Одиннадцатый вид поклонения – исти’аза.
Исти’аза – это требование защиты. А’уз – переводится с арабского языка как защита. Исти’аза – прямой перевод – бегство от того, чего боишься к тому единственному, кто может защитить!
Почему шейх ат-Тамими выделил этот вид поклонения? Потому что люди в его время и в наше время в момент испытаний и трудностей обращаются за защитой к мертвым (аруахам), джиннам или ангелам, к кому угодно, только не к Аллаху, совершая этим самым большой ширк!
Шейх Усеймин делит этот вид поклонения на 4-е вида:
1.Когда раб требует защиты у Аллаха, выражая при этом по отношению к Аллаху 4-е вещи: раб проявляет нужду, зависимость, бедность - истиккор алейхи; опирается и уповает на Аллаха - ихтисому бихи; уверенность в достаточности Аллаха (только Аллах может дать защиту) - иктикоду кифаятихи; полная уверенность в том, что Аллах непременно даст ему защиту – тамаму химаятихи.
При наличии этих 4-х условий исти’аза становится поклонением! Это и есть истинная исти’аза, обращенная к Аллаху! Обращение такого вида поклонения к кому-либо кроме Аллаха – является ширк-акбар!!!
Как говорит Аллах в Коране: «Когда к тебе приходит искушение от шайтана, проси защиты у Аллаха от шайтана, побиваемого камнями» и еще «Когда читаешь Коран, прибегай к защите Аллаха от шайтана, побиваемого камнями».
А также в сурах «Фаляк» и «Нас» Аллах приказывает просить защиты только у Аллаха. О величии этих сур (Фаляк и Нас):
1. Приходит в хадисе от Укба ибн Амир (Муслим): «Сказал Пророк, салаллаху алейхи уасалям: «О Укба, в эту ночь мне были ниспосланы две суры, подобным которым я никогда не слышал»».
2. Или как в риуаяте в сборнике Абу Дауда: «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, приказал Укбе ибн Амру читать суры Фаляк и Нас для защиты, говоря: «Никто не прибегает к защите Аллаха лучше, чем сурами Фаляк и Нас»».
3. А также о важности чтения таких сур как Фаляк и Нас приходит в хадисе от Абдуллах ибн Убайб (Абу Дауд, Насаи, Маджа, имам Ахмад): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал, обращаясь к Убайбе: «Когда наступит вечер – читай по три раза суры «Ихлас», «Фаляк» и «Нас», и ты будешь под защитой Аллаха до утра. Прочитав эти суры по три раза утром – будешь под защитой Аллаха до вечера»». Важно знать, что зикры делятся на зикр бада салят (зикры после намаза) и зикр бада масаи уа сабах (утренние и вечерние зикры) и чтение сур, о котором говорится в хадисе, относится к утренним и вечерним зикрам. Сразу же после намаза читаются две суры Фаляк и Нас и по одному разу!
Шейх Абдрахман ибн Хасан - один из многих великих ученых (ибн Мунзир, ибн Абдульбар, ибн Хаджар, Навауи), которые могут говорить от имени всей уммы – иджма уляма. И такое право ученый получает после того, как он изучит высказывания и труды всех предыдущих поколений ученых, начиная от сахабов и до ученых своих дней. Этот ученый в своей книге «фатхуль маджид» пишет: «Все ученые единодушны во мнении, что требование защиты не у Аллаха при наличии 4-х условий является ширком».
Мулля Али Кори (один из великих ученых мазхаба Абу Ханифы): «Наши ученые (ханафиты) все без исключения считают, что просить защиты у джинов – это харам!». Здесь имеются в виду случаи, когда люди ходят просить помощи к колдунам и гадалкам, считая их при этом шейхами, муллами, не зная, что в них присутствуют джины. Приходя к таким людям – они просят защиты у джинов!
Как говорит Аллах в суре «Джин» (6): «Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джинов, но они только увеличивали в них страх (беззаконие)». Ибн Кассир, делая тафсир этому аяту, говорит: «До ислама во времена джахилии люди, находясь в пути и останавливаясь на ночлег в какой-нибудь долине (пустыне), имели за правило просить защиты у джинов той местности. Они призывали джинов, громко взывая «О Сайидуль джан, сайидуль джан (господин джиннов), мы прибегаем к твоей защите». Джины, слыша это, вместо защиты издевались над ними и нагоняли на этих людей еще больше страха, потому что им нравится, когда их боятся и уважают».
Муфассиры Абу Алия, Зайд ибн Аслями делая тафсир этому аяту, говорят, что джины не могли защищать этих людей, а вместо этого еще больше увеличивали в них страх. А ибн Аббас и другие муфассиры считают, что джины вместо помощи и защиты толкали людей на еще большее количество грехов.