О том, над кем совершается и не совершается молитва джаназа
Молитву джаназа следует совершать над каждым мусульманином, и дозволено не совершать её только над шахидами и детьми, не достигшими совершеннолетия.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "шахидов, павших в битве при Ухуде, не омывали, не заворачивали (в саван), а хоронили их окровавленными, не совершив над ними молитву".
Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Хадис хороший.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что “когда умер Ибрахим, сын пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ему было восемнадцать месяцев, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершил над ним молитву”. Ахмад 6/267, Абу Дауд 3187, хадис хороший.
Однако есть хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал джаназа как над шахидами, так и над детьми. От Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву джаназа над Хамзой и некоторыми сподвижниками, которые были убиты в день битвы при Ухуде". Ахмад 1/463. Шейх 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И над ребёнком совершается молитва». Ибн Маджа 1507, от Мугъиры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Совершение над ними джаназа не является обязательным, хотя это сделать можно, и нет такого в Исламе, что над шахидом джаназа не совершается вообще. Шейх аль-Альбани сказал: "Нет сомнения в том, что совершить молитву над ними, если есть возможность, лучше, чем оставлять её, так как она мольба и поклонение". См. "Ахкамуль-джанаиз" 108.
Джаназа можно также совершить и над выкидышем, поскольку в Сунне есть и такое. От Мугъиры ибн Шу'бы сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «...и над выкидышем совершается молитва, но просят прощения и милости его родителям». аль-Хаким 1/355, Ибн Хиббан 796. Шейх аль-Альбани, 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут назвали иснад хадиса достоверным.
Имам аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Если совершается молитва над ребёнком, то желательно сказать: "О Аллах, сделай его для нас опередившим (в Раю), последователем и наградой".
Это приводит имам аль-Байхакъи, с хорошим иснадом от Абу Хурайры. См. “Нейлюль-Аутар” 4/55.
اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطاً، وَ سَلَفاً، وَأجْراً
/Аллахумма-дж'альху ляна фаратан, уа саляфан, уа аджран/.
& Не следует совершать молитву джаназа над детьми неверных.
О категориях людей, над которыми не совершал молитву пророк (да благословит его Аллах и приветствует)
Тот, на ком был долг
Когда к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приносили покойника, он спрашивал: «Есть ли на нём долг?» И если ему отвечали, что на нём не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нём был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал её сам. См. “Задуль-Маад”.
От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды принесли одного умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершите молитву над вашим другом, ибо на нём долг!» Абу Къатада сказал: “Он на мне”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Ты выплатишь?» Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил над ним молитву.4 ан-Насаий 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
4 Тот, кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего должен это сделать как можно быстрее. В другой версии этого хадиса сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен». После этого, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встречал Абу Къатаду, он всё время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о посланник Аллаха”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Почему же сейчас, когда его тело стало холодным?» аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Иснад хадиса хороший.
Самоубийца
Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "один человек покончил жизнь самоубийством и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершил над ним молитву".
ат-Тирмизи 1068, Ибн Маджа 1526. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.