Праведниками из народа нуха
1 - Аль-Бухари приводит слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:
- Идолы, которые раньше принадлежали людям из народа Нуха, оказались у арабов. Так, например, Вадд оказался у пламени Кальб, Сува - у племени Хузайль, Йагус - у племени Мурад, а потом они перешли к племени Бану Гатиф.
Что же касается Йа'ука, то он оказался у племени Хамдан, а Наср - у племени Хамдан, а Наср - у племени Хумайр в роду Зу-ль-Киля, а все имена этих идолов есть не что иное как имена праведных людей из народа Нуха. Когда эти люди умерли, шайтан внушил их соплеменникам установить в тех местах, где они собирались, их изваяния и назвать их имена этих праведников. И они сделали это, но сначала люди не поклонялись этим идолам, а когда умерли и эти люди и вместе с ними исчезло знание, им стали поклоняться.
(Раньше в процессе нашего спора выяснилось, что поклонение кому-то помимо Аллаха, о котором Аллах Всевышний говорил, имея в виду многобожников, состояло в том, что они обращались с мольбой, приносили жертвы, давали обеты и со страхом и надеждой относились к идолам и истуканам, которые носили имена друзей Аллаха и праведников).
2 - Нечто подобное словам Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, говорит и Аль-Кальби в своей "Книге об идолах" на стр. 25 пишет следующее:
- Потом на свет появилось третье поколение, и люди стали говорить:, Наши предшественники почитали их только для того, чтобы просить их о заступничестве перед Аллахом, и они поклонялись им".
3 - Что же касается Мухаммада бин Ка'ба, о Вадде, Сува, Йагуса, Йа'уке и Насре он сказал следующее:
- Это не что иное как имена праведных людей, живших после Адама, но до Нуха. Когда они умерли, после них осталось их последователи, которые брали с них пример и шили их путем в том, что касалось поклонения. И к ним явился Иблис, который сказал им: "Если бы вы сделали их изображения, это сильнее побуждало бы вас к поклонению". И они так и сделали, а после них появилось следующее поколение людей, которым Иблис сказал "Поистине, те, кто жил до вас, поклонялись им"-, и они стали поклоняться этим идолам.
КОГДА НАЧАЛОСЬ ПОКЛОНЕНИЕ ИДОЛАМ?
С этого и началось поклонение идолам, именами которых были на самом деле имена этих людей, предавшихся Аллаху, и они сделали идолов похожими на них.
Ибн Джарир передал, что Мухаммад бин Кайс сказал:
- Это были праведные люди, жившие после Адама, но до Нуха, и у них были бравшие с них пример последователи, которые сказали: "Если бы мы сделали их изображения, это сильнее побуждало бы нас к поклонению, ибо они напоминали бы нам о них" -, и они сделали их изваяния.
И примерно то же самое говорили Икрима, Ад-Даххак, Катада и Ибн Исхак.
ЛАТ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ РАСТИРАЛ САВИК
(Вид еды быстрого приготовления, использовавшийся в пути).
ДЛЯ ПОЛОМНИКОВ
4 - Что касается Лата, то аль-Бухари приводит слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал о нем следующее:
- Лат был человеком, который растирал савик для паломников.
А Ибн аль-Кальби в своей "Книге об идолах" на стр. 16 пишет:
- Идол Лата находился в Ат-Таифе и был не таким древним как идол Манат, представляя собой квадратный кусок скалы. При жизни Лат был иудеем, растиравшим савик у самой скалы.
Таким образом, его сообщение согласуется со словами Ибн Аббаса.
5 - Что же касается автора "Книги о религиях и сектах" Аш-Шахрастани, то он пишет:
- Идолы были установлены повсюду где только можно для поклонения умершим, и они были сделаны по их образу и подобию, чтобы заменить их. Но мы же абсолютно уверены в том, что ни один разумный человек не станет обтискивать кусок дерева, придавая ему определенную форму, чтобы потом считать его божеством.
(Аш-Шахрастани, "Книга религий и сект", 3/251-252. Глава об Ибн Хамзе).
Однако когда эти люди начали часто приходит к ним и связывать с ними какие-то надежды на удовлетворение своих потребностей. не имея на то ни разрешения Аллаха Всевышнего, ни полученных от Него доводов относительно правильности подобных действий, этот обычай с течением времени превратился в поклонение и просьбы об исполнении их желаний, иначе говоря, в признание ими божественной природы идолов, относительно чего говорили:
- Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью.
Неужели же и после этого у тебя остаются сомнения в том, что этим идолам были даны имена людей, которых их соплеменники считали праведниками и любили, и что этим идолам поклонялись не как таковым, а только имея в виду тех людей, имена которых они носили и в честь которых были воздвигнуты?
БОЛЬШАЯ ТРУДНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С МОГИЛАМИ,