Значение сердца в наступающую эпоху 3 страница
Так как монады принимают участие во всех фазах эволюции и всех явлениях космической жизни, то необходимо знать, что происходит с человеческими монадами во время перерыва творческой деятельности, между двумя Манвантарами или, иначе говоря, во время частичной Пралайи, а также во время Великой Пралайи, когда весь Космос обращается в первичный элемент. Человеческие монады во время частичной Пралайи находятся в Нирване и Паранирване, но это не есть покой или уничтожение, как ошибочно понимают понятие Нирваны люди западного мира, но, наоборот, полное и абсолютное существование.
"Усматривать в Нирване уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погруженном в здоровый, лишенный сновидений сон – который не запечатлевается в физической памяти и мозгу, потому что высшее я спящего находится тогда в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания, – что он тоже уничтожен. Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее материальной; ибо поглощение ни в коем случае не является подобным «сном без сновидений», но, наоборот.
Абсолютным Существованием, безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий язык совершенно и безнадежно неспособен.
Единственное приближение к тому, что можно было бы назвать понятным представлением этого состояния, может быть явлено в панорамических видениях души, вызванных посредством духовных представлений божественной монады. Также ни индивидуальность, ни даже сущность личности, если таковая остается, не теряется вследствие поглощения.
Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой точки зрения, паранирваническое состояние, все же оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же монада снова возникает из этого состояния, как еще более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности.
Человеческий ум, в его настоящей стадии развития, не только не может переступить, но едва даже может достичь этого плана мышления. Ум колеблется здесь, на пределе непостигаемой Абсолютности и Вечности" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т.1).
"В каждой физической клетке имеется зародыш и ядро, которые соответствуют в человеке огненному зерну и ядру духа. Так огненное зерно в человеке, будучи основою чистого Божественного Начала, остается неизменным и нерушимым в вечности.
Ядро духа, или высшее эго, в человеке растет и изменяется в беспредельности при условии, что оно получает нормальное питание от всех центров. То есть если психическая энергия приводит в действие высшие центры человека. И если человеку, носителю ядра духа, удастся здесь, на Земле, одухотворить свою сущность через открытие своих высших центров, то по окончании цикла, или четвертого Круга, нашей планеты он будет пребывать в соответствующей ему сфере в полном сознании и при всех накопленных им энергиях или способностях. Если и в последующих циклах он проявит ту же неослабную устремленность к совершенствованию, то он точно так же сохранит свое бессмертие и на последующий междупланетный период, и так в беспредельность. Но нужно помнить, что изменения в ядре духа могут происходить как в сторону восхождения, так и в сторону падения. Но неимоверно труден подъем после длительного падения" (Письма Е. Рерих: от 3.12.37).
Что касается состояния человеческой монады во время Великой Пралайи, или Космической Ночи, то, как сказано выше, все существа поглощаются ТЕМ, имя которому НЕПРОЯВЛЕННЫЙ, для того, чтобы при начале новой Кальпы вынырнуть из лона НЕПРОЯВЛЕННОГО для продолжения нового цикла жизни. Сначала Буддхи и Манас поглощаются Атмой, а потом Атма, или высшее я человека, погружается в НЕПРОЯВЛЕННОЕ. «Монада может быть прослежена на протяжении ее странствования и в ее сменах преходящих оболочек лишь от начала первичной стадии проявленной Вселенной. Во время Пралайи, промежуточного периода между двумя Манвантарами, она теряет свое наименование так же, как она теряет его, когда истинное Единое Я человека погружается в Брахмана, в случае высокого самадхи (экстаза) или конечной Нирваны» (Е.П.Блаватская, Тайная Доктрина, т.1).
Таким образом, монада, или высшее я человека, вечна, бессмертна, беспредельна. Начало каждой человеческой монады уходит в бесконечность прошлого и о конце существования монады не может быть речи, ибо Беспредельность, из которой она изошла и к которой всегда принадлежала и принадлежит, не имеет ни начала, ни конца. Миры созидаются и рушатся, но монада живет в вечности и беспредельности. Существование всякой монады и весь цикл ее превращений, как только что сказано, могут быть прослежены лишь от начала и до конца всякой Вселенной, а через сколько Вселенных прошла каждая человеческая монада? Кто это знает, кроме самой монады и Того Источника, из которого она исходит?
"Каждая монада есть искра из луча, эманированного Вечным Светом, и в силу этого является определенным аспектом Божества. Она несет в себе самой зародыш своего будущего развития, в ней теплится уже все ее будущее величие и все возможности ее грядущей жизни. Но целая бесконечность времен должна пройти, прежде чем эта часть Божества осознает себя, осознает свою индивидуальность, свою Божественность и свое место в Целом.
Человек не знает своей истинной сущности, не ведает своего истинного я, не может уловить и очертить в своем сознании своего Атмана, ибо он не может стать вовне его, не может ничего противопоставить ему, не может оформить его, не может даже выразить то, что он ищет или что желал бы найти. Вот почему человек иногда сомневается в себе самом, ибо он свое сомнение от себя отделить не может, ибо все, чтобы ни делал он, что бы ни мыслил, что бы ни чувствовал, к чему бы ни стремился, – все это проявление одного и того же я.
«Где тот человек, который сомневается в действительности своего существования? Если он существует, то должен знать, что он, сомневающийся, и есть я, которое он отрицает» (Сратманимпана).
Величие человеческого призвания, его божественная космическая миссия лежит в основании всех учений о человеке, во всех посвящениях. В полной гармонии с индийским учением об Атмане гласит семитическое Откровение в аспекте Каббалы:
"И сказал Симеон Бен Иохай: "Существо человека содержит все, что есть на небе и на земле, существа высшие и существа низшие; вот почему Древний из Древних избрал его для Себя. Никакая форма, никакой мир не могли существовать прежде человеческого существа, ибо он обнимает все вещи и все, что существует, существует не иначе как через него. Без него не было бы мира, именно в этом смысле надо понимать эти слова:
Вечный утвердил землю на Мудрости. Надлежит различать Человека Горнего от человека низин, ибо один не мог бы существовать без другого. На этом существе человека покоится совершенство утверждения всего; именно о нем идет речь, когда говорят, что видели над колесницей подобие облика человека. Именно Даниил обрисовал его в этих словах: И я видел, как сын человеческий шел с облаками Неба, приблизился к Древнему днями и предстал пред Ним" (Идра Рабба).
«Человек есть синтез и завершение наиболее возвышенного в Творчестве, именно поэтому он был создан лишь на шестой день. Когда человек появился, все было завершено – и мир низший и Мир Высший, ибо все резюмируется в человеке, он объединяет все формы» (Зогар).
Каждый человек – это целый мир, целый микрокосм. В этом мире живет его Атман, наполняет его, отражается в нем и познает себя. Вне этого мира ничего для него не существует; чужое только тогда делается своим, когда оно будет своим. Человек познает не явления или состояния, а лишь разности состояний и положений. Законы и принципы ноуменального мира недвижны, вот почему для познания их человек должен двигаться. Но они заключены в нем до века сего через божественность духа его – вот почему он должен иметь внутреннее движение. Итак, человек, живя в самом себе, в самом себе и двигается. Это есть первый основной закон всего его бытия, жизни и деятельности. "…" Каждая монада, при всех условиях эволюции, как бы далеко она ни отошла в своем сознании от эманировавшей ее Божественной Сущности, в действительности всегда остается неразрывно с Ней связанной, в силу божественной своей природы. В силу этого каждая монада представляет собою относительную бесконечность, в то время как Божество является Бесконечностью Абсолютной. Человеческая монада есть вековечное зерно, соединяющее Мир Божественный с миром Бытия. Она находится на границе их обоих, и каждый из них утверждается в другом. Атман (монада) есть Божество для порожденного им человека, ибо это есть высшее сечение луча Божественной Сущности, сотворившего человека. За этим сечением остается лишь непостижимое «Не То». Атман есть свойственный Человеку аспект Божества, координируемый существом человека мира Бытия".' ' В. Шмаков. Священная книга Тота.
"Ты несешь внутри себя Высочайшего Друга, которого ты не знаешь, ибо Бог обитает внутри каждого человека, но немногие могут найти Его.
Человек, который приносит в жертву свои желания и свои действия Единому, Тому, из которого истекают начала всех вещей и которым создана Вселенная, достигает такою жертвою совершенства, ибо тот, кто находит в самом себе свое счастье, свою радость, и в себе же несет свой свет, тот человек в единении с Богом. Познай же: душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от старости и страдания и пьет воду бессмертия" (Бхагавад-Гита).
Единый Источник, из которого все получает свое начало, Единая для всего Космоса Правящая Иерархия, единство принципов и законов, по которым развивается все сущее, хотя и приводит к бесконечному разнообразию мироздания, но эта бесконечность многообразия вытекает из коренного Единства. Обособленности в Космосе нет. Все вытекает одно из другого, все зависит одно от другого, и все между собою неразрывно связано. Гигантские миры и солнечные системы, которые отделены одна от другой умопомрачительными расстояниями, в действительности являются не более как атомами в огромном теле Космоса.
Но каждый такой атом. Вселенная, – состоя из Единой для всего Космоса Материи, обладая Единым для всего Космоса элементом Жизни, – имеет каждая своего Творца – Логоса, принадлежащего к единой для всего Космоса Лестнице Иакова – Небесной Иерархии. Поэтому нельзя думать, что весь необъятный Космос создан одним Творцом и все бесчисленное множество разумных существ имеет одного и того же Небесного Отца. Все Небесные Силы разделены на семь Великих Иерархий, но к какой Иерархии разумных Существ принадлежим мы и от какого из Великих Творцов отделилась наша монада – мы на настоящей ступени развития не знаем. В разных религиях эти Высшие Небесные Силы имеют разные названия. В христианском Откровении св. Иоанн называет их «семью горящими Светильниками, которые стоят перед Престолом Божиим и которые есть семь Духов Божиих». В буддизме они называются Дхьяни-Буддами, Дхьяни-Чоханами; в Каббале – Элохимами; в учении Зороастра – Амешаспентами; в индуизме – Ишварами; в греческой философии – Логосами и т.д. Эти семь Великих Сыновей называются также Правителями Звезд.
«Звезда, под которой рождается человеческое существо, говорит Оккультное Учение, навсегда останется ее Звездою на протяжении всего цикла воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть его астрологическая звезда. Последняя касается и связана с личностью', первая – с индивидуальностью. Ангел этой Звезды, или Дхьяни-Будда, связанный с нею, будет или руководящим, или просто наблюдающим Ангелом, так сказать, при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее носитель – человек – может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Дхьяни-Будду, свою старшую „ДушуБлизнеца“, и они знают его, называя его „Отчей Душою“ и „Отцом-Огнем“. Лишь при последнем и высочайшем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим „Обликом“, они познают его» (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).
Ввиду того что эволюция монад неразрывно связана с эволюцией жизни во всем мироздании, так что можно даже сказать, что эволюция монад и есть эволюция жизни, полезно проследить, каким образом совершается бесконечное странствие монад с одного глобуса планетной цепи на другой и с одной планетной цепи на другую. Для этого представим себе нашу солнечную систему состоящей из семи планет; хотя число их больше, но наша семеричная система эволюции требует семи оформленных планет, не в самом начале Манвантары, но по окончании развития трех элементальных царств природы, развитие коих нашему уму недоступно. Начнем с царства минерального.
В нашем семеричном мироздании все семерично. Каждая планета солнечной системы состоит из семи глобусов. Тайная Доктрина говорит, что существует семь Земель, семь Лун, семь Солнц, но мы нашим физическим глазом может видеть лишь то, что состоит из физической материи.
«Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек» – гласит оккультная догма (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1). Эти глобусы состоят из ментальной, астральной и физической материи разной плотности и расположены таким образом, что глобус А по плотности материи соответствует глобусу G; глобус В – глобусу F; глобус С – глобусу Е; глобус D не имеет собрата по плотности материи.
Глобусы А, В и С предназначаются для инволюции или нисхождения монады все в более плотную материю, которая на глобусе D достигает наибольшей плотности. Нисходя с глобуса А на глобус D, монада подвергается некоторой обскурации духа за счет некоторого овладения материей. На глобусе С это происходит в большой степени, а на глобусе D, который состоит из самой плотной материи, происходит полная обскурация духа, но зато и полное овладение материей. Глобус D является поворотным от инволюции к эволюции, поэтому он не имеет собрата по плотности материи. Достигнув глубин материальности на глобусе D, монада начинает эволюцию той материи, которой она овладела. Проходя через глобусы Е и F, монада подымается в область ментальной духовности и, достигнув глобуса G, возвращается к той стадии духовности, которой она обладала в начале круга. Один малый круг совершен. Монада приобрела некоторую часть сознания и одухотворила некоторую часть материи. Такой малый круг монада должна совершить на каждой из семи планет солнечной системы. Семь таких малых кругов составляют один большой Круг, а семь таких больших Кругов – одну Манвантару, или период времени, в который развивается одно царство природы.
«Полное развитие минеральной эпохи на глобусе А подготовляет путь для развития растительности, и, как только она начинается, минеральный жизненный импульс переходит на глобус В. Затем, когда развитие растительности на глобусе А заканчивается и начинается животное развитие, растительный жизненный импульс переходит на глобус В, а минеральный импульс – на глобус С. И наконец человеческий жизненный импульс вступает на глобус А».
И так это продолжается на протяжении трех Кругов (больших), после чего происходит замедление и, наконец, остановка на пороге нашего глобуса в четвертом Круге; ибо человеческий период (настоящего физического человека), седьмой, достигнут теперь. Это очевидно, ибо как было сказано: «…Существуют процессы эволюции, предшествующие минеральному царству и, таким образом, волна эволюции, в действительности несколько волн эволюции, предшествуют минеральной волне в ее развитии вокруг планетных тел» (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т.1).
Вышеприведенная диаграмма показывает переход жизненной волны с одной планетной цепи на другую, а именно: с лунной цепи на земную. Тайная Доктрина учит, что такой переход состоялся в конце седьмого большого Круга предыдущей Манвантары, которым эта Манвантара закончилась, сменившись частичной Пралайей. Каждая планетная цепь, после того как прошла через нее последняя – седьмая – волна эволюционного импульса и после того как она передала все свои энергии и все достижения следующей зарождающейся новой цепи, как исполнившая свое назначение, постепенно распадается, вместе со своими семью глобусами.
"Теперь следует вспомнить, что монады, вращающиеся в кругу семеричной цепи, разделяются на семь Классов, или Иерархий, согласно их соответствующим стадиям эволюции, сознания и заслуг. Проследим порядок их появления на глобусе А в первом Круге. Протяжение времени между появлениями этих Иерархий на любом глобусе так приноровлено, что когда Класс 7, последний, появляется на глобусе А, то Класс 1 только что перешел на глобус В; и так далее, шаг за шагом, на протяжении всей цепи.
Также в седьмом Круге лунной цепи, когда Класс 7, последний, покидает глобус А, этот глобус, вместо того чтобы заснуть, как он делал это в предыдущих Кругах, начинает умирать (вступать в свою планетную Пралайю) и, умирая, он, как было сказано, передает в последовательности свои принципы или элементы жизни и энергию и пр. новому лайяцентру', который начинает формирование глобуса А земной цепи. ' Нулевой центр, с которого начинается вращение. – Прим. А.
Клизовского Подобный же процесс происходит с каждым глобусом лунной цепи; один за другим каждый формирует новый глобус земной цепи. Наша Луна была четвертым глобусом из серии и находилась на том же плане видимости, как и наша Земля. Но глобус А лунной цепи не вполне «мертв» до тех пор, пока первые монады первого Класса не перейдут с глобуса G, последнего в лунной цепи, в Нирвану, ожидающую их между двумя цепями; то же происходит, как указано, и со всеми другими глобусами, каждый из которых дает рождение соответствующему глобусу земной цепи.
Далее, когда глобус А новой цепи готов, первый Класс, или Иерархия, монад лунной цепи, воплощается на нем в низшем царстве, и так далее в последовательности. Как следствие этого лишь первый Класс монад достигает развития человеческого состояния в течение первого Круга, ибо второй Класс на каждом глобусе, прибывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, монады второго Класса достигают начальной человеческой стадии лишь во втором Круге и так далее, до середины четвертого Круга. Но на этой точке, в этом четвертом Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, «дверь» в человеческое царство закрывается; и с этого момента число «человеческих» монад, то есть монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо монады, не достигшие к этому времени, будут, в силу развития самого человечества, настолько позади, что они достигнут человеческой стадии лишь при конце седьмого и последнего Круга. Они потому не будут людьми в этой цепи, но составят человечество будущей Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут «людьми» на более высокой цепи, получая таким образом кармическое возмещение. "…" Но читатель не должен терять из виду монад и должен знать их природу, насколько это разрешено, не переступая порога высших Мистерий, на знание последнего или завершительного слова которых пишущая эти строки ни в коем случае не претендует.
Монадическое множество может быть, грубо говоря разделено на три больших класса.
1. Наиболее развитые монады – Лунные Боги, или «Духи», называемые в Индии Литри, – назначение которых пройти в первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и зачаточных формах, для того чтобы облечься и приспособиться к природе новой сформированной цепи. Именно они первые достигают человеческой формы – если только может существовать какая-либо форма в области почти совершенной субъективности – на глобусе А, в первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении второго и третьего Круга и наконец развивают свои тени при начале четвертого Круга для второго Класса, или для тех, кто следует за ними.
2. Те монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение трех с половиной Кругов и становятся «людьми».
3. Отсталые монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла, или Круга, за одним исключением, о котором будет сказано в другом месте. Мы принуждены употреблять вводящее в заблуждение слово «люди», и это является ясным доказательством, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения этих тончайших различий.
Здравый рассудок должен подсказать, что эти «люди» не походили на людей наших дней ни формою, ни природою. Зачем же тогда, могут спросить, называть их вообще «людьми»? Потому что нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово «люди» (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были «ману» – мыслящими существами, как бы ни отличались они формой и рассудком от нас самих. Но в действительности, в отношении духовности и понимания, они были скорее «богами», нежели «людьми».
Та же трудность языка встречается в описании «стадий», через которые проходит монада. Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о «развитии» монады или сказать, что она становится «человеком». Но всякая попытка сохранить метафизическую точность языка, пользуясь таким языком, как английский, потребовала бы, по крайней мере, три добавочных тома для этого труда и повлекла бы такое количество повторений, что труд получился бы утомительным до чрезвычайности.
Конечно, монада не может ни продвигаться, или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит.
Ибо она не принадлежит этому миру или плану, и может быть сравниваема лишь с нерушимой звездой божественного света и огня, низвергнутой на нашу Землю как доска спасения для личностей, в которых она обитает.
Именно эти последние должны уцепиться за нее и, приобщившись таким образом к ее божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе монада не прикрепится ни к одной и, подобно доске, будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению. "…" Могут спросить, что есть «лунные монады», о которых только что говорилось? "…" Каждому должно быть ясно, что они являются монадами, которые, закончив свои Жизненные Циклы на лунной цепи, низшей по сравнению с Землей, воплотились на последней. Лунные монады, или Питри, предки человека, становятся на самом деле самим человеком. Они являются монадами, вступившими в цикл эволюции на глобусе А, и которые, на протяжении Круга цепи глобусов, развивают человеческую форму, как это только что было показано. При начале человеческой стадии четвертого Круга нашей Земли они выделяют свои астральные двойники из «обезьяноподобных» форм, которые они развили в третьем Круге. Именно эта более тонкая форма служит образцом, вокруг которой Природа строит физического человека. Эти монады, или Божественные Искры, таким образом, и есть Лунные Предки, сами Питри; ибо эти Лунные Духи должны стать «людьми», чтобы их монады могли достичь более высокого плана деятельности и самосознания. "…" Таким же образом монады, или человеческие эго, седьмого Круга нашей Земли, после того как наши собственные глобусы А, В, С, D и т.д., расставшись со своей жизненной энергией, одушевят и тем вызовут к жизни другие лайя-центры, предназначенные жить и действовать на еще более высоком плане Бытия, – таким же путем Земные «Предки» создадут тех, кто превзойдет их. "…" Следовательно, именно Луна играет самую большую и самую значительную роль как в образовании самой Земли, так и в населении ее человеческими существами. В действительности же Луна является спутником Земли лишь в одном отношении, а именно в том, что физическая Луна вращается вокруг Земли. Но во всех других случаях именно Земля есть спутник Луны, а не наоборот. Как бы ни было поражающе это заявление, оно не лишено подтверждения со стороны научного знания. Оно подтверждается приливами, периодическими изменениями во многих формах болезней, совпадающими с лунными фазами; оно может быть прослежено в росте растений и ярко выражено в феномене человеческого зачатия и процесса беременности. Значение Луны и ее влияние на Землю были признаны каждой религией древности, особенно еврейской, и были отмечены многими наблюдениями психических и физических феноменов. Но пока наука лишь знает, что воздействие Земли на Луну ограничивается физическим притяжением, заставляющим последнюю вращаться в ее орбите. И если бы возражатель настаивал, что этот факт сам по себе достаточное доказательство, что Луна действительно является спутником Земли и на других планах действия, можно ответить, задав вопрос – будет ли мать, которая ходит вокруг колыбели своего ребенка, охраняя его, подчиненной своего ребенка или же зависящей от него? Хотя, в одном смысле, она его спутница, тем не менее она, конечно, старше и полнее развита, чем ребенок, охраняемый ею" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т.1).
Из всего, что о монадах сказано, видим, что монады являются одним из главнейших факторов развития жизни в мироздании. Значение их в жизни и эволюции столь велико, что сразу трудно постигнуть весь его размер.
Монады – это те вечные странники, которые странствуют по всему Космосу, которые принимают участие в вечном круговороте жизни, и каждая из них участвует во всех перипетиях этого круговорота. Можно утверждать, что бытие Космоса зиждется на трех главных факторах, которые все, конечно, имеют корень в Первопричине. Первый фактор Материя, из которой создаются Вселенные; второй – Творцы, которые творят; и третий – монады, при помощи которых совершается творчество, которые одушевляют все формы жизни, заставляя их стремиться к совершенствованию и слиянию с Источником Происхождения.
Каждая монада и каждая форма жизни в своем усилии к выявлению своей внутренней сути стремится подражать образцу, данному в «Небесном Человеке». Все бесчисленные превращения монад, все прохождения их через все царства природы, через все циклы эволюции имеют одну и ту же великую цель – достигнуть состояния человека, как величайшей и самой совершенной формы, какая существует в мироздании, ибо, лишь достигнув состояния человека, монада может вернуться к «Человеку Небесному».
Будучи по своей природе единосущной со своим Отцом Небесным, человеческая монада является божеством для созданного ею человека, с тем лишь различием, что Отец Небесный является Божеством Абсолютным, монада – божеством относительным. Божественность монады степенью ниже, нежели божестенность Творца.
Но то, что о человеческой монаде сказано, может быть отнесено к самому человеку, ибо человеческая монада и есть истинный, вечный человек.
Между тем большинство людей современного нам мира, дойдя в своей эволюции до глобуса D земной цепи, иначе говоря, попав на нашу физическую Землю и погрузившись здесь, по условиям эволюции, в глубины материи, забывает о своем божественном происхождении. Свою временную земную оболочку, которых в своем странствии по Космосу монада сменила многие тысячи, человек начинает считать своей истинной сущностью.
Результатом такого заблуждения является то, что великое множество людей застревает на этом опасном поворотном от инволюции к эволюции пункте и, не желая совершенствоваться и освобождаться от уз материи, является тормозом для эволюции всей жизни.
Поэтому с момента погружения человечества в материю на нашем земном планетном теле, все Великие Учителя человечества и мудрецы мира всегда, неизменно, на всевозможные лады твердили о необходимости познания себя. Этот великий лозунг является зовущим лозунгом в течение многих тысячелетий, в течение всей Кали-юги. Но следуют этому лозунгу лишь немногие. Сознание подавляющего большинства людей так плотно вошло в материю, что оно не только не откликается на эти зовы, но называет познание себя, познание законов развития жизни сатанинским учением и «великой тайной беззакония», а круглое невежество и полное отсутствие каких бы то ни было стремлений к познанию – «тайной праведности».
Между тем успешное завершение огромного цикла жизни от минерала до человека без познания себя немыслимо. Познание себя приводит к познанию Истины, к приобретению великого дара – черпать всякое ведение и всю мудрость Космоса из глубины своего духа. Познание себя приводит к познанию законов мироздания, к познанию Божества и своего места в Нем. Всякая Манвантара и всякий великий цикл жизни заканчивается возвращением всех форм жизни к Первоисточнику Жизни, говоря житейским языком, возвращением к Богу. Но к Богу может вернуться только Бог, только осознавший свою божественность и свое происхождение от Бога, только стремящийся стать Богом. Ничто себя не осознавшее, ничто дисгармоничное Богу вернуться к Богу не может, ибо нельзя себе представить такую нелогичность, чтобы к Богу, который есть Высшая Гармония, стали бы возвращаться все не закончившие своего развития и не изжившие своей животности, все убогие духом, все духовные калеки и нравственные уроды. Небольшое размышление на эту тему должно убедить всякого, что этого быть не может, что достигнут завершения своей эволюции лишь следовавшие ее законам.
«Знайте, что в Боге только Бог, знайте, что ни одна душа не сможет возвратиться к Богу, пока не станет Богом, как была Богом раньше, до своего создания» (Мейстер Экхарт).
«Дух человека божествен, индивидуальность вечна. Высшее счастье – трансформация человека в Бога» (Джордано Бруно).
"Если бы ты мог иметь крылья, парить в воздухе между небом и землей и оттуда видеть твердость земли, воды океана, течение рек, легкость воздуха, чистоту огня, бег звезд и движение неба, их окружающего, о мой сын, какой это великолепный вид; ты бы мог себя почувствовать недвижным, ты мог бы познать в одно мгновение недвижное движение, проявление Невидимого в порядке и красоте мира.
Таков славный конец того, кто следует мудрости, – стать Богом" (Гермес Трисмегист).
«Освобождение не в небесах, не в преисподней, не на земле; освобождение заключается в разуме, очищенном духовным познанием» (Йогавасиштха).