Об оправдании см. в гл. 35.
2) Воскресение Христа гарантирует наше оправдание: Павел связывает вое-кресение Христа с нашим оправданием (или полученным нами уведомлени-ем, что мы не виновны, а праведны перед Богом)19 только в одном отрывке. Павел говорит, что Иисус «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Воскресение Христа из мертвых было декларацией Бога об одобрении работы Христа по спасению. Благодаря тому, что Христос «сми-рил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), «Бог превознес Его...» (Флп. 2:9). Воскрешая Христа из мертвых, Бог-Отец факти-чески говорил, что одобряет работу Христа, претерпевшего страдания и смерть за наши грехи, считает эту работу завершенной и не видит необходимости в том, чтобы Христос и впредь оставался мертвым. Не было никаких неопла-ченных грехов, ничто не вызывало гнев Божий и никакой вины, требующей наказания, не осталось — за все было уплачено сполна. Воскресением Бог говорил Христу: «Я одобряю все. Что Ты сделал, и Ты находишь благоволение в Моих глазах».
Это объясняет, почему Павел может говорить, что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Если Бог нас «воскресил с Ним» (Еф. 2:6), то, благодаря нашему союзу с Христом, Божья декларация об одобрении Хри-ста является в то же время декларацией об одобрении нас. Когда Отец, по су-ществу, говорит Христу: «За все грехи уплачено, и Я считаю Тебя не винов-ным, а праведным в Моих глазах», Он делает заявление, которое относится и к нам, поскольку мы веруем в Христа ради спасения. Таким образом воскре-сение Христа служит еще и окончательным подтверждением того, что Он за-работал наше оправдание.
3) Воскресение Христа гарантирует, что мы также получим совершенные возрожденные тела:В Новом Завете воскресение Иисуса несколько раз свя-зывается с нашим окончательным воскресением в теле. «Бог воскресил Госпо-да, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14). «Воскресивший Господа Иису-са воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами» (2 Кор. 4:14). Но наиболее обстоятельное обсуждение связи между воскресением Христа и на-шим воскресением содержится в 1 Кор. 15:12—58. Здесь Павел говорит, что Хри-стос — это «первенец из умерших». Называя Христа «первенцем» (букв.: «пер-вый плод», греч. &παρχή), Павел использует земледельческую метафору, что-бы показать, что мы будем походить на Христа. Подобно тому, как «первые плоды» или первая проба созревающего урожая показывают, каким будет весь урожай, Христос как «первенец» показывает, какими будут наши возрожден-ные тела, когда во время окончательной «жатвы» Бог воскресит нас из мерт-вых и введет в Свое присутствие20.
20 Более подробное обсуждение природы наших возрожденных тел см. в гл. 41.
21 Фактически, все последствия жестокого бичевания, которому подвергся Иисус
перед распятием, были исцелены, и только шрамы на руках, ногах и между ребер оста-
лись свидетельством о Его смерти за нас: Иисус был воскрешен «в славе» (ср.: 1 Кор. 15:43),
а не просто возвращен к жизни в обезображенном виде.
После воскресения у Иисуса остались следы гвоздей на руках и ногах и рана от копья, пронзившего Его ребра (Ин. 20:27). Люди иногда спрашивают, не означает ли это, что шрамы от серьезных повреждений, полученных в этой жизни, останутся на наших возрожденных телах. На это можно ответить, что, вероятно, у нас не будет шрамов от повреждений, полученных в этой жизни, и наши тела будут совершенными, не подверженными «тлению» и воскресшими «в славе». Шрамы, оставшиеся на теле Иисуса после распятия уникальны, по-тому что служат вечным напоминанием о Его страданиях и смерти за нас21. Тот факт, что у Него остались эти шрамы, отнюдь не означает, что шрамы останут-ся и у нас. Напротив, все будет исцелено, восполнено и сделано совершенным.
5. Этическое значение воскресения. Павел считает, что воскресение имеет непосредственное отношение к нашему повиновению Богу в этой жизни. За-ключая подробное обсуждение воскресения, Павел призывает своих читате-лей: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Мы должны неустанно продолжать трудиться ради дела Гос-подня именно потому, что тоже воскреснем из мертвых, как воскрес Христос. Все, что мы делаем для привлечения людей в царство и укрепления их веры, будет иметь поистине вечное значение, ибо все мы воскреснем втотдень, ког-да Христос возвратится, и будем жить с Ним вечно.
Во-вторых, Павел призывает нас к тому, чтобы, размышляя о воскресе-нии, мы поставили своей целью будущую небесную награду. Он рассматри-вает воскресение как время, когда все усилия, предпринятые нами в этой жиз-ни, будут вознаграждены. Но если Христос не воскрес, и воскресения не было, то «вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчаст-нее всех человеков» (1 Кор. 15:17—19; ср.: ст. 32). Но, поскольку Христос вое-крес, а вместе с Ним воскресли и мы, нам следует стремиться к небесной на-граде и помышлять о небесном:
...Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос си-дит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3:1—4).
Третий этический аспект воскресения состоит в требовании безусловно-го отказа от повиновения греху в нашей жизни. 1Ъворя, что мы должны почи-тать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе», благо-даря воскресению и живительной силе Христа, действующей в нас (Рим. 6:11), Павел восклицает: «Да не царствует грех в смертном вашем теле... И не преда-вайте членов ваших греху» (Рим. 6:12,13). Побуждая нас больше не грешить, Павел использует тот факт, что мы обладаем новой живительной силой, спо-собной обуздать господство греха в нашей жизни.
Б. Вознесение
/. Христос, вознесенный на небо. После воскресения Иисус оставался на земле в течение сорока дней (Деян. 1:3), затем вывел учеников из Иерусалима в Вифанию и, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50,51).
Сходное описание приводит Лука в начале Книги Деяний:
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:9-11).
Здесь рассказывается о событии, которое, несомненно, имело целью по-казать ученикам, что Иисус возвращается домой. Он не исчез внезапно, так что больше Его невозможно было увидеть, а постепенно вознесся у них на гла-зах, после чего облако (вероятно, облако Божьей славы) скрыло Его из виду. Но тут же появились ангелы, которые сказали, что Он возвратится таким же образом, каким вознесся на небо. Тот факт, что у Иисуса было возрожденное тело, подчиняющееся пространственным ограничениям (в определенный мо-мент времени оно могло находиться только в одном месте), означает, что, вое-ходя на небо, Иисус отправлялся в какое-то место.
Вызывает удивление, что даже некоторые евангелические богословы не решаются утверждать, что небо может быть домом или что Иисус вознес-ся в какое-то определенное место в пространственно-временном контину-уме. Мы действительно не знаем, где сейчас находится Иисус, но не потому, что Он перешел в некое «состояние вечного существования», каковое вообще не может быть локализовано во времени и пространстве, а потому, что наши глаза неспособны различать незримый духовный мир, существующий вокруг нас. Нас окружают ангелы, но мы просто не видим их, потому что наши глаза не обладают такой способностью. Елисей был окружен сонмом ангелов и ог-ненных колесниц, которые защищали его от сирийцев в Дофане, однако слу-га Елисея не видел их, пока Бог не открыл ему глаза, чтобы он смог разглядеть то, что происходит в духовном измерении (4 Цар. 6:17). Точно так же, когда умирал Стефан, Бог наделил его способностью видеть мир, скрытый от на-ших глаз, ибо он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55,56). А Сам Иисус говорил: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам". И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:2,3).
Конечно, мы не можем точно сказать, где находится небо. В Писании ча-сто изображаются люди, возносящиеся на небо (как Иисус и Илия), или схо-дящие с неба (как ангелы во сне Иакова, Быт. 28:12), поэтому у нас есть осно-вания представлять небо как некое место, расположенное «над» землей. Разу-меется, земля шарообразна и вращается вокруг своей оси, поэтому мы просто не имеем возможности сказать более точно, где находится небо, — Писание не сообщает нам об этом. Однако неоднократные упоминания о том, что Иисус отправился в какое-то место (как и Илия, 4 Цар. 2:11), а также тот факт, что Новый Иерусалим сойдет с неба от Бога (Отк. 21:2), свидетельствуют о том что небо имеет определенные координаты в пространственно-временном континууме. Возможно, те, кто не веритв Писание, подвергнут подобное пред-ставление насмешкам и с недоумением пожмут плечами, подобно тому, как первый русский космонавт, вернувшись из космоса, доложил, что не видел там Бога или неба, но это лишь указывает на слепоту их глаз по отношению к незримому духовному миру, а не то, что небо не существует как определенное место. В сущности, вознесение Иисуса на небо имело целью научить нас, что небо существует как место в пространственно-временном континууме. (Даль-нейшее обсуждение природы неба см. в гл. 56.)
2. Христос получил славу и почести, которыми не обладал прежде, когда был Богочеловеком. Вознесшись на небо, Иисус удостоился славы, почестей и власти, какими никогда не обладал прежде, в Свою бытность человеком и Богом. Перед тем как умереть, Иисус молился: «Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5)22. В проповеди на Пятидесятницу Петр сказал, что Иисус был «вознесен десницею Божиею» (Деян. 2:33), а Павел провозгласил, что «Богпревознес Его» (Флп. 2:9) и что Он «вознесся во славе» (1 Тим. 3:16; ср.: Евр. 1:4). Ныне Иисус находит-ся на небе, и хор ангелов воспевает Ему хвалу: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благо-словение» (Отк. 5:12)23.
3. Христос воссел одесную Бога. Одним из аспектов вознесения Христа на небо и Его прославления был тот факт, что Он воссел одесную Бога.
В Ветхом Завете предсказано, что Мессия воссядет одесную Бога: «Ска-зал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Когда Христос вознесся на небо, это пред-сказание исполнилось: «Совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3). Приятие в Божественное присутствие и пребывание одесную Бога — это яркое подтверждение завер-шения работы Христа по спасению. Подобно человеку, садящемуся по завер-шении трудной работы, чтобы с удовлетворением обозреть плоды своего тру-да, Иисус, сидящий одесную Бога, наглядно демонстрирует, что Его работа по спасению завершена.
22 Этот стих показывает, что славой Христос обладал как вечный Сын Божий, но
она не принадлежала Ему в период Его воплощения в Богочеловека.
23 Некоторые лютеранские богословы говорят, что, когда Иисус вознесся на небо,
Его человеческая природа стала вездесущей (присутствующей повсюду); см. обсужде-
ние этого вопроса в гл. 25.
Вместе с тем, пребывание Христа одесную Бога указывает не только на за-вершение дела спасения, но и на то, что Он получил власть над вселенной. Па-вел говорит, что Бог воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя на небесах «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:20,21). Сход-ным образом, Петр говорит об Иисусе, «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (1 Пет. 3:22). Павел также опирается на Пс. 109:1, когда говорит, что Христу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:25).
Еще одним аспектом власти, полученной Христом от Отца, когда Он вое-сел одесную, была власть излить Святого Духа на церковь. Петр говорит на Пятидесятницу: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обе-тование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33).
Тот факт, что Иисус сидит ныне одесную Бога на небе, не означает, что Он навечно «прикован» к этому месту или пребывает в бездействии. Он изобра-жается и как стоящий одесную Бога (Деян. 7:56), и как ходящий посреди семи золотых светильников (Отк. 2:1). Подобно земному царю, сидящему на троне при вступлении на царствование, но затем ежедневно занимающемуся самы-ми разными делами, Христос, восседающий одесную Бога, являет Собой яр-кое свидетельство завершения дела спасения и приобретения власти над все-ленной, но, несомненно, Он занимается на небе и другими делами.
4. Доктринальное значение вознесения Христа в нашей жизни. Как и вое-кресение, вознесение Христа имеет непосредственное отношение к нашей жиз-ни. Во-первых, поскольку мы едины с Христом во всех аспектах Его работы по спасению24, восхождение Христа на небо предвещает наше будущее воз-несение и присоединение к Нему. «Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). Автор Послания к Евреям призывает нас идти пожизненному пути, помня, что мы следуем по стопам Иисуса и в конце кон-цов достигаем блаженства небесной жизни, которым ныне пользуется Он: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальни-ка и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1,2). И Сам Иисус говорит, что однажды возьмет нас к Себе (Ин. 14:1).