Глава первая. О первом предмете несогласия, или о власти Папы.
Книга вторая. О пяти предметах несогласия между восточной и западной Церквами.
Во времена приснопамятного Фотия, когда произошло разделение Церквей, Западная Церковь разногласила с Восточною, кажется, только в том, в чем обличает её сам Фотий во втором окружном своем послании, а именно: что западные «постились в субботу, что в первую неделю Великого поста разрешали сыр, молоко и тому подобное, отделяя ее от святой Четыредесятницы; не дозволяли священникам жить в законном супружестве, почитали недействительным и бесполезным помазание святым Миром, совершаемое священниками, утверждая, что это дело одних епископов», потому-то западные епископы, приходившие в Болгарию, снова миропомазывали тех христиан, которые были прежде помазаны восточными священниками; «и сделали прибавление в Символе веры, уча, что Дух Святой исходит от Отца и от Сына», каковое учение Фотий называет верхом зол.
Если бы в то время, когда начиналось несогласие между двумя противными сторонами, Восточной и Западной, был еще какой-нибудь предмет несогласия между ними, то, думаю, Фотий непременно обнаружил бы его и обличил. Догмат о исхождении Святого Духа и от Сына, прибавленный западными к святому Символу, больше всего соблазнял восточных, и действительно, он достоин был особенного внимания, так как он изменял член Символа веры.
Но в настоящее время между латинянами и нами, главным образом, считается пять пунктов несогласия: «власть Папы, исхождение Святого Духа, опресноки, чистилище и блаженство праведных». О каждом из сих предметов хочу сообщить краткое сведение.
Глава первая. О первом предмете несогласия, или о власти Папы.
Первым предметом несогласия называю власть Папы, потому что в настоящее время она составляет то великое средостение (т.е. разделение — прим.ред.), которое разделяет Церкви, она есть предмет, который касается всеобщего управления Христовой Церковью и от которого зависит все прочее. Если бы все вообще христиане согласились в этом главном предмете, то есть какой должен быть образ управления в Церкви, многоличный ли, как утверждаем мы, или единоличный, как утверждают латиняне, то они легко согласились бы и во всем прочем.
Где идет речь о власти, там всегда является великое соревнование и борьба противоположных сторон, из коих одна хочет владычествовать, а другая не хочет подчиняться. Мало-помалу соревнование достигает до такой степени, что противные стороны выходят из пределов и образуется между ними великая пропасть, подобная той, какая теперь разделяет Западную и Восточную Церкви из-за власти, которой Западная домогается над Восточной, а Восточная избегает всеми силами. Происходящее отсюда неприязненное расположение препятствует им согласиться и касательно догматов и постановлений и производит другие, новые предметы несогласия, умножая таким образом соблазн более и более.
Много писали об этом предмете, но писали пристрастно или с лестью или с ненавистью и другими страстями, которые легко доходят до крайностей и удаляются от середины, где находится истина. Не касаясь всего, что говорят за Папу римские католики и против Папы — лютеро-кальвинисты, так как это не относится к моей цели, представлю здесь только то, что утверждают поклонники Папы и что заключается в следующих трех предложениях:
Во-первых, они утверждают, что Папа есть полновластный и самодержавный монарх всей Церкви, получивший непосредственно от Самого Бога ключи власти и силы, от него получают эту власть и силу все — и патриархи и митрополиты, и епископы целой вселенной, а те, кои не получили от него рукоположения или утверждения, не суть истинные архиереи.
Во-вторых, он есть верховный судия, законодатель и единственный истолковательСвященного Писания, судия, который выше всех правил и Соборов, истолкователь и законодатель, который, когда что-нибудь определяет, то по самой кафедре своей, как они говорят, имеет преимущество непогрешимости, то есть не может ошибаться, потому определения его суть изречения Святого Духа, то есть неложной истины.
В-третьих, он есть владыка и царь всего мира, то есть имеет от Бога неограниченную власть не только в делах духовных, но и в мирских, и посему может возводить и низводить с престола царей земли по своему произволу.
Что же говорим об этом мы — православные? Мы идем средним, безопаснейшим путем, избегая двух крайностей, в которые впадают лютеро-кальвинисты и паписты. Именно, против первых говорим, что Папа есть истинный преемник апостолов и учеников Христовых, первопрестольный в иерархии Кафолической церкви, как почтили его святые Соборы. А против последних утверждаем: во-первых, что управление в Кафолической Церкви есть не единоличное, а многоличное, то есть что Кафолическая Церковь под руководством и по внушению Святого Духа устрояется и управляется своими высшими архипастырями, единодушными и согласующимися в единстве веры, которые все вообще имеют ключи, то есть власть и силу связывать и разрешать, что Римский епископ есть один из этих высших лиц Церкви, в которой сохраняется порядок и согласие, необходимые во всяком благоустроенном обществе, и что он имеет первенство чести, а не власти, так, как бы он был первый из братьев, и притом тогда, когда соединен с прочими братьями союзом любви и веры.
Во-вторых, говорим, что не Римский Папа, а сама Кафолическая Церковь, надлежащим образом и правильно собранная на Соборе, имеет власть судить и решать всякое дело, касающееся Церкви и самого Папы, коего она выше, как глава выше члена, изъяснять Писание и составлять правила и законы, которым должен повиноваться каждый христианин, и что все это она делает по внушению Святого Духа, от которого имеет преимущество непогрешимости и незаблуждаемости, так что все, что она определяет, законополагает или изъясняет, есть богодухновенно.
В-третьих, отнюдь не допускаем, чтобы Папа имел право, кроме духовной, на какую-либо мирскую власть над царями и владыками. Все это известно из древнего верования и древней практики Церкви, против которых не имеют ни малейшей силы доводы западных, которыми они стараются доказать справедливость папского единовластительства. Но посмотрим, каковы эти доводы.
Первое предположение, то есть будто Папа имеет неограниченную власть, они доказывают тремя евангельскими изречениями; первое: Иисус Христос, пришедши в страны Кесарии Филипповой, спросил учеников своих: «Кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго?» Ученики отвечали: «ови убо Иоанна Крестителя: инии же Илию, друзии же Иеремию, или единого от Пророк». Иисус Христос опять сказал им: «вы же Кого Мя глаголете быти? Симон Петр отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. И отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф.16.13—18). Второе: «И дам ти ключи Царства Небесного: иеже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: иеже ащеразрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16.19). Третье: Иисус Христос, по Воскресении Своем из мертвых, в третий раз явившись ученикам Своим на море Тивериадском и нашедши там Петра, три раза спросил его: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?» И когда Петр отвечал: «ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя», то Иисус сказал ему: «паси агнцы Моя, паси овцы Моя» (Ин.21:15—16). Латиняне заключают отсюда, что один Петр есть камень и основание Церкви, один он получил ключи, то есть власть связывать и разрешать, и одному ему поручено пасти разумных овец, то есть верующих. А все это суть символы верховной власти, которую Петр получил от Иисуса Христа.
Но если бы Иисус Христос произносил эти слова в том смысле, в каком принимают их латиняне, то, конечно, и святые учители объясняли бы их точно так же, но Отцы объясняют их совершенно иначе. Именно, в первом изречении: «на сем камени созижду Церковь Мою», под именем камня, на котором созидается и основывается Церковь Христова, одни разумеют самое исповедание Петра; так Златоуст, изъясняя это изречение, говорит: «На сем камне, то есть на вере исповедания». Так же разумеют Феодорит, Августин и многие другие.
Иные под камнем разумеют Самого Иисуса Христа, Которого Петр исповедал, как видно из свидетельства того же Августина, который в 76 слове на 14-ю главу Евангелия от Матфея, подобно как и в других местах, говорит: «На сем камне, который ты исповедал, говоря: «Ты еси Христос» и проч., «созижду Церковь Мою», то есть на Себе Самом, Сыне Бога Живаго, Я создам Церковь Свою, на Себе тебя Я создам, а не на тебе Себя». Такое объяснение согласно и с Писанием, в котором камнем и скалою и основанием преимущественно называется и есть Сам Господь, например: Ис 28.16; Пс 117.22; 1 Кор 3.11 и 1Кор.10.4.
Я не отвергаю, что многие, на основании этого изречения, называют камнем веры и блаженного Петра, и наша Церковь при богослужении 16 января, подобно как и в других случаях, поет: «Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников первопрестольника» (16-го января, в день празднования веригам ап. Петра, кондак. Также Петр называется камнем веры в чинопоследовании 29-го июня в стихирах на стиховне и на литии. В седальне по 1-й кафизме назван: «камень веры и ключарь благодати"). Но на это мнение можно представить два объяснения. Во-первых, хотя блаженный Петр Церковью и некоторыми Отцами называется камнем и основанием веры вообще, но не в таком смысле, в каком называют паписты. А в каком именно, об этом пусть выслушают Великого Василия, который в толковании на вторую главу Исайи говорит, что Петр назван камнем потому, что он как твердый камень укрепился в вере и как непоколебимая скала устоял против мирских искушений. «Душа блаженного Петра, — говорит он, — названа камнем драгоценным, потому что она крепко утвердилась в вере, твердо и непоколебимо устояла против ударов искушений». Об этом же изречении: «ты еси Петр», пусть выслушают и другого Василия, Селевкийского, который говорит, что Петр назван камнем потому, что он первый произнес исповедание, которое есть истинный камень веры, и получил это наименование в знак своего исповедания. «Господь, — говорит он, — назвавши это исповедание камнем, называет камнем и того, кто первый произнес оное, обращая ему в имя свойство исповедания, ибо оно действительно есть камень благочестия».
Во-вторых, если Петр называется камнем веры и основанием Церкви, то один ли он так называется? Не называются ли так же и прочие апостолы и ученики Христовы? Ибо что иное значит следующее изречение апостола Павла: «наздани бывше на основании Апостол?» (Еф.2.20). И Иоанн не видел ли небесный Иерусалим, имеющий двенадцать оснований, и на этих двенадцати основаниях имена Апостолов Агнца? (Откр.21.14) Кто хочет, пусть прочитает также Оригена, толкование на главу 16-ую от Матфея, главу 1, Киприана, письмо 27, Василия, Феодорита, Иеронима и Августина, толкование на псалом 86-ой, который начинается словами: «Основания его на горех святех». Все они говорят, что основание Церкви есть не один Петр, но все вообще апостолы. Таким образом, первое изречение нисколько не говорит в пользу мнения латинян, но имеет совершенно другой смысл, то есть или тот, что Петр пребыл тверд, как камень, по словам Василия Великого, или что он первый исповедал камень (веры), как говорит Василий Селевкийский, или что он есть этот камень вместе с прочими апостолами, как свидетельствуют другие учители.
Равным образом несправедливо заключение, которое латиняне выводят и из второго изречения: ключи Царствия Небесного суть символы верховной власти — связывать и разрешать, — а эти ключи Иисус Христос обещал даровать Петру, следовательно, и прочее. Ибо Иисус Христос вскоре за тем, в таких же словах, даровал их и прочим ученикам: «аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18.18). Это было прежде Воскресения, а после Воскресения Он опять даровал ту же власть всем им, когда дунул и сказал: «приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, иимже держите, держатся» (Ин.20.22—23). Эти изречения Иисуса Христа не требуют никакого объяснения и никакого свидетельства других. Кто из святых Отцев говорил когда-нибудь, что один Петр получил ключи Царствия? Или лучше, кто из них не говорил, что все вообще апостолы получили их.
Что значит, наконец, третье изречение? Словами: «паси агнцы Моя, паси овцы Моя», которые Иисус Христос сказал Петру, Он исцелил великую рану отречения Петрова, троекратным вопросом загладил троекратную вину этого отречения и открыл нам силу покаяния, которое возвело Петра на прежнюю степень чести и пастырского достоинства. Так говорит Григорий Богослов в слове против Новата, который отвергал силу и пользу покаяния для отступников: «Иисус принял великого Петра, совершившего нечто человеческое во время спасительного страдания, и троекратным вопросом и (Петровым) исповеданием уврачевал троекратное отречение». И святой Златоуст говорит: «Вместе с тем желая показать ему, что надлежит благодушествовать, когда изглаждено отречение, дарует ему первенство пред братиями», то есть первенство порядка и чести, какое бывает между братьями, а не первенство власти и господства, которое бывает между господином и рабами. В другом месте тот же учитель говорит: «После этого тяжкого падения (ибо нет зла, равного отречению) возвратил ему прежнюю честь и вверил попечение о Вселенской Церкви». Следовательно, пасти овец Христовых значит иметь попечение о Кафолической Церкви, но не вверил ли Иисус Христос этого попечения всем вообще апостолам? Святой Златоуст продолжает: «Так как они имели попечение о вселенной, то Иисус Христос и вверил овец Своих достойным апостолам». И об апостоле Павле говорит, что ему вверено попечение о всей вселенной.
А это попечение о вселенной, без сомнения, значит не что иное, как проповедовать Евангелие во всей вселенной, учить всех вере и крестить во имя Иисуса Христа, что Он одинаково даровал всем им вообще, когда сказал: «шедше во весь мир проповедите Евангелие всей твари», «научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мк.16.15; Мф.28.19).
Церковь Христова во всем мире есть как бы одно общее стадо, коим управление получили все вообще апостолы, почему они везде и рукополагали епископов по городам и селениям. И вот различие между апостолами и последующими епископами: преемники апостолов — архиереи были и суть епископы одной какой-нибудь части вселенной, а апостолы были Епископами всей вселенной, так что и Петр и Павел и Иоанн, если сказать точнее, были Епископами Кафолической Церкви, но ни Петр, ни Павел, ни Иоанн, ни другой кто-либо не был один Епископом Кафолической Церкви, то есть, если скажем, что, например, Петр был Епископом Кафолической Церкви, то скажем справедливо, потому что этим не исключаются и прочие соепископы одной и той же Кафолической Церкви, сопастыри одного и того же стада, состроители одного и того же дома; если же скажем: Петр был Кафолическим Епископом Церкви, то это несправедливо, потому что таким образом мы представляем одного Петра как бы пастыреначальником и исключаем прочих, поставляя их ниже его. Напротив, мы вместе со святым Златоустом признаем, что «апостолы (все равно) были возделыватели, воины и пастыри, не земли, не браней чувственных, не животных бессловесных, но душ разумных и брани с демонами». Прибавим к этому известное изречение Августина: «Ключи и власть пасти Христос даровал не одному, а единству», то есть не одному Петру, но и прочим апостолам всем вместе.
Впрочем, достойно замечания, что Господь наш Иисус Христос благоволил удостоить особенной чести только одного из всех апостолов, ибо Он одному только сказал вышеупомянутые слова, которые действительно суть знаки особенной чести. И этот апостол, исключительно почтенный Господом, есть блаженный Петр, как замечает святой Златоуст в толковании на главу 17-ю Евангелия от Матфея, о дидрахмах в Капернауме. Воплощенная Премудрость Божия, Которая не делала ничего напрасно и без цели, без сомнения, имела и здесь какую-нибудь цель и сокровенное намерение. Постараемся раскрыть их.
Между характеристическими свойствами, которыми отличается истинная Церковь, первое, главное и исключительное состоит в том, что она есть едина, то есть что все верующие соединяются между собою в единстве веры, как говорит апостол Павел:«един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф.4:5), так что Кафолическая Церковь есть как бы одно здание, сложенное из множества составных частей, или один святый храм, в Господе назданный на основании апостол и пророк, сущу краеугольну камню Самому Иисусу Христу, есть как бы одно Тело, состоящее из многих членов, имеющих одну Главу, то есть Самого Христа, или лучше, есть Тело Христово совершенное, всецелое, которого члены крещены все воедино и от которого кто отделился, например, раскольник или еретик, тот есть как бы согнивший или мертвый член. Так необходимо для целости Церкви единство веры!
Посему и Иисус Христос, в лике святых апостолов Своих, которые составляли как бы новорожденную Церковь Его, одного только предпочитает всем прочим, одного полагает основным камнем, одному вручает ключи, одного поставляет пастырем с той целью, чтобы показать нам высокое единство, какого желает Он в Церкви Своей, которая есть таинственное Тело Его, то есть чтобы все ученики и апостолы как в созидании, так и в управлении Церковью Божией были столь согласны и единодушны между собою, чтобы они — многие — составляли только одного, одно тело и один дух, по выражению Павла. Ибо если во всяком обществе и собрании для соблюдения порядка необходимо, чтобы кто-нибудь один был первым из всех, то не справедливо ли думать, что и Иисус Христос, поставив одного первым между всеми ими в лике апостолов и учеников Своих, хотел чрез это сохранить порядок между ними? А блаженный Петр поставлен первым или потому, что он был всех старее, или потому, что он был первозванным из всех апостолов (ибо, хотя Андрей первый последовал за Христом, но к апостольскому служению первый призван Петр, по словам евангелиста Луки: и рече к Симону Иисус: «не бойся, отселе будеши человеки ловя» (Лк.5:10), или потому, что был пламеннее других в любви ко Христу, скор в делах и предупредителен в ответах, и потому был (как говорит Августин во многих местах) представителем всего лика учеников и всей Церкви. В качестве представителя всего лика учеников и Церкви он получал и ответы от Иисуса Христа, то есть когда Иисус Христос говорил: «дам ти ключи, паси агнцы Моя, паси овцы Моя» (Мф.16:19; Ин.21:15—16), то, говоря Петру, Он говорил всем ученикам, говорил тому, кто был представителем целого общества.
Так думает мудрейший и святейший учитель и мученик Западной Церкви, Киприан, живший около 260 года по Р.Х., то есть еще прежде Никейского Собора. В своей книге о единстве Кафолической Церкви он говорит: «На нем, то есть на Петре, созидает Церковь Свою (Иисус Христос) и ему поручает пасти овец Своих, и хотя после Воскресения Своего Он даровал ту же власть всем апостолам, но, желая показать единство (Церкви), учредил одну кафедру и постановил одно начало единства, проистекающего от одного. Чем был Петр, тем же были и прочие апостолы, соучастники одной и той же чести и власти, но начало — от одного. Петру дается первенство, чтобы показать, что одна Церковь и одна кафедра Христова. Все они суть пастыри, но представляется одно стадо, которое должны пасти все апостолы в единодушном согласии».
Таким образом, и по мнению западных, Иисус Христос (как говорит Киприан) предпочел Петра, то есть одного пред всеми другими, не для чего иного, как только для того, чтобы показать высокое единство, которого Он желает Святой Церкви Своей. Блаженный Петр был представителем всего общества (апостолов), следовательно, то, что получил он один, получило и все общество, а самому ему это не доставило ничего, кроме одного первенства чести. Посему все встречающиеся у святых Отцов выражения, коими они превозносят блаженного Петра (а таких превосходных выражений мы находим действительно много), надобно принимать именно в этом смысле, то есть во всех них Петр является представителем всех прочих, как свидетельствует во многих местах Августин, первым братом, представляющим целое братство, и как бы типом совершенного единства, связующего и совокупляющего в одно членов церковного Тела, коего Глава есть Сам Христос.
Мы не отнимаем у блаженнейшего первоверховного апостола той чести, которую даровал ему Иисус Христос, ибо мы говорим не против апостола Петра, но, с другой стороны, и не приписываем ему одному того, что имели все вообще, то есть попечения и управления Кафолической Церковью. Кратко сказать, первенство чести мы приписываем ему, а первенство власти — нет.
Первым по власти может быть кто-нибудь или как отец между сынами своими или как учитель между учениками своими или как царь между подданными своими. Но все первенства такого рода Иисус Христос совершенно отверг от общества апостолов и учеников своих: «вы же не нарицайтесь учителие, един бо есть ваш Учитель, Христос, еси же вы братия есте. И отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех» и пр. (Мф.23.8—9) «Весте, яко князи язык господствуют ими, и велиции обладают ими: не такоже будет в вас: но иже еще хощет в вас вящеи быти, да будет вам слуга» и пр. (Мф.20.25—26). Этими словами Иисус Христос решительно отвергает единоличную власть в Церкви Своей, в которой, по желанию Его, должно соблюдаться равенство, и потому Он всем (апостолам) равно вверил управление ею. Согласно с намерением Иисуса Христа и святые Отцы называют равно всех апостолов пастырями, Вселенскими Епископами, наместниками Христовыми и основаниями веры.
А сами апостолы показали это и на деле. И во-первых, сам Петр в первом соборном послании своем, обращаясь к пресвитерам, называет себя сопресвитером их, а не архипресвитером и увещевает их пасти стадо Иисуса Христа, которого одного называет Архипастырем: «не яко обладающе причту, но образи бывайте стаду: и явльшуся Пастыреначалънику, приимете неувядаемый славы венец» (1 Пет.5.3—4). Во-вторых, по вознесении Иисуса Христа, когда апостолы остались одни и приступили к избранию достойного на место предателя Иуды, то они все вместе бросили жребий и поставили двоих, Иосифа, называемого Варсавой, и Матфия, на которого пал жребий (Деян.1.15—26). В-третьих, избрание и рукоположение семи диаконов также совершили все вместе (Деян.6.1—7). В-четвертых, Варнава был послан в Антиохию всеми вообще апостолами и всею Иерусалимской Церковью (Деян.11.22). В-пятых, происшедший в Антиохии спор об обрезании крещаемых язычников решен на Соборе в присутствии всех вообще апостолов: «изволися Святому Духу и нам», писали они к антиохийцам (Деян.15.1—32). Почему же они делали все это вместе, если Петр один был Предстоятелем Кафолической Церкви? Нет, предстоятелями Кафолической Церкви были они все вместе. Потому-то они и рукополагали по местам и селениям епископов, из коих каждый управлял своим округом и главой признавал первого в своей епархии, а не Римского епископа. Вот 34-е правило самих апостолов: «Епископам всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе». Таково было первоначальное управление в Церкви, во времена апостолов и после апостолов!
Епископы целой епархии признавали главой первого епископа той епархии, и они — многие — не делали ничего без его согласия, и он — один — ничего не делал без согласия их — многих. Таким образом сохранялось в Церкви то единомыслие, о котором говорит правило. Напротив, как может сохраниться какое-нибудь единомыслие, если кто-либо из епископов, вопреки Евангелию, правилам и древней церковной практике, станет поднимать главу выше всех и захочет быть верховным владыкой и господином над всеми? Таким господином хочет быть Папа Римский, и оттого-то, как я показал выше, произошел столь великий соблазн в Церкви.
Против такого соблазна мы при настоящих обстоятельствах не можем сказать ничего, кроме того, что писал к Папе Евгению монах Бернард, ревностный латинский учитель и отличный богослов Западной Церкви, славившийся около 1114 года по Р.Х. своей мудростью и святостью: «Домогайся этого, но каким-нибудь другим образом, а не по праву апостольскому. Петр не мог дать тебе того, чего не имел сам, и дал то, что сам имел, то есть попечение о Церквах. А дал ли господство? Послушай его самого: «ни яко обладающе причту» и проч., говорит он (1 Пет.5:3). А чтобы ты не подумал, будто он говорит это по смирению, а не по истине, то и Господь говорит:«князи язык господствуют ими: не тако же будет в вас» (Мф.20.25—26). Очевидно, что господство запрещено апостолам. Дерзни же после этого присвоить себе господственное апостольство или апостольское господство: не получишь ни того, ни другого, если же пожелаешь иметь оба, не получишь обоих». Но Папа держит себя столь высоко, что, как тогда не слушал обличений этого монаха, так и всегда, восседая как бы на высочайшем возвышении, не слушает никого, кроме тех, которые носят его на раменах своих и служат ему, как богу.
Но возвратимся к предмету. Мы не станем исследовать, чем был Петр между прочими апостолами. Пусть даже он был тем, чем хотят латиняне и даже больше того: что же из этого и какая от того польза для Римского Епископа? Положим, что Петр один был наместником Христовым и имел ту же самую власть по вознесении Иисуса Христа, какую имел Сам Иисус Христос, обитая на земле со Своими апостолами. Что следует из этого? То ли, что Папа, как преемник Петра, имеет точно такую же власть между прочими архиереями? Нет. Потому что каждый апостол, по силе своего апостольства, как мы показали выше, был Епископом Церкви неопределенно, то есть не одного какого-либо города или селения: ибо Иисус Христос послал их во весь мир неопределенно, следовательно, и Петр не был определенно и собственно епископом Рима. Он может называться епископом Рима, но только в смысле общем и обширнейшем, то есть поелику он основал эту Церковь и там принял венец мученический: но преемник каждого из апостолов — епископ — есть, действительно, определенно и собственно, епископ той Церкви, которую он получил в управление. Ибо в том и состоит различие между апостолом и епископом, что апостол есть Епископ Кафолической Церкви, а епископ — какой-либо частной (Церкви), тот — Епископ всей вселенной, этот — одной, большей или меньшей, части вселенной. Каждый епископ есть преемник апостолов в том смысле, что он получил часть Кафолической и Вселенской Церкви, которою обще и нераздельно управляли апостолы: но ни один епископ не есть преемник какого-либо одного апостола, потому что ни один апостол не был епископом одной какой-либо Церкви или одной части вселенной. Почему же теперь Римский епископ хочет быть собственно преемником блаженного Петра? И на основании этого преемства быть тем же между другими архиереями, чем был между апостолами Петр, который собственно и определенно не был епископом Рима? Не потому ли, что Петр основал Церковь Римскую? Но, во-первых, сами латиняне признают, что тот же Петр основал Церкви Александрийскую и Антиохийскую. Почему же Марк и Еводий не присвояют себе, как преемники Петра, тех же преимуществ, которые на этом основании присвояет себе один только епископ Римский? Во-вторых, по свидетельству Иринея, Римскую Церковь основали Петр и Павел вместе: «Таким образом, говорит он, основав и создав Церковь, блаженные апостолы вручили Лину служение епископства».
Следовательно, епископ Римский есть собственно преемник Лина, который был собственно Римским епископом и у Евсевия поставляется первым в ряду Римских епископов: «После мученической смерти Петра и Павла, говорит Евсевий, первый получает епископство Римской Церкви — Лин». Он может назваться и преемником Петра, но в смысле обширнейшем, потому что Петр не был собственно Римским епископом. Так Епифаний называет Петра Римским епископом вместе с Павлом: «В Риме, говорит он, первые были Петр и Павел апостолы, они же и епископы, а потом — Лин». Но по такому обширнейшему смыслу Римский епископ отнюдь не может присвоять себе тех преимуществ, которые западные приписывают первоверховному апостолу, потому что по той же причине могли бы присвоить себе их и епископы Антиохийские. Итак, или, как мы сказали выше, все апостолы имели одинаковую власть и суть равно наместники Христовы, как именно называют их Иларий и Златоуст, объясняя слова: «по Христе убо посольствуем» (2 Кор.5:20), и в таком случае Римский епископ ничем не выше других епископов, или, хотя бы Петр и имел все преимущества чести и власти, которые приписывают ему западные, Папа не имеет от этого для себя никакой пользы.
Впрочем, действительно и несомненно, что Римская Церковь и ее епископ всегда и издревле пользовались особенной честью. Это видно и из выражений святых Отцов, и из древней церковной практики. Ибо и Императоры и Соборы воздавали особенную честь престолу Римскому. Посмотрим, отчего это происходило.
Иисус Христос не поставил никого из апостолов Архиепископом, Митрополитом или Патриархом, и ни один апостол не сделал чего-нибудь подобного ни в одном городе. Эти названия сделались известны в Церкви Христовой в последствии времени. Господь наш Иисус Христос всех вообще апостолов поставил Вселенскими Епископами, потому что всех их безразлично послал во весь мир. Апостолы, по заповеди пославшего их Божественного Учителя, рассеялись по всей земле и избрали себе сотрудников, каковы были: Павел и Варнава, Крисп и Тимофей. Те и другие рукоположили бесчисленное множество епископов и пресвитеров по городам и селениям. И хотя некоторые из них пребывали в одном месте, или потому что этого требовала нужда того места, или потому, что были в преклонных летах, как, например, Иоанн до глубокой старости жил в Ефесе, управляя Церквами Азийскими, а другие избрали известное место для принятия мученической смерти во имя Христово, как, например, Петр и Павел избрали Рим: но ни из Священного Писания, ни из церковной истории не видно, чтобы кто из апостолов или сотрудников их дал какой-либо из основанных ими Церквей какое-нибудь особенное преимущество чести или власти архиепископской, митрополичьей или патриаршей.
Эти преимущества и достоинства начались в Церкви Христовой в последствии времени по следующей основательной причине. Известно, что Римская Империя разделена была на области и провинции, и в этих провинциях были главные города, к которым многие из меньших городов относились во всех делах политических. Следуя этому обычаю тогдашнего времени и в делах церковных (потому что уже не были в живых апостолы, которые решали дела своей апостольской властью), христиане в случае рукоположения епископа или исследования и решения какого-либо другого дела, касающегося Церкви, относились к епископу главного города, который с согласия епископов ближайшей провинции производил надлежащее решение. И как город становился как бы матерью ближайших к нему городов в делах политических и церковных, так и епископ этого города в отношении к прочим ближайшим к нему епископам делался Митрополитом, Архиепископом или Экзархом, и впоследствии Патриархом. По мере того, как возрастала честь этой митрополии, вследствие ли императорского указа или соборного определения, возрастала честь и Митрополита, так что достоинство и преимущества Митрополита соответствовали преимуществам города, в котором он имел свою кафедру.
Примеры этого в церковной истории бесчисленны, но нам нет нужды приводить их здесь, потому что они известны сведущим в истории. Таким образом, говорю, этот обычай установился и потом был утвержден соборными правилами.
В Римской Империи три города были главнейшими: Рим, столица Императора, на Западе, Антиохия на Востоке и Александрия на Юге. Потому и Церкви этих городов имели преимущественную честь пред Церквами других городов. В последствии времени той же чести удостоился и Константинополь, то есть когда перемещен был туда императорский двор, или когда он сделался новым Римом и столицей Императора. Подобным образом предпочтен был и Иерусалим не за величие и славу свою, а за святость места, на котором умер и погребен Искупитель мира, и где первоначально основана Церковь верующих и началась евангельская проповедь. Все это известно из древней церковной практики и апостольских правил. И во-первых, правило святых апостолов, которое мы привели выше, говорит: «Епископам всякого народа подобает знати первого в них и признавати его яко главу» и прочее.
Отсюда мы выводим то заключение, которое изложили выше: что апостолы никого не рукоположили первым между другими, Митрополитом или Патриархом, потому что, если бы они хотели даровать это преимущество какому-нибудь одному городу, например, Риму, Антиохии или Александрии, то; без сомнения, означили бы это в правиле и сказали бы так: «Епископам всякого народа подобает знати Римского, Антиохийского или Александрийского епископа, и признавати его яко главу», и прочее, но они сказали неопределенно: «Первого в них». Первым между ними почитался епископ первого города провинции или митрополии, его-то апостолы и заповедали прочим епископам провинции признавать главой.
Но яснее говорит об этом 6-ое правило I Вселенского Собора: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими, понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей». Вот как Собор утвердил власть, принадлежавшую Церквам Александрийской и Антиохийской. Откуда же такую власть получили эти Церкви? От древнего обычая, то есть как велось издревле, потому что эти города были главными. А Собор только определил, чтобы сохранялся этот древний обычай в Церквах Александрийской и Антиохийской, подобно тому, как он сохраняется в Церкви Римской, которая была как бы главой ближайших к ней Церквей, по важности ее царствующего города.
Тот же Собор почтил так же и епископа Элии (Иерусалима), а IV Собор Халкидонский вместе с честью предоставил ему и власть: и стал он пятым после первых четырех. II Вселенский Собор предоставил епископу Константинопольскому первенство чести после епископа Римского, потому что Константинополь есть новыйРим. Правило этого Собора подтверждено IV Вселенским Собором следующим образом: «Во всем последуя определениям святых Отец и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших на Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима Отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град.
Следуя тому же побуждению, и сто пятьдесят боголюбезнейших епископов предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быти градом Царя и Синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем». Из этого правила весьма ясно открывается, кто почтил древний Рим? Именно — Отцы. И по какой причине почтили его? Потому, что он был царствующим городом. Те же Отцы равным образом почтили и Константинополь, как город, удостоенный пребывания в нем императорского двора и Сената. Где был престол императорский, там стал и престол патриарший, второй после Римского и выше Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, как в последствии времени определил Собор Трулльский (прав. 36), и как означено еще в новелле Императора Иустиниана, в которой говорится: «Согласно с определениями святых Соборов постановляем, чтобы святейший Папа древнего Рима был первым из всех священников, а блаженнейший Архиепископ Константинополя, нового Рима, занимал второе место после престола древнего (Рима), но имел предпочтение пред прочими».
Таким образом, первенство между прочими епископами, и притом первенство чести, предоставлено Папе Отцами по причине первенства царствующего города Рима. Те же Отцы по той же причине почтили епископов Александрии и Антиохии, потом Иерусалима и затем Константинополя.
Перейдем теперь ко второму предложению папистов. Они говорят, что Папа выше Соборов и правил, есть верховный судья всех церковных дел, и притом непогрешительный, то есть такой, который не может ошибаться в делах веры. Это предложение основывается на первом: если Папа есть монарх и самодержец Церкви, и один получил от Иисуса Христа, как наместник Его, всю духовную власть, а от него уже получают ее все прочие архиереи, то следует, что он выше Соборов, которыми управляется Кафолическая Церковь, есть царствующая глава Церкви, и, следовательно, непогрешим. Ибо если он есть верховный учитель, руководствующий Церковь в догматах веры, и как бы правило истины, то он необходимо должен иметь это высокое и исключительное преимущество непогрешимости, то есть чтобы он не мог ошибаться. Потому что если учитель и правило Церкви будет ошибаться, то каким образом Кафолическая Церковь может иметь истинные и несомненныедогматы?
Но мы видели выше, что Иисус Христос решительно не допускал первенства власти в лике своих апостолов, что управление Кафолической Церкви есть не единоличное, а соборное, что высокая власть связывать и разрешать и пасти, или попечение о всей Церкви, вверено в лице всех вообще апостолов самой Кафолической Церкви. На чем же основывается независимая власть, или монархия, которой домогается Римский епископ?
«Нет, нет, — скажу опять с Августином, — не единому, но единству даровал Христос эту власть». Кафолическая Церковь, составляя одно тело в единстве веры, есть непосредственное хранилище всей духовной власти, которой корень и сила заключаются в ней, а употребление принадлежит рукоположенным ею и в ней архиереям, членам сего таинственного Тела. Из этих членов одни выше, другие ниже: к числу первых принадлежит и Папа, если только он будет довольствоваться тем местом, на котором поставили его святые Отцы, и не станет выходить из своих пределов по властолюбивому желанию быть господином над рабами, а не первым между братьями.
Далее, так как целое Тело Кафолической Церкви, оживляемое и управляемое своею Главою, то есть Христом, имеет всю духовную власть, а представитель Кафолической Церкви есть Вселенский Собор, законно и правильно созванный, то мы утверждаем, что Собор выше всех и самого Папы, так что все, не исключая и Папы, должны беспрекословно повиноваться Собору и соблюдать его правила. Отсюда следует, во-первых, что один Собор имеет власть, в случае появления какой-либо ереси, отлучать еретиков, во-вторых, что он, находясь под верховным управлением Главы — Христа, не может погрешать, когда определяет что-либо касательно веры. Оба эти заключения мы выводим из слов Иисуса Христа, Который в беседе с учениками Своими сказал: «аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь Церкви», то есть многим, Собору, не одному, а единству: «аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь», то есть отлученный, как ослушник Церкви. И вслед за тем прибавляет: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика ащеразрешите на земли, будут разрешена на небесех.» И далее: «аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех. Иде же бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их»(Мф.18.15—20). Так Само неложное Слово Божие обещает присутствовать там, где соберутся двое или трое во имя Его, то есть на Соборе. Значит, слова Собора суть слова Иисуса Христа и Духа Истины и, следовательно, неложны и несомненны, слова, которым должны верить и повиноваться все, не исключая и Римского епископа, если он хочет пребывать в единении с прочими членами Тела Христова, а не отделяться от них, как язычник и мытарь.
Что целая Церковь, а не один кто-либо получил и имеет такое преимущество, это доказывается и следующим умозаключением: если один только Петр получил его, то отсюда следует, во-первых, то нелепое заключение, что его не получили прочие апостолы, потому что принадлежащее одному не принадлежит другим, во-вторых, еще более нелепое то, что по смерти Петра это преимущество, данное лично Петру, не осталось больше в Церкви Христовой. Между тем, его получили все апостолы, впрочем, не собственно и лично, то есть сами по себе, потому что из этого опять следовало бы, что со смертью их и оно прекратилось. Равным образом нельзя сказать и того, чтобы они, умирая, передали его другим, то есть преемникам своим, потому что не епископ умирающий избирает себе преемника, но избирает его Церковь, и сам Папа, умирая, не назначает себе преемником другого Папу, но, по смерти его, избирает преемника Собор кардиналов, который можно назвать Церковью. Как же апостолы получили это преимущество? Получили не как отдельные лица, то есть как Петр, Андрей, Филипп, но все вообще как строители и служители Церкви, иначе сказать, в лице их получила эту власть Церковь, существующая тогда, ныне и до скончания века. И поелику Святая Церковь никогда не умирает, то и эта власть в Церкви никогда не прекращается. Умирает епископ, лицо частное, а епископская власть остается, и Церковь, которая сохраняет у себя эту власть непрерывно, передает ее преемнику руками других избирающих и рукополагающих его архиереев.
Таким образом, непосредственное и единое хранилище всей духовной власти есть Кафолическая Церковь, а не кто-либо из частных епископов, следовательно, и не Папа. Так рассуждают умнейшие и из латинских ученых.
Итак, поелику Кафолическая Церковь получила от Иисуса Христа эти два преимущества, ключи всей духовной власти и свойство незаблуждаемости и непогрешимости, то она и стала издревле и от самого начала верховным судилищем всех дел церковных. Если бы Римский епископ был выше Соборов и был верховным судьей церковных дел и судьей непогрешимым, то для чего, при каждом появлении ересей, столько раз возмущавших Церковь Христову, составляемы были Соборы? Какая была нужда созывать столько архиереев и мудрых мужей со всех концов вселенной, с такими трудами и путешествиями, с такими опасностями и такими издержками, и производить такие словопрения? Стоило бы только спросить Римского епископа, и что он отвечал бы как оракул с золотого треножника, то содержали бы и исповедовали бы все христиане. Но мы видим, что в случае всякого важного дела, касающегося Церкви, особливо когда нужно было исследовать какой-либо догмат веры, собирались Соборы Поместные и Вселенские, которые по вдохновению Божию делали окончательное решение.
Даже были Вселенские Соборы, на которых Папа вовсе не присутствовал ни сам лично, ни чрез своих наместников, как случилось на II и V Вселенских Соборах, в Константинополе. Отсюда весьма ясно открывается, что Собор, как представитель всей Кафолической Церкви, и без Папы имеет власть судить и решать всякое церковное дело, и притом по вдохновению Всесвятого Духа, то есть непогрешительно и неизменно. И посему, кто не повинуется Соборным правилам, тот противится Святому Духу. Так издревле Богоносные Отцы, при помощи православных государей, по распоряжению коих были созываемы Соборы, управляли Церковью, когда восставали против нее еретики, подражая примеру святых апостолов, которые, как видно из деяний их, решали все Собором: «изволися, — говорят они, — Святому Духу и нам». (Деян.15:28).
Впрочем, для чего приводить много доводов и соображений? Если мы обратимся к церковной истории, то найдем в ней бесчисленные примеры того, что Римские Архиепископы впадали во многие заблуждения и были осуждаемы Соборами. Папа Либерии, в угождение арианам, подписался против Афанасия. Онорий отлучен как монофелит на VI Соборе. Было много и других подобных случаев, которые исчислять здесь подробно нет нужды, потому что не об зтом мы главным образом рассуждаем теперь.
06 этом предмете пространнее писали латинские учители, и особенно в наши времена Маймбург-иезуит, который сочинил книжку под заглавием на французском языке: «Traite historique de l etablissement et des prerogatives de l Eglise de Rome et de ses eveques», то есть «Историческое исследование о начале и преимуществах Римской Церкви и ее епископов», и Людовик Еллиес Дюпен, доктор богословского факультета Парижской Академии, который также сочинил книгу под заглавием: «De antiqua ecclesiae disciplina dissertationes historicae», то есть «Исторические рассуждения о древней практике Церкви». В этих сочинениях они неопровержимыми фактами доказывают, что Папа подчинен Соборам и что он может погрешать и впадать в ересь. Так признавали и западные!
В древние времена даже и не было никакого сомнения касательно этого предмета. Святейшие и мудрейшие из Римских епископов, ревностнейшие защитники преимуществ своей Церкви, искренно выражали то уважение, которое каждый епископ должен иметь к правилам святых Соборов, так как эти правила суть изречения Святого Духа, действующего на Соборах: «изволися Святому Духу и нам». Так Лев Великий, Папа Римский, в письме к Анастасию Фессалоникийскому говорит: «Правила святых Отцев составлены Духом Святым, и весь мир справедливо почитает их». Также Григорий, Папа Римский, в одном письме своем к Иоанну Постнику, Патриарху Константинопольскому, говорит: «Так как Соборы составлялись с общего согласия всех, то себе, а не им, вредит всякий, усиливающийся разрешать тех, которых они связывают, или связывать тех, которых они разрешают». То есть, во-первых, соборные правила суть изречения Святого Духа, и как Духу Святому подчинялись Петр, Иоанн, Иаков и прочие, так должны подчиняться ему и все епископы, преемники апостолов. Во-вторых, правила Соборов суть определения целой Церкви Христовой, посему часть ее, например, какой-либо частный город или какая-либо частная Церковь, необходимо должна подчиняться им. На это указывает Августин, когда говорит: «Целое справедливо предпочитается частям», и Иероним: «Если угодно знать, то власть вселенская больше (власти) какого-либо города». Следовательно, Вселенская Церковь гораздо больше и несравненно важнее Римской Церкви, как целое — части, как вселенная — одного частного города. Все это в совокупности подтверждает Тертуллиан в следующих словах: «Христос избрал двенадцать человек, которых назначил быть учителями народов, они на место Иуды избрали Матфия, бросив жребий, и, прошедши вселенную, научили народы одной и той же вере и основали по городам Церкви, от которых потом все Церкви получили начала веры и семена учения, почему и они называются Апостольскими, как отрасли Церквей Апостольских. Таким образом, все Церкви суть первые и все Апостольские, если они все сохраняют между собой единство». И ниже: «Что проповедовали апостолы, или что открыл им Сам Христос, это узнать можно не иначе, как от тех Церквей, которые основаны апостолами и научены живым голосом и потом посланиями их. Если так, то ясно, что истинным учением должно почитать то, которое согласно с учением этих Церквей, которые суть как бы матери и первообразы исповедания веры». И еще ниже: «Итак ты, который желаешь успеха в деле своего спасения, посети Церкви Апостольские, в которых находятся кафедры апостолов, где слышатся голоса их и читаются их послания и как бы видны самые лица их. Недалека от тебя Ахайя? Там Коринф. Если ты недалеко от Македонии: там Филиппы и Фессалоники. Если можешь идти в Азию: там Ефес. Если ты близ Италии; там Рим, а недалеко от него и у нас есть подлинное учение». Этот великий учитель жил в глубокой древности, именно около 220 года по Р.Х.
Из вышеприведенных слов его следует, во-первых, что все вообще апостолы с равными преимуществами были Учители вселенной, во-вторых, что основанные ими Церкви в союзе единства составляют одну Церковь, почему и прочие согласные с ней Церкви суть Апостольские и истинные, а не одна Римская Церковь, которую латиняне одну называют Апостольской, в-третьих, что не одна Римская Церковь, но вообще все Церкви, основанные апостолами, суть матери прочих Церквей, в-четвертых, что желающий успеть в деле своего спасения не обязан прибегать к одной Римской Церкви, как богодухновенному прорицалищу, но и к восточным Церквам: житель Ахайи к Коринфу, македонянин — к Филиппам, уроженец Азии — к Ефесу, подобно тому как итальянец — к Риму. Отсюда следует, что право верховной духовной власти и преимущество непогрешимости принадлежат всей вообще Церкви, а не кому-нибудь одному, и, следовательно, управление Кафолической Церкви Христовой есть соборное, а не единоличное. Таково мнение древних Отцов и учителей Западной Церкви!
Вопрос об этом, то есть о том, Собор ли выше Папы, или Папа выше Собора, возник около 1400 года, по случаю великого раскола в Римской Церкви, когда в одно и то же время явились три Папы: Бенедикт XIII, Григорий XII и Александр V. Для прекращения этого раскола созван был Собор в Пизе (в 1409 году), на который собрались все государи и вельможи Запада. Так как Собор решил дело не в пользу Бенедикта и Григория, то некоторые из их приверженцев вопреки Собору начали говорить, что он не имеет власти судить Римского епископа. Но все кардиналы, епископы и богословы, коих было великое множество, единодушно восстали против этой новизны, и Собор решительно осудил двух пап, Бенедикта и Григория, как недостойных, и утвердил третьего, Александра V, которого Западная Церковь и признала законным Папой, определив, что Собор есть верховное судилище, которому подчинен всякий епископ и сам Папа.
Потом в другой раз созван был Собор в Констанце (1414 г.) и третий в Базеле (1431 г.), и во все три раза определено, что Папа ниже Соборов и что он может ошибаться, как и прочие люди. Определения этих Соборов утверждены тремя Папами: вышеупомянутым Александром V, Мартином V и Евгением IV.
О третьем предложении папистов, то есть что Папа имеет верховную власть не только духовную над архиереями, но и светскую над царями, нет нужды говорить много. В древние времена вовсе и не слыхивали о такой власти. Иисус Христос не дал Церкви никакой другой власти, кроме духовной, «царство Мое, — говорит Он, —несть от мира сего» (Ин.18.36). «Весте, яко князи язык господствуют ими и велицыи обладают ими: не такоже будет в вас» (Мф.20.25—26) «Рече Иисус Петрови: вонзи нож в ножницу» (Ин.18.11). Что же касается до мирских дел, то Господь восхотел, чтобы в этом отношении и архипастыри Церкви Его подчинялись царям мира: «воздадите убо», говорит Он, «кесарева — кесареви и Божия — Богови» (Мф. 22.21), подтвердив это и Собственным примером, когда у Него требовали дидрахмы, а Он отдал за Себя и за Петра статир, чудесным образом найденный в море (Мф. 17.24—27) Почему и блаженный Павел, согласно с Божественным Учителем, в послании к Римлянам увещевает их так: «всяка душа» (не исключая ни одной) «властем предержащим да повинуется», присовокупляет и причину: «несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть», и поелику эта власть дана царям от Бога, то«противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себегрех приемлют» (Рим.13.1—2). Великий Златоуст, объясняя слова: «всяка душа властем предержащим да повинуется», говорит: «Если апостол заповедал это тогда, как начальниками были язычники, то тем более это должно быть теперь, когда начальники верующие. Если же скажешь, что тебе вверено большее, то знай, что еще не пришло твое время, ибо ты странник и пришлец: будет время, когда ты явишься светлее всех, а теперь жизнь твоя сокрыта со Христом в Боге. Когда явится Христос, тогда и ты с Ним явишься во славе. Итак, не ищи в сей тленной жизни воздаяния, но хотя бы со страхом тебе надлежало предстать пред начальствующего, не считай это недостойным твоего звания». Вот дух Иисуса Христа, обитавший во глубине сердца великих и святых учителей нашей Церкви! Сравните это учение Иисуса Христа, Павла, Златоуста с тем, что делают нынешние Римские епископы, и вы увидите между тем и другим совершенную противоположность.
Что хотел внушить нам Иисус Христос, когда узнав, что народ намеревается сделать Его царем, удалился в пустыню? (Ин.6.15) Что хотел Он внушить, когда два брата, споря об отцовском наследстве, просили Его примирить их, а Он не восхотел быть посредником в этом деле? (Лк.12.13—14) Он хотел внушить, что духовная власть не простирается на дела мирские, — хотел показать, что Царство Христово не есть от мира сего.
Защитники Римского престола «не докажут, я думаю», скажу словами вышеупомянутого ревностного и мудрого Бернарда из письма к Папе Евгению, «не докажут, я думаю, никогда, чтобы кто-либо из апостолов сидел и судил людей, определял границы или разделял области земли». И несколько ниже: «Эти дела, дольние и земные, имеют своих судей, то есть царей и властителей земли: для чего же ты простираешь серп свой на чуждую жатву», то есть вы, предстоятели Церкви Римской, для чего простираете духовную власть на мирские дела человеческие?
Итак все, что западные говорят о Папе, во-первых, не может быть доказано Священным Писанием, во-вторых, противно первоначальной и древней практике и обычаю Церкви, в-третьих, не может быть подтверждено и свидетельствами Отцев. Святые Отцы говорят даже совсем противное. Но хотя бы кто-нибудь из святых Отцев в письме к Римскому епископу и превозносил его похвалами и ставил выше всех других, то надобно ли, как говорил на Флорентийском Соборе Император Иоанн, надобно ли похвалы Отцев принимать за догматы? Нет. Город Иерусалим не называют ли многие материю Церквей? Не называет ли Григорий Богослов Кесарию — матерью Церквей и средоточием христианства? И Златоуст не говорит ли об Антиохии, что она есть глава вселенной? Такие выражения указывают на знаменитость прославляемого города или предстоятеля Церкви в этом городе, но они отнюдь не означают той верховной власти, которой домогается епископ Римский. Посему опять повторяю, что право верховной духовной власти и преимущество непогрешимости принадлежит всей вообще Церкви, а не кому-нибудь одному, и, следовательно, управление Церкви Христовой есть соборное, а не единоличное.