Священномученик александр виноградов, московский
Память 9 / 22 сентября, в Соборе Московских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 1 / 14 июня 1884 года в Москве в семье заштатного псаломщика Ивана Михайловича, служившего трапезником при Воскресенской церкви, что на Ваганьковском кладбище.
В 1899 году окончил Донское духовное училище Москвы, в 1905 году - Московскую духовную семинарию.
1 октября 1909 года рукоположен во священника к Преображенскому храму села Люберцы.
В 1920 году был призван на несколько месяцев на военную службу, которую проходил в тыловом ополчении.
В 1929 году возведен в сан протоиерея.
21 ноября 1933 года переведён в Покровский храм села Перхушково Звенигородского района.
27 ноября 1937 года был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при отделении милиции г. Звенигорода. На следующий день после ареста в двенадцатом часу ночи состоялся допрос, который продлился до пяти часов утра 29 ноября. Вечером 29 ноября в начале десятого часа ночи о.Александра вызвали еще на один допрос, продолжавшийся пять часов. Через несколько дней он был переведен в Таганскую тюрьму.
5 декабря 1937 тройкой при УНКВД СССР осуждён с приговором на 10 лет ИТЛ. В декабре 1937 года был отправлен на Дальний Восток с этапом заключенных. Отбывал заключение в исправительно-трудовом лагере г. Свободный.
Скончался в лагере 22 сентября 1942 года от болезни пеллагры[56]. Погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 25 марта 2004 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии[57].
Литература
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь:"Булат", 2005. С.72–74.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF...XI*
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским: 3благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5Ему слава во веки веков. Аминь.
6Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.
9Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.
10У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.
21После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,- 24и прославляли за меня Бога.
Глава 2.
1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
11Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
Апостол вразумляет Галатов – народ, некогда живший в Малой Азии и ныне учеными причисляемый… к
кельтам. Среди этих людей, бывших язычников, появились проповедники, считавшие необходимым соблюдение Закона Моисеева во всей полноте, в частности, что прежде крещения все уверовавшие должны обрезываться. Но Бог уже являл свою Благодать и на язычниках, уверовавших во Христа, не требуя от них обрезания, так что для таковых соблюдение Закона Моисеева объявлено необязательным. И апостол вразумляет паству, уклонившуюся в суемудрие, ведь сам Бог не требовал обрезания от уверовавших, сами же эти обряды не приносят человеку спасения, иначе какой смысл был бы приходить Христу!
Евангелие (от Марка): 1И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Исцеление гадаринского бесноватого. Господь исцеляет многих бесноватых, но лишь два-три случая Евангелисты описывают отдельно. И это приводится не просто ради рассказа, но для назидания, ведь человек, согрешая, попадает под власть духов злобы и чем больше он коснеет в грехе, тем большую власть они имеют над ним. Часто Бог попускает им видимо мучить человека, дабы тот понял, на какое страшное иго он обрекает себя, выполняя волю демонов. Этот человек оказался в особенно страшном положении, несомненно, вследствие прежней жизни. Этим Евангелист как бы говорит: «человек! оставайся верным заповедям и ничего такого не постигнет тебя». И теперь Господь исцеляет его, однако попускает бесам войти в свиней, которых пасли местные жители. Тогда еще не было собора апостольского, отменившего обязательность обрядов и правил Закона Моисеева, а значит, такой «промысле» был противозаконен. Итак, для местных жителей превыше всего оказался заработок, а не Закон Божий, а потому, лишившись такового, они прогнали Христа от себя. Лишь человек этот, облагодетельствованный Христом, последовал за ним и желал вовсе уйти вслед за ним из этих мест, желая, вероятно, покинуть местность, жизнь в которой привела его в такое страшное состояние. Господь же возвращает его в свой город, дабы он рассказал о том, что сотворил ему Бог. И этого человека, проповедующего о том, что сделал ему Господь, нередко называют гадаринским апостолом, так как он одним из первых проповедовал о Христе….
И чтения праздника святых Иоакима и Анны. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22Ибо написано: || Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, 25ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; 26а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.
27Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
16Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.
19И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
20И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
21Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Все тайное станет явным пред судом Божиим, никакое злое дело не скроется, а лишь то, что очищено покаянием. Выше была приведена притча о сеятеле, где душа человека уподобляется почве. Если душа подобна доброй земле, которая обрабатывается и очищается, выращиваемое семя усердно поливается и подкармливается, а сорняки (страсти и греховные наклонности) – выпалываются, то человек такой становится, поистине, светилом для окружающих, становится подобен светильнику, который не скроется под спудом. А по делам будет и воздаяние…Впрочем, не человек спасается, но Бог спасает его, не без содействия самого человека (ведь никто не будет помогать человеку, пассивно сидящего на кровати, да кричащего «помогите!»). Что касается тайного, что станет явным, то нередко еще здесь дела человека открывается. Если наши дела расходятся со словами, то не следует думать, что окружающие нас люди не видят этого. Очень часто они это хорошо видят и по нашим делам судят о нашей вере. Если в первые века христианства верные Божии вызывали удивление, так что одна их жизнь служила проповедью, то кто виновен, что иной раз говорят, что «христиане – это лицемеры»?! Горе нам, если это действительно для нас. Но да не будет этого! Боже, утверди ны во истине Твоей!
Пятница 23 сентября.
Праздников в этот день не так много, как в иные из предыдущих дней. Так, в этот день отмечается память Собора Липецких святых. Празднование учреждено 8 июня 2010 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочено ко дню памяти священномученика Уара, первого епископа Липецкого.
Ап. Апеллий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) |
23 сентября 2010 года в Липецкой епархии было впервые совершено чествование Собора святых, в земле Липецкой просиявших. Также в этот день чтится память мученика Варипсавы, о котором сообщается лишь то, что преданию, был с Востока и что, как считается, он принес в Рим сосуд с кровью Христа Спасителя. Замучен, как сообщается, он в Далмации (ныне – Адриатическое побережье Хорватии).
Тропарь, глас 4
Днесь радуется светло Липецкая земля, прославляюще святыя своя, верно Господеви послужившия и Церковь Русскую украсившия: О предивнии сродницы наши, святителие, преподобнии, новомученицы и исповедницы, в подвизех и страданиих Богу угодивши, и образ благочестия в житии нам показавшии, Отечество наше соблюдите в мире и благоденствии, и на пути земнаго странствия нашего теплии заступницы и споспешницы будите, посреди искушений же и бед к вечному Отечеству нас приводящии.
АПОСТОЛ от 70 АПЕЛЛИЙ
Память 10 / 23 сентября, 31 октября / 13 ноября, в Соборе семидесяти апостолов
Не исключено, что по происхождению был иудей, так-как имя Апеллий было распространено среди иудеев.
Ему, наряду с другими членами Римской Церкви, апостол Павел посылал приветствие и называл его "испытанным во Христе" (Рим 16, 10).
Предание приписывает ему епископское служение в Смирне (ныне Измир) и в Ираклии.
Ап. Апеллий от 70. Греч. икона XX-XXI вв. |
Почитание
В ряде восточно-римских Минологиев апостол Апеллий обычно изображен с апостолами, чья память приходится на 31 октября / 13 ноября. Сцена мучения апостолов представлена: в Минологии Василия II[58]; в Минологии последней четверти XI века[59]. Апеллий изображен в рост в греко-грузинской рукописи[60] - в руках свиток. Описание облика святого имеется в "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота начала XVIII века, где его предписано изображать молодым, с короткой бородой[61]. Отдельное последование Апеллию неизвестно.
Не позднее конца XVIII века возник вопрос о тождестве апостола Апеллия Смирского и Ираклийского. В "Синаксаристе" святого Никодима Святогорца было различено два Апеллия: один - апостол, упомянутый в
Послании апостола Павла и ставший епископом в Смирне, память 10 / 23 сентября[62], другой - апостол от 70,
впоследствии епископ в Ираклии, память 31 октября / 13 ноября[63]. Архиепископ Сергий (Спасский), ссылается
и следует Никодиму Святогорцу различая двух Апеллиев[64].
При этом в печатных месяцесловах XIX века - митрополита Евгения, протоиерея Д. Вершинского и др. -
упоминается только один Апеллий под 31 октября / 13 ноября. 10 / 23 сентября отмечена память апостола
Аполлоса Александрийского. Т.к. в списках Смирских епископов упоминается только Аполлос, было предположено что имело место смешение имен Апеллия и Аполлоса.