Ничто не повредит тому, кто трижды произнесёт слова: “А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин шарри ма халяк”»[569]. 29 страница
عن أبي موسى الأشعري رضي اللّه عنه أنه قال: سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول: "هيَ ما بَيْنَ أنْ يَجْلِس الإِمامُ إلى أنْ يَقْضِيَ الصَّلاةَ" يعني يجلس على المنبر.
465. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот период начинается тогда, когда имам садится на минбаре, и продолжается до тех пор, пока он не закончит молитву».[1170]
Что же касается чтения суры “Пещера” и призывания благословения на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на это указывают многие хадисы, которые я, стремясь к краткости, не стал приводить, поскольку они хорошо известны. Кроме того, некоторые из хадисов, относящихся к теме данной главы, уже приводились ранее.[1171]
عن أنس رضي اللّه عنه،عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "مَنْ قالَ صَبِيحَةَ يَوْمِ الجُمُعَةِ قَبْلَ صَلاةِ الغَدَاةِ: أسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وأتُوبُ إِلَيْهِ ثَلاثَ مَرَّاتٍ غَفَرَ اللَّهُ لَهُ ذُنُوبَهُ وَلَوْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ البَحْرِ".
466. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах простит грехи тому, кто в пятницу перед утренней молитвой трижды скажет: “Прошу прощения у Аллаха, Живого, Вечносущего, помимо Которого нет иного бога, и приношу Ему покаяние /Астагфиру-Ллаха аллязи ля иляха илля Хуа-ль-Хаййа-ль-Каййума, ва атубу иляй-хи/”, даже если грехи его будут подобны пене морской».[1172]
عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال: كان رسولُ اللّه( صلى اللّه عليه وسلم) إذا دخل المسجد يومَ الجمعة أخذ بعضادتي الباب ثم قال: "اللَّهُمَّ اجْعَلْني أوْجَهَ مَنْ تَوَجَّهَ إلَيْكَ، وأقْرَبَ مَنْ تَقَرَّبَ إِلَيْكَ، وأفْضَلَ مَنْ سألَكَ وَرَغِبَ إِلَيْكَ".
قلت: يُستحبّ لنا نحن أن نقول: اجْعَلْني مِنْ أوْجَهِ مَنْ تَوَجَّهَ إِلَيْكَ وَمِنْ أقْرَبِ وَمِنْ أَفْضَلِ. فنزيد لفظة
467. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Входя в мечеть в пятницу, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно касался руками обеих боковых сторон дверного проёма и говорил: «О Аллах, почти меня больше всех из тех, кто обратился к Тебе, и сделай меня самым близким из тех, кто стремился приблизиться к Тебе, и достойнейшим из тех, кто просил Тебя (о чём-либо)».[1173]
В подобных случаях нам желательно говорить: «О Аллах, причисли меня к тем, кого почтишь Ты в наибольшей степени из обратившихся к Тебе, и приблизишь в наибольшей степени, и сделаешь одним из достойнейших /Аллахумма, идж‘аль-ни мин ауджахи ман таваджжаха иляй-кя, ва мин акраби ва мин афдали/».
О том, что из Корана желательно читать во время пятничной молитвы, а также во время утренней молитвы в пятницу, уже говорилось ранее.[1174]
عن عائشة رضي اللّه عنها قالت: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ قَرَأ بَعْدَ صَلاةِ الجُمُعَةِ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أحَدٌ، وَقُلْ أَعُوذُ بِرَبّ الفَلَقِ، وَقُلْ أعُوذُ بِرَبّ النَّاسِ، سَبْعَ مَرَّاتٍ أعاذَهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ بِها مِنَ السُّوءِ إلى الجُمُعَةِ الأُخْرَى".
468. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
− Того, кто после пятничной молитвы семь раз прочтёт {Скажи: “Он, Аллах, Один...”}[1175], {Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета...”}[1176] и {Скажи: “Прибегаю к Господу людей...”}[1177], Всемогущий и Великий Аллах благодаря этому будет защищать от (всего) дурного до следующей пятницы.[1178]
فصل: يُسْتَحَبُّ الإِكثار من ذكر اللّه تعالى بعد صلاة الجمعة،
قال اللّه تعالى: ﴿ فإذَا قُضِيَتِ الصَّلاةُ فانْتَشِرُوا في الأرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّه كَثِيراً لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾ [الجمعة:10[.
После пятничной молитвы желательно как можно больше поминать Аллаха Всевышнего, Который сказал: {А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха и поминайте Аллаха часто, чтобы вы (могли) преуспеть}.[1179]
بابُ الأذْكَارِ المشروعةِ في العِيدين
Глава 129. Слова поминания, которые желательно произносить во время обоих праздников
Знай, что ночи обоих праздников желательно проводить, поминая Аллаха Всевышнего, совершая молитвы и занимаясь иными видами поклонения, на что указывает приводимый ниже хадис.
"مَنْ أَحْيا لَيْلَتي العِيدِ لَمْ يَمُتْ قَلْبُهُ يَوْمَ تَمُوتُ القُلُوبُ"
Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот День, когда будут умирать сердца, не умрёт сердце того, кто станет (заниматься делами поклонения Аллаху) в ночи обоих праздников».
ورُوي "مَنْ قَامَ لَيْلَتي العِيدَيْنِ لِلَّهِ مُحْتَسِباً لَمْ يَمُتْ قَلْبُهُ حينَ تَمُوتُ القُلُوبُ" هكذا جاء في رواية الشافعي وابن ماجه ، وهو حديث ضعيف رويناه من رواية أبي أمامة مرفوعاً وموقوفاً، وكلاهما ضعيف.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот День, когда будут умирать сердца, не умрёт сердце того, кто станет (заниматься делами поклонения Аллаху) в ночи обоих праздников в надежде на награду Аллаха»[1180].
В таком виде приводят этот хадис аш-Шафи’и и Ибн Маджа. Он является слабым, и оба пути его передачи со слов Абу Умамы слабы, однако, как мы уже отмечали в начале книги, к хадисам, которые побуждают людей к совершению достойных дел, можно подходить менее строго, чем в иных случаях.[1181]
Улемы разошлись во мнениях о том, сколько времени нужно заниматься поклонением, чтобы можно было считать, что человек посвятил этому ночь праздника. Очевидным представляется, что заниматься этим следует большую часть ночи, но некоторые считают, что достаточно посвятить этому хоть какое-то время.
В ночь перед каждым из обоих праздников желательно повторять слова “Аллаху акбар”. В ночь перед праздником разговения желательно начинать произносить эти слова после захода солнца и продолжать делать это, пока имам, который будет проводить праздничную молитву, не скажет: «Аллаху акбар».[1182] Кроме того, повторять эти слова желательно после молитв и в иных обстоятельствах, не прекращая делать это в местах скопления людей, во время движения, сидя, лёжа, находясь в мечети или укладываясь спать.
Во время праздника жертвоприношения желательно начинать повторять слова “Аллаху акбар” после утренней молитвы в день стояния на ‘Арафате[1183] и продолжать делать это до совершения послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика,[1184] после чего желательно произносить их ещё некоторое время. Такой образ действий следует считать наиболее верным. Как известно, в этом отношении приверженцы нашего мазхаба расходятся с приверженцами других мазхабов, однако правильным является именно то, о чём было упомянуто нами. Об этом говорится в хадисах, которые приводит аль-Байхаки, и в “Шарх аль-мухаззаб” я подробно разъясняю всё, что касается этого, с точки зрения сунны и традиций нашего мазхаба. Здесь же я лишь вкратце излагаю соответствующие указания сунны.
Наши товарищи говорили, что во время праздников слова “Аллаху акбар” следует произносить три раза подряд, после чего человек может повторять такбир в такой форме, если пожелает. Аш-Шафи’и и его последователи говорили:
− Будет прекрасно, если человек станет добавлять к этому такие слова: «Аллах велик, намного более (велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху утром и перед закатом![1185] Нет бога, кроме Аллаха; не поклоняемся мы никому, кроме Него, будучи искренними в религии пред Ним, хотя это и не нравится неверным. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, Который выполнил Своё обещание, помог Своему рабу и один разбил племена[1186], нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик! /Аллаху акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субхана-Ллахи букратан ва асылян! Ля иляха илля-Ллаху, ва ля на‘буду илля иййа-ху мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кяриха-ль-кафирун. Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху, садака ва‘да-ху, ва насара ‘абда-ху, ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху акбар!/»
Некоторые из наших товарищей говорили:
− Неплохо также говорить то, что обычно говорят люди в подобных случаях, то есть произносить слова: «Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, хвала Аллаху! /Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллаху, ва-Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд!/»
Знай, что согласно сунне слова “Аллаху акбар” в дни праздников произносятся после каждой молитвы, будь то обязательная, добровольная или заупокойная молитва, и независимо от того, идёт ли речь об обычной обязательной молитве, о возмещении пропущенной молитвы или о молитве, совершаемой во исполнение обета. Мнения улемов по данному вопросу несколько отличались друг от друга. Здесь не место говорить об этом подробно, однако правильным является то, о чём я упомянул. Таким образом, из этого следует исходить и так необходимо действовать. Должен ли человек, совершающий молитву под руководством имама, следовать его примеру, если в день ‘Арафата или в дни ташрика тот посчитает нужным произносить такбир, а молящийся будет считать, что этого делать не надо? И должен ли молящийся следовать примеру имама, который, в отличие от него, считает, что в подобных случаях произносить слова “Аллаху акбар” не нужно, или он может поступает по собственному усмотрению? Относительно этого наши товарищи высказывали два разных мнения. Правильным представляется то, согласно которому человек может поступать, как считает нужным, поскольку повторять действия имама он обязан вплоть до таслима. Однако если во время праздничной молитвы имам произнесёт слова “Аллаху акбар” больше, чем это нужно делать, по мнению молящегося, он, тем не менее, должен поступить так же, следуя примеру имама.
Согласно сунне, перед чтением Корана во время праздничной молитвы количество такбиров по сравнению с обычной молитвой увеличивается. Так, во время первого рак’ата слова “Аллаху акбар” произносятся семь раз, не считая первого их произнесения[1187] в начале молитвы, а во время второго рак’ата − пять раз, не считая произнесения этих слов после завершения каждого земного поклона. Во время первого рак’ата слова “Аллаху акбар” произносятся после “ду‘а аль-истифтах” и перед обращением к Аллаху с мольбой о защите от шайтана[1188], а во время второго − перед обращением к Аллаху с вышеупомянутой мольбой. Как указывает большинство наших товарищей, между каждыми двумя такбирами желательно произносить слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллахи/”. Однако некоторые из них считают, что в подобных случаях желательно говорить: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть и Ему хвала; в руках Его благо, и Он всё может! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, би-йади-хи-ль-хайру, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/»
Абу Наср ас-Саббаг и другие наши товарищи говорили, что, если человек произнесёт то, что обычно говорится в подобных случаях, будет прекрасно. Имеются в виду слова “Аллах велик, намного более (велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху утром и перед закатом!” Всё это следует говорить по возможности, и в этом нет ничего нежелательного или запретного. Если же человек не произнесёт ни этих слов, ни семикратного или пятикратного такбира, его молитва будет действительной, и совершения земных поклонов в качестве искупления за проявление невнимательности /суджуд ас-сахв/ не потребуется, однако он упустит возможность совершить доброе дело. Таким образом, следует считать, что если молящийся забудет произнести слова “Аллаху акбар” и сразу приступит к чтению Корана, то возвращаться к произнесению этих слов он не обязан, однако известно слабое[1189] утверждение аш-Шафи’и, согласно которому человек должен сделать это.
Если говорить о хутбах во время праздничных молитв, то перед первой[1190] желательно произнести слова “Аллаху акбар” девять раз, а перед началом второй − семь раз.
Ранее мы уже касались вопроса о том, что желательно читать во время совершения праздничной молитвы.[1191] Согласно сунне, во время первого рак’ата праздничной молитвы и моления о ниспослании дождя после “Аль-Фатихи” читается сура “Каф”, а во время второго – сура “Луна”. По желанию во время первого рак’ата можно прочесть суру “Высочайший”, а во время второго − суру “Покрывающее”.
بابُ الأَذْكارِ في العَشْر الأُوَلِ من ذي الحِجّة
Глава 130. Как желательно поминать Аллаха в течение первых десяти дней месяца зу-ль-хиджжа
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَيَذْكُروا اسْمَ اللَّهِ فِي أيَّامٍ مَعْلُوماتٍ ﴾ [الحج:28[ الآية.
{...и поминать имя Аллаха в установленные дни...}[1192] Ибн ‘Аббас, аш-Шафи’и и большинство улемов считали, что здесь имеются в виду первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа.
Знай, что в течение этих десяти дней желательно заниматься разными видами поклонения, в том числе − много поминать Аллаха, но ещё больше внимания всему этому желательно уделять в день ‘Арафата.
عن ابن عباس رضي اللّه عنهما عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم أنه قال: "ما العَمَلُ في أيَّامٍ أفْضَلَ مِنْها في هَذِهِ قالوا: وَلا الجهادُ فِي سَبيل اللّه؟ قال: وَلا الجِهادُ، إِلاَّ رَجُلٌ خَرَجَ يُخاطِرُ بنَفْسِهِ وَمالِه فَلَمْ يَرْجِعْ بِشَيْءٍ" هذا لفظ رواية البخاري وهو صحيح.
470. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дела, (совершаемые) в течение этих десяти дней[1193], не лучше дел, (совершаемых) в течение этих (трёх)[1194]». (Люди) спросили: «И даже джихад (не является более достойным)?» (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И даже джихад, если только (в нём не участвовал) человек, рисковавший (ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёсший назад, ни того, ни другого[1195]».[1196]
وفي رواية الترمذي: "ما مِنْ أيَّامٍ العَمَلُ الصَّالِحُ فِيهنَّ أحَبُّ إلى اللّه تعالى مِنْ هَذِهِ الأَيَّامِ العَشْرِ"
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет праведных дел, совершаемых в любые дни, которые Аллах Всевышний любил бы больше дел, совершаемых в течение этих десяти дней». В версии, приводимой Абу Даудом, приводятся те же слова, если не считать того, что там сказано:
وفي رواية أبي داود مثل هذه، إلا أنه قال: "مِنْ هَذِهِ الأيَّام" يعني العشر.
В течение этих дней».
В “Муснаде” имама Абу Мухаммада ‘Абдуллаха бин ‘Абд ар-Рахмана ад-Дарими приводится ещё одна версия этого хадиса, передаваемая со слов передатчиков обоих “Сахихов”. В этой версии сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"ما العَمَلُ فِي أيَّامٍ أفْضَلَ مِنَ العَمَلِ فِي عَشْرِ ذِي الحِجَّةِ، قيل: ولا الجهاد؟" وذكر تمامه،
«Нет (праведных) дел, которые были бы лучше дел, (совершаемых) в течение десяти дней зу-ль-хиджжа». В другой версии, которая приводится там, сказано:
وفي رواية "عَشْرِ الأضْحَى".