Слова о доброте к животным 5 страница
С тем же состраданием и достоверностью Королевское Общество заключает:
Очень часто с того момента, когда животному перерезают горло, до того, как оно потеряет сознание, проходит от семнадцати секунд до шести минут. Очевидно, это время представляется обезумевшему от боли и ужаса существу очень долгим. Причина такого длительного промежутка между перерезанием горла и потерей сознания, возможно, состоит в том, что кровь продолжает поступать в мозг через нерассеченную позвоночную артерию и/или в том, что мяснику не удается разом перерубить обе сонные артерии, снабжающие мозг кровью. Поэтому, даже когда глотка перерезана, животное не избавляется от боли и часто может понимать, что с ним происходит8.
«Гуманного убийства» не бывает. А для того, чтобы есть мясо животных, их нужно сначала убивать.
Тем не менее, рабби Шнеур Залман из Лиади (1748—1812), мистик, основавший секту любавичей, придерживался особых взглядов на мясоедение, увы, пытаясь возвести его в ранг божественного принципа. Он учил, что весь мир существует для приумножения славы Божией. Если богобоязненный человек, говорил рабби, ест мясо или пьет вино, чтобы набраться сил для служения Господу, то мясо, которое он ест, возносится ко Всевышнему как жертва. Другими словами, если корова, к примеру, прожила долгую жизнь и умерла естественной смертью, то она осталась всего лишь коровой. Но если она была убит и съедена «верующим человеком», тогда она становится то высшим, чем просто корова.
Отдав жизнь для того, чтобы послужить пищей такому человеку, корова возвышается до служения Господу. С этой точки зрения, убийство и поедание не причиняют животным вреда, а, напротив, превращают их жизнь в высший удел, в жертвенный дар. Конечно, в этом есть своя логика, но каждый иудей сам должен решить, желает ли Господь такой жертвы, или же той, которая не требует убийства живых существ.
Возможно, строки из Библии помогут сделать выбор: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). Или еще: «И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:15).
КОШЕРНОЕ МЯСО
Четвертая заповедь, назначающая седьмой день (субботу) днем отдыха для иудеев, относится не только к людям, но и к животным. В Вавилонском Талмуде даже говорилось, что человек может браться за еду лишь после того, как накормит своих животных,— поскольку они не могут сами позаботиться о себе. Далее в Талмуде сказано, что, если нужно спасти жизнь животного или избавить его от страданий, человеку дозволяется нарушить святость субботнего отдыха (нужно вспомнить, что евреи считают субботу самым священным днем). Фактически, из иудейских обычаев ясно, что многочисленные указания, касающиеся ритуального убийства животных изначально основывались на требованиях гуманности: причинять животному как можно меньше боли. Поэтому вегетарианство — логическое продолжение еврейских законов о пище, которые существуют для того, чтобы облегчить муки животных. Очевидно, что меньше всего вреда животным причинит тот, кто вообще прекратит есть мясо.
Для того же, кто не желает отказываться от мясной пищи, были установлены правила кошера. Главным в этих правилах является процесс очистки мяса от крови. Так нужно для того, чтобы соблюсти библейскую заповедь, которая запрещает человеку есть кровь зверей и птиц. Эта заповедь несколько раз повторяется в Ветхом Завете (например, Быт. 9:4, Лев. 17:14, Втор. 12:16). Книги Талмуда даже утверждают, что сущность жизненной силы находится в крови. Сходное представление можно найти и в раннем индуизме: убеждение, что, поскольку сердце гонит кровь по телу, оно также распространяет признак жизненной силы — сознание. Таким образом, кровь считается священной.
Для того, чтобы полностью согнать кровь из мяса, древние раввины изобрели способ, при котором мясо сначала вымачивают в воде для того, чтобы открыть поры, а затем посыпают солью, чтобы вытянуть кровь. Когда это делается под руководством раввина,— после того, как животное было убито по всем правилам shechitah, «гуманной процедуры»,— добросовестный иудей может поедать мясо с твердой уверенностью в том, что оно стало «кошерным», то есть угодным Богу. Слабое место этого процесса, однако, заключается в том, что длинная и трудоемкая процедура кошера практически никогда не доводится до конца: всю кровь удалить невозможно. Поэтому для соблюдения иудейской заповеди логично было бы придерживаться вегетарианской диеты, поскольку вегетарианец не ест никакой крови.
Мысль о вегетарианстве также просачивается в современные иудейские тексты. Примером может служить следующий отрывок из книги «Хаггада для освобожденного агнца»: «Вегетарианство — не столько разрыв с традицией, сколько возвращение к историческим корням»9. «Хаггада» заключает: "...в Библии нет повелений есть мясо, и нет никаких благословений для тех, кто его ест» 10. «Иудейская энциклопедия» Добавляет: «Мясо никогда не входило в число основных продуктов питания для детей Израиля; их диета состоит из растительных продуктов, которые в Библии обозначаются как «хлеб, вино и елей» (Втор. 11:14), или же из семи продуктов I перечисленных в Книге Второзакония (8:8)» 11. Даже несмотря на то, что мясо не считалось основной пищей, оно постепенно пенно стало любимым блюдом тех иудеев, которые могли позволить его себе. Кашрут, свод правил кошера, дал поеданию мяса религиозное основание.
В упрощенном виде технология приготовления кошерного го мяса такова:
1. Прежде чем засыпать мясо солью, его нужно как следует промыть водой. Мясо должно оставаться полностью погруженным в воду в течение получаса. Если вода очень холодная, ее нужно сначала согреть, поскольку в холодной воде мясо застынет, и кровь будет трудно вытянуть.
2. Промыв мясо, его нужно вымачивать в воде некоторое время. После того как кровь перестанет окрашивать воду, мясо нужно засыпать солью.
3. Мороженому мясу перед вымачиванием нужно дать оттаять, но его нельзя помещать в духовку или под горячую воду, поскольку от этого кровь загустевает.
4. Посуду, в которой вымачивается мясо, нельзя использовать для приготовления никакой другой пищи.
5. После вымачивания мяса часть воды нужно слить, потому что иначе вся соль растворится сразу и не сможет вытянуть из мяса кровь. Далее, мясо не должно полностью высохнуть, иначе соль сразу осядет на нем, и тоже не вытянет крови.
6. Каждый квадратный дюйм мяса животного или птицы должен быть покрыт солью.
7. Соль должна быть довольно крупной, чтобы не раствориться слишком быстро, но не настолько крупной, чтобы просто осыпаться с куска мяса.
8. Посыпанное солью мясо нужно положить так, чтобы кровь легко могла стечь.
9. Мясо должно оставаться засоленным в течение одного часа.
10. После этого мясо нужно тщательно очистить от соли и помыть еще три раза.
11. Найденные в курице яйца любой степени развития должны быть вымочены, засолены и промыты так же, как мясо.
12. Нельзя использовать мясо, которое оставалось невымоченным и незаселенным в течение трех полных дней с момента убийства животного.
13. Моисеев закон, приведенный в Книге Бытия (32:33), запрещает есть заднюю часть туши даже «чистых» животных, если срамные органы и питающие их артерии не были надлежащим образом удалены. Большинство мясников умеет обрабатывать лишь переднюю часть туши кошерных животных. Поэтому ортодоксальные иудеи, как правило, используют только мясо с передних частей и воздерживаются от употребления мяса с задних частей туши.
14. Мясные и молочные продукты нельзя есть или готовить вместе. Следует метить кухонные приборы, используемые для приготовления и вкушения молочных продуктов, чтобы не путать их с теми, что используются для мяса. Кроме того, съев мясо или блюдо, в состав которого входит мясо, нужно подождать не менее шести часов, и только после этого есть молочные продукты» 12.
Хотя из крупных сосудов кровь действительно можно удалить вышеописанным способом, осушить капилляры невозможно. Уже по одной этой причине следовало бы полностью запретить поедание мяса. Но даже если признать кошер законным, весь этот процесс — тяжкое бремя, наложенное Богом на израильтян, возможно, в надежде, что в конце концов они станут обходиться без мясных блюд. Раз приготовление этих блюд — такой сложный, длительный и трудоемкий процесс, почему бы не отказаться от них вовсе?
Подведем итоги. Бог строго-настрого запрещает вкушать кровь. Как способ обойти этот запрет, в библейской и раввинской традиции сложились кошерные законы. Однако процедура кошера не достигает своей цели; хотя жидкую кровь и можно удалить, в мясе остаются сгустки свернувшейся крови. Таким образом, хотя многие люди предпочитают есть мясо, рыбу, яйца — все то, что производится семенем и кровью и поедается в виде мертвых тел,— Господь через Писания старается наложить запрет на такие блюда. Библейские тексты советуют нам использовать свободную волю для развития духовности; ради этого нужно проявлять сострадание и любовь ко всем тварям Божиим.
Примеры такого сострадания можно увидеть в Йом Ки-пур, день искупления, когда все верующие иудеи практикуют аскетизм (постятся) и стараются вызвать сострадание Бога молитвой и созерцанием. В этот день нельзя входить в синагогу в кожаной обуви. Причина в том, что просить о милосердии и сострадании Господнем, одновременно выказывая полное отсутствие этих чувств по отношению к другим созданиям Творца, было бы верхом лицемерия.
Еще один пример сострадания в иудейской традиции -история Даниила. В Библии сказано, что он и еще трое отроков были пленниками Навуходоносора, царя Вавилонского. Царь послал к Даниилу своего слугу с роскошными яствами, среди которых были мясо и вино. Даниил сказал слуге, что ни он, ни его друзья не станут есть мяса и пить вина с царского стола. Слуга ответил, что царь желает им лишь добра. «Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней. Пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья. И пусть потом перед тобою явятся лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею»,— сказал Даниил. Слуга согласился, но сказал: «Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пишу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем».
В течение десяти дней четверо юношей ели овощи и пили воду. Затем царский слуга пришел взглянуть на них и очень удивился, потому что «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». С тех пор слуга «брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» (Дан. 1:3—21).
Это был тот же Даниил, который, будучи брошен в ров со львами, вышел оттуда невредимым, возможно потому, что животные почувствовали добрый и милосердный нрав святого-вегетарианца.
Сегодня среди евреев убеждения Даниила разделяет гораздо большая часть людей, чем среди их соседей. Североамериканское общество иудеев-вегетарианцев пропагандирует растительную диету, так же как и Международное общество иудеев-вегетарианцев со штаб-квартирой в Лондоне. Обе организации медленно, но верно приобретают убежденных сторонников. В Израиле за 25 лет было три верховных раввина - вегетарианца, и около 4% населения придерживается растительной диеты; число ее сторонников продолжает расти. Израиль занимает первое место в мире по количеству религиозных вегетарианцев,— конечно, после Индии.
Следует упомянуть, что жители Восточной Индии традиционно определяли культуру Запада с помощью санскритского слова mleccha, означающего западное пристрастие к мясу Другие еще менее чистоплотные привычки. Интересно, что на иврите слово m'leecha, с похожим произношением, описывает весь процесс кошера. Связь между этими двумя словами, вероятно, была известна древним евреям, поскольку их собственное слово basar, «мясо», в Талмуде объясняется как состав ленное из первых букв слов bet («позор»), sin («гниение» и resh («черви»). В целом виде слово должно напоминать известную цитату из Талмуда (Абот, перек 2, мишна 7): «Больше мяса, больше червей»,— осуждение чревоугодия.
Другой запрет на чревоугодие можно найти у еврейского мудреца Рамбана. Поясняя библейское повеление «Святы будьте» (Лев. 19:2), он призывает народ Израиля: «Быть святым — значит воздерживаться от того, что вам дозволено. Ибо те, кто пьет вино и постоянно ест мясо, считаются грешниками, прикрывающимися Торой» 13.
В самом деле, иудаизм призывает верующих не к чревоугодию, а к скромности и самосовершенствованию, к приготовлению новой эры — эры богобоязненных людей, которые будут жить по законам и заветам Моисея и Авраама. Праведными деяниями иудеи должны обеспечить себе место в этом новом мире. А в ожидании прихода Мессии они должны сделать жизнь в старом мире возможно более духовной. Век Мессии, говорит традиция, станет веком сострадания и милосердия: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце... Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому: они не будут причинять зла и вреда на всей святой Горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:17, 25).
Порой кажется, что иудейская традиция не позволит этому пророчеству осуществиться, что она отошла слишком далеко от чистоты подобного мистического единения. Переменить что-либо будет трудно. Не говоря уже об обычаях и традиции, обряд в течение столетий требовал, чтобы почтенная иудейская семья в субботу подавала на праздничный стол дорогое мясо и рыбу.
Тем не менее, при внимательном изучении иудейского Писания обнаруживается, что есть мясо по субботам необязательно 14. В действительности Писание гласит, что если мясо неприятно кому-либо из гостей, то на субботний стол нельзя подавать мясных блюд 15. Далее, нужно знать, что в Талмуде (Пессахим, 109а) сказано: «Рабби Иегуда, который говорил, что должным образом субботу почитает только тот, кто ест мясо, соглашался, что это было верно лишь в те времена, когда существовал Храм Жертвенный в Иерусалиме».
Далее рабби Ишмаил говорит в Талмуде (Трактат Бабба Батра, 608): «С того дня, когда Святой Храм был разрушен, мы должны были бы сами наложить на себя закон, запрещающий есть плоть животных. Но раввины установили мудрое и полезное правило,— владыки могут принять закон только в том случае, если его готова принять большая часть сообщества. Иначе закон и те, кто создал его, не будут больше почитаться». Очевидно, законы, касающиеся мясоедения, были созданы первыми раввинами, боявшимися лишиться последователей. Это была крайняя мера, принятая ради выживания и сохранения иудейской традиции.
ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Richard Schwartz, Judaism and Vegetarianism (New York, Exposition Press, 1982), p. 70.
2. Rabbi Samuel H. Dresner, The Jewish Dietary Laws (New York, The Rabbinical Assembly of America, 1982), p. 25.
3. Ibid. p. 32.
4. See Ben Isaacson, Dictionary of the Jewish Religion, ed. David C. Cross (N. Y., Bantam Books, 1979), p. 54.
5. Rabbi James M. Labeau, The Jewish Dietary Laws: Sanctify Life»(New York, The United Synagogue of America, 1983). p. 71.
6. Richard Schwartz, «Vegetarianism from a Jewish Vegetarian's Perspective», The Journal of Halacha and Contemporary Society, Spring, 1982, Vol. II, No I. p. 85.
7. The Slaughter of Food Animals, a brochure by The Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals (RSPCA), England, 1985, p. 10.
8. Ibid. p. 12.
9. Roberta Kalechofsky, Haggadah for the Liberated Lamb (Mass., Micah Pub., 1985). p. 8.
10. Ibid.
11. Ibid.
12. Hyman E. Golden, A Jew and His Duties (New York, Hebrew Pub. Co., 1953). p. 68.
13. Rabbi Alfred S. Cohen, senior editor «Vegetarianism from a Jewish Perspective», The Journal of Halacha and Contemporary Society, Fall, 1981, Vol. 1, No 2, p. 50.
14. Ibid., pp. 40-41.
15. Ibid.
ГЛАВА 4
ИСЛАМ
Кто делает добро созданиям
Господа тот делает добро себе.
Хадис Пророка Магомета
Исламская традиция требует, чтобы в Мекке, родном городе Магомета, не допускалось убийств и чтобы все живые существа жили там в мире и согласии. Приближаясь к Мекке, паломники-мусульмане надевают особое покрывало (ihram), и с момента облачения в эту ритуальную одежду им не дозволяется убивать никого: ни вшей, ни саранчу — никакое живое существо. Если паломник увидит на земле насекомое, он должен предупредить об этом своих спутников, чтобы те случайно на него не наступили. Таким образом, хотя ислам обыкновенно не считается религией, поддерживающей вегетарианство и доброе отношение к животным, мусульманская традиция многое говорит о взаимоотношениях человека с животным миром.
Нужно заметить, что ислам — довольно молодая религия. Хотя сами мусульмане утверждают, что основные положения ислама восходят к Адаму, фактически эта религия была основана пророком Магометом в начале VII века нашей эры. И даже несмотря на то, что лучшей участью для мусульманина считается смерть в битве за веру, приверженцы ислама также чтут слова Магомета о сострадании и участии — прежде всего к животным.
ПРИМЕР МАГОМЕТА
Жизнеописания Магомета включают в себя ясные свидетельства его любви к животным. И хотя сегодня очень трудно найти мусульман, которые считают, что их религия призывает к вегетарианскому образу жизни (хотя есть несколько сект, члены которых думают именно так), учение Магомета на этот счет абсолютно недвусмысленно. Например, Марголиут, один из главных биографов Магомета, пишет: «Его доброта распространялась и на низшие существа. Он запрещал лучникам стрелять по птицам-матерям и увещевал тех, кто плохо обходился со своими верблюдами. Когда кто-то из его спутников поджег муравейник,— продолжает Марголиут,— Магомет заставил их потушить огонь, он запрещал всякое насилие» 1.
Другие биографы, как, например, доктор М. Хафиз Сиед, указывают, что Магомет велел тем, кто ест мясо, ополаскивать рот перед молитвой. Хотя в исламе вообще существует традиция полоскать рот, прежде чем приступить к молитве, многие исследователи говорят, что в этой связи отдельно упоминается только мясо, и никакая другая пища 2. Это хорошо известно мусульманам-вегетарианцам.
Можно спросить, почему Магомет вообще позволяет есть мясо? Один из возможных ответов: Магомет во многом основывался на учениях Ветхого Завета и потому пошел на те же уступки любителям мяса, что и Бог в Библии, так же надеясь совершить постепенные преобразования. Хотя идеалом было бы всеобъемлющее милосердие и воздержание от любого убийства, Магомету нужно было доводить последователей до этого постепенно, чтобы не оттолкнуть потенциальных учеников (которые не были готовы сразу выйти на такой уровень духовного просветления).
Магомет хорошо знал свой народ. До установления ислама жители Аравии поклонялись множеству богов, многоженство было обычаем, а пьянство — нормой. Если чья-либо жена рожала первой девочку, то супруг, считая это позором, хоронил ее заживо (Коран, сура б, ст. 140). Половая связь между сыном и матерью была настолько распространенным явлением, что на нее понадобилось налагать специальный запрет в Коране (сура 4, ст. 19—24). Магомет должен был развить духовность своего народа, но понимал, что радикальные перемены обречены на неудачу. Как и многие религиозные реформаторы до него, Магомет делал скидку на время, место и обстоятельства, сопутствующие его миссии. Фактически, Магомет открыто признавал, что учит людей сообразно их умственным способностям: «Ибо, если станешь говорить многим людям, некоторые не поймут»3.
У всех религиозных учений есть два уровня: один — для среднего человека, второй — для тех, кто более развит духовно. Об этом Магомет говорил: «Учения были ниспосланы на семи наречиях, и в каждом слове есть два смысла: внешний и внутренний. Я получил два знания; одному я учу, но если бы я учил людей второму, это «разорвало бы им глотки» 4. Хотя исламские толкователи и специалисты по арабскому языку давно придумали объяснение странному выражению «разорвало бы им глотки», многие мусульмане-вегетарианцы считают, что эта фраза подразумевает растительную диету.
В действительности Магомет не мог не поддерживать вегетарианства, несмотря на то, что, быть может, не сумел внедрить эту философию в массы. Он всегда проявлял величайшее сострадание — «вселенское сострадание» — и призывал своих учеников делать то же самое. Трогательный пример из жизни Магомета показывает, как широко распространялась его доброта. Однажды, проснувшись после недолгого отдыха, он увидел, что на краешке его плаща спит тощая больная кошка. Пророк отрезал этот кусок плаща, чтобы не будить животное. Мог ли такой человек одобрять ненужное убийство безобидных созданий? «Будь сострадателен ко всем,— учил Магомет,— особенно к тем, кто слабее тебя» 5.
В одном из широко распространенных исламских текстов — Хадисе — Магомет упрекает своих учеников, потому что те не проявляют всеобъемлющего сострадания. «Но мы бываем милосердны, — уверяют те. — мы добры с нашими женами, детьми и родными». Пророк отвечает: «Я говорю не об этом. Я говорю о вселенском милосердии».
Одно из преимуществ относительной молодости исламской религии — это то, что многие подробности касательно питания Магомета еще сравнительно свежи и хорошо сохранились. Первые биографы Пророка утверждают, что он предпочитал растительную пищу, любил свежее молоко, разбавленное водой, кислое молоко с маслом или орехами и огурцы с финиками. Известно, что он мог целыми неделями питаться лишь своими любимыми фруктами — гранатами, виноградом и инжиром, а по утрам охотно пил напиток из размоченных толченых фиников. Особенно Пророк любил мед и часто ел его, смешав с уксусом; он говорил, что дом, где есть мед и уксус, благословлен Богом. Он любил также смесь, тогда называвшуюся hees, изготовленную из масла, фиников и кислого молока. Более того, согласно многочисленным жизнеописаниям, Магомет говорил: «Сонмы ангелов слетаются туда, где изобилие овощей».
Магомет понимал, что нельзя ожидать от каждого таких аскетических привычек в еде. И Коран, как Библия, вводит некоторые послабления в качестве переходных этапов перед установлением чистого духовного питания: «О вы, которые уверовали! Дозволено вам всякое животное из скота, ешьте и возносите хвалы Господу. Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Коран, сура 5, ст. 1). Здесь, в Коране, ясно говорится, что свинина — нечистое мясо, и что кровь животных не годится в пищу человеку (наследие Ветхого Завета). Следовательно, мусульмане сталкиваются с теми же противоречиями, что иудеи: кровь запрещена, но ее невозможно полностью удалить из плоти животного, значит, тот, кто ест мясо, неизбежно ест и кровь. Говоря словами Корана, «вот знамение для мыслящего».
Далее в Коране сказано, что если кто съел запрещенную пищу, чтобы выжить, на том нет греха. Но такое едва ли могло случиться с арабами, живущими в стране, где существует множество замен мясу. У них были маслины и яблоки из Сирии, изюм из Израиля, зерно из Египта, просо из Южной Аравии, рис из долин Иордана и Индии, откуда привозили также специи 6. Если эта оговорка не имела связи с действительностью в прежние времена, что же говорить о нашем времени, когда развитие техники позволяет транспортировать продукты со всех концов света?
Смерть Магомета подчеркнула важность вегетарианства для ислама. По легенде, одна женщина-немусульманка пригласила к себе Магомета и его спутников и подала им отравленное мясо. Пророк благодаря духовному озарению понял, что угощение отравлено, и ел его один, запретив спутникам прикасаться к пище. Хотя обычно он не ел мяса и вообще пищи, приготовленной руками неверных, в тот раз он почему-то изменил своим привычкам. Приняв яд, Магомет проболел два года и скончался в 632 году н. э. Согласно некоторым толкованиям, Магомет съел отравленное мясо именно для того, чтобы доказать упрямому народу вредность мясоедения.
Более того, в Коране содержатся изречения, важные для вегетарианцев, как, например, нижеследующее (очевидно, основанное на Книге Бытия 1:29):
Подумайте о пище, которую едите. Господь послал обильный дождь, и пошли борозды по земле, и сделал так, чтобы росли злаки, и лозы, и травы, оливы и пальмы, и сады, и плоды и пастбища, на радость вам и скоту вашему.
Следующие стихи развивают ту же тему:
Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после ее смерти. Поистине, в этом — знамение для людей, которые слушают! Для вас и в вашем скоте — назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих. И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом — знамение для людей разумных! И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют! (Коран, сура 16, ст. 65—69)
В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Описывая «законную» и «незаконную» пищу, Коран подчеркивает, что «он (Пророк) побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, ст. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил Аль-Газали (1058—1111), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Если поесть мяса коровы, начнется болезнь (marg), ее молоко — здоровье (safa), а очищенное коровье масло (ghee) —лекарство (dava). Праведная пища ведет к праведной жизни» 7.
Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют секты, где большинство верующих — вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие, как суфии, также считают вегетарианство высоким духовным идеалом.
СУФИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Существует древняя легенда о суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех предаться медитации. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались ее обществом. Однажды туда пришел еще один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорченный, суфий спросил у Рабии Басри: «Почему животные убегают?»
Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?» Эта известная суфийская притча, возможно, отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными.
Великий современный суфий Мухаммад Рахим Бава Мухайяддин приводит еще одну притчу, которая называется «Охотник учится у олененка состраданию». Эта сказка, сохранившаяся на древнем тамильском языке в устной суфийской традиции, на простом примере рисует картину всеобщего сострадания, к которому в идеале стремятся все верующие, вне зависимости от религиозной принадлежности. Первоначально эта сказка была рассказана маленькой группе детей, но содержащаяся в ней истина подходит для любого возраста. Сказка сохранилась в книге под названием «Войди в тайный сад» и в переводе звучит примерно так:
Некогда жил один человек, который очень любил охоту. Он ходил в лес с ружьем или луком и стрелами и стрелял оленей, лосей и других животных. Как многие охотники, он любил есть мясо своей добычи, но особенно вкусной считал оленину.
Большую часть жизни этот человек провел охотясь, убивая и поедая мясо. Однажды он набрел в лесу на олениху, кормившую детеныша. Он очень обрадовался, потому что уже устал и знал, что мать не может убежать, пока кормит олененка. Поэтому он застрелил ее. Но перед смертью мать вскричала:
— О человек, ты убил меня, теперь ты можешь меня съесть, но пощади моего сына! Не трогай, отпусти его!
— Я понял твою просьбу,— ответил охотник,— но я собираюсь взять твоего сына с собой, вырастить его и хорошенько откормить. Тогда я смогу съесть и его тоже.
Олененок услышал это и сказал:
— О человек! Угодны ли Господу такие мысли?
Охотник рассмеялся:
— Господь создал зверей для того, чтобы человек мог убивать их и есть.
— Ты прав, человек. Господь действительно предназначил некоторых тварей в пищу другим. Ну а ты сам? Раз для нас есть свой закон, так может, он есть и для тебя? Подумай об этом. Меня хочешь съесть только ты, а вот тебя дожидается множество едоков. Ты не знал этого? Однажды, в присутствии Самого Господа, мухи, черви, порождения ада и даже сама земля с жадностью пожрут тебя. Вы, люди, должны задуматься об этом. Когда вы убиваете нас, то съедаете сразу, но когда умрешь ты, тебя будут долго-долго есть в аду. В каждом из твоих перевоплощений ты будешь попадать в ад.
О человек, Бог создал и тебя, и меня. Ты человек. Бог создал тебя из земли, огня, воды, воздуха и эфира. Я зверь, но Бог создал меня из тех же элементов. Ты ходишь на двух ногах, я — на четырех. Хотя у нас разная кожа и масть, у нас одинаковая плоть. Подумай о том, как мы похожи.