Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 36 страница
874. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (В своё время) ‘Уйайна бин Хисн[2025] приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар, да будет доволен им Аллах, в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана[2026] независимо от того, зрелыми людьми они были[2027] или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: «О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня». (Аль-Хурр бин Кайс) обратился к ‘Умару с такой просьбой и получил на это его согласие. Явившись (к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, ‘Уйайна) сказал: «Слушай, о Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты многого не даёшь нам и правишь нами несправедливо!» (Услышав эти слова,) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: «О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: {Прощай, побуждай к добру[2028] и отстраняйся от невежественных!}[2029] – что же касается этого, то он как раз и относится к числу невежественных». И, клянусь Аллахом, после того как (аль-Хурр) прочитал этот айат, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего.
Глава 286. Об увещевании человеком того, кто занимает более высокое положение, чем он сам
К это главе относится приведенный в предыдущей главе хадис Ибн ‘Аббаса, в котором упоминается об ‘Умаре, да будет доволен Аллах ими обоими.
Знай, что предмет этой главы определённо требует особого внимания. Человек обязан давать добрые советы, увещевать, побуждать к одобряемому шариатом и удерживать от порицаемого каждого малого и старого всегда, за исключением таких случаев, когда увещевание, по его мнению, приведёт к нежелательным последствиям.
Аллах Всевышний сказал: {Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди с ними[2030] спор, используя наилучшие (средства)}[2031],а хадисов, указывающих на то, о чём мы упомянули, столь много, что и не счесть. Если говорить о действиях многих людей, которые пренебрегают этой обязанностью, когда дело касается высокопоставленных лиц, считая подобное проявлением стыдливости, то на самом деле они совершают явную ошибку и проявляют не стыдливость, а отвратительное невежество. Подобные действия свидетельствуют об упадке духа, униженности, слабости и неспособности, тогда как в стыдливости нет ничего, кроме блага. Стыдливость приводит только к благому, а то, о чём мы упомянули, приносит зло и ничего общего со стыдливостью не имеет. Благочестивые улемы и имамы, которые занимаются исследованиями в области шариатского знания, определяют стыдливость как нравственное качество, побуждающее человека к отказу от всего отвратительного и не позволяющее ему ущемлять права любого, кто имеет право на что-либо. В этом и состоит смысл приводимого в “Послании” аль-Кушайри высказывания аль-Джунайда, который сказал: «Стыдливость есть видение благодеяний (Аллаха) и видение (собственного) нерадения – между (одним и другим) и зарождается состояние, именуемое стыдливостью». Подробно этот вопрос разбирается мною в начале комментария к “Сахиху” Муслима, и хвала Аллаху, Который знает об этом лучше.
Глава 287. Веление соблюдать условия договора и выполнять обещания
Аллах Всевышний сказал: {И соблюдайте договор с Аллахом, если вы заключили его}.[2032] Аллах Всевышний также сказал: {О те, кто уверовал, соблюдайте (условия) договоров}.[2033] Аллах Всевышний также сказал: {И выполняйте обещание, ибо за обещанное спросится}.[2034] Об этом говорится и во многих других айатах Корана. Наиболее суровыми из них являются те айаты, в которых сказано: {О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? * Великую ненависть испытывает Аллах, когда говорите вы то, чего не делаете!}[2035]
875. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт[2036]».[2037]
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , также сказал: «…даже если он постится, молится и утверждает, что является мусульманином».
Известно много других хадисов, имеющих такой же смысл, но достаточно и того, что было приведено нами.
Улемы единодушны во мнении о том, что, если кто-либо обещает человеку сделать то, что запретным не является, он должен выполнить своё обещание, но следует ли считать это обязательным /ваджиб/ или только желательным /мустахабб/? По этому вопросу среди улемов наблюдаются расхождения. Так, например, аш-Шафи‘и, Абу Ханифа и большинство других улемов считают это желательным. Иначе говоря, они считают, что, если человек не выполнит обещание, это будет означать, что он лишится преимуществ, которые даёт человеку совершение доброго дела, и совершит нечто крайне нежелательное, но не греховное. Некоторые другие улемы считали выполнение обещаний обязательным. Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби аль-Малики сказал: «Наиболее уважаемым из тех, кто считал так, был ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз». Он сказал также: «Маликиты придерживались иного мнения. Они считали, что если обещание обусловлено какой-либо причиной, то выполнять его обязательно, примером чего могут служить такие случаи, когда кто-нибудь говорит: “Женись, и тогда ты получишь то-то”, или: “Поклянись, что не станешь бранить меня, и тогда ты получишь то-то”, и так далее. Если же речь идёт об обещании вообще, то выполнение его не относится к категории обязательных действий». Те улемы, которые не считали выполнение обещаний обязательным, утверждали, что обещание подобно подарку, но, по мнению большинства улемов, от обещания сделать подарок можно отказываться.
Глава 288. Желательно обратиться к Аллаху с мольбой за того, кто предложит человеку свои деньги или что-нибудь ещё
876. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда (мухаджиры) приехали в Медину, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф остановился у Са‘да бин ар-Раби‘, который предложил (ему): «Я разделю с тобой своё имущество и уступлю тебе одну из своих жён, (когда закончится её срок[2038])», и (‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф) сказал: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние! /Баракя-Ллаху ля-кя фи ахли-кя ва мали-кя!/»[2039]
Глава 289. Что желательно сказать мусульманину, если человек из числа находящихся под защитой[2040] сделает ему добро
Знай, что мусульманину не разрешается ни обращаться к Аллаху с мольбой о прощении такого человека, ни говорить то, что не следует говорить, когда дело касается неверных, но можно молить Аллаха о том, чтобы Он указал ему путь истинный, наделил здоровьем, избавил от болезней и так далее.
877. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Как-то раз) один иудей напоил пророка, , который попросил воды. Пророк, , сказал ему: «Да наделит тебя Аллах красотой!» – и этот человек не седел до самой смерти.[2041]
Глава 290. Что желательно говорить, если человек увидит в себе, своих детях, своём имуществе или в чём-нибудь ещё то, что ему понравится, и убоится вреда от дурного глаза
878. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, , сказал: «Дурной глаз – это истина»[2042].[2043]
879. Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что, когда пророк, , увидел в её доме девушку, на лице которой появилось тёмное пятно, он сказал: «Читайте над ней заговор, ибо, поистине, её сглазили!»[2044]
880. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Дурной глаз – это истина, и если бы что-нибудь могло опередить предопределение, то это был бы сглаз, а поэтому, если вас попросят совершить полное омовение, совершайте его».[2045]
Улемы указывают, что здесь имеется в виду такой случай, когда человеку, который посмотрел на кого-либо (что-либо) с одобрением[2046] и сглазил это, говорят: «Омой водой те участки кожи, которых касается внутренняя поверхность твоего изара», после чего обливают водой, использованной для омовения, того, кого он сглазил.
881. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(При жизни пророка, ,) человеку, который сглазил кого-то, велели совершать омовение /вуду/, после чего тот, кого сглазили, омывал этой водой всё тело».[2047]
882. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , обращался к Аллаху с мольбами о защите от джиннов и дурного глаза до тех пор, пока не были ниспосланы суры “Рассвет” и “Люди”, после чего он стал читать их и отказался от всего прочего».[2048]
883. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, , часто просил защиты для аль-Хасана и аль-Хусайна[2049] и говорил:
– Поистине, ваш праотец[2050] просил у Аллаха защиты для Исма‘ила и Исхака, (говоря): «Прибегаю к совершенным словам Аллаха,[2051] чтобы они защитили вас от любого шайтана и (ядовитого) насекомого и от всякого дурного глаза! /А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин!/»[2052]
884. Сообщается, что Са‘ид бин Хаким, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда пророк, , опасался сглазить что-либо, он говорил: «О Аллах, благослови это /Аллахумма, барик фи-хи/», и с этим не случалось ничего дурного.[2053]
885. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
– Если человек, увидевший нечто такое, что ему понравилось, скажет: «Так пожелал Аллах, нет силы ни у кого, кроме Аллаха /Ма ша’а-Ллаху, ля куввата илля би-Ллях/», с этим не случится ничего дурного.[2054]
886. Передают со слов Сахля бин Хунайфа , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит в самом себе или в своём достоянии нечто такое, что ему понравится, пусть призовет на это благословение (Аллаха), ибо дурной глаз – истина».[2055]
887. Передают со слов ‘Амира бин Раби‘а, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если кому-нибудь из вас понравится что-либо в самом себе или в своём достоянии, пусть попросит (Аллаха) благословить (это)».[2056]
Имам и кади Абу Мухаммад Хусайн из числа наших товарищей, да помилует их Аллах, пишет в своей книге “Ат-та‘лик фи-ль-мазхаб”:
– (Некогда) один пророк, да благословит и да приветствует Аллах всех их, посмотрел на свой народ, увидел его многочисленность, и это понравилось ему. Через некоторое время умерло сразу семьдесят тысяч человек из числа (его соплеменников), и Аллах Всевышний, слава Ему, ниспослал (этому пророку следующее) откровение: «Ты сглазил их, а если бы ты защитил их после этого, они бы не погибли». Он спросил: «Как же я мог их защитить?» Тогда Аллах Всевышний ниспослал ему другое откровение: «Тебе надо было говорить: “Я защитил вас с помощью Живого и Вечносущего, Который никогда не умрёт, и отвёл от вас (зло) с помощью слов “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого”».
Тот, кто составил комментарий к этой книге, сказал: «И когда кади Хусайн смотрел на своих последователей, он всегда произносил эти слова, если ему нравилось то, что они делали», а Аллах знает об этом лучше.[2057]
Глава 291. Что желательно говорить, если человек увидит то, что ему понравится, или то, что ему не понравится
888. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Когда посланник Аллаха, , видел нечто такое, что ему нравилось, он говорил: «Хвала Аллаху, по милости которого свершается благое! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи би-ни‘ма-ти-хи татимму-с-салихат!/» Если же он видел нечто такое, что ему не нравилось, он говорил: «Хвала Аллаху, что бы ни случилось!/Аль-хамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь!/»[2058]
Глава 292. Что желательно сказать, если человек
посмотрит на небо
889. В хадисе, который передал Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что в подобных случаях посланник Аллаха, , читал следующие айаты: {Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня – знамения для обладающих разумом, * которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли, (говоря): “Господь наш, не напрасно Ты сотворил это, преславен Ты! Защити же нас от мук огня! * Господь наш, поистине, Ты посрамишь того, кого ввергнешь в ад, и не будет у несправедливых помощников! * Господь наш, мы услышали зовущего, который призывал к вере, (говоря): “Уверуйте в Господа вашего!” – и мы уверовали. Господь наш, прости нам грехи наши, прости нам наши дурные дела и упокой нас с праведниками. * Господь наш, даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не посрами нас в День воскресения, ведь, поистине, Ты не нарушаешь обещания!” * И ответил им Господь их: “Поистине, не упущу Я ни одного дела[2059] того, кто его совершает, будь то мужчина или женщина, ведь одни из вас от других.[2060] А тем, которые переселились, были изгнаны из своих жилищ, перенесли страдания на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их дурные дела и обязательно введу их в сады, где внизу текут реки, в награду от Аллаха, а у Аллаха – хорошая награда!” * Да не ослепляет тебя ни в коем случае изворотливость тех, кто не уверовал в этой стране, * ведь это[2061] – нечто незначительное, а затем убежищем их станет ад, и скверно это ложе! * А для тех, кто боялся Господа своего, (уготованы) сады, где внизу текут реки и где они останутся навечно, и угощение от Аллаха, а то, что у Аллаха, для праведных лучше. * Поистине, есть среди людей Писания такие, кто верует в Аллаха, в то, что было ниспослано вам, и в то, что было ниспослано им, смиряясь пред Аллахом. Они не покупают за айаты Аллаха то, цена чего ничтожна. Уготована им награда их у Господа их, ведь, поистине, Аллах скор в расчёте. * О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки[2062], и оставайтесь на страже[2063], и бойтесь Аллаха, чтобы вы преуспели}[2064].[2065]
Глава 293. Что желательно говорить, если человек посчитает
что-либо дурным предзнаменованием
890. Сообщается, что сподвижник Му‘авийа бин аль-Хакам ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И я также сказал: «О посланник Аллаха, есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования», (на что) он сказал: «Они (лишь) ощущают подобное в своих сердцах[2066], но это ни в коем случае не должно останавливать их[2067]».[2068]
891. Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланника Аллаха, , спросили о хороших и дурных предзнаменованиях, и он сказал: «Наиболее верным из этого является хорошее предзнаменование[2069], но и (дурное) не должно удерживать мусульманина (от того, на что он решился), а если вы увидите то, что вам не понравится, пусть говорите: «О Аллах, никто, кроме Тебя, не дарует благого, и никто, кроме Тебя, не отвращает дурного, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, ля йа’ти би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йазхабу би-с-саййи’ати илля Анта, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/»[2070]
Глава 294. Что желательно говорить при входе в баню
Некоторые улемы считают, что тому, кто собирается войти в баню, желательно помянуть Аллаха Всевышнего, обратиться к Нему с мольбой о рае и попросить защиты от пламени ада.
892. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Прекрасным местом является баня, куда входит мусульманин, и когда он войдёт туда, пусть обратится к Всемогущему и Великому Аллаху с мольбой о рае и попросит у Него защиты от пламени (ада)».[2071]
Глава 295. Что желательно сказать тому, кто купит раба, рабыню или верховое животное, и что желательно сказать после того, как человек отдаст долг
893. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[2072] сказал:
– Пророк, , сказал: «Если кто-нибудь из вас женится или наймет себе прислугу, пусть скажет: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе её и благе того, для чего Ты её создал, и прибегаю к Твоей защите от зла её и от зла того, для чего Ты её создал! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра-ха ва хайра ма джабальта-ха ‘аляй-хи, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха ва шарри ма джабальта-ха ‘аляй-хи!/” – и если человек купит верблюда, пусть возьмётся за верхушку его горба и произнесёт те же слова».[2073]
В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, , также сказал: «А потом пусть он возьмёт её за прядь волос /насыйа/ и обратится к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он сделал (для него) благословенной жену или служанку».
894. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах бин Абу Раби‘а, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) пророк, , занял у меня сорок тысяч (дирхемов), а когда ему доставили деньги, он вернул мне (долг) и сказал: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние! /Баракя-Ллаху ля-кя фи ахли-кя ва мали-кя!/ Поистине, наградой за заём послужит похвала и возвращение (долга)!»[2074]
Глава 296. Что желательно говорить тому, кто нетвёрдо держится на коне, и с какой мольбой к Аллаху желательно за него обратиться
895. Сообщается, что Джарир бин ‘Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я пожаловался пророку, , что не могу хорошо держаться на коне. (Узнав об этом,) он ударил меня рукой по груди и сказал: «О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/»[2075]
Глава 297. Знающему, как и любому другому человеку запрещается говорить с людьми о том, чего они не понимают, как запрещается делать это, если есть основания опасаться, что они исказят смысл сказанного и станут связывать не с тем, что имелось в виду
Аллах Всевышний сказал: {И направляли Мы (как) посланника только того, (кто мог наставлять людей) на языке своего народа…}[2076]
896. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что, когда Му‘аз, да будет доволен им Аллах, стал проводить общую молитву слишком долго, посланник Аллаха, , сказал ему: «Ты что, искуситель?[2077]»[2078]
897. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Говорите с людьми о том, что им будет понятно. Неужели хотите вы, чтобы на Аллаха и Его посланника, , стали возводить ложь?»[2079]
Глава 298. Знающему и увещевающему следует призвать присутствующих к молчанию, чтобы они ни на что не отвлекались, слушая его
898. Передают со слов Джарира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что во время прощального паломничества пророк, , велел ему: «Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!» – после чего сказал: «Не становитесь после меня[2080] неверными, которые рубят друг другу головы!»[2081]
Глава 299. Что следует сказать человеку, который служит примером для других, если он сделает то, что покажется людям ошибочным, хотя на самом деле будет правильным
Знай, что улему, кади, муфтию, шейху, занятому воспитанием учеников, как и всем тем, с кого другие берут пример и у кого учатся, следует избегать любых слов и действий, представляющихся людям ошибочными, даже если такой человек поступает правильно. Объясняется это тем, что совершение подобных действий может повлечь за собой дурные последствия. Так, например, многие из тех, кто узнает о его поступке, будут считать, что поступать подобным образом разрешается в любых случаях, и решат, что это делается на основании такого установления шариата, действие которого не ограничено временными рамками. Это может привести и к тому, что люди начнут умалять достоинство такого человека и станут говорить об этом открыто. Одним из возможных последствий может стать то, что у людей сложится плохое мнение о таком человеке, и будут избегать его, а вслед за ними учиться у него перестанут и другие. В результате он лишится своего авторитета как передатчик хадисов, его свидетельство не будет иметь силы, а фетвы перестанут применяться на практике, и люди утратят доверие к тому, чему он будет их учить. Таковы очевидные дурные последствия, и следует стараться избегать любого из них в отдельности, не говоря уже об их совокупности. Если ему потребуется совершить какое-либо действие такого рода, в правильности которого он будет уверен, не следует делать это открыто. Если же он сделает это открыто, или об этом станет известно помимо его воли, или он посчитает, что открытое совершение этого принесёт пользу, поскольку позволит людям узнать о дозволенности этого в силу существования соответствующего установления шариата, тогда ему следует сказать: «То, что я сделал, запретным не является», или: «Я поступил так только для того, чтобы вы знали, что это не является запретным, если будет совершаться так, как было совершено мною, поскольку на это указывает то-то и то-то».
899. Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я видел, как посланник Аллаха, , поднялся на минбар и произнёс слова “Аллах велик”, после чего их произнесли и стоявшие позади него люди. Затем он (какое-то время) читал (Коран), потом совершил поясной поклон, а потом выпрямился, и так же поступили люди, которые находились позади него. Затем он сошёл вниз, пятясь назад[2082], и совершил на полу (мечети) земной поклон, а потом снова поднялся на мибар. Закончив (молитву), он повернулся к людям и сказал: «О люди, поистине, я делал это только для того, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю свою молитву».[2083]
К теме этой главы имеют отношение и многие другие хадисы, два из которых приводятся ниже.
900. Передают со слов жены пророка, , Сафиййи, да будет доволен ею Аллах, что однажды она пришла навестить посланника Аллаха, , когда он неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) рамадана. Поговорив с ним некоторое время, она поднялась, чтобы вернуться к себе, а пророк, , поднялся вместе с ней, чтобы проводить её. Когда она дошла до ворот мечети, находившихся у дверей Умм Саламы[2084], оказалось, что мимо проходили двое ансаров, которые поприветствовали посланника Аллаха, . Пророк, , сказал им: «Не спешите! Это ведь Сафиййа бинт Хуйайй!» Они сказали: «Преславен Аллах /Субхана-Ллах/[2085], о посланник Аллаха!» – и им было тяжело (слышать его слова).[2086] Тогда пророк, , сказал: «Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нём повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь (дурное)!»[2087]
901. Сообщается, что (однажды) ‘Али, да будет доволен им Аллах, выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, , делал то же, что на ваших глазах сделал я»[2088].[2089]
Глава 300. Что желательно сказать последователю, если тот, за кем он следует, совершит такой поступок или сделает нечто подобное
Знай, что если последователь какого-нибудь шейха или кого-либо из тех, кто служит примером для людей хоть в чём-то, увидит, что его учитель совершил поступок, который со стороны представляется противоречащим тому, что одобряется шариатом, ему следует спросить о причине этого для того, чтобы получить необходимые указания. Это позволит учителю или шейху исправить положение, если он сделал это по забывчивости. Если же учитель, который сделал что-то намеренно, поступил правильно, он сможет разъяснить ученику смысл своего поступка.
902. Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Когда посланник Аллаха, , который направился с ‘Арафата (в Муздалифу[2090]), достиг ущелья, он спешился и помочился, после чего совершил облегчённое омовение[2091]. Я спросил: «(Настало время) молитвы, о посланник Аллаха?» – на что он сказал: «(Место) молитвы перед тобой»[2092].[2093]
Усама задал это вопрос, так как он посчитал, что пророк, , забыл о закатной молитве, время которой уже истекало.
903. Сообщается, что однажды Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал (пророку, ): «О посланник Аллаха, почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю его верующим!»[2094]
904. Сообщается, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В день завоевания Мекки пророк, , совершил (все предписанные) молитвы после одного омовения, и ‘Умар сказал: «Сегодня ты сделал то, чего никогда не делал прежде». (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Я сделал это намеренно, о ‘Умар»[2095].[2096]
Глава 301. Побуждение к обращению за советом