Упорядоченное изложение фетвы шейха аль-Альбани

Разъяснение фетвы шейха аль-Альбани о хиджре из Палестины

Шейх Машхур бин ХасанАли Сальман

Перевод: Дамир Хайруддин

Однажды на собрании шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, встретился с одним человеком, который был подобен ему по возрасту, но не по знанию. Пожилой мужчина, который приехал из Палестины, задал шейху, да смилуется над ним Аллах, ряд вопросов по некоторым проблемам, упомянув, помимо прочего, о той боли и страданиях, которые он испытывает при виде положения мусульман, проживающих в Палестине. Шейх аль-Альбани, которому при вынесении фетв всегда было присуще проявлять откровенность и смелость в отстаивании своих убеждений, сказал, что Мекка лучше, чем Палестина, но все равно Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи не в состоянии исповедовать свою религию в этом городе, переселился из него. Поэтому, каждый мусульманин, в каком бы уголке земли он ни проживал, если он не в состоянии исповедовать там свою религию, должен покинуть место своего проживания и переехать туда, где он сможет это делать.

И что же произошло? Спустя десять лет после произнесения этой фетвы за нее ухватились некоторые из ненавистников шейха, став трезвонить о ней на всех углах. Причина, из-за которой они это сделали, довольно банальна: движение «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун») выдвинуло своих кандидатов на участие в парламентских выборах в Иордании, а шейх аль-Альбани, к которому люди обратились с вопросом о том, принимать ли им участие в предстоящих выборах или нет, не разрешил им это. В результате, движение «Аль-Ихван аль-Муслимун», обозлившись на шейха аль-Альбани, стало распространять среди людей эту смуту, чтобы отвратить их от него.

Упорядоченное изложение фетвы шейха аль-Альбани

да смилуется над ним Аллах

Чтобы разъяснить данный вопрос и разобраться в нем, необходимо упорядочить разрозненные части фетвы шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, и выразить сказанное им в виде четко сформулированных пунктов. Итак, в фетве указывается на то, что:

«Хиджра и джихад[1] будут продолжаться до Судного Дня;

- Данная фетва не предназначена для какой-либо определенной страны или народа;

- Самый благородный и величайший из людей, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил хиджру из самого благородного и величайшего места на земле – Высокочтимой Мекки. При этом никто с самого начала сотворения рода человеческого и вплоть до Судного дня не сравнится по своему положению с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, также как ни одно место на земле не сравнится с Меккой по святости и почтению.

- Если мусульманин не находит в той местности, где он проживает, прибежище для своей религии, если мусульманин подвергается в этой земле гонениям за веру и не может открыто выполнять те установления Шариата, которые возложены на него Аллахом, в таком случае он обязан совершить хиджру, опасаясь, что душевные либо телесные муки и испытания, которым он подвергается, могут отвратить его (от своей религии). Именно этот пункт является тем краеугольным камнем, с которым связано действие законоположения о хиджре, и от которого зависит необходимость переселения либо отсутствие этой необходимости. Однако, к величайшему сожалению, критиканы и ненавистники (шейха аль-Албани) в своих выступлениях на трибунах и в предвыборных баталиях скрыли этот пункт фетвы, утаили его и умолчали о нем!!!

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в «Рауда ат-Талибин» (10/282) сказал: «Мусульманину, который находится в стране неверных (дар аль-куфр) в слабом положении, и который не имеет возможности открыто исповедовать в ней свою религию, запрещено проживать в этой стране, и он обязан совершить переселение (хиджру) в исламскую страну (дар аль-Ислам)…».

- Если мусульманин нашел внутри своей страны место, где его жизнь, религия и семья будут находиться в безопасности, где он будет далек от соблазнов и искушений, окружающих его в том населенном пункте, в котором он проживает, то он должен, при наличии возможности, переселиться в это место, находящееся в пределах его страны.

- Совершить переселение внутри страны, несомненно, лучше, чем переселяться за границу, поскольку в таком случае человек сможет быстрее вернуться в место своего прежнего проживания после того, как исчезнет причина, из-за которой он был вынужден уехать оттуда».

Это еще один пункт фетвы, который был скрыт теми, кто не удосужился соблюсти в отношении шейха, в отношении религиозного знания и в отношении людей ни справедливости, ни объективности.

«Таким образом, Шариатом установлена хиджра как из одной страны в другую, так и в пределах одной страны, между ее населенными пунктами. Мухаджир, то есть человек, совершающий хиджру, лучше остальных людей осведомлен о своем положении, и знает про себя то, чего не знают о нем другие».

Таков третий пункт фетвы, скрытый этими шутами, которые, выступая с трибун, заявляют, что шейх аль-Альбани приказывает палестинцам уехать из Палестины! Да, клянусь Аллахом, именно так и было сказано ими, без упоминания каких-либо подробностей и разъяснений!!!

«Хиджра из одной страны в другую установлена только при наличии соответствующих причин и обстоятельств наподобие тех, о которых было упомянуто в одном из предыдущих пунктов. К наиболее весомой из этих причин относится следующая: переселение ради того, чтобы приготовить необходимые силы и обзавестись соответствующими средствами для выдворения врага из мусульманских земель, освобождения оккупированной территории и восстановления на ней исламского правления. Всевышний Аллах сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы и конницы, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага…»(сура ''Трофеи'', аят 60).

Если мусульманин или мусульмане знают, что оставаясь в своем месте проживания, они станут еще слабее и беспомощнее, и что в случае переселения они избавятся от слабости и немощи, если они, зная все это, и имея возможность для совершения хиджры, все равно не делают этого, то они являются грешниками, которые ослушались веления Аллаха. Возможно, они будут подвергнуты за это ослушание еще более великому и тяжкому наказанию, из-за которого погибнет их личность, утратится их образ, извратятся их религиозные убеждения, и после этого они не найдут для себя ни покровителя, ни помощника, кроме одного Аллаха.

Плачевный результат, к которому пришли мусульмане Андалусии (Испании) и некоторых других стран – явное тому свидетельство, пробуждающее забытые скорби и заставляющее забыть сладость сна и покоя.

- Другим, несомненно важным элементом фетвы, который скрыли ее “распространители”, является зависимость совершения хиджры от наличия у человека сил и возможностей для этого, ведь Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура ''Корова'', аят 286), а в другом аяте Он сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (сура ''Взаимное обделение'', аят 16).

Поэтому:

- если мусульманин не находит помимо своей страны иной земли, где он мог бы найти убежище, обезопасить свою религию и спастись от соблазнов и искушений, имеющихся в его местности;

- или если совершению им хиджры препятствуют непреодолимые обстоятельства;

- или если ситуация на всей земле одинакова и в равной мере отвечает условиям, при которых обязательна хиджра;

- или если сам человек знает, что дальнейшее пребывание в своей стране безопаснее для его религии, жизни и семьи;

- или если существует возможность переселения только в ту страну, которая управляется по законам явного, открытого неверия (куфра);

- или если его нахождение в стране оправдано тем, что оно по-настоящему служит интересам Шариата, в независимости от того, отвечает ли это интересам мусульманской общины (уммы) или способствует выведению неверных из их неверия, и при этом он не боится поддаться искушению в религии, – то во всех вышеупомянутых и подобных им обстоятельствах мусульманин входит в число тех, кто не имеет иной возможности, кроме как продолжать жить в своей местности, и можно надеяться, что он получит награду мухаджиров, т.е. людей, покидающих свою землю ради спасения собственной религии и из стремления к довольству Господа.

Продолжим приведенную ранее цитату имама ан-Науауи, содержащуюся в «Рауда ат-Талибин» (10/282). Он сказал: «…если же человек не имеет возможности совершить хиджру, то это служит ему оправдательной причиной до тех пор, пока он не обретет такой возможности».

- Что же касается, в частности, жителей Палестины, то на них распространяются такие же положения, которые действуют в отношении всех людей, находящихся в аналогичной ситуации. Шейху аль-Альбани был задан вопрос о жителях некоторых палестинских городов, оккупированных иудеями в 1948 году. Эти города до такой степени подпали под власть иудеев, что они стали чужбиной для религии проживавших в них палестинцев, а сами палестинцы превратились в униженных рабов.

Отвечая на этот вопрос, шейх аль-Альбани сказал: «Есть ли в Палестине такие села или города, где эти люди смогут исповедовать свою религию и обрести дом, в котором они укроются от искушений и опасностей неверия? Если есть, то они должны переселиться туда, не покидая пределов Палестины, поскольку переселение внутри нее доступно и отвечает той цели, которую преследует хиджра».

Это тщательное научное исследование развеивает утверждения тех, кто сеет смуту и вносит путаницу, заявляя, что в фетве шейха аль-Альбани якобы содержится призыв к выселению палестинцев из Палестины, и, что она способствует осуществлению иудейских планов!

Хочется обратиться к этим людям со следующими словами Корана: «Что с вами, как вы судите?»

Позор вам, о, ненавистники и критиканы! Знали ли вы обо всех этих подробностях или были не осведомлены о них? Ведь если знали, то почему же тогда скрыли и умолчали о них?!

- Каждому мусульманину следует знать, что охрана земли и сохранение жизни не превосходит по значимости сохранение религии и вероубеждения.

Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, подробно остановился на этом вопросе, комментируя следующий хадис: «Если вы засвидетельствуете, что нет божества, кроме Аллаха, будете совершать намаз, выплачивать закят, покинете многобожников и отдадите из военной добычи пятую часть (хумс), долю Пророка (ас-сахм) и ас-сафийй[2](или он сказал: ас-сафиййа), то вы получите безопасность от Аллаха и Его Посланника» Абд ар-Раззак (4/300/7857) и Ахмад (5/77,78). Цепочка передатчиков данного хадиса (иснад) является достоверной и отвечает условиям, которые предъявляли к достоверности хадисов аль-Бухари и Муслим. Этот хадис содержится в книге «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» ( № 2857).

Шейх аль-Альбани сказал: «В этом хадисе содержится ряд законоположений, связанных с призывом неверных к Исламу. Среди них – то, что они получат безопасность, если станут выполнять предписания Аллаха, в число которых входит расставание с многобожниками и переселение в исламские страны. Все они сводятся к тому, чтобы побудить людей, принявших Ислам, покинуть многобожников. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я непричастен к любому мусульманину, живущему среди многобожников так, что одному мусульманину не виден огонь (от очага) другого мусульманина». В других хадисах передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал присягу некоторых людей, обусловив ее расставанием с многобожниками. В некоторых хадисах сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний и Всемогущий Аллах не примет от многобожника, принявшего Ислам, его деяний, пока он не покинет многобожников и не переселится к мусульманам».

Поистине, вызывает сильное сожаление тот факт, что люди, принимающие Ислам в наше время – при их, слава Аллаху, многочисленности – не поступают в соответствии с данным законоположением, касающимся оставления многобожников и переселения в страны Ислама, за исключением лишь немногих из них. Я объясняю это двумя причинами:…»[3]

Также шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «К тому, о чем следует знать, относится наличие у хиджры разновидностей и ряда причин. Их рассмотрение требует отдельного разговора. В данном же случае нас интересует хиджра из стран неверия в страны мусульман, какими бы отклонившимися от Ислама ни были правители этих стран и каким бы ни было их упущение в отношении применения исламских законов.

Этим людям я говорю. Вспомните хотя бы два хадиса пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из которых он сказал: «Поистине, вера находит убежище в Медине, подобно тому, как змея находит убежище в свой норе»аль-Бухари и Муслим, а в другом: «Не перестанет в моей общине существовать группа людей, которая явно будет придерживаться истины до тех пор, пока не придет к ним веление Аллаха, и они будут одерживать верх». Этот хадис является достоверным, передающимся через многочисленные цепочки передатчиков (мутаватир) от целой группы сподвижников. Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он приведен в «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (№ 270, 1108, 1955, 1956). Также он приведен в «Сахих Аби Дауд» (1245). В некоторых версиях этого хадиса передается, что они являются «жителями аль-Магриба», т.е. аш-Шама.

Более подробно данный хадис передается в следующей формулировке: «Если жители аш-Шама станут порочными, то не будет в них добра, и не перестанет в моей общине существовать группа людей, которая явно будет придерживаться истины...»

В этих хадисах содержится указание на то, что ценность той или иной страны определяется ее жителями, а не ее “границами”. Об этой истине красноречиво выразился Сальман аль-Фарси, да будет доволен им Аллах. Когда Абу ад-Дарда написал ему: “Спеши в святую землю”, Сальман написал в ответ: “Поистине, святая земля никого не делает святым, ибо человека освящают его деяния”. Ибн Аби Шайба, Малик. Иснад достоверный.

Поэтому убийственным невежеством и предельной глупостью – если не сказать: “и недостатком религиозности” – является выбор в пользу проживания под иудейской оккупацией, сделанный одним невежественным оратором, который обязал алжирцев, подвергшихся репрессиям в своей стране, эмигрировать в Тель-Авив.[4] Именно в Тель-Авив, а не в какую-либо из мусульманских стран: например, в Амман, не говоря уже о Мекке или Медине! При этом он игнорирует тот разврат, то нечестие и распутство, которые сеют иудеи в Палестине в целом, и в таких городах, как Тель-Авив, Хайфа и Яффа, в частности. Все это словно опасная инфекция распространяется среди многих мусульман и мусульманок из-за их непосредственного соседства и контакта с иудеями, что не остается незамеченным теми, кто жил с иудеями, а затем по милости Аллаха спасся от них, а также теми, кто время от времени навещает свои семьи, оставшиеся там.

Любой человек, у которого есть хоть какие-либо знания (в религии), заметит в этом выборе оратора прямое нарушение ясных слов Всевышнего Аллаха: «Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?!». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий. Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах – Прощающий, Милосердный!» (сура ''Женщины'', аяты 97-100).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Этот благородный аят был ниспослан в отношении каждого человека, который проживает среди многобожников, имея возможность совершить хиджру и не имея возможности исповедовать свою религию (в месте своего проживания). Такой человек, согласно единодушному мнению ученых и тексту данного аята, является тем, кто чинит несправедливость в отношении собственной души и совершает запретное деяние (харам)”. См. «Тафсир Ибн Касир» (1/542)

Ни у кого из ученых-правоведов не вызывало сомнений, что данный аят с его всеохватывающим смыслом, касается не только переселения (хиджры) из страны неверия. Об этом ясно заявил имам аль-Куртуби. В своем тафсире Корана (5/346) он сказал: “Этот аят указывает на необходимость переселения из той земли, где царит грех. Саид ибн Джубейр сказал: “Если в какой-либо земле царит грех, то уезжай из нее”. Произнеся эти слова, он прочитал: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?!»

Это предание от Саида привел через достоверный иснад в своем “Тафсире” Ибн Абу Хатим (2/174/1). На него же указал в “Фатх аль-Бари” (8/263) аль-Хафиз Ибн Хаджар, сказав: “На основании этого аята Саид ибн Джубейр сделал вывод об обязательности переселения (хиджры) из страны, где царит ослушание Аллаха”.

Некоторые невежды из числа проповедников, докторов и профессоров могут счесть, что высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет хиджры после взятия Мекки (аль-Фатх)[5]» аль-Бухари и Муслим, – полностью отменяет законоположение о хиджре. Такого рода утверждения представляют собой вопиющее незнание Корана, Сунны и высказываний имамов. Я услышал о подобном заявлении от одного из профессоров, относившего себя к знатокам (религии), во время нашей с ним дискуссии, которая была вызвана смутой, организованной вокруг меня вышеупомянутым оратором. Когда я привел ему ясный хадис, где говорится «Не прервется хиджра, пока будет приниматься покаяние, и не перестанет приниматься покаяние, пока солнце не взойдет с запада», – он затруднился что-либо сказать в ответ!

В этой связи, мне хотелось бы привести уважаемым читателям высказывание шейх-аль-Ислама Ибн Таймийи относительно двух вышеупомянутых хадисов, в котором указывается на отсутствие между ними каких-либо противоречий. В «Маджму’ аль-Фатава» (18/281) шейх-аль-Ислам сказал: “Оба хадиса являются истиной. В первом из них речь идет о том, что обычно понималось под хиджрой во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то есть о переселении из Мекки и других аравийских земель в Медину. Поистине, эта хиджра была в то время предписанием Шариата, поскольку Мекка и другие земли являлись территорией неверных, воюющих с мусульманами. Вера в тот период времени была в Медине, и переселение из земли неверия в землю Ислама (т.е. в Медину) было обязательным для тех, кто имел для этого возможность. Когда же Мекка была взята мусульманами, став исламской территорией, и когда арабы приняли Ислам, тогда все эти земли стали землей Ислама, (т.е. исчезла необходимость выселяться из них), и поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет хиджры после взятия Мекки (аль-Фатх)». Определение какой-либо территории как земли неверия, земли Ислама или земли нечестивцев не является чем-то неизменным. Нет, подобная характеристика территории непостоянна и временна, и она напрямую зависит от самих жителей, населяющих данную землю. Всякая земля, на которой проживают верующие и богобоязненные люди, является в этот период времени землей приближенных к Аллаху людей. Точно так же всякая земля, на которой проживают неверные, является в этот период времени землей неверия, а всякая земля, на которой проживают нечестивцы, является в этот период времени землей нечестия. Если же жителей какой-либо земли сменяют другие люди, то эта земля становится их землей.

Аналогичным образом, если мечеть будет превращена в винную лавку, в публичный дом, в обитель несправедливости или в церковь, где наряду с Аллахом поклоняются другим божествам, то мечеть теряет свой статус и название в соответствии с изменением (контингента) тех людей, которые ее заполняют. И, наоборот, любая винная лавка, публичный дом или тому подобное заведение, становясь мечетью, где поклоняются Всевышнему Аллаху, меняет свой статус в соответствии с произошедшим изменением. То же самое касается и людей: праведный человек может стать нечестивцем, неверный – верующим, верующий – неверным и т. д. Таким образом, статус и определение всего изменяется при его переходе из одного состояния в другое. Всевышний Аллах сказал: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое…»(сура ''Пчелы'', аят 112). Этот аят был ниспослан о Мекке в то время, когда она была землей неверия, хотя сама по себе она продолжала оставаться лучшей землей Аллаха и самой любимой для Аллаха землей. Поистине, в данном аяте подразумевается не сама Мекка, а именно ее жители. Ат-Тирмизи передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоя в аль-Хазваре,[6] сказал: «Клянусь Аллахом, ты (о, Мекка) – лучшая из земель Аллаха, и самая любимая пред Аллахом из Его земель. И если бы мой народ не изгнал меня из тебя, я бы не покинул тебя». В другой версии (этого хадиса) передается: «Ты – лучшая из земель Аллаха и самая любимая для меня из Его земель». Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что Мекка – самая любимая земля для Аллаха и для Его Посланника, но в то же время его пребывание в Медине и нахождение в ней тех верующих, кто был с ним, было лучше и достойнее их пребывания в Мекке, потому что Медина была местом хиджры. Именно поэтому, нахождение на страже (рибат) и проживание в приграничных областях исламской земли превосходит проживание в районах, находящихся по соседству с Меккой или Мединой, на что указано в следующем достоверном хадисе: «Пребывание на страже мусульманских земель на пути Аллаха ночью и днем лучше поста и ночных молитв, совершаемых в течение месяца. Если (мусульманин) умрет, будучи мурабитом (т.е. пограничником), то он умирает муджахидом, и будут продолжаться дела его, и будет определен ему его удел из Рая, и избавится он от искусителя[7]»”. [Конец цитаты Ибн Таймийи]

Эти ораторы и доктора пребывают в полном неведении относительно этих истин и бесценных жемчужин, хранящихся в сокровищнице знаний шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи, да смилуется над ним Аллах. Эти люди пренебрегают Шариатом Аллаха, хотя, выражаясь Словами Всевышнего: «они полагают, что совершают благо», когда приказывают палестинцам оставаться в своей земле и запрещают им переселяться из нее, а ведь при этом они знают, что пребывание там калечит религию и жизнь палестинцев, приводит к гибели мужчин и к позору женщин, морально разлагает юношей и девушек, о чем сами же говорят в многочисленных сообщениях. Все это происходит по причине жестокого гнета иудеев, которые неожиданно нападают на дома мусульман, когда их женщины лежат в своих постелях,[8] и творят еще много других вещей, обрушивая на головы палестинцев скорбь и бесчестье. Обо всем этом прекрасно известно ораторам и докторам, которые делают вид, что ничего не знают, подобно глупому страусу, притворяющемуся, что не видит охотника! Как жаль, что эти люди – невежды, которые не знают о том, что они невежды. Разве они не читали слов Всевышнего Аллаха: «А если бы Мы предписали им: ''Убейте самих себя (т.е. пусть невинные убьют беззаконников) или покиньте свои дома!'', – то лишь немногие из них совершили бы это!» (сура ''Женщины'', аят 66).

О если бы мне знать, что эти люди говорят о палестинцах, которые покидали свои земли то в качестве беженцев,[9] то в качестве эмигрантов.[10] Называют ли они этих палестинцев грешниками под тем предлогом, что они освободили свою землю для иудеев?!

А что они скажут про миллионы афганцев, совершивших хиджру в Пешавар (Пакистан), хотя их земля не была оккупирована русскими в той же степени, в какой Палестина оккупирована иудеями?!

И, наконец, что они скажут о боснийцах, которые в наши дни ищут убежище в некоторых мусульманских странах, в том числе и в Иордании?! Или они тоже запретят им покидать свои земли?! Скажут ли эти зачинщики смут и в их адрес: “Зачем они к нам приезжают? Что им тут надо?!” Неужели они не знают, что сказал Всевышний о тех, кто радушно принимает мухаджиров? «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселяющихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтенье перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими».(сура ''Сбор'', аят 9).

Или же они намеренны быть как те, о которых Всевышний Аллах сказал: «Они объявляют это дозволенным в один год, и запрещают это в другой год»?! (сура ''Покаяние'', аят 37).

Конец фетвы шейха аль-Альбани.

[1] Речь, конечно же, идет о подлинном джихаде, который ведется под знаменем государства и по приказу его правителя, а не о тех заговорах, покушениях и взрывах, которые осуществляют, прикрываясь джихадом, некоторые группировки.

[2] Ас-Сафийй – это то, что выбирал для себя Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, из предметов военной добычи (рабов, лошадей, мечей или другого, понравившегося ему имущества) до того, как она делилась на пять частей. Эти три вещи (т. е. упомянутые в хадисе пятая часть (аль-хумс), ас-сахм и ас-сафийй) имели отношение только к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и являлись компенсацией за то, что Аллах запретил ему получать какие-либо пожертвования. Это разъяснение привел аль-Хаттаби.

[3] Первая причина – их привязанность к этому миру и легкая комфортная жизнь в своих странах. Там, как известно, люди ведут благополучный и обеспеченный в материальном плане образ жизни, и им, обычно, трудно решиться на переезд в мусульманскую страну, где им не будут обеспечены достойные, на их взгляд, условия существования.

Другая, более важная, причина – их неосведомленность о данном законоположении. В этом случае они не несут ответственности, и им простительно несоблюдение этого установления, поскольку они не слышали о нем ни от одного из тех проповедников, чьи речи, переведенные на некоторые иностранные языки, получили распространение, а также ни от кого из тех, кто приезжает в их страны для осуществления исламского призыва. Это связано с тем, что большинство людей, занимающихся призывом, не относится к знатокам фикха, особенно те, кто состоит в «Джамаат ат-Таблиг».

Напротив, люди, принимающие Ислам, еще больше привязываются к своим странам, когда видят, что многие мусульмане выполняют законоположение о хиджре с точностью до наоборот, покидая свои страны, и переезжая в страны неверных! Откуда же этим людям, которых Аллах привел к Исламу, знать о подобных законоположениях, если сами мусульмане поступают наперекор им?

Так пусть же знают и те, и другие, что хиджра продолжается и будет продолжаться подобно джихаду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не прервется хиджра, пока продолжается сражение с врагом». В другом хадисе сказано: «Не прервется хиджра, пока не перестанет приниматься покаяние, и не перестанет приниматься покаяние, пока солнце не взойдет с запада». См. «Аль-Ирва» (№ 1208).

[4] Этот оратор сказал: «Клянусь Аллахом, если бы мне предложили выбрать между проживанием в Аль-Кудсе (Иерусалиме) под оккупацией иудеев и проживанием в какой-либо из арабских столиц, то я выбрал бы Аль-Кудс!». Далее он добавил к сказанному следующие слова: «Мое твердое мнение таково, что хиджра из Алжира в Тель-Авив является обязательной (ваджиб)».

[5] Прим. редактора: аль-Фатх (букв. ''открытие'') – покорение мусульманами Мекки в месяце Рамадан 8 года хиджры (январь 630 года по христианскому летоисчислению).

[6] Прим. переводчика: место в Мекке, неподалеку от Каабы. После расширения Заповедной Мечети (аль-Масджид аль-Харам) это место стало частью ее территории.

[7] Прим. редактора: ''и избавится он от искусителя'', т.е. он будет избавлен от всего того, что может ввести его в искушение, иначе говоря от вопросов, которые ангелы задают людям в могиле.

[8] А что сказал бы шейх аль-Альбани, который произнес эти слова, если бы он дожил до наших дней, услышав то, от чего седеют дети?! Услышав то, какому чудовищному истреблению подвергаются мусульмане в Палестине, как их изгоняют, как уничтожают их жилища и посевы?!!

[9] В 1948 году, когда было объявлено, что отныне Палестина является частью Израиля.

[10] В 1967 году, когда многие из оставшихся палестинцев покинули сектор Газа и Западный берег реки Иордан.

Наши рекомендации