Ради блага моих матерей я стану Гуру-Йидамом и приведу всех живых существ к Великому Просветлению Гуру-Йидама.
Я уже рассказал вам, как практиковать Прибежище. В своей повседневной практике вы должны по возможности визуализировать свет и нектар, исходящие из Поля Заслуг, и начитывать мантру Прибежища 100 раз (один круг на четках). Если у вас не хватает на это времени, то произносите ее, по крайней мере, три раза. Но, когда вы уйдете в ретрит по нендро, то читайте мантру в этом месте как можно больше, так как в течение ретрита вам предстоит начитать 100,000 мантр Прибежища. Может быть, вам удастся завершить его за две-три недели. Но дело не в скорости, а в том чувстве, которое возникает в вашем сердце: об этом я уже говорил на прошлом занятии.
У вас должно возникнуть понимание того, что с каждой минутой вы приближаетесь к смерти. Представьте себе, что едете в поезде, у которого нет тормозов. Он несется в сторону пропасти, и ничто не может предотвратить его крушение. Так же и наша жизнь, поэтому глупо растрачивать ее на погоню за радугой. Шантидева сказал: «Замок из песка рассыплется, и дети будут плакать». Подобно детям, мы привязаны к славе, к репутации... Но поезд все равно упадет в пропасть, так что какой от славы и репутации прок? Таким образом, настоящий переворот в вашем сознании Дхарма произведет только тогда, когда вы осознаете непостоянство. Великий мастер Миларепа говорил: «Если вы не вспомните о непостоянстве и смерти утром, весь день пройдет насмарку. Если же не вспомните о непостоянстве и смерти вечером, то напрасно пройдет вся ночь». Великий мастер Гунтанг Ринпоче сказал: «Смена четырех времен года учит непостоянству. Смена дня и ночи также учит непостоянству. С дерева падает лист — это тоже учение о непостоянстве. Когда у вас есть что-то внутри, то все, что происходит снаружи, — учение о непостоянстве». Мы ежесекундно наблюдаем непостоянство, так почему же мы не можем ощутить это учение в своем сердце? Это происходит потому, что мы очень увлечены внешним миром и не пытаемся понять, что происходит у нас внутри. Вы должны научиться жить с Дхармой— это и есть практика. Миларепа говорил: «Ни на день я не отделяю свой ум от Дхармы». Что это означает? Это означает ежесекундное осознание непостоянства, бодхичитты, а также пустотности всех феноменов. Ваш ум ни на секунду не должен расставаться с великими состраданием и любовью ко всем живым существам, а также с отречением от сансары и пониманием, что сансара осквернена, так как обладает природой омрачений. Все, что по своей природе осквернено, является страданием и не стоит привязанности. Поняв это, вы превратитесь в львов, в детей Будды. Если жить с таким осознанием, то сама жизнь, включая сон и отдых, превратится в практику Дхармы.
Я расскажу вам в этой связи историю о великом мастере Миларепе. Однажды он спустился с гор и направился в город. Он остановился в доме, где уже проживал другой йогин. Рано утром, когда Миларепа еще спал, йогин вскочил с постели и начал делать практику. Ему очень хотелось произвести впечатление на владельца дома, в котором они с Миларепой нашли приют. В девять утра хозяин принес им обоим чай. Миларепа продолжал спать. «Этот йогин спит», — заметил хозяин. «Да-да, — обрадовался второй йогин, — Он очень ленивый. Зато я встал в пять утра и сделал все практики, а он спит до сих пор». В этот момент Миларепа открыл глаза и сказал: «Да, я страшно ленив. Зато вот этот человек великий практик. Он очень искусен. Не прерывая практики, он купил самку яка, она родила детеныша, у него стало много молока, масла и мяса, и он разбогател». Действительно, пока йогин медитировал, его мысли все время возвращались к теме богатства. Поняв, кто перед ним, йогин немедленно сделал простирание и спросил, действительно ли ему посчастливилось встретиться с Миларепой. «Да, люди зовут меня Миларепой, но на самом деле я просто ленивый йогин», — ответил великий мастер. Таким образом, совершенно не важно, что вы делаете, важно, каков при этом ваш образ мышления. Если вы просыпаетесь в четыре часа утра, будите всех, но вместо того, чтобы делать практику, думаете о всякой чепухе, то какой в этом смысл?
Вы, наверное, думаете: вот я начитаю мантру Прибежища, а потом быстренько сделаю ретрит по Ямантаке, потом разберусь с шаматхой, разовью ясновидение, и все будут говорить, какой я великий мастер. Все это тоже сансара, сансарическая практика. Также учение ламы Цонкапы не предназначено для того, чтобы сделать вас сухими интеллектуалами. Бывает, что люди всю жизнь изучают философию, но так и не проникают в ее суть. Для них это игра «в слова». Они считают себя умными, а остальных — дураками. Вы такими быть не должны.
Итак, осознание непостоянства — это очень важно. Если у вас оно будет, то вы по-настоящему примете Прибежище. Вернемся к строфе: