Хадис 511. Среди мусульман появятся люди, считающие дозволенными прелюбодеяния и ношение шелков.
Передают со слов Абу ‘Амира аль-Аш‘ари, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В моей общине появятся люди, которые будут считать дозволенным совершение прелюбодеяний и ношение шелка». Этот хадис передал Абу Давуд, а его суть также передал аль-Бухари.
Комментарий:
В версии аль-Бухари сообщается, что Абу ‘Амир или Абу Малик аль-Аш‘ари передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В моей общине появятся люди, которые будут считать дозволенными совершение прелюбодеяний, ношение шелка, употребление опьяняющих напитков и использование музыкальных инструментов. Будут люди, которые поселятся у подножия горы. У них будет большое стадо, и однажды к ним придет обездоленный человек. Он попросит милостыню, а они ответят: “Приходи завтра”. Аллах покарает их ночью, водрузив на них гору, а оставшихся в живых превратит в обезьян и свиней. Они останутся обезображенными вплоть до наступления Дня воскресения».
Ахмад Шакир в книге “аль-Ба‘ис аль-Хасис” (с. 34) писал, что в большинстве достоверных версий аль-Бухари и других ученых упоминается слово “хирр” (букв. “половой орган”; зд. “прелюбодеяние”). В некоторых версиях вместо этого слова упоминается слово “хазз” (одна из разновидностей шелковых тканей). Абу Бакр ибн аль-‘Араби назвал это опиской. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 147.
Из хадиса Абу ‘Амира следует, что ношение шелка запрещено всем мусульманам, - как мужчинам, так и женщинам. Ниже мы рассмотрим хадис Абу Мусы аль-Аш‘ари о том, что шелка запрещены только мужчинам. Воздаянием тем, кто нарушает данный запрет, будет лишение возможности облачаться в шелка в Последней жизни. Аль-Бухари и Муслим передали со слов ‘Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не надевайте шелк, ибо всякий, кто носит его в этом мире, не сможет носить его в Последней жизни». Они же передали со слов Анаса ибн Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто носит шелк в этом мире, тот не будет носить его в Последней жизни». Иными словами, он не попадет в Рай, потому что его обитатели будут облачены в шелка. См. «Нейл аль-Аутар», т. 1, с. 384.
Хадис 512. Пророк запретил носить шелковую одежду и садиться на шелковые ковры.
Передают со слов Хузейфы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил пить и есть из золотой и серебряной посуды, носить шелк и парчу и сидеть на них. Этот хадис передал аль-Бухари.
Комментарий:
По мнению большинства ученых, мужчинам запрещается сидеть на шелковых покрывалах и подушках, и такой вывод явствует из хадиса Хузейфы. Среди сподвижников этого суждения придерживались ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Абу ‘Убейда, Са‘д ибн Абу Ваккас и др. Оно подтверждается и рядом других достоверных преданий.
Муслим и ан-Насаи передали со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил мне носить перстень на этих двух пальцах (рассказчик по имени ‘Асим ибн Кулейб не указал, на каких именно), а также запретил мне носить кассийские одежды и садиться на подушки. Кассийские одежды - это полосатые одежды, которые привозят из Египта и Шама. Под подушками же подразумеваются те, которые сшивают жены, чтобы мужья покрывали ими седла, словно красными ворсистыми накидками».
Между тем Ибн ‘Аббас, Анас ибн Малик, Абу Ханифа и некоторые последователи шафиитской школы разрешали мужчинам сидеть на шелковых подушках. Это суждение основывается на том, что подушка для сидения является предметом, к которому не относятся с уважением, в отличие от одежды. Помимо того, между учеными нет разногласий по поводу дозволенности сидения на подушках, набитых шелковыми нитями. Однако подобные аргументы неуместны, поскольку суждение по аналогии не может быть противопоставлено недвусмысленному хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха. См. «Нейл аль-Аутар», т. 1, с. 388.