Продолжительность сасаны Будды Готамы

В период от Будды Готамы и до достижения мини­мальной продолжительности жизни исчезнет Бла­гословение Будды (будда-сасана). Когда Будда со­гласился на создание Сангхи бхиккуни, то сказал Почитаемому Ананде, что из-за этого сасана будет длиться только половину положенного срока — пять­сот лет вместо тысячи. Комментарий к «Абхидхамме», «Дхаммаса-гани», говорит, что пересказ палийского канона во время Первого буддийского Собора, созванного Почитаемым Махакассапой, позволил сасане продлиться еще напятьсот лет (48).

Комментарий к «Виная-питаке» (49) и «Ангуттара-никае» (50) гласит, что восемь важных правил, которые Будда дал Сангхе бхиккуни, позволят Уче­нию длиться пять тысяч лет вместо положенных пятисот. Будет существовать одна тысяча лет для архатов, достигших аналитической мудрости, одна тысяча лет для архатов без этого достижения, одна тысяча лет для невозвращающихся, одна тысяча лет для однажды возвращающихся и одна тысяча лет для вошедших в поток. По истечении пяти тысяч лет существования истинной доктрины (пативедха-садхамма) (51) останется полнота текстов (парнятти- дхамма). Когда исчезнет полнота текстов, появятся знаки (ли-га), которые продержатся еще долгое время.

В комментарии к «Тхерагатхе» (52) говорится, что сасана состоит из пяти периодов: 1) эпоха освобожде­ния (вимутти-юга), 2) эпоха концентрации (самадхи-юга), 3) эпоха заповедей (сила-юга), 4) эпоха изучения (текстов) (сута-юга) и 5) эпоха щедрости (дана-юга). Почитаемый Дхаммапала говорит по поводу ис­чезновения изучения: «В регионах, где нет чистоты нравственности, останется полнота (текстов) благодаря желанию излучать и овладевать. Но когда в конце концов исчезнет краткое изложение полноты (то ест Патимокша), исчезнет и сама полнота текстов. С того времени будут сохраняться только некоторые знаки (ли-га). Тогда, накопив богатство различными способами, люди будут совершать подношения (дана); и это действительно последняя из верных практик. Период, начавшийся после исчезновения учения, будет последним (паччхима-кала). Некоторые говорят, что он начнется со времени исчезновения заповедей». В бирманской традиции считается, что сасана будет продолжаться пять тысяч лет и что пять периодов сменят друг друга дважды. Первая половина сасаны уже прошла, длясь в каждом из пяти периодов по пятьсот лет. Сейчас мы находимся во второй половине, когда периоды, каждому из которых отведено no пятьсот лет, пошли по второму кругу.

В комментарии к «Анагатавамсе» говорится, что Будда начинает лекцию о грядущем Будде Майтрее словами о своем собственном Благословении, которое исчезнет, пройдя пять уровней: 1) исчезновение аналитической мудрости (патисамбхида), 2) исчезновение пути и плодов практики, 3) исчезновение практики (патипатти), 4) исчезновение текстов (париятти), 5) исчезновение Сангхи.

Другие комментарии также говорят о пяти уров­нях исчезновения (антарадхана) сасаны (53): 1) сна­чала произойдет исчезновение достижения (адхигама), что соотносится с эпохой освобождения, 2) вто­рой исчезнет практика (патипатти), что соотносится с эпохой концентрации и заповедей, 3) третьей исчезнет полнота текстов (париятти), что соотносится с эпохой изучения, 4) четвертыми исчезнут знаки (ли-га). Во время этого периода единственным хоро­шим поступком будет совершение подарков тем, кто носит желтую одежду, закрепляемую вокруг шеи так что этот период соотносится с эпохой щедрости. Так пройдет пять тысяч лет (54). После этого случится 5) исчезновение реликвий (дхату). Когда реликвии не будут более почитаться, они соберутся под деревом Махабодхи, там, где Будда достиг Про­буждения. Затем они сотворят изображения Будды, совершат чудо, подобное Чуду Близнецов, и будут учить Доктрине. Но никто из людей не будет при­сутствовать там, только дэвы из десяти тысяч миров будут слушать учение, и многие из них достигнут освобождения. После чего реликвии будут сожжены без остатка (55).

Приход Будды Арьи Майтреи

В лекции, с которой мы начали, Будда говорит даль­ше, что люди будут становиться все более и более нравственными. Как результат, продолжительность их жизни будет увеличиваться и возрастет наконец до восьмидесяти тысяч лет (56). И тогда придет Будда Майтрея. Ашин Буддагхоша объясняет, что продол­жительность жизни увеличится до одной асанкхейи, а затем снова начнет уменьшаться до восьмидесяти тысяч лет, так как Будда появляется только на умень­шении продолжительности жизни (57). В бирман­ской традиции считается, что Будда Майтрея будет жить восемьдесят тысяч лет, а человеческая жизнь будет сто тысяч лет, подобно тому, как Будда Готама жил восемьдесят лет, тогда как продолжительность жизни была сто лет. Но нигде точно не говорится, сколько пройдет времени со времен Будды Готамы до прихода Будды Майтреи. «Анагатавамса» (стих 5) говорит, что Будда Майтрея появится через десять миллионов лет (васса-коти), но в комментарии (58) к ней сказано, что здесь имеются в виду сотни и ты­сячи раз по десять миллионов лет (59).

Наша эпоха (каппа) называется Благой эпохой (бхадда-каппа), что означает, что в ней появится мак­симально возможное количество Будд — пять. Не­которые кальпы бывают пусты, то есть в них не по­является ни одного Будды. В других кальпах может появиться от одного до четырех Будд. Будда Готама был четвертым Буддой в нашей Благой эпохе, а Майтрея будет последним. Комментарий к «Буддавамсе» говорит, что очень трудно родиться в Благой эпохе. Те, кто родился в такую эпоху, обычно богаты мате­риально и духовно. У них обычно присутствуют три качества (отсутствие жадности, отсутствие ненави­сти и отсутствие невежества), и они разрушают свои загрязнения. Те, кто обладает двумя качествами (от­сутствием жадности и ненависти), рождаются в бла­гих формах существования, а те, у кого нет ни одного качества, имеют возможность обрести хотя бы одно из них (60). В другом комментарии (61) сказано, что во время Будды Майтреи чувственные удовольствия будут иметь изначально малую силу (разрушения).

Рождение следующего Будды

Много деталей относительно пришествия Будды можно найти в предсказаниях Будды Готамы в «Дигха-никае» (62), «Анагатавамсе» (63), двух версиях «Де­сяти Бодхисаттв» (64) и «Дасаваттхуппакаране» (65). К ним можно добавить рассказ Будды Готамы о про­шлом Будде Випасси (66), хвалу Будде Почитаемого Ананды (67) и комментарий к «Летописи Будд» (68).

Перед своим последним рождением, которое про­исходит в мире людей, каждый бодхисаттва останав­ливается на небесах Тушита. Он все помнит и осознает, когда рождается и живет там. Он живет там столько, сколько длится продолжительность жизни. За тысячу лет до появления бодхисаттвы в мире лю­дей в качестве Будды дэвы и брахмы отправляются в человеческий мир и провозглашают, что скоро по­явится Будда. Это называется предвестие (69).

Когда приходит время, бодхисаттва спускается в утробу матери (70), не теряя памяти и осознания. Он понимает, что это его последнее существование. В это время по всей Вселенной распространяется беспредельное восхитительное сияние. На период беременности его мать защищена четырьмя дэвами. Во время беременности его мать не нарушает пяти заповедей и не прельщает мужчин. Мать окружена всеми удовольствиями пяти чувств. Она не страдает от болезней и может видеть бодхисаттву, который сидит в ее утробе со скрещенными ногами, смотря вовне.

Его мать рожает стоя в лесу. Бодхисаттва Майтрея родится в оленьем парке в Исипатане (71). Ступни младенца коснутся золотой ткани. Сначала его примут дэвы, а затем уже люди. До того как его ступни коснутся земли, четверо дэвов преподнесут его матери, говоря: «Возрадуйся, женщина, великого сына ты родила». Он родится совершенно чистым. Два дождя из прохладной и теплой воды прольются с неба, чтобы омыть мать и бодхисаттву. Он пройдет семь шагов на север, оглядится по четырем сторонам света и издаст львиный рык о том, что он высший в этом мире. Когда он родится, по всей Вселенной распространится беспредельное восхитительное си­яние. Через семь дней после рождения бодхисаттвы его мать умрет и возродится на небесах Тушита (72).

Когда бодхисаттва Майтрея родится в мире людей, продолжительность людской жизни будет равна жизни дэвов. Женщины будут выходить замуж в пятьсот лет. Будет только три болезни: желание (есть) (иччха), медлительности после еды (анасана) и старение (джара) (73).Столицей Индии будет Кетумати (настоящий Варанаси). Будет 84 000 городов и 90 000 кроров (крор— 10 миллионов) принцев (74). Индия (75) будет простираться на сто тысяч йоджан. На земле не будет колючих растений, она будет чистой и зеленой. Трава будет высотой в десять сантиметров и мягкой, как хлопок. Климат также всегда будет хорошим. Дожди будут идти регулярно, а ветра не будут слишком горячими либо слишком холодными. Реки и озера не будут пересыхать. Песок будет белым, ровным, каждая песчинка будет по величине равна зерну гороха или фасоли. Страна будет подобна украшенному саду. Деревни будут многолюдны и располагаться близко друг к другу.

Люди будут спокойны, защищены и свободны от опасностей. Они будут радостны и счастливы. В стране будут часто отмечаться праздники. Еды и питья будет в изобилии. Индия будет прекрасна как Алакаманда, столица Куру. Столица Индии (76), Кетумати. будет простираться на двенадцать йоджан в длину и семь йоджан в ширину (77).В городе будут замечательные лотосовые пруды, полные душистой, чистой, прозрачной, прохладной и сладкой воды. Пруды будут доступны для людей в любое время суток. Окружать город будут семь рядов пальм и стены из драгоценных камней семи цветов.

На площади перед воротами города будут сверкающие деревья, исполняющие желания: одно — голу­бое, одно — желтое, одно — красное и одно — белое (78). На деревьях будут висеть божественные украше­ния наряду со всеми видами богатства и имущества.

Наши рекомендации