Мухаммад ибн васи' аль-азди 5 страница
Сыля имел обыкновение выходить в пустыню, которая лежала за пределами Басры, для уединения и поклонения. Бывало, что мимо проходила группа юношей, в жилах которых играла молодость, подталкивая их к развлечениям и забавам, и они беспечно гуляли и забавлялись. Сыля обычно тепло приветствовал их и обращался к ним мягко и деликатно, говоря:
— Представьте себе: в один прекрасный день некие люди собрались отправиться в путь для дела великого, но днем они все время сходили с дороги для того, чтобы развлекаться и играть. А ночью спали, чтобы отдохнуть. Как вы думаете, когда они наконец достигнут конца пути и конечной цели своего путешествия?
Он говорил им это раз за разом. И вот однажды, когда он в очередной раз увидел этих юношей и сказал им эти слова, один из них поднялся и сказал:
— Клянусь Аллахом, он нмеет в виду нас, и никого больше! Днём мы забавляемся, а ночью спим!
С этими словами юноша отошёл от товарищей, и с того дня он присоединился к Сыле ибн Ашьяму и сопровождал его до конца его дней.
Однажды Сыля в сопровождении нескольких своих товарищей шёл куда-то по какой-то их надобности. Мимо них прошёл прекрасный видом юноша, изар которого, однако, был таким длинным, что волочился по земле, как волочится он у высокомерных и горделивых.
Сыля ибн Ашьям аль-'Адви 241
Товарищи Сыли хотели остановить юношу и как следует отругать, то Сыля сказал им;
— Предоставьте это мне, я сам справлюсь.
И он подошёл к юноше и обратился к нему тоном заботливого отца и близкого друга:
— Сын брата моего, у меня к тебе просьба...
Юноша спросил:
— Какая же, дядя?
Сыля ответил:
— Подними свой изар повыше, ибо тогда одежда твоя будет чище и это будет ближе к богобоязненности и к Сунне твоего Пророка...
Юноша, устыдившись, пробормотал:
— Да... Я сейчас, мигом...
И он тут же поднял изар повыше. Сыля сказал своим товарищам:
— Это лучше того, что хотели сделать вы. Если бы вы побили его и обругали, он тоже побил бы вас и обругал, а его изар по-прежнему волочился бы по земле...
Однажды к Сыле ибн Дшьяму пришёл юноша из числа жителей Басры и сказал:
— Научи меня, о Абу ас-Сахба, чему-нибудь из того, чему научил тебя Аллах...
Сыля приветливо и радостно улыбнулся и сказал:
— Ты, о сын брата моего, напомнил мне один случаи из моего прошлого, который я никогда не забуду... Однажды я пришёл к оставшимся сподвижникам Посланника Аллаха и сказал им: «Научите меня чему-нибудь из того, чему научил вас Аллах». Они сказали: «Сделай Коран защитой для себя и радостью сердца твоего, и будь искренен по отношению к нему
242 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
и к мусульманам, и обращайся к Всевышнему Аллаху с мольбами так много, как только сможешь...»
Юноша попросил его:
— Обратись к Аллаху с мольбой за меня и да воздаст тебе Аллах благом.
Он сказал в ответ:
— Да поможет тебе Аллах стремиться к вечному, и да сделает Он тебя равнодушным к бренному! И да дарует Он тебе твёрдую убеждённость, которая приносит спокойствие и умиротворение душам и на которую опираются в религии!
У Сыли ибн Ашьяма была двоюродная сестра My'аза аль-'Адвийя. Она также относилась к числу последователей сподвижников. Она встречалась с матерью верующих 'Аишей и перенимала от неё знание, а потом аль-Хасан аль-Басри встречался с ней и передавал от неё.
Она была богобоязненной и чистой, много поклонялась Аллаху и была равнодушной к мирским благам.
С наступлением ночи она обычно говорила:
— Возможно, это моя последняя ночь...
И она не спала до утра.
А когда наступал день, она говорила:
— Возможно, это мой последний день.
И она не знала покоя и отдыха до самого вечера.
Зимой она носила тонкую одежду, чтобы холод прогонял её сон и она могла предаться поклонению.
Она проводила ночи в молитве и чтении Корана. А когда дремота начинала одолевать её, она ходила по дому, повторяя:
— Впереди у тебя, о душа, долгий сон... Скоро предстоит тебе долго лежать в могиле и либо печалиться, либо радовать-
Сыля ибн Ашьям аль-'Адви 243
ся. Так выбери же для себя сегодня, о My'аза, то, что ты хочешь обрести завтра...
Несмотря на своё неустанное поклонение и предельное равнодушие к мирским благам, Сыля не стал отказываться от Сунны Пророка и посватался к своей двоюродной сестре My'азе.
Когда настал день, в который к нему должны были привести невесту, племянник Сыли отвёл его в баню, а потом привёл к невесте в дом, наполненный ароматом благовоний.
Когда они остались вдвоём, Сыля начал совершать два рак'ата молитвы, которые были сунной, и она встала за ним, совершая эту молитву под его руководством. Потом молитва так увлекла их, что они молились, пока не забрезжил рассвет.
Утром его племянник зашёл к нему и сказал:
— О дядя! К тебе привели дочь брата твоего, а ты всю ночь молился, оставив её...
Сыля ответил:
— О сын брата моего... Поистине, вчера ты отвёл меня в место, которое напомнило мне об Адском пламени, а потом ты отвёл меня в место, которое напомнило мне о Рае. И я думал о них до самого утра.
Юноша спросил:
— Как же это, дядя?
Сыля ответил:
— Ты отвёл меня в баню, жар которой напомнил мне о жаре Геенны, а потом ты отвёл меня в дом невесты, благоуханье которого напомнило мне о Рае...
Сыля ибн Ашьям был не только богобоязненным, кающимся, усердно поклоняющимся Аллаху и равнодушным к мирским
244 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
благам человеком, но и доблестным воином, бесстрашно сражающимся на пути Аллаха.
Редко встречался на полях сражения воин более смелый, сильный и искусный. Каждый командующий мусульман старался заполучить Сылю в своё войско, чтобы благодаря его смелости одержать желанную победу...
Джа'фар ибн Зейд рассказывает такую историю: «Мы отправились в поход, и с нами был Сыля ибн Ашьям и Хишам ибн 'Амир. Когда мы встретились с врагом, Сыля вместе со своим товарищем отделился от рядов мусульман. Они бросились в гущу врагов, разя вражеских воинов копьём и мечом, нанеся ощутимые потери вражескому авангарду. Командующие вражеских войск сказали друг другу: "Всего два воина из числа мусульман сотворили с нами такое, так что будет, если мы будем сражаться со всем их войском?!" И они согласились на условия мусульман и сдались».
В 76 году хиджры Сыля ибн Ашьям отправился в поход вместе с войском мусульман, которое направлялось к Мавераннахру. В этом походе его сопровождал сын.
Когда два войска сошлись и разгорелся бой, Сыля ибн Ашьям сказал сыну:
— Сынок, иди вперёд и сражайся с врагами до тех пор, пока я не пожертвую тобой ради Того, у Кого не пропадает оставленное на хранение.
Юноша бросился вперёд со скоростью стрелы, отлетающей от тетивы лука, и сражался с врагами, пока не погиб. Отец последовал его примеру и сражался до тех пор, пока не погиб. Их похоронили рядом.
Сыля ибн Ашьям аль-'Адви 245
Узнав о гибели Сыли ибн Ашьяма и его сына, женщины Басры пошли к Му'азе, чтобы выразить ей соболезнования. Но она сказала им:
— Если вы пришли, чтобы поздравить меня, то добро пожаловать. А если вы пришли для чего-то иного, то возвращайтесь, и да воздаст вам Аллах благом...
Да осветит Аллах эти благородные лица и да воздаст Он этим людям от ислама и мусульман благом! История человечества не знала более богобоязненных и чистых людей.
'УМАР ИБН 'АБД-АЛЬ-'АЗИЗ
Три эпизода из его жизни
'Умар ион 'Абд-аль-'Азиз был человеком приятной наружности и благонравным, обладал большими знаниями, понимающей религию душой, богобоязненным и кающимся.
Аз-Захаби
Охалифе — последователе сподвижников 'Умаре ибн 'Абд-аль-'Азизе можно говорить бесконечно. Стоит вам увлечься каким-нибудь одним эпизодом из его жизни, как он незаметно переносит вас в следующий, ещё более увлекательный и примечательный и производящий на вас еще более сильное впечатление.
Ранее мы уже приводили три эпизода из жизни пятого праведного халифа. Давайте же приведём ещё три, не менее прекрасных.
Первую историю рассказывает поэт Дукайн ибн Са'ид ад-Дарими.
«Как-то раз я похвалил в своих стихах 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, когда тот был правителем Медины, и он велел дать мне пятнадцать породистых верблюдиц. Когда они оказались передо мной, я принялся осматривать их. Вид их был столь прекрасен, что я побоялся вести их в одиночку по ущельям, опасаясь за них. Но и продавать их мне тоже не хотелось. И пока я так стоял в раздумьях, к нам подошли люди, которые как раз собирались отправиться в нашу область — в Неджд. Я попросил у них разрешения сопровождать их, и они сказали:
— Добро пожаловать. Мы отправляемся в дорогу ночью, так что готовься ехать вместе с нами.
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 247
Я зашёл к 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу, чтобы попрощаться с ним, и заметил сидящих у него двух шейхов, которых я не знал. Уже когда я собирался уходить, 'Умар посмотрел на меня и сказал:
— О Дукайн, поистине, у меня требовательная душа, и если узнаешь, что моё положение стало выше, чем сейчас, приди ко мне, и тебя ждёт добро и благодеяние от меня.
Я сказал:
— Пусть кто-нибудь засвидетельствует это, о предводитель.
Он сказал:
— Пусть Всевышний Аллах будет свидетелем.
Я спросил:
— А из Его творений?
Он ответил:
— Вот эти два шейха.
Я повернулся к одному из них и попросил:
— Да станут мои отец и мать выкупом за тебя, назови мне своё имя, чтобы я знал, кто ты?
Он ответил:
— Я Салим, сын 'Абдаллаха ибн 'Умара ибн аль-Хаттаба.
Я повернулся к 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу и сказал:
— Вот какой свидетель попался мне!
Потом я посмотрел на другого шейха и спросил:
— А ты кто, да стану я выкупом за тебя?
— Абу Яхья, слуга наместника, — ответил он.
Я сказал:
— Что ж, свидетель из числа его близких.
Потом я попрощался и, забрав верблюдиц, отправился домой в Неджд.
Аллах сделал их благодатными для меня, и благодаря потомству этих верблюдиц я со временем обзавёлся верблюдами и купил рабов.
248 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Шли дни. И однажды, когда я был в пустыне в области Ямама в Неджде, приехал гонец, сообщивший о кончине повелителя верующих Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика.
Я спросил его:
—А кто стал халифом после него?
Тот ответил:
—'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз.
Едва услышав это, я собрался и поехал в Шам. Добравшись до Дамаска, я встретил поэта Джарира, который возвращался от халифа. Я поприветствовал его и спросил:
— Откуда едешь, о Абу Хазра?
Он ответил:
— От халифа, который даёт беднякам и не даёт поэтам... Возвращайся откуда пришёл, это будет лучше для тебя.
Я сказал:
— Моё положение отличается от вашего.
Он сказал:
— Что ж, делай как знаешь.
И я отправился к дому халифа и увидел его самого в окружении сирот, вдов и подателей жалоб. Я не нашёл иного способа подойти к нему, кроме как заставить этих людей расступиться. Я возвысил голос, говоря:
О 'Умар благ, щедрот и достоинств!
О 'Умар, владелец блюд больших!
Поистине, я — человек из Катана, из Дарима,
Прошу я достойного брата мне долг уплатить...
Его слуга Абу Яхья внимательно посмотрел на меня и сказал:
— О повелитель верующих, в своё время я засвидетельствовал право этого бедуина.
'Умар сказал:
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 249
— Мне известно об этом.
Потом он повернулся ко мне и сказал:
— Подойди сюда, Дукайн.
Когда я подошёл к нему, он наклонился ко мне и сказал:
— Помнишь, как я сказал тебе в Медине, что душа моя такова, что, обретя что-то, она непременно начинает стремиться к тому, что ещё выше обретённого?
Я ответил:
— Да, о повелитель верующих.
Он сказал:
— Теперь я обрёл предел того, что есть в этом мире, став правителем. И теперь душа моя стремится к пределу того, что есть в мире вечном, — к Раю. Она стремится преуспеть, обретя довольство Всевышнего Аллаха. И если некоторые правители используют свою власть для достижения величия в этом мире, то я непременно буду использовать её, чтобы снискать величие в мире вечном.
Затем он сказал:
— О Дукайн, поистине, я, клянусь Аллахом, никогда не брал из имущества мусульман ни дирхема, ни динара с тех пор, как стал халифом. И поистине, у меня есть из личного имущества только тысяча дирхемов. Возьми половину, а другую половину оставь мне.
И я взял у него деньги, которые он отдал мне и, клянусь Аллахом, никогда не случалось мне видеть столь благодатное имущество».
Вторую историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза передал судья Мосула Яхья ибн Яхья аль-Гассани.
«Однажды 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз ходил по рынкам Хомса, чтобы понаблюдать за продавцами и узнать цены. К нему подошёл человек, одетый в две красные одежды, и сказал:
250 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— О повелитель верующих, я слышал, как ты велел тем, кого притеснили, приходить к тебе.
'Умар ответил:
— Да, это так.
Он сказал:
— Вот, к тебе подошёл притеснённый и к тому же живущий далеко отсюда.
'Умар спросил:
— А где твоя семья?
— В Адене, — ответил он.
'Умар сказал:
— Клянусь Аллахом, поистине, место, в котором ты живёшь, далеко от места, в котором живёт 'Умар.
Спешившись, 'Умар встал перед ним и спросил:
— Какому же притеснению ты подвергся?
Тот человек ответил:
— Один из тех, кто прикрывается тобой, прибрал к рукам принадлежащую мне землю, отняв её у меня.
'Умар написал 'Урве ибн Мухаммеду, своему наместнику в Адене, письмо следующего содержания: «Когда получишь это моё письмо, выслушай доводы и доказательства того, кто принесёт тебе это письмо, и если выяснится, что правда на его стороне, то отдай ему то, что принадлежит ему по праву».
Он запечатал письмо и отдал тому человеку.
Когда тот собрался уйти, 'Умар сказал ему:
— Постой... Ты ведь прибыл к нам издалека. И ты, несомненно, потратил немало средств, чтобы добраться сюда. Ты, верно, износил новую одежду и изнурил своё верховое животное.
Он подсчитал убытки, понесённые этим человеком. Получилось одиннадцать динаров. 'Умар отдал ему эти деньги и сказал:
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 251
— Расскажи об этом людям*, чтобы ничто не мешало им приезжать ко мне для подачи жалобы из самых отдалённых мест».
Третью историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза рассказал много поклонявшийся Аллаху и равнодушный к мирским благам человек по имени Зияд ибн Майсара, относившийся к племени Махэум, но не бывший махзумитом по крови.
«Мой хозяин 'Абдаллах ибн Айяш как-то раз послал меня из Медины в Дамаск, потому что у него было некое дело к повелителю верующих 'Умару ибн Абд-аль-Азизу.
Между мной и 'Умаром существовала давняя связь — ещё с тех времён, когда он был правителем Медины. Я вошёл к нему и увидел, что у него сидит писец, который пишет для него что-то.
Остановившись на пороге комнаты, я сказал:
— Мир вам.
Он ответил:
— И тебе мир и милость Аллаха, Зияд.
Потом я подошёл к нему. При этом мне было стыдно, что я, обращаясь к нему с приветствием, не назвал его повелителем верующих. Приблизившись, я сказал:
— Мир тебе, о повелитель верующих, милость Аллаха и Его благословения.
Он сказал:
— Зияд, мы ведь не порицали тебя за первое приветствие. Так зачем нужно было второе?
* То есть сообщи им о том, что я покрою дорожные расходы тем, кто будет приезжать ко мне со своими жалобами, чтобы они смело пускались в путь, не опасаясь остаться без средств.
252 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
А в это время его писец зачитывал ему жалобы, которые гонец привёз из Басры. 'Умар сказал мне:
— Зияд, посиди, пока я не освобожусь,
Я уселся на деревянный порог. Писец читал. А 'Умар горестно вздыхал.
Когда писец закончил зачитывать письма и отправился восвояси, 'Умар поднялся со своего места, подошёл ко мне, сел напротив меня у двери и, положив руки мне на колени, сказал:
— Добро пожаловать, Зияд... Я согрелся о твою шерстяную одежду и сейчас отдыхаю от того, что у нас тут происходит...
А на мне была шерстяная одежда.
Потом он стал расспрашивать меня о праведных жителях Медины, мужчинах и женщинах, называя их имена одно за другим. Он спросил о каждом, никого не забыв.
Потом он спросил меня о том, исполнены ли веления, которые он отдавал, ещё будучи правителем Медины.
Я ответил на все его вопросы.
Потом он тяжело вздохнул и сказал:
— Видишь, Зияд, в каком положении оказался 'Умар...
Я сказал:
— Поистине, я надеюсь, что в этом благо для тебя и на града...
Он сказал:
— Увы...
Потом он заплакал так, что мне даже стало жаль его, и я сказал:
— Побереги себя, о повелитель верующих. Поистине, я надеюсь на благо для тебя.
Он сказал:
— Как далеко то, на что ты надеешься, Зияд... Теперь я обрёл такую власть, что могу ругать кого угодно, но никто не осмелится ругать меня. И я могу ударить кого угодно, но никто
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни 253
не осмелится ударить меня, и я могу обижать людей, но никто не осмелится обидеть меня.
Сказав это, он снова заплакал так, что я почувствовал острую жалость к нему.
Я пробыл у него три дня, пока он выполнял просьбу моего хозяина, которую я передал ему. Когда я собрался в обратный путь, он вручил мне письмо для моего хозяина, в котором просил его продать меня ему. Потом он вытащил из-под своей постели двадцать динаров и сказал:
— Возьми эти деньги, потрать их на свои мирские нужды. Если бы ты имел право на поступающее в казну имущество, я дал бы тебе то, что тебе причитается.
Я отказался брать у него эти деньги, но он сказал:
— Возьми их. Они не из имущества мусульман, а из моих личных средств.
Я отказывался. Но он просил так настойчиво, что в конце концов я взял эти деньги и отправился в обратный путь.
Приехав в Медину, я отдал письмо повелителя верующих своему хозяину. Он сломал печать и прочитал письмо, после чего сказал:
— Поистине, он просит меня продать тебя ему для того, чтобы освободить тебя... А почему бы мне самому не отпустить тебя на волю?
И он освободил меня».
'АЛИ ИБН АЛЬ-ХУСЕЙН ИБН 'АЛИ
(ЗЕЙН-АЛЬ-'АБИДИН)
Мне никогда не случалось видеть курайшита лучшего, чем 'Али ибн аль-Хусейн.
Аз-Зухри
В этот особенный год была перевёрнута последняя страница в истории персидских царей. Йездигерд, последний персидский царь, погиб бездомным и гонимым. Его полководцы, стража и члены его семьи попали в плен к мусульманам. Их отвезли в пресветлую Медину. Пленников было много, и ценность их была велика. Медина никогда не видела такое огромное количество пленных, причём столь важных. Среди пленных были и три дочери Йездигерда.
Люди подошли к пленникам и за несколько часов раскупили всех. Вырученные деньги были отправлены в казну мусульман. Остались только дочери царя Йездигерда. Они отличались красотой и свежестью и были юными девушками. Когда их выставили на продажу, они стояли, потупив взоры — такое это было унижение для них. Опечаленные, они тихо плакали. 'Али ибн Абу Талиб почувствовал жалость к ним и пожелал, чтобы их купил тот, кто относился бы к ним хорошо и заботился бы о них.
И это неудивительно. Ведь Посланник Аллаха . говорил: «Проявляйте милосердие к знатному представителю народа, когда тот унижен».
Он подошёл к 'Умару ибн аль-Хаттабу и сказал:
— О повелитель верующих... Поистине, к дочерям царей требуется особое отношение — не такое, как к остальным.
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 255
'Умар сказал:
— Ты прав... Но что же с ними делать?
'Али сказал:
— Нужно назначить высокую цену за них, а потом предоставить им самим выбрать одного из тех, кто готов заплатить за них такую цену.
'Умар согласился с предложением 'Али.
Одна из царских дочерей выбрала 'Абдаллаха, сына 'Умара ибн аль-Хаттаба. Вторая выбрала Мухаммада, сына Абу Бакра ас-Сыддика. А третья, по имени Шах-Зинан, выбрала аль-Хусейна, сына 'Али ибн Абу Талиба, внука Посланника Аллаха .
Шах-Зинан приняла ислам, став искренней мусульманкой. Она обрела религию истины, освободилась из рабства. Она стала женой после того, как была невольницей, и обрела свободу.
Она решила порвать все связи со своим языческим прошлым. Она отказалась от своего прежнего имени Шах-Зинан, и её стали называть Газаля. Девушке достался прекрасный муж, человек, достойный царской дочери. Только одна мечта оставалась неисполненной — мечта о ребёнке.
И Аллах почтил её, и она родила аль-Хусейну красивого мальчика. Она назвала его 'Али в честь 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным).
Однако радость Газали продлилась недолго. У нее началась послеродовая горячка, и она покинула этот мир, не успев насладиться общением со своим ребёнком...
Заботы о младенце взяла на себя невольница аль-Хусейна, которая полюбила мальчика больше, чем любит мать собственного
256 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников