Текущее состояние духовного опыта церкви
Ни одно столетие после рождения Христа не превзошло духовную глубину первого столетия. Фактически, большинство веков было очень и очень поверхностным, и в каждом веке лишь горстка светящихся огней (обычно не более нескольких десятков людей) рассеивала тьму.
Со времён фарисеев век, в который живём мы с вами, безусловно более всего сосредоточен на Библии. Он также соперничает с их веком за право называться веком, который менее всего уделяет внимание духовной глубине! (И когда кто-нибудь указывает на этот факт, люди беспокоятся так же, как и в том веке!)
Это не единственный рекорд, установленный нашим веком. Мы устанавливаем уйму рекордов. Например, до наших дней XVI век считался самым растлевающим в денежном отношении веком. В те дни вы могли за наличные снять свои грехи с Божьих счетов. Мы не делаем этого, но в наше время с нашей массовой почтой, четырехцветными брошюрами, основами Библии, профессиональными кампаниями по сбору средств, статусом об освобождении от налогов многие служители Евангелия к тридцатипятилетнему возрасту становятся самыми успешными сборщиками средств.
То же самое можно сказать и об интеллектуализме. Считалось, что в XVIII веке интеллектуализм в христианском вероисповедании достиг своей высшей отметки, но сегодня по земле ходит докторов богословия больше, чем в любом другом веке.
Неудовлетворённые глубиной, которую породил этот интеллектуальный климат, эти люди кричат, что решение проблем заключается в ещё лучшем и более качественном христианском образовании. Это век бесконечных полок с книгами и газетами на бесконечно разнообразные темы; век, который порождает людей, читающих туманящие мозги лекции о доктрине молитвы, и в то же время мало знающих глубинное переживание. В целом, этот век никогда не знал Христа глубоко. Изощрённые, надменные, стерильные и безжалостные, мы переняли у XVIII века звание самого интеллектуального века в истории церкви.
Эпоха XII-XV вв. считается самой тёмной и растленной в истории церкви, временем, когда папство занимало самое высокое положение, а церковь была самой сильной политической и финансовой силой на земле.
Но мы живём в то время, когда церкви выглядят как сказочные замки. Сегодня Божьи слуги, оглядываясь на идею рабочего в первом веке о том, чтобы не владеть ничем на протяжении всей своей жизни, могли бы расценить такую идеологию как исходящую из культов. Они совсем не похожи на своих отцов, первых христиан, которые были естественными врагами своего общества, которые боролись за привилегию прожить всю свою жизнь, не владея ничем, кроме одежды на своём теле, и умереть в нищете.
Тем из нас, кто отдаёт на служение Господу всё своё время, надо приготовиться к тому, что о нас в целом будут вспоминать как о самых состоятельных, предприимчивых, образованных, ориентированных на мир, материалистически настроенных и довольных людях за всю историю религии. Есть ещё один приз, который будет завоёван этим веком в соревновании с другими (то есть, если в скором будущем не произойдут радикальные перемены). В каждом веке церковной истории было немного благочестивых людей, чьим отличительным признаком были поразительная духовная глубина и полное посвящение себя. Такие люди были даже в самые мрачные дни самых тёмных веков. В каждом веке всегда было, по крайней мере, немного людей, которые глубоко знали Его. Неужели наш век окончится, не оставив такого свидетельства о себе? Чисто с исторической точки зрения мы должны быть расценены как самые поверхностные верующие, попавшие на страницы истории церкви.
На основании тщательного изучения я полагаю, что какое-нибудь будущее поколение расценит этот век как самый тёмный в смысле духовной глубины и духовного опыта за всю историю церкви, если только в ближайшем будущем не произойдут никакие радикальные перемены.
Более растленный, чем во дни до Реформации Лютера, более беспомощно интеллектуальный, чем во времена расцвета кальвинизма, более извращённый в отношении к деньгам, чем дни, вызвавшие бескомпромиссную проповедь Иоанна Крестителя, более опьянённый жаждой духовной власти, чем любой другой век, использующий внешнюю силу с наименьшим внутренним преобразованием со времён царя Саула, очарованный дарами, но не знающий Дарителя, наш век породил самых предприимчивых, материалистически настроенных, ориентированных на преходящие увлечения людей, которые призывали Его имя. Не слишком ли сурова эта характеристика? Я отвечу вам, указав на ещё один приз, который может быть выигран нашим веком: мы, кажется, более слепы и не видим, что лишены духовной глубины, чем все остальные века вместе взятые. Верно, что мы построили больше зданий и основали больше религиозных организаций, чем за все остальные века.
Верно, что сегодняшнее христианство приобрело для Христа людей больше, чем все остальные века вместе взятые, но также верно и то, что эти новообращённые верующие установили новые рекорды, следуя за Господом с полным посвящением самое непродолжительное время.
Если основываться на прежней истории церкви, то мы можем с оптимизмом ожидать поворотного пункта. Духовную глубину необходимо вернуть! Я не могу назвать никого более достойного привлечь наше внимание, растопить наши сердца и познакомить нас с глубинами Христа, чем женщина, написавшая эту маленькую книгу.
Да благословит нас Бог в век такой духовной поверхностности.
Будущее этой книги
Кажется, интерес к жизни Жанны Гийон начинает возрождаться. Если это так, то я надеюсь, что однажды католики по-новому посмотрят на одну из своих самых выдающихся дочерей. Рим часто отдавал своих служителей на смерть, а затем, изменив свое мнение, причислял их к лику святых. По стандартам католицизма, он никогда не производил женщину более достойную для канонизации, чем Жанна Гийон.
Пока мы говорим о римско-католической церкви, хотел бы сделать следующее замечание. Удивительно, что католицизм с таким обилием традиций, ритуалов, учений, восходящих к язычеству, постоянно порождал более преданных последователей Христа, чем мы, протестанты! Самые глубокие христиане за всю историю церкви никогда не были протестантами! Если говорить о произведении самых глубоких христиан и о явлении более глубокой христианской жизни и страстной, преданной любви к Иисусу Христу, то католики занимают второе место, протестанты - третье.
А кто же стоит на первом месте? Если повнимательнее присмотреться, то можно увидеть разбросанные по всем векам церковной истории маленькие группки христиан (не католиков и не протестантов), которые были способны на самоотдачу .
Эта книга, вероятно, будет тепло принята во всех этих группах. Даже есть опасность, что, будучи так тепло принята, она не получит серьёзного внимания, которое необходимо при её чтении.
Вот некоторые из групп, которые не были ни католиками ни протестантами, и которые в различные века являлись чистыми и верными последователями Иисуса Христа: кафарийцы, прискиллианисты, павликаны, богомилы, вальдензианцы и альбигензцы, лолларды, движение «Унитас Фратрум», моравские братья и «Братья».
Вы можете прочитать книгу «Свет свидетельства», которая повествует о судьбах этих людей.
Огромное количество христиан буквально поглощают книги о посвящении себя Богу, как только те выходят из-под печатного станка. Я опасаюсь, что многие христиане подумают, что это ещё одна книга о посвящении, прочтут её, поразмышляют, попрактикуют её несколько дней, а затем забудут о ней.
Также будут и такие, кто превратит содержание этой книги в серию проповедей о молитве.
Но это бесценное сокровище заслуживает лучшей судьбы. Будут такие читатели, которые признают уникальный характер этой книги и духовную глубину её автора. Это христиане, которые пойдут по тропе, указанной этой книгой, и познают глубину великого познания себя. Такого читателя ждут самые чудесные, драгоценные и, возможно, самые неожиданные открытия, которые он когда-либо делал: бесконечные богатства встреч с Иисусом Христом.
Если вы относитесь именно к этой категории читателей, то мне хотелось бы поделиться своей тревогой. Мне кажется, Господу очень хотелось бы, чтобы обособленные христиане, которые обособленно получают благословения и познают глубины Христа, остались в прошлом. Я хочу надеяться, что очень скоро мы, христиане, перестанем сидеть дома, подобно духовным скопидомам, прячущим своё глубокое переживание Христа, а вместо этого будем стремиться к совместной глубокой христианской жизни.
Это подводит нас к ещё одной категории христиан, и именно вам адресована эта книга. Я надеюсь, что именно вы прежде всех остальных возьмёте эту книгу и не оставите её до тех пор, пока всё её содержание не станет реальностью.
К кому я обращаюсь?
К тем, чьё сердце желает начать великое, но рискованное дело восстановления церковной жизни. Позвольте мне объяснить.
Вопрос нашего века
Однажды Жанна Гийон заметила, что Бог в каждом веке поднимает определённый духовный вопрос. Во время жизни Павла это были «дела и вера». Начиная с того времени в каждом веке есть своя полемика; в каждом веке, начиная с времён императора Константина, наш Бог восстанавливал драгоценный опыт первой церкви, который был утерян. В век Жанны Гийон Бог употребил её, чтобы поднять вопрос о живущем внутри Христе. То есть, что Господь находится в вас, действуя изнутри наружу, чтобы вы смогли познать Его и переживать Его присутствие, живя во внутренней обители, где поселился Он. (Этот вопрос важен и сегодня!) Она подняла вопрос о внутреннем Христе.
Но в XVII веке Бог не перестал поднимать вопросы. Он поднимает и другие вопросы; Он - восстанавливающий Бог.
Есть ли духовный вопрос в нашем веке?
Если нет, то он должен появиться! Если бы сегодня тысячи людей начали познавать глубины Иисуса Христа, при этом реально переживая внутренние изменения, то их переживания никак не смогли бы вписаться в современные обычаи и традиции христианства, будь они католики или протестанты. Сегодня ни то, ни другое движение не имеет большого количества людей, познающих духовные глубины.
Или другими словами, оба эти движения имеют структуру, которая стремится к другим целям; такая структура по своей природе является препятствием для высвобождения потоков любви, предназначенной для Бога. Сама сущность, сама душа, сам состав и структура современных протестантизма и католицизма всячески препятствуют глубокому внутреннему переживанию с живым Богом!
Когда вы пытаетесь представить себе людей, которые пламенно любят Христа, которые полностью подчинены Ему, людей, которые хорошо знают Его и не знают на земле ничего, кроме Него, приходит ли вам на ум воскресное богослужение в церкви? Люди, которых я только что описал, попросту не вписываются (а если и вписываются, то ненадолго) в структуру большей части христианства.
Возрождение переживания Христа в глубинах естественным образом побудит нас желать того трудно определимого, что иногда называют «церковной жизнью».
Что такое «церковная жизнь»? Я не знаю как дать определение, но это церковь славная, ошеломляющая и всепоглощающая; церковь ревностная, занимающая всю вашу жизнь; церковь притягивающая, требующая всё ваше существование; церковь живая и свободная; церковь парящая в полёте. Не здание, но люди живущие на небесах, постоянно поглощённые Им и слепые на всё остальное. Такая церковь, какой она была однажды, какой она должна быть, какой она обязательно будет!
Невеста - страстная, жаждущая и безумно любящая своего Господа и своего Возлюбленного. Люди, знающие и переживающие Его!
Подумайте об этом, дорогой читатель: Иисус Христос любит вас. Вы любите Его. Вот одна причина, по которой вы читаете эту книгу: знать Его лучше. Вы, личность, хотите знать Его. Но Бог никогда не хотел, чтобы вы искали Его один, индивидуально.
Пожалуйста, вспомните, что половина книг Нового Завета написана к церквям, а не к отдельным людям! (Кроме четырёх биографий Господа, почти весь Новый Завет адресован к церквям. Церквям живым, свободным. Церквям, собиравшимся по домам, где люди разделяли жизнь друг друга и невыразимо любили друг друга и своего Господа.) Эти церкви были чудесны - не в том смысле, что у них не было проблем, или что они были нравственно совершенны, а в том, что они каждый день сообща искали и переживали Иисуса Христа, находясь в чистой радости, познавая Его вместе, ежедневно, постоянно.
Пусть это станет вопросом хоть чьего-нибудь века! Да, вопрос о восстановлении переживания этого чуда, называемого церковью.
Если вы и я проникнем в бесконечные глубины Иисуса Христа, то у нас не останется другого выбора; так или иначе, мы придём к вопросу церковной жизни.
Самым заветным желанием Бога является не ваше богатство или счастье, и не ваша святая жизнь, и не все те тысячи вещей, о которых вы можете думать. Перечитайте Библию. Средоточие Писания - это Христос и церковь. Если мы не познаем настоящей церковной жизни, то мы не сможем знать Христа как подобает.
У вас не может быть спасения без живого Христа. У вас не может быть полноты глубокой христианской жизни, если у вас нет живого переживания Христа или если вы не живёте истинной церковной жизнью.
Бог попросту поставил Свой замысел о Христе и церкви в центр. Он сделал это в самой природе вещей. Если хотите, вы можете бороться с этим, но вы не сможете изменить этого порядка. Бог поставил Христа и церковь в центр.
Этот факт заложен в самом кровоснабжении Вселенной. Вы можете испытать другие подходы, но они не будут действовать. В таком случае вы действуете против Божьих замыслов. Христос и церковь - конечный итог всех Божьих планов. Вселенная движется в этом направлении; всё остальное - против течения.
Вы нуждаетесь во Христе - но не в вашем разуме, а в поглощающей реальной встрече с Ним. Вы нуждаетесь в церкви - не в каменном строении, но чтобы вы жили ею весь свой день, всю свою жизнь.
Итак, дорогой читатель, эта книга выходит для всего Божьего народа, но сейчас она выходит в основном для тех, кто желает познать глубины, о которых говорит эта книга, в контексте церковной жизни. Полные глубины Христа познает лишь тот христианин, который пребывает в атмосфере церковной жизни. Кажется, что Господь всё так устроил, что Его полноту можно познать только там.
Ветхий Завет рассказывал всё о Христе, но когда люди в древности читали Ветхий Завет, они не видели Его там. Таков Бог. Своё высочайшее откровение Он держит немного прикрытым. Зачем? Чтобы люди не затоптали его.
Но затем однажды Христос пришёл! Вдруг Бог убрал завесу. Люди могли обратиться к Ветхому Завету и легко увидеть Христа там! В то время, как Бог поднял завесу над старым, Он сделал что-то ещё! Он покрыл завесой новое. Когда Христос жил на земле, то люди, слышавшие Его, не могли полностью понять значение Его слов. Христос был закрыт для всех, кроме горстки учеников. (И даже ученики не понимали полностью Господа, пока Он не вошёл в них).
Начиная со времён императора Константина (325 год) была утрачена большая часть Божьих замыслов. Начиная с Реформации, со времён Лютера, Бог восстанавливал их, но Он неизменен в своём принципе скрывать Свой текущий труд на земле. Когда Он поднимает завесу над самым последним, что Он восстановил, Он поворачивается и опускает занавес на Свою новую деятельность. Он делает это, чтобы дорогой для Него труд не унижали и не затаптывали.
Например, говорят, что 80% всех учений у современных евангельских христиан и у фундаменталистов происходит от движения «Плимутские Братья» начала XIX века.
Это доказанный исторический факт. Но вы никогда бы не убедили в этом богословов начала XIX века!
Только в середине XIX века большинство христиан начали читать труды «Братьев» и, наконец, осознали их значимость. Незамедлительно служители начали готовить проповеди, основанные на прочитанных ими произведениях «Братьев». Люди на воскресных служениях были очень поражены. Но тогдашняя структура не смогла принять всего, что говорили «Братья». Их учения необходимо было «процедить» и отобрать из них то, что подходило на данный момент.
Проблему легко решили. Люди просто упустили основную идею. (Теперь вы знаете, почему Бог закрыл Свою работу среди «Братьев» на целое поколение людей).
Но почему же Господь допустил, чтобы труд «Братьев» предстал всеобщему обозрению? Почему Он вообще позволил, чтобы их чудесные откровения и переживания стали привычными и были загрязнены? Складывается такое впечатление, что когда труды «Братьев» стали хорошим материалом для проповедей на воскресном богослужении, их основной вклад в церковную историю начал подходить к концу.
Но почему? Потому что Он пошёл дальше. Бог пошёл творить дальше, оставив «Братьев» как один из своих прошлых трудов. Он пошёл дальше, чтобы совершать восстановление где-то в другом месте, совершать более глубокий труд, труд, который сокрыт от всеобщего обозрения.
С тех пор Господь прошёл по нескольким христианским движениям. Сокровенное в одном поколении проповедуется на воскресных служениях другого поколения. Затем Господь продвигается вперёд, давая новому труду первоначальное понимание, которое Он давал прежнему, и добавляя новое откровение, открывая им совершенно новые миры для исследования, познания и восстановления.
Сегодня служители по всей земле провозглашают то, что было открыто никому не известным маленьким группам людей прошлого поколения.
(Сегодняшние служители также произносят великоленные и захватывающие проповеди о том, о чём они не имеют ни малейшего представления, и чего никогда не переживали. По сути, они повторяют прочитанное ими в книгах. А люди, сидящие на скамьях и слушающие проповеди, бывают сильно впечатлены этим. Острые моменты, конечно, опускаются.)
Но не огорчайтесь и не плачьте. Так и должно быть. Сегодня где-то на земле наш Бог движется к более высокому откровению, на новые уровни восстановления!
Ну а какое отношение всё это имеет к данной книге?
А вот какое: около 300 лет содержание этой книги было сокрыто от широкой аудитории. Почему? Я полагаю, потому что она содержит некоторые из самых высоких мыслей и самых глубоких откровений о секретах переживания Христа, которые когда-либо были записаны на бумагу. Но на протяжении 300 лет из-за туманного языка, на котором она была написана, Бог частично скрывал её от взглядов людей.
Это большой комплимент автору и книге! Кажется, что Богу пришлось ждать около 300 лет, прежде чем открыть её для всеобщего обозрения, потому что не было ничего более глубокого и богатого, чтобы идти вслед за ней.
Итак, эта книга выходит в свет. Как у книги, у неё мало равных (если вообще таковые имеются). Но где-то Бог продолжает свою работу! Его откровение о познании и переживании Его Сына снова расширилось: открылись новые миры. Эта книга по-прежнему не имеет себе равных, но Бог не остановился на переживаниях, записанных в ней. Где-то Господь приготовился двигаться глубже и выше.
Как употребить эту книгу.
Как лучше всего употребить эту книгу? Надо отдать ей много времени. И ещё одно. Я рекомендую вам в будущем возвращаться к ней снова и снова. Чем больше вы взрослеете во Христе, тем больше раскрывается её значение. Эта книга увлечёт вас в 20 лет, пробудит вас в 30 лет; сокрушит вас в 40 лет и в последующие годы будет всё так же призывать в глубины Христа.
Возвращайтесь к ней снова и снова.
Впервые эта книга попала мне в руки в очень плохом перепечатанном издании.
Тот, кто подготовил это издание, добавил предисловие. Я до сих пор помню суть первых слов. Я окончу эпилог этими словами:
«Эта маленькая книга попала вам в руки в знак того, что Бог желает произвести особую работу в вашем сердце».