Разъяснение сути религии Ибрахима 5 страница
Поэтому мы вполне уверенно и без тени сомнений утверждаем, что подобное требуется и от нас при наличии возможности, как во время периода слабости, так и в любое другое время. И не имеет значения, что это за идол: статуя, мавзолей, тагут, низам (политический режим), или ещё что-то другое. Ведь в разные времена и в разных местах существуют различные формы идолов. И говоря о том, что от нас требуется уничтожать идолов. Я имею в виду сражение и джихад, который является наивысшей степенью проявления вражды и ненависти к врагам Аллаха….
И вместе с тем, мы говорим: даже если гипотетически предположить, что предание о разрушении идолов в Мекке, в период слабости, не является достоверным, бесспорным остается тот факт, что он, да благословит его Аллах и приветствует, чётко следовал и твёрдо придерживался религии Ибрахима. Он ни на мгновение не позволил себе угодничества по отношению к кафирам, и не умалчивал о ложности их веры и никчемности их богов. Уверенно можно сказать, что все свои усилия за эти тринадцать лет, да и за всю оставшуюся жизнь, он направил и посвятил реализации одной идеи: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута…» (ан-Нахль 16:36)
Так что, тот факт, что он, да благословит его Аллах и приветствует, жил рядом с идолами тринадцать лет не означает, что он хорошо отзывался о них, хвалил их или давал клятву уважать их, как это делают сегодня многие невежественные люди, причисляющие себя к Призыву и дающие клятву уважать современную Яссу (языческую конституцию). Напротив, Пророк открыто заявлял о своей непричастности к язычникам и их делам. Он демонстрировал своё неверие в их ложных богов, несмотря на то, что он и его сподвижники были ещё слабы. Ранее мы подробно объясняли этот вопрос. И достаточно вдуматься в мекканские аяты Корана, чтобы многое из этого стало понятным. Вот, например, как Всевышний описывает положение Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке и отношение к нему неверных:
«Когда неверующие видят тебя, они лишь насмехаются над тобой и говорят: “Не тот ли это, кто плохо отзывается о ваших богах?” Но сами они не веруют в Напоминание Всемилостивого». (аль-Анбийá' 21:36)
Ибн Касир сказал: «Они имели в виду: не тот ли это, который поносит ваших богов и называет вас глупцами… и т.п.».
Здесь следует упомянуть также то, что передано в «Муснаде» имама Ахмада, а также в других источниках с достоверным иснадом, относительно положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, в период слабости. Вдумайтесь в смысл этого предания и посмотрите, что неверные говорили о нашем Пророке, да благословит его Аллах и приветствует. Они говорили, что он поносит их богов, называет их слабоумными и т.д. Посмотрите, как они обступали его со всех сторон, а он стоял среди них один, и они допытывались у него, желая удостовериться, что он действительно говорил эти слова: «Ты ли тот, кто говорит то-то и то-то?» И он отвечал им прямо, не потворствуя им, не поддаваясь страху и не трепеща перед ними; отвечал спокойно, твёрдо и ясно: «Да, я тот, кто говорит это».
Вот этот хадис. ‘Абду-Ллах бин Ахмад бин Ханбаль слышал его от своего отца, а тот слышал его от Йа‘куба, которому его пересказал его отец, слышавший как Ибн Исхак передавал этот хадис от Йахьи сына ‘Урўы бин аз-Зубайра, который слышал, как его отец ‘Урўа рассказывал:
Я спросил как-то ‘Абду-Ллаха бин ‘Амра бин аль-‘Áса: «Из того что ты видел, какое из проявлений вражды по отношению к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со стороны курейшитов было самым сильным?»
Он ответил:
Я присутствовал, когда в один из дней возле Каабы собрались самые уважаемые люди племени. Речь зашла о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они сказали: Мы проявляем по отношению к этому человеку невиданное терпение. Он назвал нас глупцами, опорочил наших отцов, опозорил нашу религию, внёс раскол в нашу общину и обругал наших богов. Он нанёс нам великое оскорбление, а мы всё терпим… и т.п.
‘Абду-Ллах продолжил:
И в этот момент появился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и направился к Каабе. Он прикоснулся к углу Дома (Каабы) и стал совершать обход (таўаф) вокруг него. Когда он проходил мимо курейшитов, они стали передразнивать его, повторяя в насмешливой форме некоторые его слова. И я увидел, как он изменился в лице. Он продолжил обход и когда приблизился к ним во второй раз, они опять стали злословить и насмехаться над ним. А когда они в третий раз поступили так же, он сказал: «Слышите, вы, курейшиты! Клянусь же Тем, в Чьей руке душа Мухаммада – я пришел к вам с резнёй!». Его слова сильно потрясли этих людей. Каждый из них опешил так, будто на его голову с неба упала птица. Их потрясение было настолько сильным, что тот, кто перед этим больше всех насмехался над ним, теперь со всей кротостью подыскивал самые добрые слова, говоря: Ступай о Абу-ль-Касим, ведь ты благоразумный человек и клянусь Аллахом, ты не какой-нибудь невежда.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл. А на следующий день они опять собрались возле Каабы, и я был среди них. Они стали говорить друг другу: Вы помните, как вы были разгневаны и что вам о нём рассказывали? А потом, когда он первым стал угрожать вам тем, что вам ненавистно (т.е. убийством), вы оставили это без ответа!
И как раз, когда они это обсуждали, они увидели Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, идущего в их сторону. Они как один вскочили, бросились к нему, и, обступив со всех сторон, стали спрашивать его: Это ты говоришь то-то и то-то? – потому что до них дошли разговоры о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, порочит их богов и религию. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал им: «Да, это я говорю это».
‘Абду-Ллах бин ‘Амр, продолжил:
И я увидел, как один из них схватил его руками за рида' (верхнюю часть одежды), но тут за Пророка вступился Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах. Абу Бакр со слезами на глазах говорил язычникам: «Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит: “Мой Господь Аллах”?
Потом они оставили его. И из того что мне самому довелось видеть, это было самым жёстким обращением курейшитов с Пророком». (См. сборник Ахмада, 7036, под редакцией Ахмада Шáкира, который сказал: его иснад достоверный). И оценка Ахмада Шáкира верная.
В другом риўайате, который также приводится в сборнике имама Ахмада (2/204), говорится, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во второй раз совершал молитву возле Каабы, к нему подошел ‘Укба бин Аби Му‘айт и, схватив Пророка за плечо, обвил его шею частью его одежды и стал с силой душить его. Но тут подошел Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и, схватив ‘Укбу за плечо, оттолкнул его от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит: “Мой Господь Аллах”, после того, как он пришел к вам с ясными откровениями от вашего Господа?».
Так задумайся же о том, каким было положение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором ангелы сказали, что «он, да благословит его Аллах и приветствует, внёс раскол между людьми» (см. сборник аль-Бухари). Посмотри внимательно, и ты увидишь, какими были его отношения с неверными его времени. Это была явная вражда по отношению к каждому, кто враждовал с религией, это была открытая конфронтация и отречение.
Конечно, это не имеет ничего общего с ненормальным положением людей нашего времени, когда люди религии склонились в сторону сторонников лжи. Они уже не просто угождают и потворствуют им, но и оказывают им всяческую поддержку и помощь. И речь уже идёт не только о том, что они не демонстрируют вражду и отречение. Всё гораздо хуже. Они уже сотрудничают с ними и объединяются «ради блага родины и общества». Они подобно младенцам сидят в их объятиях и кормятся их молоком. Что сказать… Положение удручающее и вся надежда только на Аллаха.
* Шейх ‘Абду-р-Рахман бин Хасан, описывая таких людей, сказал: «Они погрузились в пучину смуты (фитны), а сердца их спокойно относятся к притеснителям и злодеям. Они часто посещают их добровольно и без всякого принуждения, и подвергают себя искушению тайно и явно, принимая из их рук осколки призрачных мирских благ. Так откуда же взяться сердцу, спокойному в вере (иман), если человек, называющий себя верующим, при любых обстоятельствах плывёт по течению своих страстей. И это очень напоминает положение тех, о ком упоминает Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, тех, чьё состояние близко к состоянию тех, о ком Всевышний сказал:
«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания». (Áли ‘Имрáн 3:188)
Они радуются своим нововведениям и заблуждениям, и в то же время им хочется, чтобы их хвалили и почитали за соблюдение Сунны и ихляс (искренность и поклонение Аллаху без примесей ширка). И это качество часто присутствует в тех, кто сбился с прямого пути, из числа людей, причисляющих себя знаниям и поклонению». (ад-Дурар, Раздел джихада, с. 127)
* В связи с вышесказанным у кого-то может возникнуть такой вопрос. Как соотнести между собой то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выставлял в позорном свете божества язычников и их религию, как упомянуто в этом и другом хадисах, со следующими словами Всевышнего: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут поносить Аллаха из вражды и по невежеству» (аль-Ан‘áм 6:108)?
В ответ на этот вопрос мы говорим, и да поможет нам Аллах: Всё что мы упоминали ранее о религии Ибрахима; о том, что она включает в себя порочение ложных богов, объяснение людям того, что служение этим богам является глупостью, а также демонстрацию их никчемности, всё это нельзя считать банальным оскорблением, хотя оно и может быть кем-то так воспринято. Дело в том, что на самом деле суть этих слов не в стремлении просто кого-то оскорбить, а в стремлении разъяснить людям таўхид. И это реализуется следующими методами:
* Надо развенчивать миф о том, что все эти ложные божества заслуживают поклонения. Призывающий должен показывать людям, что он отвергает этих богов, и разъяснять их ничтожность и бесполезность. Как сказано об этом в Коране:
«Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду. Есть ли у них ноги, на которых они ходят? Или у них есть руки, которыми они могут что-то брать? Или у них есть глаза, которыми они видят? Или у них есть уши, которыми они слышат? Скажи: «Призовите своих сотоварищей (идолов), а затем ухитритесь против меня (попробуйте причинить мне зло) и не предоставляйте мне отсрочки. Воистину, моим Покровителем является Аллах, Который ниспослал Писание. Он покровительствует праведникам. А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе». (аль-А‘рáф 7:194-197).
О том же говорил и Ибрахим, мир ему:
«Отец мой, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принёсет тебе никакого избавления?» (Марйам 19:42).
И слова Аллаха Всевышнего в суре «ан-Наджм»:
«Видели ли вы аль-Лят, и ал-‘Уззу, и ещё эту третью – Манат? Неужели у вас – дети мужского пола, а у Него – женского? Это было бы несправедливым распределением! Они – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они следуют только предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним». (ан-Наджм 53:19-22)
И все другие описания ложных богов в Коране подобны этим. Разъясняется, что они не заслуживают поклонения, что они являются тагутами, что поклонение им не что иное, как покорность сатане, и что язычники вместе со своими божествами будут брошены в огонь ада и многое другое.
* Призывающий также должен воплощать таўхид в жизнь, путем демонстрации вражды и ненависти к идолам, а также отречения от них и неверия в них. Как в словах Ибрахима, переданных Всевышним:
«Он сказал: «Посмотрите, кому вы поклоняетесь, вы и ваши предки? Поистине они – враги мне, кроме Господа миров»». (аш-Шу‘арá' 26:75-77)
А также: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи [к Аллаху]». (аль-Ан‘áм 6:78)
Практическое воплощение таўхида также отражено в суре «аль-Кафирун», которую Пророк назвал сурой «Отречения от ширка». Это отражено и в других аятах, которые мы упоминали выше. Так вот, ничто из этого нельзя считать банальным оскорблением ложных богов, которое запрещено в вышеуказанном аяте. Это не такое оскорбление, которое наносится врагу с целью разозлить его, унизить или опозорить просто так, безо всякой пользы и без цели разъяснить истину. А он в ответ станет преступать все границы и, движимый невежеством, говорить о Всевышнем нечто неподобающее, причем возможно, что он будет делать это неосознанно. Особенно это касается тех, кто верит в существование Аллаха как Создателя, управляющего миром, как верили курейшиты или как верят сегодня рабы Яссы (конституций и пр. выдуманных законов). Религия Ибрахима означает, что мы должны предупреждать людей об опасности этой Яссы, мы должны враждовать с ней, ненавидеть её. Мы обязаны призывать людей к неверию в неё, к отречению от неё, а также к отречению от её приверженцев и рабов, настаивающих на необходимости её применения в качестве закона для общества. Это делается, прежде всего, посредством раскрытия её позорной сущности, разоблачения её фальши и порочности её статей и норм. А также путём разъяснения того, что эти законы явно противопоставлены религии Аллаха, поскольку они делают дозволенными такие тяжкие преступления как вероотступничество и лихоимство (ростовщичество). Они способствуют распространению разврата и преступности, отменяя действие таких установлений Аллаха как наказания за прелюбодеяние, клеветническое обвинение в прелюбодеянии, воровство и употребление одурманивающих веществ. Вместо этих великих установлений язычники устанавливают нечестивые кафирские законы.
И это был лишь один из великого множества примеров того, в каком ключе надо претворять в жизнь религию Ибрахима. И ни один из этих примеров не подпадает под запрет оскорбления ложных богов, упомянутый в аяте, несмотря на то, что рабы Ясака и их жрецы называют это оскорблением или надругательством. И ты уже знаешь, что все призывающие не только имеют право, но и обязаны, открыто и демонстративно призывать к этому.
Что же касается ругани и оскорбления их самих, а также их правительств, глав государств и конституций, только лишь для того чтобы их позлить, то это запрещено. Ведь в ответ эти невежественные люди могут бранить того кто оскорбляет их или бранить его религию и его путь, несмотря на то, что сами лживо утверждают, что они являются мусульманами и верят в господство Аллаха. А некоторые из них возможно даже частично соблюдают таўхиду-ль-улюхийа, поклоняясь и покоряясь одному Аллаху во всём, кроме покорности в области законодательства и системы власти. Как говорят муфассиры (толкователи Корана): «…а не то они станут поносить Аллаха», т.е. они будут делать это не прямо, а произнося ругательства в адрес того, кто приказал ругать их богов. И получается, что они, сами того не ведая, ослеплённые враждой, ругают Аллаха. Это похоже на тот случай, когда один человек в пылу гнева, произносит ругательства в адрес отца другого человека. А тот, в ответ, изрыгает ругань в адрес отца первого. Такое может произойти даже между двумя родными братьями. Потому что ярость и гнев, делают человека слепым, и он уже не отдаёт себе отчёт в том, что говорит. И если человека намеренно провоцируют и доводят до такого состояния, то из его уст могут вырваться ругательства. Мухаммад Рашид Рида сказал в своём тафсире: «Действие в данном случае мотивировано желанием обругать кого-то с целью унизить его. Т.е. целью этого поносящего является только унижение того, в чей адрес обращена ругань». Другое дело, взывать к разуму оппонента и пытаться обратить его внимание на фальшивость этих богов, которые не слышат и не видят, не вредят и не приносят пользы, не приближают к Аллаху и не могут заступиться перед Ним. Они ничем не могут помочь ни себе, ни своим последователям.
И вдумайтесь в историю Ибрахима и его взаимоотношения с соплеменниками. Посмотрите, как он старался обратить их внимание на фальшивость этих истуканов, которых они считали своими богами. Он не хотел просто возбудить в них ярость или унизить их. Он всего лишь хотел, чтобы они задумались и увидели, что их языческий культ противоречит здравому смыслу. И действительно, в результате его действий их культ был полностью разоблачён. Язычники уже не знали что возразить, у них не осталось никаких аргументов, кроме бессвязных противоречивых речей. И тогда Ибрахим, уже не церемонясь с ними, говорит: «Уфф, [как же презренны] вы и то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха!» (аль-Анбийá' 21:67)
Обратите внимание также на слова ‘Абду-Ллаха бин ‘Амра, передавшего упомянутый выше хадис. Говоря о словах курейшитов «Ты ли тот, кто говорит то-то и то-то?», он добавил от себя пояснение: «Потому что до них дошли разговоры о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, порочит их богов и религию». Порочить (‘айб), в арабском языке имеет почти тот же смысл, что и поносить (сабб). Так считал и Ибн Таймийа, да смилостивится над ним Аллах, о чём он пишет в своей книге «Ас-Сáрим аль-Маслюль ‘аля щáтими-р-расуль» в главе «Виды поношения (брани)» на странице 528 и в других местах.
Но в данном случае, поношение не было банальной бранью, как уже говорилось выше. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел нанести личное оскорбление кому-то из язычников. Его миссией, с которой он был направлен к людям, был Призыв к таўхиду. Он, повинуясь приказу Аллаха, следовал религии Ибрахима. А всё это воспринималось язычниками как оскорбление, потому что это указывало на ложность их религии и унижало статус их мнимых богов, лишая их божественных атрибутов, которые им приписывались. Вот, что они называли «оскорблением богов». То же самое можно сказать и о том, почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говоря о предках курейшитов, называл их заблудшими. Это тоже не было продиктовано желанием просто позлить язычников. Таким образом Пророк лишь хотел удержать их от слепого подражания предкам и следования их заблуждениям.
Аль-Кáсими в своём тафсире приводит следующие слова ар-Рáзи: «Этот аят воспитывает того, кто призывает к исламу, чтобы он не отвлекался и не занимался тем, что не приносит пользы и не соответствует цели. Ведь достаточно сказать, что эти идолы – неодушевлённые предметы, не приносящие ни вреда, ни пользы. Этого вполне достаточно для их порочения и опровержения божественности их природы, поэтому нет нужды поносить и ругать их сверх этого».
Но даже несмотря на то, что такие слова не являются банальной бранью, это всё равно не нравится кафирам. Ведь это фактически уничтожение их богов и неверие в них. Поэтому они и посчитали это оскорблением, так же как посчитали оскорблением то, что их предков назвали заблудшими. Вот почему они говорили о Пророке: «Он назвал нас глупцами, опорочил наших отцов, опозорил нашу религию, внёс раскол в нашу общину и обругал наших богов».
Шейх Мухаммад бин ‘Абду-ль-Ўаххаб в «Жизнеописании Пророка» во втором из шести упомянутых в книге тематических разделов сказал, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыто выступил с осуждением религии кафиров и назвал невеждами их учёных, они объявили вражду ему и его сподвижникам и сказали: «Он называет нас глупцами, порочит нашу религию и поносит наших богов. Известно, что он, да благословит его Аллах и приветствует, не поносил ‘Ису (Иисуса) и его мать, не поносил ангелов и [умерших] праведников [которым кафиры поклонялись наряду с Аллахом]. Но когда он сказал, что к ним нельзя взывать с мольбами, что они не приносят пользы и не могут навредить, они посчитали это оскорблением».
Подводя итог вышесказанного можно сказать, что все упомянутые формы порицания не относятся к разряду банальной брани, запрещённой Аллахом в этом аяте (имеется в виду 108-й аят суры «аль-Ан‘áм»). В аяте не об этом идёт речь.
Поэтому даже если такая форма порицания приведет к тому, что кто-то из кафиров станет в ответ говорить неподобающие или бранные слова в адрес Аллаха или религии, мусульманин всё равно не имеет права оставлять возложенную на него обязанность прямого провозглашения таўхида и открытого проповедования религии. А ругань, которая может прозвучать в ответ, будет уже не плодом невежества, а осознанным шагом со стороны бранящего, т.к. ему были предоставлены доводы и даны разъяснения. А если мы будем брать во внимание вероятность возникновения подобных последствий, то нам придётся полностью отказаться от нашей религии только потому, что этого хочется кафирам. Ведь вся религия держится на одной основе – вере в Аллаха и неверии во всякого тагута. Так что обрати на это внимание и проведи аналогию между сказанным выше и тем, что сегодня говорится о современных тагутах: конституциях, концепциях, законах, правителях и других идолах. И не надо считать, что тагуты это только каменные изваяния, сводя тем самым широкий смысл к одному узкому значению.
* Таким образом, становится ясно, что данное правило (не поносить идолов, чтобы не провоцировать невежд на брань в адрес Всевышнего и религии) верно только в том, что касается дозволенных или желательных дел. Что же касается обязанностей, то никакое из обязательных дел религии, таких как разъяснение таўхида и опровержение религии язычников, не должно быть оставлено из-за стремления избежать таких последствий, как это может показаться некоторым. И если мы позволим себе так широко трактовать и применять данное правило, мы просто потеряем большую часть нашей религии.
Поэтому Абу Бакр Ибн аль-‘Араби сказал в «Ахкаму-ль-Кур'ан» на странице 473: «Вопрос второй: Это указывает на то, что обладатель права может отказаться от своего права, если [реализация] этого [права] принесёт вред в том, что касается религии. Этот вопрос нуждается в детальном рассмотрении. Но вкратце его суть в следующем; если реализация данного права является обязанностью (уаджиб), то его надо в любом случае реализовать, а если это является просто дозволенным, то в этом случае надо действовать в соответствии с приведенной выше формулировкой. А Аллах знает лучше».
Мухаммад Рашид Рида сказал: «… также передают, что Абу Мансур говорил: «Как понимать то, что Аллах Всевышний запретил нам поносить тех, кто заслуживает поношения, чтобы из-за этого не был обруган тот, кто этого не заслуживает? Ведь Он, в то же время, приказал нам сражаться против них, а они, естественно, будут сопротивляться и это неминуемо приведет к тому, что будут убиты правоверные. Получается, что нападая на них, мы провоцируем убийство мусульман, а убийство верующего без права является злодеянием. Также, как понимать то, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено доносить истину до язычников и читать им аяты Корана, невзирая на то, что те [в ответ] объявляли Слова Аллаха ложью?» И он (Абу Мансур) объяснил это так: «Брань в адрес их богов [изначально] является дозволенной, но не является обязательной, в то время как сражение с ними и донесение до них истины является обязательным. То, что является разрешённым (мубáх) может быть запрещено во избежание негативных последствий, а то, что является обязательным (фард) не может быть запрещено из-за возможных последствий».
И похожим образом можно ответить тем, кто пытается опровергнуть сказанное нами выше, используя в качестве доказательства то, что передал аль-Бухари в «Сахихе» о словах Всевышнего:
«Не повышай свой голос во время молитвы и не скрывай её [совсем], а выбери среднее между этим». (аль-Исрá' 17:110).
Этот аят был ниспослан, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пребывал в Мекке. И когда он повышал свой голос [читая Коран в молитве], язычники, услышав его начинали изрыгать брань в отношении Корана, и в отношении Того, Кто его ниспослал и того, кто передал его людям. И тогда Всевышний Аллах сказал: «Не повышай свой голос во время молитвы, и не скрывай её [совсем]» (аль-Исрá' 17:110). Т.е., не повышай свой голос во время молитвы так, что его могут слышать мушрики, и не скрывай его до такого уровня, чтобы тебя не слышали твои сподвижники, а выбери нечто среднее.
Смысл этого аята не противоречит религии Ибрахима. Ведь на тот момент Призыв к Аллаху осуществлялся открыто и в полной мере. Религия мусульман и их Призыв к отказу от идолов был известен и понятен каждому из жителей Мекки. Отречение мусульман от идолов было открытым и явным. А раз так, то отказ от громкого чтения Корана ради отведения вреда, о котором говорилось выше, никак не мог стать причиной затухания света Призыва или оказать на него негативное влияние.
Ведь Коран к тому времени распространился везде, и усилия неверных противодействовать ему были тщетными. А религия Ибрахима открыто провозглашалась, до такой степени, что каждого, кто принимал ислам, называли ас-сáби', т.е. неверным, не признающим их религию и их идолов. Таким образом, вопрос был предельно ясен, не существовало никакой двусмысленности или какого-либо непонимания. Вдобавок к этому нужно заметить также, что повышение голоса во время чтения молитвы так, чтобы кроме тех, кто молится, её слышали и другие, не является одним из обязательных действий (уáджибáт) молитвы. Так, что разрешается оставить это действие, дабы не провоцировать неверных на брань. И это соответствует вышеупомянутому правилу, которое указывает на дозволенность оставления только разрешённых или желательных действий, но не обязательных. Поэтому оставление громкого чтения не считается невыполнением обязанности (уáджиб). Достаточно того, чтобы стоящие за имамом могли слышать его во время молитвы. Об этом и шла речь в аяте: «… и не скрывай её [совсем]». Т.е. не скрывай её от своих сподвижников.
* Существует ещё один сомнительный довод (шубха), на который могут сослаться некоторые люди. Речь идёт о покровительстве, которое оказал Абу Талиб Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал об этом, напоминая Пророку о Своей милости:
«Разве Он (твой Господь) не нашёл тебя сиротой - и не дал тебе приют?» (ад-Духá 93:6)
В этой связи также упоминаются разные истории о том, как кафиры предоставляли мусульманам безопасность и покровительство. Один из таких случаев передал аль-Бухари в своём «Сахихе». Это рассказ о том, как Ибн ад-Дугна взял Абу Бакра под своё покровительство в Мекке. Также известна история о том, как ан-Наджáщи (негус, правитель Абиссинии) дал приют мусульманам, будучи христианином (т.е. ещё до принятия им ислама). И есть ещё немало других историй, подобных этим. В общем, суть этого сомнительного довода сводится к следующему: «Как может мусульманин в подобных обстоятельствах согласиться принять покровительство кафира, чьи убеждения и принципы противоречат исламу?? Разве это не противоречит религии Ибрахима в части необходимости отречения от мушриков?»
И мы, с помощью Аллаха, отвечаем на это следующим образом: Не существует противоречия между вышеупомянутыми примерами и между религией Ибрахима и призывом Пророков и Посланников. Потому что эта тема, как мы уже говорили выше, состоит из двух частей:
Первая: Отречение от ложных богов язычников и неверие в идолов, которым они поклоняются помимо Всевышнего Аллаха.
Вторая: Вражда с упрямствующими язычниками (мушриками), которые упорствуют в своей ложной вере.
Первая часть, как мы уже говорили, должна исполняться мусульманами сразу же, с первых же дней на пути Призыва, без всякого промедления или отсрочки. Среди мусульман обязательно должна быть группа, которая будет открыто и явно отрекаться от идолов и языческой веры, чтобы люди знали, в чём суть призыва к исламу. Эта суть должна стать настолько ясной и общеизвестной, что каждый, кто принимает эту религию, автоматически считался бы носителем этих идей.
Что касается второй части, то она не показывается и не провозглашается открыто до того времени, пока язычники не станут упорствовать в своей лжи и проявлять враждебность отношении истины и её приверженцев. Так Абу Тáлиб, к примеру, несмотря на то, что он остался на своём неверии, не проявлял в открытой форме враждебного отношения к истине и её последователям. Скорее наоборот, он был защитой и опорой для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – как Ибн ‘Аббáс, да будет доволен им Аллах, описывал его в хадисе, приводимом у аль-Бухáри. Когда он сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты ничем не помог твоему дяде (Абу Тáлибу), несмотря на то что он всегда защищал тебя и гневался из-за тебя (т.е., гневался, когда кто-то наносил его племяннику обиды)». И в данном случае не имеет значения тот факт, что все это делалось в силу племенного духа (национализма) или из-за родственных связей. По этому поводу смотрите также, что сказал аш-Шинкити в Адўá'у-ль-Байáн (т.3, с. 41, 43, 406, 407) о том, что религии может быть оказана поддержка как нечестивыми людьми, так и посредством родственных или племенных связей, несмотря на то, что приверженность и любовь, основанные только на этих связях, являются ложными категориями. Это указывает на то, что в отношении человека, который помогает мусульманам и покровительствует им, остается надежда на его исправление. До последнего момента остается надежда на то, что он последует истине. Ведь он не только не стоит в рядах враждующих и воюющих против истины, напротив, он защищает некоторых её последователей. Что же тогда говорить о том случае, когда этот защитник является к тому же одним из близких родственников Призывающего, испытывающих к нему привязанность? И по этой причине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, до последнего не утрачивал надежду и призывал своего дядю, который говорил: