О желательности того, чтобы человек просил своего праведного товарища навещать его как можно чаще 5 страница

عن عمرو بن شعيب، عن أبيه، عن جده رضي اللّه عنه، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏"‏إِذَا تَزَوَّجَ أحَدُكُمُ امْرأةً أوِ اشْتَرَى خَادماً فَلْيَقُلِ‏:‏ اللَّهُمَّ إِني أسألُكَ خَيْرَها وَخَيْرَ ما جَبَلْتَها عَلَيْهِ، وأعُوذُ بِكَ مِنْ شَرّها وَشَرِّ ما جَبَلْتَها‏ عَلَيْهِ‏.‏ وَإِذَا اشْتَرَى بَعِيراً فَلْيأْخُذْ بِذِرْوَةِ سِنَامِهِ وَلْيَقُلْ مِثْلَ ذلكَ‏"‏ ‏‏.‏‏

761. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1881] сказал:

– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас женится или наймет себе прислугу, пусть скажет: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе её и благе того, для чего Ты её создал, и прибегаю к Твоей защите от зла её и от зла того, для чего Ты её создал! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра-ха ва хайра ма джабальта-ха ‘аляй-хи, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха ва шарри ма джабальта-ха ‘аляй-хи!/” – и если человек купит верблюда, пусть возьмётся за верхушку его горба и произнесёт те же слова».[1882]

وفي رواية ‏"‏ثُمَّ ليأْخُذْ بِناصِيَتِها وَلْيَدْعُ بالبَرَكَةِ في المَرأة والْخَادِمِ‏"‏‏.‏‏

В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «А потом пусть он возьмёт её за прядь волос /насыйа/ и обратится к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он сделал (для него) благословенной жену или служанку».

باب ما يُقالُ للرجل بعدَ دُخولِ أهلهِ عليه

Глава 226. Что желательно сказать мужчине после того, как к нему войдёт его жена

عن أنس رضي اللّه عنه قال‏:‏ بنى رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم بزينب رضي اللّه عنها، فأولم بخبز ولحم‏.‏‏.‏ وذكر الحديث في صفة الوليمة وكثرة مَن دُعي إليها‏.‏ ثم قال‏:‏ فخرجَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فانطلق إلى حجرة عائشة فقال‏:‏ ‏"‏السَّلامُ عَلَيْكُمْ أهْلَ البَيْتِ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ‏"‏ فقالت‏:‏ وعليك السلام ورحمة اللّه، كيف وجدتَ أهلك‏؟‏ بارك اللّه لك، فتقرَّى حُجَر نسائه كلّهنّ يقولُ لهنّ كما يقول لعائشة، ويقلن له كما قالت عائشة‏.‏ ‏

762. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Женившись на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, устроил свадебное угощение, во время которого (гостям) подавали хлеб и мясо…»Затем он рассказал об этом свадебном пире, упомянув о большом количестве приглашённых, после чего сказал:

– А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, направился к комнате ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, и сказал: «Мир вам, о живущие в доме, милость Аллаха и Его благословения». Она ответила: «И тебе мир и милость Аллаха. Как тебе понравилась твоя жена? Да благословит тебя Аллах!» После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обошёл всех своих жён, и всем сказал то, что сказал ‘Аише, и (все) они отвечали ему так же, как ответила ‘Аиша.[1883]

بابُ ما يقولُه عندَ الجمَاع

Глава 227. Что желательно сказать тому, кто собирается совершить половое сношение (с женой)

عن ابن عباس رضي اللّه عنهما، من طرق كثيرة، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏"‏لَوْ أنَّ أحَدَكُمْ إذَا أتى أهْلَهُ قالَ‏:‏ بِسْمِ اللّه اللَّهُمَّ جَنِّبْنا الشَّيْطانَ وَجَنِّبِ الشَّيْطانَ ما رَزَقْتَنا فَقُضِيَ بَيْنَهُمَا وَلَدٌ لَمْ يَضُرَّهُ‏"‏ وفي رواية للبخاري ‏"‏لَمْ يَضُرَّهُ شَيْطانٌ أبَداً‏"‏‏.‏

763. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Если перед совершением полового сношения с женой любой из вас скажет: «С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделил нас![1884]/Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!/» – и (супругам) будет суждено иметь ребёнка, он не повредит ему.[1885]

В другой версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…то шайтан уже никогда не (сможет) повредить ему».

بابُ مُلاعبةِ الرجلِ امرأَتَه وممازحته لها ولطف عبارتِه معها

Глава 228. Об играх и шутках мужчины с женой, а также о приятных словах, которые он ей говорит

عن جابر رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال لي رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏تَزَوَّجْتَ بِكْراً أَمْ ثَيِّباً‏؟‏ قلت‏:‏ تَزوّجتُ ثيباً، قال‏:‏ هَلاَّ تَزَوَّجْتَ بِكْراً تُلاعِبُها وَتُلاعِبُكَ‏"‏‏.‏‏

764. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Ты женился на девушке или на той, что уже была замужем?» Я ответил: «На той, что была замужем». Он спросил: «Почему же не на девушке, с которой ты мог бы играть[1886], и которая играла бы с тобой?»[1887]

عن عائشة رضي اللّه عنها قالت‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏أكمَلُ المُؤْمِنِينَ إِيمانَاً أحْسَنُهُمْ خُلُقاً وألْطَفُهُمْ لأهْلِهِ‏"‏‏.‏‏

765. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом и проявляет наибольшую мягкость по отношению к своей жене».[1888]

بابُ بيان أدبِ الزَّوِجِ مع أصهاره في الكلام

Глава 229. Правила приличия, которые следует соблюдать мужу, разговаривающему с родственниками по линии жены

Знай, что мужу, который будет разговаривать с кем-либо из родственников по линии жены, желательно не упоминать о половых сношениях, поцелуях, объятиях и тому подобных вещах, имеющих отношение к наслаждениям, равно как и обо всём том, что включает в себя, подразумевает или указывает на это.

عن عليٍّ رضي اللّه عنه قال‏:‏ كنت رجلاً مَذَّاءً فاستحييتُ أن أسألَ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم لمكان ابنته منّي، فأمرتُ المقدادَ فسألَه‏.‏

766. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно у меня выделялась жидкость[1889], но я стеснялся спросить об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,[1890]поскольку его дочь была (моей женой), и (однажды) я велел (сделать это) аль-Микдаду[1891], который задал ему вопрос (об этом)».[1892]

بابُ ما يُقال عند الولادة وتألّم المرأة بذلك

Глава 230. Что желательно говорить во время родов, когда женщина испытывает мучения

В подобных обстоятельствах следует как можно чаще обращаться к Аллаху с такими мольбами, с которыми к Нему рекомендуется обращаться в трудном положении и в минуты скорби. Ранее эти мольбы уже приводились нами.[1893]

عن فاطمة رضي اللّه عنها؛ أنَّ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم لما دنا ولادها أمرَ أُمَّ سلمة وزينبَ بنتَ جحشٍ أن يأتيا فيقرآ عندها آية الكرسي، و﴿ ‏إن ربَّكم اللَّهُ‏ ﴾‏ ‏[‏الأعراف‏:‏54‏]‏ إلى آخر الآية، ويعوّذاها بالمعوّذتين‏.‏ ‏

767. Передают со слов Фатимы, да будет доволен ею Аллах, что, когда ей пришло время рожать, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Умм Саламе и Зайнаб бинт Джахш прийти к ней и читать в её присутствии “айат трона”[1894] и тот айат в котором сказано: {Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом утвердился на престоле. Он покрывает ночью день, поспешно следующий за ней, и (создал Он) солнце, луну и звёзды, которые подчиняются Его велениям. Поистине, (лишь) Он (способен) творить и повелевать. Благословен Аллах, Господь (обитателей) миров!}[1895] – а также заклинать её с помощью чтения сур “Рассвет” и “Люди”[1896].[1897]

بابُ الأَذَان في أُذُنِ المولُود

Глава 231. Произнесение слов азана на ухо новорожденному

عن أبي رافع رضي اللّه عنه مولى رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال؛ رأيتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم أذّن في أُذن الحسين بن عليّ حينَ ولدتهُ فاطمةُ بالصلاة ـ رضي اللّه عنهم ـ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏.‏

768. Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Рафи‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил слова призыва на молитву на ухо аль-Хусайну бин ‘Али[1898]после того, как Фатима, да будет доволен всеми ими Аллах, родила его».[1899]

Многие наши товарищи говорили, что слова азана желательно произносить в правое ухо, а слова икамы – в левое.

عن الحسين بن عليّ رضي اللّه عنهما قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏مَنْ وُلِدَ لَهُ مَوْلُودٌ فأذَّنَ في أُذُنِهِ اليُمْنَى، وأقامَ في أُذُنِهِ اليُسْرَى لَمْ تَضُرّهُ أُمُّ الصّبْيانِ‏"‏‏.‏

769. Передают со слов аль-Хусайна бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если тот, у кого родится ребёнок, произнесёт ему (слова) азана в правое ухо, а (слова) икамы – в левое, “умм ас-сыбйан”[1900]не причинит ему вреда».[1901]

بابُ الدعاءِ عندَ تَحنيكِ الطفل

Глава 232. Обращение с мольбой к Аллаху во время совершения “тахника”[1902]

عن عائشة رضي اللّه عنها قالت‏:‏ كانَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يُؤتى بالصبيان فيدعو لهم ويحنّكُهم‏.‏ وفي رواية‏:‏ فيدعو لهم بالبركة‏.‏

770. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Новорожденных) детей часто приносили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который давал им имена и делал “тахник”».[1903]

عن أسماء بنت أبي بكر رضي اللّه عنها قالت‏:‏ حملتُ بعبد اللّه بن الزبير بمكة، فأتيتُ المدينةَ فنزلتُ قباءَ فولدتُ بقباءَ، ثم أتيتُ به النَّبي صلى اللّه عليه وسلم، فوضعَه في حِجره ثم دعا بتمرةٍ فمضغَها ثم تفلَ في فِيه، فكانَ أوّل شيء دخل جوفَه ريقُ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم، ثم حنَّكَه بالتمرة، ثم دعا له وباركَ عليه‏.‏

771. Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что в Мекке она забеременела ‘Абдуллахом бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими. (Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала): «Приехав в Медину, я остановилась в Куба[1904]и родила его там, а потом принесла (новорожденного) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который положил его на колени. После этого он велел принести себе финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот (ребёнку). Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) помазал этой кашицей его нёбо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него благословение…»[1905]

عن أبي موسى الأشعري رضي اللّه عنه قال‏:‏ وُلد لي غلامٌ، فأتيتُ به النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم فسمَّاه إبراهيم، وحنَّكه بتمرةٍ، ودعا له بالبركة

772. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда у меня родился сын, я принёс его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который назвал его Ибрахимом, сделал ему “тахник”, использовав один финик, и призвал на него благословение».[1906]

Слова “и призвал на него благословение” приводятся только в версии аль-Бухари.

كتاب الأسماء

Книга об именах

بابُ تَسْمِيةِ المَوْلُود

Глава 233. Наречение новорожденного

Согласно сунне новорожденному дают имя либо на седьмой день после рождения, либо в тот же день, когда он родится.

عن عمرو بن شُعيب، عن أبيه، عن جده؛ أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم أمرَ بتسمية المولود يومَ سابعهِ، ووضعِ الأذى عنه، والعقّ‏.‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

Наши рекомендации