­вателей до этого постепенно, чтобы не оттолкнуть потенци­альных учеников (которые не были готовы сразу выйти на такой уровень духовного просветления).

Магомет хорошо знал свой народ. До установления исла­ма жители Аравии поклонялись множеству богов, многожен­ство было обычаем, а пьянство — нормой. Если чья-либо же­на рожала первой девочку, то супруг, считая это позором, хоронил ее заживо (Коран, сура б, ст. 140). Половая связь между сыном и матерью была настолько распространенным явлением, что на нее понадобилось налагать специальный за­прет в Коране (сура 4, ст. 19—24). Магомет должен был развить духовность своего народа, но понимал, что радикаль­ные перемены обречены на неудачу. Как и многие религиоз­ные реформаторы до него, Магомет делал скидку на время, место и обстоятельства, сопутствующие его миссии. Факти­чески, Магомет открыто признавал, что учит людей сообразно их умственным способностям: «Ибо, если станешь гово­рить многим людям, некоторые не поймут»3.

У всех религиозных учений есть два уровня: один — для среднего человека, второй — для тех, кто более развит духов­но. Об этом Магомет говорил: «Учения были ниспосланы на семи наречиях, и в каждом слове есть два смысла: внешний и внутренний. Я получил два знания; одному я учу, но если бы я учил людей второму, это «разорвало бы им глотки» 4. Хотя исламские толкователи и специалисты по арабскому языку давно придумали объяснение странному выражению «разо­рвало бы им глотки», многие мусульмане-вегетарианцы счи­тают, что эта фраза подразумевает растительную диету.

В действительности Магомет не мог не поддерживать ве­гетарианства, несмотря на то, что, быть может, не сумел внед­рить эту философию в массы. Он всегда проявлял величай­шее сострадание — «вселенское сострадание» — и призывал своих учеников делать то же самое. Трогательный пример из жизни Магомета показывает, как широко распространялась его доброта. Однажды, проснувшись после недолгого отды­ха, он увидел, что на краешке его плаща спит тощая больная кошка. Пророк отрезал этот кусок плаща, чтобы не будить животное. Мог ли такой человек одобрять ненужное убийст­во безобидных созданий? «Будь сострадателен ко всем,— учил Магомет,— особенно к тем, кто слабее тебя» 5.

В одном из широко распространенных исламских текс­тов — Хадисе — Магомет упрекает своих учеников, потому что те не проявляют всеобъемлющего сострадания. «Но мы бываем милосердны, — уверяют те. — мы добры с нашими же­нами, детьми и родными». Пророк отвечает: «Я говорю не об этом. Я говорю о вселенском милосердии».

Одно из преимуществ относительной молодости ислам­ской религии — это то, что многие подробности касательно питания Магомета еще сравнительно свежи и хорошо сохра­нились. Первые биографы Пророка утверждают, что он пред­почитал растительную пищу, любил свежее молоко, разбав­ленное водой, кислое молоко с маслом или орехами и огурцы с финиками. Известно, что он мог целыми неделями питать­ся лишь своими любимыми фруктами — гранатами, виногра­дом и инжиром, а по утрам охотно пил напиток из размочен­ных толченых фиников. Особенно Пророк любил мед и часто ел его, смешав с уксусом; он говорил, что дом, где есть мед и уксус, благословлен Богом. Он любил также смесь, тогда на­зывавшуюся hees, изготовленную из масла, фиников и кисло­го молока. Более того, согласно многочисленным жизнеопи­саниям, Магомет говорил: «Сонмы ангелов слетаются туда, где изобилие овощей».

Магомет понимал, что нельзя ожидать от каждого таких аскетических привычек в еде. И Коран, как Библия, вводит некоторые послабления в качестве переходных этапов перед установлением чистого духовного питания: «О вы, которые уверовали! Дозволено вам всякое животное из скота, ешьте и возносите хвалы Господу. Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Коран, сура 5, ст. 1). Здесь, в Коране, ясно говорит­ся, что свинина — нечистое мясо, и что кровь животных не го­дится в пищу человеку (наследие Ветхого Завета). Следова­тельно, мусульмане сталкиваются с теми же противоречиями, что иудеи: кровь запрещена, но ее невозможно полностью удалить из плоти животного, значит, тот, кто ест мясо, неиз­бежно ест и кровь. Говоря словами Корана, «вот знамение для мыслящего».

Далее в Коране сказано, что если кто съел запрещенную пищу, чтобы выжить, на том нет греха. Но такое едва ли могло случиться с арабами, живущими в стране, где существует мно­жество замен мясу. У них были маслины и яблоки из Сирии, изюм из Израиля, зерно из Египта, просо из Южной Аравии, рис из долин Иордана и Индии, откуда привозили также спе­ции 6. Если эта оговорка не имела связи с действительностью в прежние времена, что же говорить о нашем времени, когда развитие техники позволяет транспортировать продукты со всех концов света?

Смерть Магомета подчеркнула важность вегетарианства для ислама. По легенде, одна женщина-немусульманка при­гласила к себе Магомета и его спутников и подала им отрав­ленное мясо. Пророк благодаря духовному озарению понял, что угощение отравлено, и ел его один, запретив спутникам прикасаться к пище. Хотя обычно он не ел мяса и вообще пи­щи, приготовленной руками неверных, в тот раз он почему-то изменил своим привычкам. Приняв яд, Магомет проболел два года и скончался в 632 году н. э. Согласно некоторым тол­кованиям, Магомет съел отравленное мясо именно для того, чтобы доказать упрямому народу вредность мясоедения.

Более того, в Коране содержатся изречения, важные для вегетарианцев, как, например, нижеследующее (очевид­но, основанное на Книге Бытия 1:29):

Подумайте о пище, которую едите. Господь по­слал обильный дождь, и пошли борозды по зем­ле, и сделал так, чтобы росли злаки, и лозы, и травы, оливы и пальмы, и сады, и плоды и паст­бища, на радость вам и скоту вашему.

Следующие стихи развивают ту же тему:

Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после ее смерти. Поистине, в этом — знамение для людей, которые слушают! Для вас и в вашем скоте — назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих. И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом — знамение для людей разумных! И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со сми­рением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, кото­рые размышляют! (Коран, сура 16, ст. 65—69)

В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Описывая «законную» и «незаконную» пищу, Коран подчеркивает, что «он (Пророк) побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, ст. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил Аль-Газали (1058—1111), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Ес­ли поесть мяса коровы, начнется болезнь (marg), ее молоко — здоровье (safa), а очищенное коровье масло (ghee) —лекар­ство (dava). Праведная пища ведет к праведной жизни» 7.

Коран недвусмысленно призывает относиться к живот­ным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульма­не совсем не помышляют о растительной диете, существуют секты, где большинство верующих — вегетарианцы, напри­мер, шииты. Исламские мистики, такие, как суфии, также считают вегетарианство высоким духовным идеалом.

СУФИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Существует древняя легенда о суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех предаться медита­ции. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались ее обществом. Однажды туда пришел еще один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорчен­ный, суфий спросил у Рабии Басри: «Почему животные убега­ют?»

Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сего­дня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Муд­рая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?» Эта известная суфийская притча, возможно, отра­жает взгляд исламских мистиков на отношения между людь­ми и животными.

Великий современный суфий Мухаммад Рахим Бава Мухайяддин приводит еще одну притчу, которая называется «Охотник учится у олененка состраданию». Эта сказка, сохра­нившаяся на древнем тамильском языке в устной суфийской традиции, на простом примере рисует картину всеобщего сострадания, к которому в идеале стремятся все верующие, вне зависимости от религиозной принадлежности. Первона­чально эта сказка была рассказана маленькой группе детей, но содержащаяся в ней истина подходит для любого возраста. Сказка сохранилась в книге под названием «Войди в тайный сад» и в переводе звучит примерно так:

Некогда жил один человек, который очень любил охоту. Он ходил в лес с ружьем или лу­ком и стрелами и стрелял оленей, лосей и дру­гих животных. Как многие охотники, он лю­бил есть мясо своей добычи, но особенно вкусной считал оленину.

Большую часть жизни этот человек провел охотясь, убивая и поедая мясо. Однажды он на­брел в лесу на олениху, кормившую детеныша. Он очень обрадовался, потому что уже устал и знал, что мать не может убежать, пока кормит олененка. Поэтому он застрелил ее. Но перед смертью мать вскричала:

— О человек, ты убил меня, теперь ты мо­жешь меня съесть, но пощади моего сына! Не трогай, отпусти его!

— Я понял твою просьбу,— ответил охотник,— но я собираюсь взять твоего сына с собой, вы­растить его и хорошенько откормить. Тогда я смогу съесть и его тоже.

Олененок услышал это и сказал:

— О человек! Угодны ли Господу такие мыс­ли?

Охотник рассмеялся:

— Господь создал зверей для того, чтобы че­ловек мог убивать их и есть.

— Ты прав, человек. Господь действительно предназначил некоторых тварей в пищу другим. Ну а ты сам? Раз для нас есть свой закон, так мо­жет, он есть и для тебя? Подумай об этом. Меня хочешь съесть только ты, а вот тебя дожидается множество едоков. Ты не знал этого? Однажды, в присутствии Самого Господа, мухи, черви, по­рождения ада и даже сама земля с жадностью по­жрут тебя. Вы, люди, должны задуматься об этом. Когда вы убиваете нас, то съедаете сразу, но когда умрешь ты, тебя будут долго-долго есть в аду. В каждом из твоих перевоплощений ты будешь попадать в ад.

О человек, Бог создал и тебя, и меня. Ты че­ловек. Бог создал тебя из земли, огня, воды, воздуха и эфира. Я зверь, но Бог создал меня из тех же элементов. Ты ходишь на двух ногах, я — на четырех. Хотя у нас разная кожа и масть, у нас одинаковая плоть. Подумай о том, как мы похожи.

Наши рекомендации