ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА – вспомним прошлый урок
РАССКАЗЫ О СВЯТЫХ
УРОК 3
ПОВТОРЕНИЕ
Как называется наш урок? Рассказы о святых. Святые – это люди с чистой душой, которые старались не грешить и совершать только добрые поступки. Теперь они живут с Богом. А мы видим их на иконах. На примере жизни святых мы будем стараться и сами жить правильно.
Это очень важно, потому что совершить плохой поступок очень легко, а вот отучиться от плохих дел очень сложно. Когда мы делаем нехорошие дела – ленимся, обзываемся, злимся, грубим – мы к этому привыкаем. И не всегда можем исправиться.
На востоке люди научились ловить обезьян хитростью 1. Они знают, что обезьяны очень любопытны. В кувшин с узким горлышком кладут бананы или другие фрукты и лакомства, потом ставят его то место, куда приходят обезьяны 2. Обезьянка увидит в кувшине фрукты и сунет туда лапу. А вынуть уже не может. Так и сидит у кувшина, пока охотник быстренько ее не поймает.
Грех тоже так ловит человека. Ты не хочешь обижать других, а не получается, не хочешь говорить плохое слово, а оно уже у тебя сорвалось с языка.
Но с грехами можно бороться. В этом нам помогает Бог. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа 3. Иисус Христос не делал греха. Злые люди распяли Его на кресте 4. Но Иисус Христос воскрес из мертвых 5, то есть стал жить снова. Он научил нас, как надо жить, чтобы не делать греха.
Те люди, которые жили так, как научил Христос, - называются святыми.
Итак, как нам бороться со своими плохими делами? Как избавиться от них? Молиться Богу и святым, жить, как Иисус Христос и святые и читать рассказы о святых, чтобы поступать, как они.\
СВЯТЫЕ СЕМЬ ОТРОКОВ, ИЖЕ ВО ЕФЕСЕ
Сегодня мы с вами поговорим о святых семи мальчиках. В Церкви их называют святыми эфесскими отроками. Эфесскими, потому что они жили в городе под названием Эфес 6-7-8-9.
Жили они в тяжелые времена, когда нельзя было ходить в храм, молиться. За это убивали. Если увидят у тебя крест, услышат, что ты говоришь о Боге, узнают, что ты молишься, - могли за это убить. Некоторые боялись и отрекались от Иисуса Христа. Но многие считали, что лучше умереть, чем стать предателем и отречься от Бога. Ведь Бог нас любит и никогда нас не предаст. И мы Его любим и никогда не предадим Его
В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и помогали бедным. Когда император Декий 10 повелел эфесским христианам отречься от Бога, отроки этого не сделали.
Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.
— Почему вы не отреклись от Иисуса Христа? — спросил разгневанный император.
— Потому что Он наш Бог, — ответил ему юный Максимилиан.
Декий хотел предать отроков пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил — на время, пока он снова не приедет в Эфес.
Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон 11 и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.
Самого младшего — его звали Иамвлих — посылали за покупками. Часть денег он раздавал бедным, а остальное тратил на еду для друзей. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали 12. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.
И вот однажды он увидел, как император Декий въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ — всем жителям города на следующий день нужно прийти к императору и отречься от Иисуса Христа.
Упомянули и о семи мальчиках — император приказал им вместе со всеми участвовать в этом.
Иамвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться.
Наступил вечер. Иамвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА – вспомним прошлый урок
Десять пальчиков расскажут, (показать 10 пальчиков, сжать кулачки)
Что умеют – всё покажут. (кулачками постучать друг о друга)
Ровно пять их на руке – (показать 5пальцев на одной, а потом на другой руке)
Помогают они мне. (кулачками постучать друг о друга)
Всем во всём они подмога: (кулачками постучать друг од друга)
Подметают и стирают, (показывать пантомимой все последующие движения)
Полы моют, мяч бросают
И на дудочке играют.
Кошку гладят и ласкают,
В огороде лук сажают,
И цветочки поливают,
Урожаи собирают!
Малышей не обижают,
Никогда не разрушают,
Слово Божие читают, (открыть и закрыть ладошки, сложенные книжечкой)
Этим Бога прославляют! (поднять руки вверх)
Продолжаем рассказ
На следующий день император, узнав, что мальчики убежали из Эфеса на гору и прячутся в пещере, велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.
Когда стена была почти готова, один из слуг царя (он тайно от царя верил в Иисуса Христа) написал имена отроков на дощечке и спрятал в щель между камнями.
Но мальчики ничего не слышали — они спали. Это был не простой сон: Господь повелел им заснуть на долгие-долгие годы...
Умер Декий, после него правили такие же, как он, язычники и гонители христиан; потом стали править благочестивые цари, не запрещавшие молиться — а отроки все по просыпались.
Прошло 200 лет.
В царствование благочестивого императора Феодосия Младшего в Эфесе уже стояли православные храмы, и от мала до велика все назывались христианами.
В то время некий человек задумал строить на горе Охлон каменную ограду для овец. В одном месте на склоне было особенно много пригодных для ограды камней. Рабочие понемногу вынимали их, пока не открылся узкий проход; но они не знали, что это вход в пещеру, и не зашли туда.
Однажды рано утром семь отроков проснулись. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь — ведь ни лица, ни одежда их совсем не изменились.
Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Иамвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.
— Купи хлеба и скорей возвращайся, — сказал Максимилиан. — Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь — сегодня пойдем и умрем за Христа!
У входа в пещеру Иамвлих заметил груду камней и удивился — вчера вечером камней не было, откуда они взялись?
Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам — на воротах был большой крест 13. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Эфес. В изумлении Иамвлих пошел к другим воротам — и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. “Уж не сон ли это? — подумал мальчик. — Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел”.
Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты — совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры — горожане поминали имя Божие, говоря: “Слава Богу!”, “Боже сохрани!”, “Господи, помилуй!” “Ясно — я заблудился”,— решил Иамвлих.
— Какой это город? — спросил он у прохожего.
— Эфес,— ответил тот, но Иамвлих ему не поверил. “Надо скорей купить хлеба и бежать отсюда, пока я не потерялся окончательно”, — подумал он.
Но булочник, взяв серебряную монету, не спешил давать сдачу 14. Он позвал своего товарища, тот другого, и скоро Иамвлиха обступили со всех сторон.
— Откуда у него такая старинная монета? — перешептывались люди.— Наверное, нашел клад.
— Скажи-ка, кто ты такой и где нашел старинную монету? — допытывались они. — Поделись с нами, или мы тебя сейчас отведем к судье 15.
Мальчика крепко держали. Сбежался народ; мальчик надеялся, что в толпе увидит знакомых, но если еще вчера он знал в лицо чуть ли не всех горожан, то сегодня его окружали чужие люди 16.
Иамвлиха привели к правителю города, который в это время как раз беседовал с епископом Эфесским. Они подивились древности монеты и спросили мальчика, где он откопал клад.
— Не знаю я никакого клада! — ответил тот. — Это обыкновенные деньги, я их у родителей взял.
— Кто же твои родители и где они живут? Иамвлих назвал по имени своего отца, мать, деда и всех родственников, но никто и не слыхал о них.
— Какие странные имена, — удивился правитель.— Да ты нам морочишь голову! Вот я тебя в тюрьму посажу — будешь сидеть, пока не признаешься, где нашел клад!
— Скажите, — взмолился мальчик, — где сейчас император Декий, в Эфесе или нет, и жив ли он?
— Не слышно, чтобы где-нибудь царствовал император с таким именем,— ответил епископ Стефан. — Разве что в древние времена; а сейчас нами правит благочестивый царь Феодосий.
— Так пойдемте со мной,— воскликнул Иамвлих,— я покажу вам, где мы с друзьями прячемся от Декия. Вчера я видел, как он приехал в Эфес... Хотя я не уверен теперь, Эфес это был или нет.
“Господь хочет открыть нам какую-то тайну через этого отрока”,— подумал епископ и сказал правителю:
— Пойдем с ним — нас ждет чудо.
И все отправились на гору Охлон. Иамвлих первым вбежал в пещеру, а епископ, который шел не спеша, заметил у входа среди камней дощечку, а на ней была вырезана надпись: “Святые семь отроков — Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан и Антонин — бежали от императора Декия и скрылись в этой пещере. По повелению Декия вход в пещеру был замурован, и святые отроки мученически скончались, приняв смерть за Христа”.
Правитель, епископ и все, кто был с ними, удивлялись и громко прославляли Бога. А в пещере их ждали святые отроки — радостные, с красивыми и веселыми лицами, сияющие Божией благодатью.
Епископ и правитель немедленно написали обо всем в Константинополь царю Феодосию, и он очень скоро приехал в Эфес. Увидев святых отроков, Феодосий упал им в ноги и долго беседовал.
Потом святые склонили головы и снова уснули. Их нетленные тела остались почивать в пещере до всеобщего воскресения, а души отошли ко Господу 17-18-19-20-21.
ВЫВОДЫ
Итак, чему нас учит рассказ про Эфесских отроков?
Как надо сильно любить Бога, какими надо быть смелыми. А еще – настоящей дружбе.
Кто такой друг?
Играть и разговаривать мы можем с любым человеком, а не только с другом. Друг – это тот, кто никогда не бросит тебя в беде, который будет рядом, когда тебе плохо или тяжело.
Если тебе плохо, то и другу твоему будет грустно.
Если твоему другу плохо, то и тебе будет грустно.
Друзья познаются в беде.
Сам погибай, а товарища выручай.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
- А вы часто ссоритесь с друзьями? Из-за чего?
- Как можно было бы поступить, чтобы избежать ссоры?
- Что лучше замечать в друзьях – хорошее или плохое?
- А что ты хотел(а) бы, чтобы видели в тебе друзья?
ЗАПОМНИТЕ:
Законы дружбы:
Помогай другу.
Если умеешь что-то делать, научи друга.
Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с другом.
Останови друга, если он старается сделать что-то плохое.
Не ссорься, не спорь из-за мелочей.
Проявляй дружелюбие!
Не будь гордым, если у тебя вышло что-то лучше, чем у других.
Не завидуй. Радуйся успехам друга вместе с ним.
Если ты видишь, что обидел друга словом или поступком – попроси прощения.