Свя­зан­ных с за­ве­ща­ния­ми.

К чис­лу важ­ных ос­нов ша­риа­та от­но­сит­ся прин­цип не нанесения ущер­ба и вре­да ни се­бе, ни дру­гим, что, на­при­мер, ино­гда име­ет ме­сто по от­но­ше­нию к за­кон­ным на­след­ни­кам или же не­ко­то­рым из них. По ад­ре­су тех, кто со­вер­ша­ет не­что по­доб­ное, про­ро­ком, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, бы­ли вы­ска­за­ны уг­ро­зы, по­сколь­ку из­вест­но, что он, да пре­бу­дут над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, ска­зал:

- Ал­лах по­вре­дит то­му, кто ста­нет вре­дить дру­гим, и по­ка­ра­ет тех, кто ста­нет про­ти­вить­ся.[227]

Ес­ли же го­во­рить о фор­мах на­не­се­ния ущер­ба дру­гим в де­лах, свя­зан­ных с за­ве­ща­ния­ми, то к их чис­лу от­но­сит­ся ли­ше­ние од­но­го из на­след­ни­ков то­го, что полагается ему по пра­ву, или вы­де­ле­ние ко­му-ли­бо из на­след­ни­ков не та­кой до­ли, ка­кая по­ло­же­на ему по ша­риа­ту, или же вы­де­ле­ние бо­лее тре­ти.

Од­на­ко в тех мес­тах, где лю­ди не под­чи­ня­ют­ся вла­сти ша­риа­та, че­ло­ве­ку ста­но­вит­ся труд­но по­лу­чить то, что по­ло­же­но ему от Ал­ла­ха по пра­ву вви­ду су­ще­ст­во­ва­ния гра­ж­дан­ских су­дов, ре­ше­ния ко­то­рых ша­риа­ту не со­от­вет­ст­ву­ют и мо­гут ут­вер­дить несправедливое за­ве­ща­ние, за­пи­сан­ное и за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ное у но­та­риу­са. Го­ре же им за то, что пи­шут их ру­ки, и го­ре им за то, что они при­об­ре­та­ют!

ИГ­РА В НАР­ДЫ.

Мно­гие иг­ры, поль­зую­щие­ся по­пу­ляр­но­стью сре­ди лю­дей, за­клю­ча­ют в се­бе не­что за­прет­ное. К чис­лу та­ких игр от­но­сят­ся и мно­гие из тех, что свя­за­ны с ме­та­ни­ем кос­тей, бро­ски ко­то­рых определяют со­бой пе­ре­дви­же­ния фи­гур, на­при­мер, нар­ды. Что же ка­са­ет­ся про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, то он пре­дос­те­ре­гал лю­дей от ув­ле­че­ния нар­да­ми, ко­то­рые при­во­дят лю­дей к азарт­ным иг­рам и май­си­ру. Со­об­ща­ет­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Сыг­рав­ший в нар­ды по­до­бен при­кос­нув­ше­му­ся к мя­су сви­ньи и по­гру­зив­ше­му свои ру­ки в сви­ную кровь.[228]

А Абу Му­са аль-Аш'ари, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Иг­раю­щий в нарды восстает про­тив Ал­ла­ха и Его по­слан­ни­ка.[229]

ПРО­ИЗ­НЕ­СЕ­НИЕ ПРО­КЛЯ­ТИЙ ПО АД­РЕ­СУ

ПРА­ВО­ВЕР­НЫХ И ТЕХ, КТО ЭТО­ГО НЕ ЗА­СЛУ­ЖИ­ВА­ЕТ.

Мно­гие лю­ди ут­ра­чи­ва­ют спо­соб­ность сле­дить за сво­ей ре­чью в со­стоя­нии гне­ва и раз­дра­же­ния и, не за­ду­мы­ва­ясь, на­чи­на­ют рас­сы­пать во­круг се­бя про­кля­тия по лю­бо­му по­во­ду. Они про­кли­на­ют лю­дей, жи­вот­ных, кам­ни, дни и ча­сы, бо­лее то­го, час­то они на­чи­на­ют про­кли­нать да­же са­мих се­бя и сво­их де­тей, му­жья про­кли­на­ют сво­их жен, а жены мужей, что яв­ля­ет­ся по­ри­цае­мым и та­ит в се­бе боль­шие опас­но­сти.

Абу Зайд Са­бит бин ад-Дах­хак аль-Ан­са­ри, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах, и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

-...а про­кляв­ший пра­во­вер­но­го по­до­бен убив­ше­му пра­во­вер­но­го.[230]

И по­сколь­ку жен­щи­ны час­то про­кли­на­ют лю­дей, про­рок, да пре­бу­дет над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, ука­зал на то, что имен­но это ста­но­вит­ся од­ной из при­чин то­го, что они ока­зы­ва­ют­ся в аду. Кро­ме то­го, он, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, ука­зал, что лю­ди, час­то про­кли­наю­щие дру­гих, в день вос­кре­се­ния не смо­гут быть хо­да­тая­ми за дру­гих. Од­на­ко еще бо­лее опас­ным яв­ля­ет­ся то, что не­обос­но­ван­ное ни­чем про­кля­тие воз­вра­ща­ет­ся к то­му, кто его про­из­но­сит, и по­это­му мо­жет по­лу­чить­ся так, что тот че­ло­век, ко­то­рый про­кли­на­ет дру­гих, на са­мом де­ле ста­нет про­сить Ал­ла­ха, что­бы Он ли­шил ми­ло­сти его са­мо­го.

ОП­ЛА­КИ­ВА­НИЕ.

К чис­лу весь­ма по­ри­цае­мых ша­риа­том ве­щей от­но­сят­ся по­ступ­ки не­ко­то­рых жен­щин, ко­то­рые гром­ко кри­чат, оп­ла­ки­вая по­кой­ни­ка, и бьют се­бя при этом по ли­цам. То же са­мое от­но­сит­ся и к раз­ры­ва­нию ими на се­бе оде­ж­ды и сбри­ва­нию или вы­рав­ни­ва­нию во­лос с го­ло­вы, по­сколь­ку все это ука­зы­ва­ет на не­со­гла­сие че­ло­ве­ка с пре­допределением Ал­ла­ха и от­сут­ст­вие у не­го спо­соб­но­сти про­яв­лять тер­пе­ние в бе­де, и по­это­му про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, про­кли­нал тех, кто по­сту­пал та­ким об­ра­зом.

Так, на­при­мер, Ума­ма, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что "по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, про­кли­нал жен­щин, рас­ца­ра­пы­ваю­щих се­бе ли­ца, раз­ры­ваю­щих на се­бе оде­ж­ду и оплакивающих криками".[231]

А Аб­дал­лах бин Мас'уд, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Не от­но­сят­ся к нам те, кто ца­ра­па­ет се­бе ще­ки, раз­ры­ва­ет на се­бе оде­ж­ду и вы­кри­ки­ва­ет то, что кри­ча­ли во вре­ме­на джа­хи­лийи![232]

Кро­ме то­го, со­об­ща­ет­ся, что про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ес­ли оп­ла­ки­ваю­щая по­кой­но­го[233] не ус­пе­ет по­ка­ять­ся в этом при жиз­ни, то ко­гда она вос­ста­нет в день вос­кре­се­ния, на ней бу­дут оде­ж­да из смо­лы и ру­ба­ха из струпь­ев.[234]

Наши рекомендации