Глава 9. каноны счастливого брака
Единое целое
Благородный Коран дает великолепное и тонкое описание естественной связи между мужчиной и женщиной:
"Ваши жены для вас - одеяние, а вы - одеяние для них …" (2:187).
Одежда плотно прилегает к человеческому телу, укрывая и защищая его от неудобств внешней среды. Приведенная метафора раскрывает сущность отношений между мужем и его женой. Их сердца и души крепко связаны; они защищают друг друга от внешних негативных явлений, которые могут ущемить их честь и достоинство или покой в их любимом супружеском доме.
В благополучных семьях недостатки обладают свойством превращаться в достоинства, что в действительности с ними (недостатками) и происходит: "Он не жадный, а бережливый". Конфликтов практически нет:
возникающие разногласия ссорами назвать трудно; супруги, скорее договариваются, как сделать лучше, чтобы решить трудные вопросы. Все члены благополучных семей уверены, что другие им всегда рады, не сомневаются во взаимности и всегда готовы помочь; не ожидая просьб, чувствуют и знают, что нужно другому. В таких семьях образуются и сохраняются собственные традиции, делающие семейную жизнь более интересной. Так как же избежать проблем, которые пагубно влияют на семейную жизнь мусульман? Как создать в семье атмосферу нежности, искренней привязанности и взаимопонимания?
Самыми распространенными причинами неудачных браков и распада семьи являются следующие:
Во-первых, многие мусульмане не знают о том, что представляет собой мусульманская семья в соответствии с законами Ислама.
Во-вторых,члены семьи подвергаются влиянию эгоистических желаний и неисламских привычек.
В-третьих,многие мусульмане несерьезно относятся к возникающим семейным проблемам до тех пор, пока дело не принимает весьма серьезный оборот или не доходит до развода.
Для избавления от них недостаточно только желания человека, а необходимо лечение, состоящее из двух аспектов: первый - знание, а второй - применение этого знания. Если хоть один из этих аспектов отсутствует, проблема останется нерешенной, из-за горького вкуса большинства лекарств люди не хотят их принимать, а если даже и принимают, то не придерживаются дозировки. Но тот, кто не хочет перенести горечь лекарства, не сможет насладиться сладостью излечения.
Забота о семье в Исламе проявляется в тщательно разработанной всеобъемлющей системе брака. Эта система, берущая начало до семьи, закрепляется браком и продолжается в семейных отношениях. Она состоит из божественных правил и руководств, которые четко обрисовывают права, обязанности и ответственность каждого члена семьи (как родителя, так и ребенка).
Говоря, что эти правила божественны, мы подразумеваем следующее:
1. Их источником является божественное откровение: Коран и Сунна Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).
2. Эти божественные руководства верны, они не могут содержать ни ошибок, ни недостатков. Они касаются всех людей, и направлены на удовлетворение их потребностей.
3. Они завершены, и не могут меняться или дополняться в зависимости от места и времени.
4. Подчинение этим правилам обязательно без малейшего промедления, независимо от того, противоречат ли они личным амбициям, мнениям, привычкам или традициям людей.
5. Неподчинение этим правилам и руководствам и не воплощение их в жизнь является харам, т.е. запрещено.
Отречение от законов Аллаха, даже если оно частично, ведет к неправильному образу жизни, проблемам, трудностям, сожалению и растерянности, а также к наказанию в Судный день.
Аллах (Свят Он и Велик) говорит:
"А тому, кто не будет помнить обо Мне, во-истину, предстоит [провести] жизнь в тяготах, И Мы воскресим его в День воскресения слепым. [И он] воскликнет: "Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим". [Аллах] скажет: "Подобно тому, как ты забыл Мои знамения, Которые явились перед тобой, Ты тоже будешь предан забвению сегодня". (Коран, "Та'ха":124-126)
Если наши семьи будут исламскими, Аллах будет доволен, а мы будем удачливы и счастливы как в этой, так и в грядущей жизни.
Ислам сотворил семью звеном в цепи таких же составляющих. Семейные отношения должны быть саморазвивающимися, взаимоконтролируемыми, милосердными и исполненными любви. Им должны быть чужды эгоизм, подчинение или неприязнь. Они не должны встречать раздражение, невнимательность, отчужденность или хвастовство, а также физическое или моральное угнетение.
Такая позиция Ислама относительно семьи исходит из фундаментальных принципов Корана, касающихся семейных отношений:
Первое: Коран внушает супругам, что мужчина и женщина необходимы друг другу, они дополняют друг друга в своем существовании. Мужчине там говорится: женщина - плоть от плоти твоей, без которой ты не сможешь прожить. Женщине там говорится: ты произошла от мужчины, он - твое начало, а ты не можешь жить без начала.
Аллах сказал: "Именно Он сотворил вас из единой души и из нее же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у нее".(Коран, "Ограды":189)
Второе: Коран подчеркивает, что нормальные семейные отношения подразумевает согласие между супругами. Несмотря на то, что они две половинки, на самом деле они - единое целое во всем: в эмоциях, чувствах и телесной близости. Они объединены, трудясь для настоящего и вкладывая свои надежды в будущее. Их сердца и души крепко связаны; они защищают друг друга от внешних негативных явлений, которые могут ущемить их честь и достоинство или покой в их любимом супружеском доме.
Третье: Коран подчеркивает, что тесная связь между супругами - один из знаменательнейших знаков Аллаха (Свят Он и Велик) и наибольшее благословение среди его благословений.
Аллах (Свят Он и Велик) говорит:
"[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют". (Коран, "Аррум":21)
Имам Аш-Шавкани, комментируя эти строки, разъясняет природу особых отношений между супругами. Он говорит, что фраза "чтобы вы находили успокоение в них" означает душевный комфорт и привязанность. Один из них не может обрести душевный покой без другого, и его никто не может привлекать, кроме другого супруга. "И Он учредил меж вами мавада и рахма" означает глубокое чувство любви и доброты, возникающее в браке, так как один привязан к другому, хотя раньше, до брака, они были незнакомы; вот уж действительно, великий знак Аллаха!
Качества хорошей жены
Эти качества необходимо иметь всем женщинам, стремящимся к довольству Аллаха и спешащих выполнять все обязательные и желательные предписания Всевышнего Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и, конечно же, желающим войти в Рай:
· Она послушна Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует).
Ибн Хиббан передал, что Пророк (да благословит (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Если женщина молилась 5 (положенных раз) в день, постилась в месяц Рамадан, оберегала свою честь и слушалась своего мужа, тогда на Судном Дне ей будет сказано: "Войди в Рай через любые ворота".
· Она послушна своему мужу, если только он не просит сделать что-то против закона Аллаха.
Ан-Насаии передал, что когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, какие женщины самые лучшие, он ответил:
"Те, которыми довольны мужья, которые послушны и те, которые не подвергают свою честь и богатство, что может не понравиться мужу".
Он также сказал:
"Если бы я мог приказать творению сделать земной поклон кому-то, помимо Аллах, я бы приказал это сделать женщине мужу. Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, если женщина не выполняет свои обязанности перед мужем, тогда она не выполнит свои обязанности перед Аллахом".
· Она оберегает честь и имущество мужа в его отсутствие.
Аллах говорит в Коране:
"А потому добропорядочные жены послушно преданны (Аллаху и мужьям) и в их отсутствии хранят, что повелел им Бог хранить". (Сура 4:34)
· Она нежна с мужем и удовлетворяет его желания
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Если муж зовет жену в постель, а она отказывается и он засыпает рассерженным, то ангелы проклинают ее до утра" (Муслим).
· Она рожает и воспитывает детей
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Те ваши жены войдут в рай, которые хорошо относились к своим мужьям, рожали (если могли) детей и всегда проверяли нужды своего мужа. Если муж у этой женщины сердился на нее, она брала его за руку и говорила: Клянусь Аллахом я не лягу спать, пока ты не простишь меня"
· Она не просит развода без причины.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил женщин, сказав:
"Любая женщина, которая спросит развода без причин, даже не учует запаха Рая" (Сахих альДжамии).
· Она избегает причинить ему любой вред.
"Если женщина причинит вред своему мужу, тогда его жена в Раю говорит ей: Не причиняй ему вреда, он с тобой ненадолго и скоро будет у нас" (Ахмад, Тирмизи)
· Она не поститься дополнительно без разрешения мужа.
"Женщина не должна поститься в присутствии мужа без его разрешения, за исключением месяца Рамадан" (Бухари, Муслим).
· Она всегда спрашивает разрешения мужа на выход из дому, прием гостей и другим важным вопросам.
· Она не рассказывает другим об интимной семейной жизни.
Аллах так повелел, что муж является главой семьи: "Мужья над женами стоят за то, что Аллах одним из них дал преимущество перед другими, и так же потому, что весь расход на содержание семьи из их имущества исходит"
(Сура 4:34).
Всевышний возложил на мужчину большую ответственность за жену, семью, родителей и дал ему соответствующие полномочия. Однако, главенство мужа не означает, что он лучше или, что женщина ниже мужчины. Здесь скрывается мысль, что мужчина и женщина дополняют друг друга и преимущество одного не является недостатком другого. Аллах создал мужчину и женщину, как партнеров и как прочные опоры для строительства настоящей жизни. В задачу женщины входит выносить ребенка, заботиться и растить его. Эта задача не только велика, но и исключительно важна. Она ни в коем случае не является менее ценной. Именно поэтому, справедливо возложить вторую половину ответственности на мужа, то есть заботы о затратах на содержание, благополучии жены, чтобы она имела время и возможность заниматься своей важной задачей. Справедливость состоит и в том, что мужчине даны особые физические, психические и духовные способности для выполнения своей задачи, также как и женщины даны соответствующие способности для ее миссии . Например, если женщина высказала свое мнение и ее мнение оказалось правильным, то мужу лучше принять позицию второго праведного халифа Умара, который в конкретной ситуации признал: "Правильно сказала женщина, и ошибся Умар".