Прощается ли многобожие (ширк) по незнанию?
Тема "оправдание незнанием" именуется в Исламе как "Узр биль-джахль" и в этом вопросе есть два мнения среди ученых. Одни ученые сказали, что прощается куфр и ширк по незнанию только в ответвлениях, а в основах Ислама – нет, а другие сказали, что прощается как в основах, так и в ответвлении.
Но сильным мнением является то, что Аллах прощает по неведению даже большой ширк! И доказательства этого мнения очень сильные:
Всевышний Аллах говорит: «И Мы не наказываем, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра 17: 15).
Къатада сказал: “Поистине, Всевышний Аллах не наказывает никого до тех пор, пока до него не дойдет от Аллаха известие или разъяснение!” См. «Тафсир ат-Табари» 8/50.
Хафиз Ибн Касир сказал: “В этом аяте указание на справедливость Всевышнего, и то, что Он не наказывает никого, кроме как после предоставления ему довода посланием посланников!” См. «Тафсир Ибн Касир» 4/25.
Это ясный и прямой аят Корана на то, что незнание о миссии посланников является препятствием для наказания!
Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (ан-Ниса 4: 165).
Имам аль-Багъауи сказал: “В этом аяте далиль на то, что Аллах не наказывает творения до послания пророков!” См. «Тафсир аль-Багъауи» 1/500.
От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, что любой иудей или христианин, который услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, обязательно будет из числа обитателей Огня!» Муслим 153.
Зачем же пророк (мир ему и благословение Аллаха) делает оговоркой «слышание» о нем, если незнание не служит оправданием, а ведь неверие христиан и иудеев – это большое неверие!
Къады ‘Ийяд говорил: “В этом хадисе далиль, что тот, кто живет в отдаленных уголках земли и за морями, если до него не дошел исламский призыв и веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), то нет на нем ответственности. И об этом слова: «услышит обо мне»”. См. «аль-Икмаль» 1/468.
Имам Абуль-‘Аббас аль-Куртуби сказал: “В этом хадисе далиль на то, что человек, до которого не дошел призыв посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не будет спрошен и наказан!” См. «аль-Муфхим» 1/368.
Имам ан-Науауи сказал: “Тот, до кого не дошел исламский призыв, заслуживает оправдания”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/342.
Разве это не достаточный довод на оправдание незнанием даже в большом неверии?!
Къады Абу Бакр ибн аль-'Араби сказал: “Незнающий и ошибающийся из числа этой уммы, даже если совершает деяния куфра и ширка не становятся мушриком и кафиром, поскольку незнание и ошибка являются оправданием!” См. «Тафсир аль-Къасими» 5/1307.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя сказал: “Аллах не накажет никого, кроме как после того, как дойдет Его послание. И тот, до кого не дойдет Его послание вообще, не будет наказан! А тот, до кого дойдет Его послание, но без разъяснения, то он не будет наказан кроме как за отрицание того, что стало ему известно!” См. «Маджму’ аль-фатауа» 12/493.
А самым главным довод в теме "Оправдание незнанием", что Аллах не наказывает даже за большое неверие без знания, это следующий хадис:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день четверо будут оправдываться! Глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв. Глухой скажет: “О Господь, пришел Ислам, но я ничего не слышал!” Умалишенный скажет: “О Господь, когда пришел Ислам, дети бросали в меня навозом!” Дряхлый старик будет говорить: “Пришел Ислам, но я ничего не понял!” А тот, до кого не дошел призыв скажет: “О Господь, до меня твой посланник не доходил!” После этого с этих людей будет взять договор и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него!» После того, как Абу Хурайра передал эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха)? он сказал: «Читайте, если хотите:«Мы не наказываем никого, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра, 15). Ахмад 4/24, Ибн Хиббан 1827, ат-Табарани 1/841, аль-Баззар 3/217, и др.
Этот хадис передается от пяти сподвижников: Абу Хурайры, Абу Са’ида аль-Худри, Анаса, Му’аза и аль-Асуада ибн Сари’а. И его достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани. См. «Тарикъ аль-хиджратайн» 397, «Фатхуль-Бари» 3/290, «Тахкыкъ аль-Муснад» 26/28, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1434, 2468.
В этом хадисе четкое указание на то, что Аллах прощает даже большой ширк совершенный по незнанию! Ведь все эти люди в своей основе не были мусульманами, так как они вообще не знали об Исламе, но вместе с тем Справедливый Аллах сделает им испытание в Судный день, а не подвергнет их сразу же наказанию Ада!
И также в этом хадисе опровержение тем имамам, которые истолковали аят: «Мы не наказываем никого, пока не посылаем посланников!», к наказанию в виде истребления именно в мире этом. Ведь сподвижник Абу Хурайра применил его к наказанию в Судный день, после того, как передал хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Отвечая на вопрос об оправдании незнанием, шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак также приводил в доказательство этот же хадис.
Однако среди сомнений в этом вопросе, прощается ли большой ширк по неведению или нет, это хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда его спрашивали о некоторых людях, отвечал: «Мой отец и твой отец в Огне!»
Они могут сказать, ведь до пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) у арабов не было посланников, так почему же эти люди в Огне?!
Ответ таков: Потому что арабы-курайшиты не были людьми ахлю фатра, т.е. теми, до кого не дошел призыв! Среди них были монахи ханифы – единобожники, и ярчайший пример этому монах Уаракъа, к которому водил пророка (мир ему и благословение Аллаха) его дед, когда он был маленьким. Этот монах умер до того, как пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аллах направил с посланием, однако в хадисах сказано, что Уаракъа в Раю, ибо он умер мууаххидом (единобожником)! См. «Сахих ас-сира ан-набауия» 94.
Также из числа доводов обратному, это следующий аят, кстати на который часто опираются такфиристы: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я – не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”» (аль-А'раф 7: 172).
Данный аят они используют в качестве довода на то, что у человека не будет оправдания в Судный день за совершения большого неверия.
Однако, в этом аяте нет указания на то, что незнание не является оправданием! В толкованиях Корана у Ибн Касира, аль-Къуртуби, аль-Багъауи и др. сказано, что этот аят является указанием на положение фитры у любого человека.
Фитра – это врожденное свойство у человека с верой в Одного Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об этом сказал: «Каждый человек рождается с фитрой, а его родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником. Ведь и животные рождают детенышей целыми и невредимыми. Вы видели, чтобы кто-нибудь из них родился с отрезанным носом?» Затем Абу Хурейра, передавший этот хадис, прочел слова Аллаха: «Это качество, которое Аллах привил людям». аль-Бухари 1358, 4775, Муслим 2/315.
Ведь если принять в доказательство этот аят, как отсутствие оправдания невежеством, то зачем же тогда Аллах направил пророков и посланников к человечеству, если все и так всё знают?! Такое понимание этого аята противоречит словам Аллаха: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (ан-Ниса 4: 165).
А также и аяту: «И Мы не наказываем, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра 17: 15).
А также и приведенным ясным и четким хадисам.
Только тот, у кого в сердце болезнь, как сказал Аллах, оставляет ясное (мухкам) и следуют за неясным (муташабих)!
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Толкователи Корана сказали: «В этом аяте напоминание от Аллаха относительно того договора, что Он взял со всех совершеннолетних, чтобы кафиры не говорили: «Мы были в неведении относительно этого договора!» И их забывчивость этого, не спасает их после того, как Аллах сообщил об этом языком своего правдивого пророка!»” См. «Задуль-масир» 3/285.
Шейха Мухаммад Амин аш-Шанкъити в тафсире к обсуждаемому аяту сказал: “Всевышний Аллах не наказывает никого до тех пор, пока до него не дойдет довод в качестве увещевания посланников! И в этом доказательство на недостаточность установленных аргументов (т.е. различных творений Аллаха, как небеса, земля и т.д.) и вложенной фитры, и об этом слова Аллаха: «Мы не наказываем до тех пор, пока не посылаем посланников!» Аллах говорит: «Пока не посылаем посланников», и не сказал: «Пока не даровали разум, создали доводы или вложили фитру!»” См. «Тафсир аш-Шанкъити» 2/43.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в толковании этого аята говорил: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство», т.е. Аллах вывел потомство сынов Адама из их поясниц, и благодаря этому человечество размножается, и одни поколения приходят на смену другим. Человек зарождается из капли, которая выходит из поясницы его отца, и появляется на свет из утробы своей матери.
«и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я – не ваш Господь?”», т.е. они засвидетельствовали господство Всевышнего Аллаха, и признали Его господство, поскольку в его душе заложено осознание необходимости исповедовать правую религию и поклоняться одному Аллаху.
«Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”», т.е. да, мы признаем это! Всевышний Аллах наделил каждого человека фитрой, однако это фитра изменяется и искажается под воздействием различных порочных воззрений.
«Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”», т.е. Мы подвергли вас испытанию и заставили вас признать Аллаха своим Господом, дабы в День воскресения вы не стали отрицать это, заявляя о том, что не ведали истины. Напротив, она известна вам, но вы пренебрегаете ею и не обращаете на нее внимания. В День воскрешения у вас не будет никакого оправдания, поскольку Аллах довел истину до вашего сведения. А еще вы будете говорить, что не заслуживаете погибели, поскольку следовали по стопам своих заблудших отцов и брали с них дурной пример. Но ведь подсознательно вы понимаете, что ваши отцы исповедуют ложь и что истина заключена в проповедях Божьих посланников. Вы знаете, что их учение сокрушает измышления ваших отцов и одерживает над ними верх.
Безусловно, некоторые воззрения заблудших предков или взгляды порочных религиозных толков могут показаться рабу Аллаха истиной, однако причина этого всегда заключается в том, что он отворачивается от доводов Аллаха и Божьих знамений, которые разбросаны по свету или находятся в самих людях. Воистину, если человек отворачивается от истины и прислушивается к словам лжецов, то он постепенно начинает отдавать предпочтение лжи перед правдой.
Но некоторые сказали, что в этом откровении говорится о завете, который Аллах взял с потомков Адама, когда вынул их из его поясницы. Они считали, что Аллах заставил потомков Адама засвидетельствовать свое господство, и они принесли такое свидетельство, после чего Аллах сообщил им о своей воле и лишил их возможности оправдать собственной неосведомленностью их неверие и упрямство как при жизни на земле, так и после смерти. Однако это откровение никоим образом не свидетельствует в пользу такого толкования. Оно является неуместным, поскольку противоречит божественной мудрости Всевышнего Аллаха, и происходящее вокруг нас подтверждает эти слова.
Согласно мнению этих толкователей, Всевышний Аллах взял завет с сынов Адама, когда вынул их из его поясницы. В то время люди были подобны крупицам, и никто из людей не помнит этого. Неужели Аллах станет обвинять людей на основании события, о котором они ничего не ведают и которое не оставило после себя следов в их памяти?!
Следовательно, в обсуждаемом нами аяте речь идет об очевидном событии. Таким образом, Аллах разъясняет людям свои знамения, дабы они вернулись к воззрениям, которые соответствует тому, что было заложено в их подсознании, дабы они отреклись от порочных взглядов и вернулись к завету, который они заключили с Аллахом”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 212.
Поэтому в этом аяте нет никаких доводов для такфиристов, которые своим искаженным пониманием этого аята обессмысливают значимость посланников!
Это ясные и четкие тексты Корана и Сунны, а также и понимание признанных имамов, что Аллах прощает по незнанию все и даже ширк!
А что касается аята: «Аллах не прощает когда делают ширк, а все помимо этого прощает кому пожелает!», то в нем речь идет о том, кто умер и не покаялся за свой ширк, зная об этом.
И по-другому понимать этот аят нельзя, так как общее его понимание противоречит ясным положениям в Исламе (мухкам). Если взять его внешний смысл, то получается, что Аллах не простит, скажем, и мушрику-буддисту, даже если он примет Ислам, ведь он совершал ширк! Конечно это неправильное понимание! Речь идет о том, кто умер и не покаялся за большой ширк, как это разъяснял шейх Ибн Баз. См. “Фатауа уа макъалят шейх Ибн Баз” 4/419.
Знайте, о мусульмане, что Аллах не накажет того, кто не знал и не имел возможность узнать! И знайте, что Аллах – Справедливый!
Однако тот, кто в своей основе кафир, то мы называем его кафиром, и не сомневаемся в этом, а его судьба у Аллаха. И поэтому на каждого, кто умер не мусульманином можно сказать что он кафир, но не говоря конкретно что он в Огне, так как ахлю-Сунна не свидетельствует ни за кого конкретного ни Раем, ни Адом, а говорит обобщенно: «Тот, кто умер мусульманином, будет в Раю и тот, кто умер неверным, будет в Аду!»
А что касается обвинения в неверии (такфир) того, кто является в основе мусульманином, то остерегайтесь этого!
Аллах не накажет нас за то, что мы не делали мусульманам такфир, но накажет за то, что мы делали это! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6269.
Www.salaf-forum.ru