Б) Права и обязанности жены по отношению к мужу 2 страница
- В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) воскликнет: «О Господь мой, как же я (мог) навестить Тебя, когда Ты - Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой, которого ты не навестил, заболел? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня?[278]»[279] Посланник Аллаха, , побуждал мусульман навещать больных. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал:
] إِنَّ الْمُسْلِمَ إِذَا عَادَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ ، لَمْ يَزَلْ فِي خُرْفَةِ الْجَنَّةِ حَتَّى يَرْجِعَ [
«Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, будет пребывать среди “хурфат аль-джанна” до тех пор, пока не вернется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое “хурфат аль-джанна”?» - на что он ответил: «Райские плоды».[280]
Если кто-нибудь из мусульман чихнет и воздаст хвалу Аллаху, его брату следует обратиться к Аллаху с мольбой за него. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
]إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيَقُلْ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَلْيَقُلْ لَهُ أَخُوهُ –أَوْ- صَاحِبُهُ يَرْحَمُكَ اللَّهُ فَإِذَا قَالَ لَهُ يَرْحَمُكَ اللَّهُ فَلْيَقُلْ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بَالَكُمْ[
- Если кто-нибудь из вас чихнет, пусть скажет:
«Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат[281] (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/».[282]
Мусульманин должен разделять со своим братом его радость и принимать приглашения, если кто-нибудь пригласит его отведать его угощение, так как посланник Аллаха, , сказал:
]شَرُّ الطَّعَامِ طَعَامُ الْوَلِيمَةِ ، يُمْنَعُهَا مَنْ يَأْتِيهَا ، وَيُدْعَى إِلَيْهَا مَنْ يَأْبَاهَا ، وَمَنْ لَمْ يُجِبْ الدَّعْوَةَ فَقَدْ عَصَى اللَّهَ وَرَسُولَهُ[
«Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир[283], приглашая на него тех, кто откажется (прийти)[284]. Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его».[285]
Если брат по вере просит мусульманина дать ему какой-нибудь совет, он выполняет его просьбу, объясняя своему брату, что представляется ему хорошим или дурным, и сам дает ему добрый совет, если видит, что тот нуждается в этом, так как посланник Аллаха, , сказал:
]إِذَا اسْتَنْصَحَ أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فَلْيَنْصَحْ لَهُ[
«Если к кому-нибудь обратится за советом его брат, пусть он даст ему совет».[286] Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) пророк, , сказал:
]( الدِّينُ النَّصِيحَةُ ) . قُلْنَا : لِمَنْ ؟ قَالَ : ( لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ )[
«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху[287], и к Его Книге[288], и к Его посланнику[289], и к руководителям мусульман[290], и ко всем мусульманам[291] вообще».[292]
Истинный мусульманин желает своему брату того же, чего и себе, и не желает ему того же, чего не желает и себе самому, так как пророк, , сказал:
]لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ[
«Не уверует никто из вас (по- настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего и себе»**
Ислам побуждает мусульман к поддержанию уз веры между членами общества и устранять все, что представляет для них угрозу или может поколебать их. Вот почему мусульманину запрещается покидать своего брата по вере более чем на три дня, на что указывают слова посланника Аллаха, , который сказал:
] لَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلَاثِ لَيَالٍ يَلْتَقِيَانِ ، فَيُعْرِضُ هَذَا وَيُعْرِضُ هَذَا ، وَخَيْرُهُمَا الَّذِي يَبْدَأُ بِالسَّلَامِ [
«Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трех дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого».[293]
Мусульманин должен стараться не причинять своему брату никакого зла и не делать ничего такого, что может нанести ему материальный ущерб, подвергнуть опасности его жизнь или задеть его честь, так как посланник Аллаха, , сказал:
]كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ : دَمُهُ وَمَالُهُ وَعِرْضُهُ[
«Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь (другого) мусульманина».[294] Пророк, , также сказал:
]سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْرٌ[
«Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - (свидетельство) неверия»[295].[296] Если брат мусульманина нуждается в помощи, он оказывает ему помощь и не покидает его, где бы он ни находился. Посланник Аллаха, , сказал:
] مَنْ كَانَ فِي حَاجَةِ أَخِيهِ ، كَانَ اللَّهُ فِي حَاجَتِهِ [
«Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде...»[297] Посланник Аллаха, , также сказал: «Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым. Если он является притеснителем, пусть (брат его) удержит его от этого, что послужит (притеснителю) помощью, если же он является притесняемым, пусть просто поможет ему».[298]
О том, как следует осуществлять призыв
к Аллаху
Призывающему следует осуществлять призыв к Аллаху и доводить до людей ниспосланную свыше истину путем напоминания тем, кто проявляет небрежение, обучения невежественных и указания правильного пути заблудшим. Аллах Всевышний сказал:
âô`tBurß`|¡ômr&Zwöqs%`£JÏiB!%tæyn<Î)«!$#@ÏJtãur$[sÎ=»|¹tA$s%urÓÍ_¯RÎ)z`ÏBtûüÏJÎ=ó¡ßJø9$#á
«Чьи слова лучше, чем у того, кто взывает к Аллаху, и совершает праведные дела и говорит: “Поистине, я - из (числа) покорившихся (Аллаху)”?»[299]
Существуют общие правила и пути распространения призыва, которыми должен следовать призывающий, чтобы добиться успеха. Ниже перечислены основные такие правила.
Призывающий должен быть вооружен знанием о том, к чему он призывает. Аллах Всевышний сказал:
âóOn=÷æ$$sù¼çm¯Rr&Iwtm»s9Î)wÎ)ª!$#öÏÿøótGó$#urÎ7/Rs%Î!á
«Так знай же, что нет бога, кроме Аллаха, проси прощения за свой грех…».[300]
Призывающий должен применять свои знания на практике и выполнять то, что велел ему Аллах, иначе он станет одним из тех, о ком Аллах Всевышний сказал так:
âuã92$ºFø)tByYÏã«!$#br&(#qä9qà)s?$tBwcqè=yèøÿs?á
«Великую ненависть испытывает Аллах, когда говорите вы то, чего не делаете!»[301] Аллах Всевышний также сказал:
â*tbrâßDù's?r&}¨$¨Y9$#ÎhÉ9ø9$$Î/tböq|¡Ys?uröNä3|¡àÿRr&öNçFRr&urtbqè=÷Gs?|=»tGÅ3ø9$#4xsùr&tbqè=É)÷ès?á
«Неужто велите вы людям держаться благочестия, а о самих себе забываете, (несмотря на то что) читаете Писание? Разве вы не разумеете?»[302] Это значит, что цель призыва заключается и в том, чтобы совершенствоваться самому, а не в том, чтобы поступать вопреки велениям Аллаха. Аллах Всевышний поведал, что пророк Шу‘айб, мир ему, сказал:
â!$tBurßÍé&÷br&öNä3xÿÏ9%s{é&4n<Î)!$tBöNà69yg÷Rr&çm÷Ztã4÷bÎ)ßÍé&wÎ)yx»n=ô¹M}$#$tBàM÷èsÜtGó$#4$tBurþÅ+Ïùöqs?wÎ)«!$$Î/4Ïmøn=tãàMù=©.uqs?Ïmøs9Î)urÜ=ÏRé&á
«Не того я хочу, чтобы самому делать то, что запрещаю вам, а хочу лишь исправить (вашу религию), насколько смогу. И не окажет мне содействие никто, кроме Аллаха, на Которого я уповаю и Которому приношу покаяние».[303]
Обращаясь к людям со своим призывом, призывающий должен проявлять мягкость по отношению к людям и отказаться от грубости и суровости. Указанием на это являются слова посланника Аллаха, :
]يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا ، وَبَشِّرُوا وَلَا تُنَفِّرُوا[
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к исламу)».[304]
Занимаясь осуществлением призыва, призывающий должен сносить возможные обиды от людей, проявлять терпение и не торопить события. Аллах Всевышний сказал:
â÷É9ô¹$$sù$yJx.uy9|¹(#qä9'ré&ÏQ÷yèø9$#z`ÏBÈ@ß9$#wur@Éf÷ètGó¡n@öNçl°;4á
«Терпи же, как терпели обладавшие решимостью из числа (прежних) посланников, и не спеши (призывать наказание) на них».[305]
Призывающий должен искать верный путь призыва и призывать к Аллаху иногда с помощью мудрости, иногда с помощью доброго наставления, а иногда с помощью ведения спора. Аллах Всевышний сказал:
âäí÷$# 4n<Î)È@Î6yy7În/uÏpyJõ3Ïtø:$$Î/ÏpsàÏãöqyJø9$#urÏpuZ|¡ptø:$#(Oßgø9Ï»y_urÓÉL©9$$Î/}Ïd ß`|¡ômr&4á
«Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди с ними[306] спор наилучшими средствами ».[307] Объясняется это тем, что на некоторых людей может подействовать только мудрость, другие смягчаются только под воздействием доброго увещания, а на третьих может подействовать только доводы и спор, который приводит к познанию истины.
О том, как следует заниматься поисками знания
Ислам побуждает людей заниматься поисками знания. Так, например, посланник Аллаха, , сказал:
]وَمَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ إِلَّا نَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ وَحَفَّتْهُمْ الْمَلَائِكَةُ وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ[
«Аллах облегчит путь в рай[308] для того, кто вступит на какой-либо путь в поисках знания, когда же люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, на них обязательно нисходит спокойствие /сакина/[309], и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним[310]...»[311]
Приступая к поискам знания, человек прежде всего должен решить, что он будет делать это ради Аллаха и с целью получения Его награды, так как пророк, , сказал:
]مَنْ تَعَلَّمَ عِلْمًا مِمَّا يُبْتَغَى بِهِ وَجْهُ اللَّهِ ، لَا يَتَعَلَّمُهُ إِلَّا لِيُصِيبَ بِهِ عَرَضًا مِنْ الدُّنْيَا ، لَمْ يَجِدْ عَرْفَ الْجَنَّةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ[
«В День воскресения не ощутит благоухания рая (человек), который стремился к познанию того, что следует (стараться) узнать ради лика Всемогущего и Великого Аллаха[312], преследуя исключительно мирские цели».[313]
Человек должен стремиться к приобретению полезного и дозволенного знания, отстраняясь от запретных видов знания наподобие колдовства или знания о том, как следует делать вино, что отвлекает людей от поминания Аллаха. Указанием на это являются слова Всемогущего и Великого Аллаха, Который сказал:
â(#qãèt7¨?$#ur$tB(#qè=÷Gs?ßûüÏÜ»u¤±9$#4n?tãÅ7ù=ãBz`»yJøn=ß($tBurtxÿ2ß`»yJøn=ߣ`Å3»s9urúüÏÜ»u¤±9$#(#rãxÿx.tbqßJÏk=yèã}¨$¨Y9$#tósÅb¡9$#á
«… а когда ( правил) царствовал Сулейман, они последовали за тем, что говорили шайтаны. Сулейман не являлся неверным, но были неверными шайтаны, обучавшие людей колдовству…».[314] На это указывают и слова посланника Аллаха, , который часто обращался к Аллаху с такой мольбой:
]اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ ، وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ ، وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ ، وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا[
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не (может) насытиться, и от мольбы, которой не внемлют! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха!/».[315]
Основная цель приобретения знания состоит в том, чтобы оно помогало тому, кто его приобретает, бояться его Всемогущего и Великого Господа и избегать неповиновения Ему. Что же касается средства обретения истинного знания, то им является богобоязненность, так как Аллах Всевышний сказал:
â(#qà)¨?$#ur©!$#(ãNà6ßJÏk=yèãurª!$#3á
«Бойтесь же Аллаха, (ведь) Аллах учит вас, и Аллаху все ведомо».[316] Для того, чтобы добиться большого удела в знании, ученику следует уважать знающих и посещать их собрания, соблюдая определенные правила поведения, так как посланник Аллаха, , сказал: «Приобретайте знание, учитесь (вести себя) спокойно и с достоинством, подчиняйтесь тем , у кого вы учитесь, и не становитесь высокомерными обладателями знания».[317]
После обретения знания человеку следует перейти к его распространению, так как посланник Аллаха, , сказал:
]نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا شَيْئًا فَبَلَّغَهُ كَمَا سَمِعَ[
«Да порадует[318] Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал[319]...»[320] Никому не разрешается скрывать знание, поскольку пророк, , сказал:
] مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ عَلِمَهُ ثُمَّ كَتَمَهُ أُلْجِمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ[
«В День воскресения взнуздают огненной уздой такого (человека), которого просили (поделиться) знанием[321] и который утаил (то, что было ему известно)».[322]
Если кому-нибудь понадобится заключение по религиозно-правовому вопросу (фетва), знающий должен остерегаться давать ее, не обладая знанием по данному вопросу. В подобном случае ему достаточно сказать человеку, что он не знает этого, как поступали наши праведные предшественники. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О люди, пусть тот, кто знает что-либо, говорит об этом, а тот, кто не знает, пусть скажет: “Аллах знает лучше”, поскольку, если человек, не знающий чего-либо, говорит об этом: “Аллах знает лучше”, это является признаком обладания знанием».[323]
Как следует просить разрешения войти
Ислам побуждает мусульманина, который хочет войти в чужой дом, придерживаться определенных правил. указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, Который сказал:
â$pkr'¯»ttûïÏ%©!$#(#qãZtB#uäw(#qè=äzôs?$·?qãç/uöxîöNà6Ï?qãç/4_®Lym(#qÝ¡ÎSù'tGó¡n@(#qßJÏk=|¡è@ur#n?tã$ygÎ=÷dr&4öNä3Ï9ºs×öyzöNä3©9öNä3ª=yès9crã©.xs?á
«О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей. Это лучше для вас, чтобы вы могли поучаться».[324] Аллах Всевышний также сказал:
â#sÎ)urx÷n=t/ã@»xÿôÛF{$#ãNä3ZÏBzOè=ßsø9$#(#qçRÉø«tFó¡uù=sù$yJ2tbxø«tGó$#úïÏ%©!$#`ÏBöNÎgÎ=ö6s%4á
«А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них: так Аллах разъясняет вам Свои знамения, а Аллах - Знающий, Мудрый».[325]