Шейх, выдающийся ученыйСалих ибн Фаузан аль-Фаузанчлен Постоянного Комитета по фетвам
Вероубеждение
«Ансару-Ллах» | www.youtube.com/saitAnsarullah – www.vk.com/ansarullah
АКЪИДА (вероубеждение) ЧАСТЬ 1/4 | шейх аль-Фаузан
С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху Господу Миров. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. А затем:
Поистине, акъида (вероубеждение) – это основа религии. Правильное вероубеждение построено на Книге (т.е. Коране) и Сунне. Это основа и фундамент религии. И поэтому, если вероубеждение правильное и избавлено от того, что портит ее и того, что ослабляет ее, тогда остальная религия основана на этом (вероубеждении). Однако, если вероубеждение нарушено, то нет пользы от деяний. Религия не может быть правильной, кроме как с правильным вероубеждением, которое построено на Книге Аллаха и Сунне Его посланника ﷺ. И это то – чего придерживались предшественники (“саляф”) этой Уммы: сподвижники (сахаба), таби’ин (последователи сподвижников) и те, кто последовали за ними из числа имамов и призывающих к Аллаху, Могуществен Он и Велик. И поэтому, первое с чего начинали свой призыв посланники (мир им) – это исправление вероубеждения. И первое, что говорили посланники (мир им) своему народу было: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху! Нет у вас бога кроме Него». (Худ 11:50) И наш пророк Мухаммад ﷺ , печать пророков и имам посланников. Когда Всемогущий Аллах послал его, и он начал свой призыв к Аллаху,
первое с чего он начал было исправление вероубеждения.
Он призывал людей уединять Всевышнего Аллаха в поклонении и отказаться от поклонения кому-либо помимо Него (Аллаха). Из числа которых идолы, деревья, камни, живые и мертвые, и другие из числа творений. Он оставался в Мекке 13 лет, призывая людей к Таухиду Аллаха и к исправлению вероубеждения. Прежде чем намаз, закят, пост и хадж стали обязательными.
Это указывает на то, что эти дела будут правильными только в том случае, если они будут построены на правильном вероубеждении. А это уединение Всевышнего Аллаха в поклонении и отказ от поклонения кому-либо помимо Него. Потому что – это и есть то, ради чего Аллах создал творения.
Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (аз-Зарият 51:56) И сказал пророк ﷺ : «ПравоАллаханаЕгорабов,чтобыонипоклонялисьЕмуинепридавалисотоварищей.АправорабовнаАллаха,чтоОннебудетнаказыватьтого,ктонепридавалЕмусотоварищей». (Муслим, 30) И если порча в вероубеждении делает его недействительным, то такой человек не будет прощен. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает». (ан-Ниса 4:48) Что касается грехов, которые меньше многобожия (ширк), даже если это большие грехи, то они достойны, чтобы Аллах простил их. «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого…»т.е. меньше многобожия «… кому пожелает» (ан-Ниса 4:48)
Это довод на то, что вероубеждение – это основа и фундамент. И его изучение является обязательным для человека в той форме, которая пришла в Коране, Сунне и которой придерживались предшественники (саляф) этой Уммы. Потому что, если он невежественен в вопросах вероубеждения, то он впадет в то, что противоречит ему. В частности, многие люди практикуют вещи, которые нарушают вероубеждение. И которые могут испортить его, могут делать недействительным, а могут ослаблять его. И так, если он не знает правильного вероубеждения и не изучает его, то он более подвержен тому, чтобы впасть в ошибки в своем вероубеждении. Даже не зная это, придерживаясь того, что делают некоторые люди, или следуя за призывающими к заблуждению. За теми, кто призывает людей к порче их вероубеждения. Как Всевышний Аллах сказал: «Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями неверующих являются тагуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно». (аль-Бакъара 2:257) «…выводят их из света…»:из правильного вероубеждения и верного пути, «...к мракам»: к ширку, к нововведениям, к новшествам (в религии), к суевериям, это (всё) мраки! Прибегаем к защите Аллаха (от этого)! И в этом есть предостережение для мусульманина от того, чтобы нарушилось его вероубеждение, в то время как он даже не подозревает об этом, или от того, чтобы он доверял призывающим к заблуждению. Сказал пророк ﷺ : «Поистине, я боюсь для своей общины больше всего имамов, вводящихв заблуждение!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи) И как же их много, да не увеличит Аллах их в количество!
Отсюда становится ясным, что для мусульманина обязательно заботиться о своем вероубеждении и изучать его, из достоверных источников. Хвала Аллаху, уже написаны книги, как большие, так и малые (по объему), с объяснением (шарх) вероубеждения и ее разъяснением. С разъяснением того, что противоречит вероубеждению и портит его.
И они (книги) доступны. Мусульманину остается только читать эти полезные книги на тему вероубеждения, для того, чтобы он стал стойким на нем. И чтобы он остерегался того, что противоречит и портит его (вероубеждение). Это непростой вопрос. Этот вопрос очень важен.
Да, есть вещи, которые практикуют многие люди, возможно называя их исламскими, и возможно также описывая их знанием (связывая эти вещи с шариатским знанием). Они практикуют вещи, которые противоречат вероубеждению. Из числа этих (вещей) – большой и малый ширк. Большой ширк: как например мольба (ду’а) к кому-либо помимо Аллаха, как к «аулия» и праведникам, мертвым и другим. Потому что «Мольба – это поклонение». (ат-Тирмизи (2969), Абу Дауд (1479), ибн Маджах (3828), достоверный хадис) Т.е. это величайший вид поклонения. Потому что она (мольба) содержит в себе поклонение, как покорность и ощущение потребности в Аллахе и знание того, что никто кроме Аллаха не может принести пользу или вред. Упование на Аллаха и обращение к Аллаху. Мольба включает в себя все эти вещи.
Поэтому сказал Аллах: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». (аль-Джинн 72:18) Он сказал: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (Гъафир 40:60) Всевышний сказал: «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру, даже если это ненавистно неверующим» (Гъафир 40:14). И важность мольбы очень великая. Многие люди взывают к кому-либо помимо Аллаха. В важное, или несчастное, или тяжелое время взывают, просят и ищут помощи у кого-то помимо Аллаха, Свят Он и Велик.
И мусульманин должен остерегаться подобных вещей. Поистине, подобные вещи очень опасны. Среди людей есть такие, которые приносят жертву ради кого-то помимо Аллаха. Для того стать ближе к созданиям, к мертвым и к мавзолеям принеся в жертву не ради Аллаха. Они придают Аллаху сотоварища большим ширком. Потому что приближение через жертвоприношение должно быть только к Всевышнему Аллаху
Нельзя приближаться через это ни к кому, кроме Аллаха. Всевышний сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. Нет у Него сотоварищей. Это мне велено, и я – первый из мусульман». (аль-Ан’ам 6:162-163)
«Нусук» – это «забиха» (жертвенное животное). Всевышний сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Каусар 108:2) Аллах связал «нусук» с намазом, и связал «нахр», а это «забх» (жертвоприношение), с намазом. Подобно тому, как нельзя совершать намаз кому-либо помимо Аллаха, точно так же нельзя приносить жертву кому-либо помимо Аллаха. Но некоторые люди приносят в жертву кому-либо помимо Аллаха. Они приносят жертву мертвым. Ради того, чтобы они (мертвые) принесли им пользу, или чтобы они отвели от них вред, или исцелили их болезни или (болезни) их детей. Они приносят жертву им (мертвым) ради излечения и выздоровления, как приукрашивают для них шайтаны из числа людей и джиннов. Приносят жертву кому-либо помимо Аллаха (Могуществен Он и Велик).
В Сунне (пришел хадис): «Да проклянет Аллах того, кто принес жертву не Ему!»
Как это передается в хадисе Али, да будет доволен им Аллах.
И так, большой ширк делает вероубеждение недействительным (начиная) с его фундамента.
Из-за того, что они посвятили один из видов поклонения кому-то помимо Аллаха (Могуществен Он и Велик), будь это мольба, жертвоприношение, обет или что-то другое. И как же часто происходят эти вещи около мавзолеев! Те, которые есть во многих странах мусульман. Возможно, что обманется этим невежда. Особенно, если у него вызовут интерес и скажут: «Ты получишь то-то и то-то». И так, он приносит жертву кому-то помимо Аллаха и дает обеты кому-то помимо Аллаха. И говорит что это посредничествo (тауассуль) через праведников. Это ширк! Даже если вы называете это посредничеством, то это все равно ширк. Названия не меняют действительности.