III – Обещание и внушение надежд
Методы шайтана
Теперь перейдем к методам, которые принимаеть сатана для того, чтобы ввести человека в заблуждение. Какие он методы принимает? Что он делаеть, для того чтобы ввести человека в заблуждение, какие двери он находит? Об этом мы должны знать как мусульмане. Кто-то можеть сказать: « Зачем нам все это изучать?» Ответом будеть слова Всевышнего:
· Таким образом Мы разъясняем наши знамения, дабы стал ясен путь грешников. [6:55]
То есть, Аллах нам об этом сообщил, для чего? Для того чтобы стал ясен путь грешников, чтобы был ясен путь сатаны и его войско и его последователей, для того, чтобы остерегаться этого и не попасть в это. И тот, который не знает таких вещей – очень опасно, что может попасть в сети сатаны. Поэтому мы должны знать это. И одним из методов сатаны является:
I - Наущение (Аль-Уасуас)
Одним из методов, которые принимает сатана, чтобы ввести в заблуждение человека, это – наущение(ал-уасуас). Всевышний Аллах в своей книге во многих местах рассказал нам об этом, сатана поклялся что будеть вводить в заблуждение всех потомков Адама, кроме чистых и искренных рабов Всевышниго Аллаха. Чтобы ввести в заблуждение Шайтан применяеть очень много путей и очень много дверей у него есть для этого.
Сказал Аллах говоря о нем (о сатане):
· Пускай в ход против них свою конницу и пехоту. [17:64]
Как сказали ученые: «Зделай все, что ты сможешь. Под конницей и пехотой здесь имеется в виду – все козни шайтана и его проделки, которые будеть строит против человека и чтобы сбить его с прямого пути и ввести его в заблуждение». Как мы уже сказали, первым методом который он принимает для того что бы ввести человека в заблуждение является – наущение (Аль-Уасуас).
Говорить Всевышний Аллах:
· Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Божеству людей, от зла искусителя(Аль-уасуаас – одно из имён и качеств Шайтана) отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает (как) из джиннов и людей». [114: 1-6]
Что такое аль-Уасуас или наущение ?
Как сказали ученые как Куртуби (да смилуеться над ним Аллах) в объяснении :«Наущение– это призыв подчениться ему тихими речями, смысл которого доходят до сердец без того, что бы слышать его слова». Значит, одним из его эпитетов является Аль-Уасуаас.
И в истори с Адамом и Хауа: «Вот Шайтан сделал им уасуас» , «Сделал им обоим уасуас Шайтан» (Сатана стал наущать их.[7:20]).
Который наущает в груди людей[114:5] – в этом аяте довод на то, что шайтан идет и направляеться к груди человека и доходить до области сердца. Потом начинает забрасывать на сердце то, что пожилает. Потому что, это Всевышний Аллах допустил, чтобы он передвигался внутри человека и забрасывал ему в сердце, что захочет из наущений. Как в извесной истори в хадисе:
ü Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возвращался с одной из своих жен во время итикафа сказал тем двоим которые увидели его и начали быстро идти (Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Софиййи, да будет доволен ею Аллах, что однажды она пришла навестить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) Рамадана. Поговорив с ним некоторое время, она поднялась, чтобы вернуться к себе, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся вместе с ней, чтобы проводить её. Когда она дошла до ворот мечети, находившихся у дверей Умм Саламы, оказалось, что мимо проходили двое ансаров, которые поприветствовали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:) «Не спешите! Это ведь ваша мать Софиййа (бинт Хуйайй!)» Они сказали: «Преславен Аллах /Субхана-Ллах/, о посланник Аллаха!» — и им было тяжело (слышать его слова). Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нём повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь (дурное)!»(Бухари и Муслим).
Поэтому если увидешь человека, находиться в беспечности, то сразу же, начинает нападать на его сердце и садить туда разные виды (уасуаса) наущений, которые явлются грехами, но если раб помянит Всевышнего Аллаха и зделаеть зикр и обратиться к Аллаху, тут он становиться не наущением (уасуас), а становиться хоннас, то есть который удаляеться и исчезает и прекращает.
Одним из видов уасуаса (наущений) является, как сообщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в доставерным хадисе:
ü Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: “Кто создал это? Кто создал это?” — (и он будет продолжать задавать такие вопросы,) пока не спросит: “Кто создал твоего Господа?” — и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит (думать об этом)»(Бухари и Муслим).
То есть, это является одним из видов уасуаса (наущений) шайтана. Начинает наущать сердце и задавать много лишних вопросов, и говорит ему: « Подумай об этом, подумай о том...», в вопросах Ар-Рубубия, в вопросах Ал-улюхия, в вопросах Асма-уассыфат и подобные вопросы, разбирать которые не является дозволенным (Представлять Аллаха, какой он есть на самом деле или представлять некоторые вещи, которые скрыты от нас, которые являются сокровенными) тут шайтан начинает потихоньку подхадит и говорить ему: “Кто создал это? Кто создал это?”, пока не спросит: “Кто создал твоего Господа?”, это будеть его финешем. Наущения, сомнения ему в сердце кидает, поэтому Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит думать об этом». Задумаваться над теми воросами, которые подкидываеть ему шайтан. Это не беда то, что человек иногда находить такие вопросы в своём сердце, но беда когда человек останавливаеться, и начинает идти на поводу у шайтана, который делает ему уасуасы (наущение) в сердце, вот это беда. Как говорит имам Ан-Науауи в шархе книги Сахих Муслим: «Почему в этом хадисе нет повеление задуматься об ответе на этот вопрос?! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть подумает как ему ответить или зделать опровержение»?! Нет, не надо задумываться как зделать проклятому шайтану опровержение в этом вопросе, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на это повеления не дал. Однако (Имам Ан-Науауи говорит почему), потому что это его наущение внезапное, т.е. этот вопрос чужёй вопрос, вопрос далекий от разума, который не имеет ни какой основы, поэтому из-за этого прерван с ним диолог (то есть, с шайтаном), потому что в этом диологе нету основы, опираясь на которую, можно было бы с ним поговорить. (Допустим это шубха «Кто создал Аллаха?». Этот вопрос не имеет никакой основы, очень далекий от разума всех благоразумных мужей, поэтому не надо останавливатся на этом вопросе, однако надо искать защиты у Аллаха). И поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел искать защиты у Аллаха и больше не задумаваться об этом. Поэтому проблема – идти на поводу у шайтана, откликатся на наущения. Одним из его видов уасуасов (наущений) то, что он иногда , когда начинает наущать человека в его сердце, кидать ему сомнения о религии Аллаха или об Аллахе, потом, когда видит, что верующий не идет у него на поводу, начинает делать ему другие наущение. Например, « Вот ты подумал об этом, тепер ты стал неверующим, тебе заново надо принимать Ислам», и так далее мучает человека наущениями. Однако ответом на это будет
«пусть не переживает, пусть поступаеть согласно сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отбрасывает эти сомнения и ищет защиты у Аллаха от проклятого шайтана и прекратит слушать или думать над этими сомнениями и наущениями». А то, что он находить эти сомнение и наущение, пусть не печалиться, набарот , это довод на то, что это и есть искренняя вера человека, ибо шайтан не направился к нему, иначе, после того, как узнал что у него есть искренняя вера во Всевышнего Аллаха.
Как сказал Абдуллах ибн Аббас к которому пришли иудеи и хвастались: «мы иудеи, когда читаем нашу молитву, никогда нам наущений в молитве не приходят», тогда Абдуллах ибн Аббас сказал: « Что будеть делать шайтан с разрушенными сердцами» (то есть, шайтан не придеть разрушать разрушеное). У яхудов сердца уже разрушены шайтан не придеть рушить то, что уже разрушено, однако шайтан приходить разрушать построенное. Как пришло в достоверных хадисах:
ü Со слов Абу Хурайры, что несколько сподвижников пришли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказали: «Иногда мы находим в наших сердцах то, что боимся даже произнести». Он спросил: «Вы уже ощущаете это?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк сказал: «Это из признаков искренней веры» (Муслим,Абу Дауд,Ахмад).
В других хадисах:
ü «Посланник Аллаха, мы ощущаем в наших сердцах такие наущения от шайтана, что упасть с неба для нас милее, чем обнаружить это» (Мусаннафе,‘Абд ар-Раззака).
Человек не должен поддаваться этому наущению и отсюда является что вредно сидеть с теми, которые отклонились от религии Всевышнего Аллаха, такие как философы или неверующие в Аллаха, атеисты, а также иудеи и христиане, и с нововведенцами в религию, которые занимаються не нужными вопросами. Ибо все эти секты являются войском шайтана, и они все причины наущений, которые шайтан забрасывает в сердце человека.
Также, одним из видов его наущений, как нам сообщил Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе:
ü Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракаатов) молитвы он совершил»(Бухари и Муслим).
Наущает человека во время намаза, чтобы тот не знал сколько ракатов намаза он совершил. В постаянной вражде, не дремлит: во время намаза и не во время намаза, когда человек просыпаеться или засыпаеть. У нас, к сожалению, есть каникулы, а у сатаны нет выходных или каникул, каждый час работает, чтобы делать наущения человеку или забрасывать сомнения в религии или же забрасывает страсти чтобы совершить запретное; чтобы нарушить какой-то вид его поклонения или чтобы он совершил какой-нибудь грех. Однако размышляющий верующий постаянно находиться начеку, опасаясь от этого врага. Потому что он вспоминает слова Всевышнего Аллаха, который желает рабу добра и сказал:
· Воистину, шайтан является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. [35: 6] И знает, что шайтан подбирает удобный момент для этого, и опасает от этого.
Одни из видов людей, которых называют «аль-муасуасин», у которых постаянно уасуасы (наущения) шайтан ввел их в великое заблуждение и выйграл. Почему? Как сказал Ибн Қойм: «Потому что они приняли его слова, и подчинились ему(шайтану), и ушли от дороги последователей дороги Посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников».
Например, человек берет молое омовение (тахарат) как брал его Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или читает молитву(намаз) как читал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), однако ему кажется, что его омовение (тахарат) не действительно или его молитва(намаз) не дей ствительна. Или сатана ему наущаеть, что вода которую он брал оскверненная или в том месте, на котором он читал молитву есть скверное (наджас) или у тебя не было намерение на омовение, у тебя не было намерение на молитву(намаз)... Что он делаеть? Нет чтобы прибегнуть к Аллаху от этого проклятого шайтан, принимает и соглашаеться с ним, и потом становиться постаянным уасуасом (его всегда наущает). На самом деле разукрасил ему это под предлогом, что это "на всякий случай" или как мера предосторжности я возьму еще раз омовение(тахарат), как мера предосторожности я молитву(намаз) сново прочитаю и т.д.. На самом деле это не меры предосторожности, а на самом деле это отличное подчинение шайтану. Это самый пик подчинения ему и принятия его слов. Поэтому эти люди долеки от сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и от сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Урок 2
II - Забывчивость
Одним из методов шайтана, посредством которого он вводить в заблуждение человека является забывчивость. Забывчивость является великой бедой, которая постигает человечество в их религиозных, а также в мирских делах. И сатана очень сильно стремиться чтобы люди были беспечны по отношению к тому, что им приказал Всевышний Аллах. Он (сатана) стремиться зделать людей халатными и делает это как захочет. Людей в этом вопросе, которых постигла забывчивость или саму забывчивость можно разделить на две части:
1. Это те люди, которыми сатана овладел полностью, что заставил их забыть Аллаха полностью.
Это те люди, про которых Всевышний Аллах сказал в своей книге:
· Сатана одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией сатаны. Воистину, партия сатаны - это потерпевшие убыток. [58:19]
Этот аят был ниспослан про лицемеров, которые носили убеждение чистых мунафиков (лицемеров), которые показывали иман, но скрывали неверие. Аллах сообщил в этом аяте, что шайтан приближал их к себе, одолел и охватил их, что заставил полностью забыть поминание Всевышнего Аллаха. Заставил забыть о его повелениях и о его запретах, и сделал их беспечными. Этот аят, хоть и относиться к лицемерам, которые совершили большое лицемерие, сюда входить и все остальные которые совершают куфр (неверие) и ширк (приобщали сотоварищей), воистину, все они являются партией сатаны, которые потерпели убыток. Которые забыли Аллаха, и Он заставил их забыть самих себя (т.е. удел в дальней жизни). Это первая группа людей, которых шайтан ввел в свой сети, по средством этого метода заблуждение.
2. Это те, кого шайтан заставил забыть, но не полностью. Только нечто из того, что им было повелено, то есть, частичное заставление забывания. Поэтому в этот второй вид входит как верующий, так и неверующий. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в достоверном хадисе:
ü Сообщается от Абу Хурейрата, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Когда Аллах показал ему(Адаму) все его потомство, которые сверкали, он увидел одного из них, который поразил его своим блеском (светом). И тогда Адам спросил: «О Господи! Кто это?», сказал Аллах: «Это мой раб Дауд». И тогда Адам спросил: «О Господи! Сколько он будет жить?» Сказал Аллах: «60 лет». И он (Адам) сказал: «О Господи! Прибавь ему еще 40 лет». Тогда ему добавили еще 40, только отняли это со срока Адама. Когда пришел срок Адама он удивился (что уже пришло его время смерти). Ангелы тогда напомнили, что он 40 лет подарил Дауду. Потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Адам забыл и после него начало забывать его потомство («Адам забыл, и его потомство забыло после него» или «Адама заставили забыть, и его потомство тоже заставили забыть после него»)». (Ат-Тирмиза, Ал-Хаким, сахих)
Поэтому эта забывчивость стала неотъемлемой частью и качеством творений, которые являются детьми Адама . Этот вид забывчивости Всевышний Аллах помянул в своей книге в нескольких аятах. Один из этих аятов в истории Юсуфа в суре «Юсуф». Как нам поведал Всевышний Аллах:
· Он попросил того, который, по его предположению, должен был спастись: «Напомни обо мне твоему господину». Но сатана побудил его позабыть напомнить это его господину, и он пробыл в темнице несколько лет. [12:42]
Известная история, которая упоминается в Коране, когда Юсуф попал в тюрьму по несправедливости. Там он встретил двоих, которые находились там или вместе с ним зашли в эту тюрьму. И сказал Юсуф как приводиться в Коране когда они, те двоя, увидели сны и Юсуф растолковал им это. Как поведал Аллах:
· О, мои товарищи по темнице! Один из вас будет разливать вино для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его головы. Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено». [12:41]
Когда Юсуф растолковал сны этим двоим и сказал тому, который понял, что он спасется (т.е. по его предположению должен был спастись). Сказал Юсуф ему: «Напомни обо мне у твоего господина, то что я сюда посажен по несправедливости или напомни ему мое знание (этим он хотел сказать: как приводят некоторые толкователи Корана, что он выведет, либо чтобы вывести на правильный путь этого господина). Юсуф попросил этого человека, чтобы он не забыл о нем и чтобы напомнил о нем своему господину. Однако он вышел с тюрьмы, и произошло так, как и должно было случиться, он стал разливать вино у своего господина, но забыл про Юсуфа.
Аллах сказал:
· Но сатана побудил его позабыть напомнить это его господину, и он пробыл в темнице несколько лет. [12:42]
Шайтан заставил его забыть. Вся мудрость в том, что юноша забыл это, чтобы Юсуф остался в тюрьме еще на несколько лет. Ибо он был испытан Аллахом этим, и поэтому его оставание (задержка) в тюрьме была для того, чтобы возвысить как можно выше его степень перед Всевышним Аллахом, за то, что он терпел. И Всевышний Аллах говоря о Юсуф в этой же суре потом сказал:
· Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро. [12:90]
Так же из того, что упоменулась об этом методе в извесной истории Мусы, когда он отправилься требовать знание к Ходыру.
Как сказал Посланник Аллаха в достоверном хадисе:
ü Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сообщил им, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Однажды пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: “Кто из людей обладает наибольшим знанием?” — и он ответил: “Самым знающим являюсь я”, тогда Аллах попрвавиль его. И ниспослал ему в откровении: “Поистине, есть тот, кто знает болше тебя”. (Муса) спросил: “О, Господь мой, как мне найти его?” — и ему было сказано: “У места, сливание двух морей, возьми с собой рыбу и отправляйся туда. Признаком этого являеться то, что рыба потеряеться. Муса взял собой слугу по имени Иуш ‘а ибну Нун (который, в последствии, тоже, стал пророком) и сказал ему: «Сообщи мне когда потеряеться рыба». И отправились в путь , и как-то, когда они были в тени у скалы, как вдруг, эта рыба зашевелилась и прыгнула в воду. Муса спал, и его слуга Иуш ‘а ибну Нун не разбудил его. Потом, когда Муса проснулся, они отправились далше и продолжили свой путь. Пока их не ностиг силный голод и силная усталость. Тогда Муса потребовал у своего слуги, чтобы он дал (приготовил) ему обед, тогда Иуш‘а ибну Нун сказал: «Я забыл о рыбе у скалы, Шайтан заствил меня забыть. (Бухари и Муслим).
Как сообщил об этом Аллах:
· Он сказал: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня не вспомнить о ней. Она же отправилась в путь по морю чудесным образом». [18:63]
На это ответиль Муса, как сообщил Аллах:
· Муса (Моисей) сказал: «Это - то, чего мы желали!» - и они вернулись назад по своим следам. [18:64]
И они возвратились по свойм следам к тому месту, где рыба потерялась, и нашли там Ходыра. И произашло то, что упомянул Всевышний Аллах в своей книге и что пришло в хадисе. Что хотим здесь сказать?! То, что шайтан заставил забыт Иуш ‘а ибну Нун о том, что рыба потерялась, когда они остонавились отдохнуть у скалы. Причина того, что шайтан заставил забыть Иуш‘а ибну Нун, это чтобы Муса не брал знание, ради которого он вышел и оставил свой народ и проделал этот длинный и тежелый путь. Почему? Потому что шайтан никогда не желает, чтобы человек училься и требовал знание. Для сатаны это очень велико, чтобы человек искал знание, ибо со знанием укрепляеться иман, который является оружием против шайтана и его войска. И нет ничего хуже для шайтана, чем требовать знание. Потому что он знаеть что знание подталкнет человека на то, чтобы он искал защиты у Аллаха от шайтана. И посредством этого знания будеть знать двери, откуда заходит шайтан. Как сказал Абу Дарда:«Признаком блогоразумия раба являеться его знание о том, повышаеться ли его иман или понижаеться, а так же наущение шайтана, откуда заходить к нему».
Если человек знаеть откуда приходить наущение шайтана, это указывает, со слов Абу Дарды, что человек обладаеть пониманием, знанием в религий (фикхом, разбираеться в религии). Так же можно упомянуть из книги Всевышнего Аллаха из этого, что Аллах собщил в суре Аль-Ан’ам:
· Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же сатана заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь. [6:68]
В этом аяте Аллах повелел своему Посланнику а также его умме (последователям), чтобы они отвернулись от тех, которые разглагольствуют и обсуждают без знания аяты, знамения Аллаха. Считая их ложью или насмехаясь над ними. Если шайтан заставить забыть об этом хукме (то, что ему приказона не присутьствовать на таких заседаниях и разоговорах, вставать и удалятся от них), но после того как вспомнит должен воздержаться и выполнить приказ Аллаха. В этом аяте довод на то что шайтан заставляеть забывать некоторых мусульман этот хукм. По этому если муслим забудет этот хукм, то на нем не будет греха, однако если сразу же вспомнит этот хукм, то обязоннастью является чтобы он придерживалься того, что приказал Всевышний Аллах и оставил то, что ему запрещено. Ибо сатана стремиться к тому, чтобы заставить забыть мусульманина об этом хукме. Для чего? Для того, чтобы он осталься с этими людьми и сидел вместе с ними, и чтобы попало ему сомнение (шубха) в сердце, которое поставит под сомнение его религию. Шайтан хочет чтобы, как можно, чаще с ними находился (с теми, которые говорят и розлагольствуют о религии Аллаха, без знаний), ибо если человек часто будеть находиться с такими людьми, у него начинаеться появляться с этими людьми общее чувство, и потом может оставить религию Аллаха, полносьтю либо частично. Поэтому заставляет забывать чтобы часто вместе с ними (которые насмехаются над знамениями Аллаха, разглагольствуют и разбирают знамения Аллаха без знания) сидел, подружился с ними, и потом уже со временем будеть считать что в этом ничего страшного нет и не будеть обрашать на это внимания. Но нужно остерегаться, дабы его непостигло та угроза, которой угражал Всевышний Аллах:
· Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им.[4:140]
Вот это наказание от Аллах тем людям которые, сидять вместе с теми, кто насмехаеться над знамениями Аллаха, что Аллах зделаеть их одним из них. «Он уже ниспослал вам в Писании[4:140]», сура которую мы упоменули до этого(Аль-Анам «6-сура») Мекканская сура, а сура (Ан-Ниса «4-сура») Мединская сура. Аллах сказал что «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними [4:140]», Аллах еще в мекканской суре предостерегал «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них. [6:68]». Если вы будете сидеть вместе с ними, то это ваше поведение указывает на то, что вы согласны с ними и Аллах вынес хукм о том, что этот человек будеть одним из них. В этом вопросе встречаем известный доставерный хадис:
ü От Джабира сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть (никогда и ни за что) тот, кто верит в Аллаха и в Судный день не садится за столом, за которым распивают вино» (Ахмад и др.)
Если ты будеш сидеть за сталом, где другие распивают вино, хотя ты и не пьеш, то, все равно, ты будешь считаться одним из них перед Аллахом, так как ты сидиш с ними и это довод на то, что ты согласен с ними, как мы уже говорили об этом раньше. Поэтому в этом аяте довод на, то что сатана стремиться к тому, чтобы мусульмане забыли этот хукм. Аллах говорит:
· Если же сатана заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь. [6:68]
Но если человек забыл, на нем греха не будеть, однако грех будет с того момента как вспомнит, и если он вспомнит, то должен оставить их. Ибо эти заседание не приносят пользу. По этому Имам Аль-Куртуби говорить, что: «Праведные предшественники привели этот аят в качестве доказательство на запрет сидеть вместе с приверженцами нововведений, такими как аль-хауаридж, аль-мурджия, муътазилия и им подобным».
Поэтому шайтан хочет, чтобы человек сидел с приверженцами нововведений (заблудшыми «Ахли-Бид’а»), для того, чтобы они подбросили ему своё сомнение (шубха), которое запутает его религию и запутает его правильное вероубеждение (Ақыду), с которым Аллах послал своего посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и на чем были его сподвижников. И это является одним из методов сатаны, от которого нужно пребегать к Аллаху.
III – Обещание и внушение надежд
Так же из методов который применяет шайтан для того, чтобы ввести человека в заблуждение это – обещание и внущение надежды. Душа человеческая всегда идет за тем, что ей нравиться и что она любит. Поэтому шайтан взял себе одним из методов заблуждение сынов Адама именно обещание и внущение надежд. Как Аллах говоря о шайтане в своей книге сказал:
· Он дает им обещания и возбуждает в них надежды. Но сатана не обещает им ничего, кроме обольщения. [4:120]
Говорить имам Ибн Қойм:«Обещание шайтана – это то, что он подкидывает и внушает в сердце человека, то, что твоя жизнь будеть долгой, то, что ты будеш еще наслаждаться этой жизнью, то, что ты превзайдеш своих сверстников, то что ты победиш свойх врагов и соперников, и то, что эта жизнь то у одного, то у у дрогого, и она перейдет к тебе, точно также, как она была у других. Начинает делать его надежды широкими и длинными и долгими внущая ему надежды, и обещяет ему все хорошее и прекрасное за предание сотоврищей Аллаху(за ширк) и также за грехи (если будет делать). Внущает ему ложные надежды, несмотря на то, что эти надежды различны между сабой, и вообще реальны они или не реальные. Надежды могут быть в какой-то степени реальны, а в какойто степени могут быть вообще и не реальны. Но человеку шайтан внушает эти надежды, хоть даже если они не реалны (неосуществимы или невозможны). Некоторым из них обешаеть то, что не будет ни рая, ни ада. А некоторым если не сможет такое обещять, так как они верят в рай и ад, то начинаеть в сердце делать вопрос легким и уменьшает значение (либо огня одского или наслождения райского). Что приводить к тому, что они перестают готовиться к этому дню. Потом в судный день он им всем обьявит и обнародует то, что он (сатана) обещял ложно и все было не правдой. Как нам поведал Аллах:
· Когда дело свершится, шайтан скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова.[14:22]
По этому когда подошол к Адаму чтобы ввести его в заблуждение начел ему вселять надежды и обещять ему. Говорить Всевышний Аллах:
· Но шайтан стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?». [20: 116-123]
Обещяет, вселяеть надежду. И Адам и его жена подчинились ему, и съели с того дерого, которое Аллах запретил, Аллах вывел их из рая и ниспустил на землю. Так же шайтан обещял неверующим курайшитам и вселял им надежды перед битвой при Бадре. Незадолго битвы при Бадре, пришол к ним (сатана) и сказал, как об этом Аллах сообщил в суре Аль-Анфаль в которой описываеться битва при Бадре:
· Вот сатана приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». [8:48]
Здесь сатана зделал им два обещяния:
a) То, что никто вас не одалеет, вы не победимы, вы одержите победу. Вы обязательно победите верующих, посмотрите сколько их, их очень мало.
b) Говорит, что «буду по соседству с вами вместе», то есть «Я предоставлю вам защиту, я буду защищать вас, никто и из племени бану-кинана не приченить вам никокого вреда».
Почему? Потому, что шайтан в этот день принял облик Суроқоту ибну Малика ибну Джу’шум (потом он в последствий стал сподвижником). Суроқо ибну Малика ибну Джу’шум он был из племени бану-кинана, курайшиты до того как выйти на (битву при Бадре) немножко сомневались и чуть-чуть были в замешательстве выходить на битву или нет. Почему принял облик Суроқо ибну Малика ибну Джу’шум? Потому, что между ними и бану-кинана были хорошые отношения. Поэтому шайтан принял облик Суроқо ибну Малика ибну Джу’шум и сказал им то, что: «Сегодня они вас не победять, и я буду по соседству и я буду зашишят вас от моего народа бану-кинана, от того, чтобы они причинили вам какое-нубудь зло. Он сказал: «Я буду помагать вам», однако Всевышний Аллах говорит в своей книге:
· Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». [8:48]
Как всегда, известное поведение сатаны: когда сталкнулись два отряда, войско мусульмани и неверующие, когда увидел враг Аллаха, шайтан, ангелов, которых Аллах спустил для того, чтобы они участвовали в этой битве, он (сатан) бросил себя в море и сказал что: «Я отрекаюсь от вас, воистину, я вижу то, чего вы не видите (то есть, он увидел Ангелов) и я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». Обещял им, обещял, и ввел их в заблуждение, привел их и заставил сражаться, а в конце убежал и бросил их и сказал, что он отрекаеться от них и не причастен к ним. Никому не секрет, кокое великое парожение потерпели неверующие в этот день, в день битвы при Бадре. Обещял им шайтан точно так же и всем остальным вероотступникам, все равно, пусть они будут лицемерам или людьми писания (христиане и иудеи), которые приняли Ислам и отступили. Сатана когда ввел их в заблуждение, и зделал так, чтобы они стали вероотступниками обещял им: «У вас будет длинная жизнь, у вас вся жизнь в переди», и они оставили свою религию, проявили неверие к Господу, который создал их. Говорит Всевышний Аллах:
· Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, сатана обольстил и обещал им долгую жизнь. [47:25]
Таково их шайтана или такого положение Шайтана и отношение вместе с его друзьями и его помошнтками, до тех пор, пока всех их он не приведёт к огню в Судный день и потом объявит всем, что он не причястен к ним и отрекается от всех них, оставит их без помощи.
· Воистину, шайтан оставляет человека без поддержки. [25:29]
IV – Устрашение
Одим из методов, которые принимает шайтан для заблуждение сынов Адама это, наоборот, не обещяние, а устрашение, пугает их, для того, чтобы они оставили то, что им приказано или то, что они сомниваются, делать это или не делать, иногда человек попадает в такую ситуатцию делать или не делать, шайтан начинает его пугать, и тогда он не делать то, что приказал ему Всевышний Аллах. Как сказал Аллах:
· Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. [2:268]
Т.е. как сказали ученые: «Пугает вас бедностью». Почему Аллах назвал в этом аяте устрашение обещянием, потому что она упомяналась в противоположность обещянию Аллаха, который обещял от себя прощение и великую милость. Как это упомянуто в суре «Аль-Бакара». Говоря о садака Всевышний Аллах в этой суре (Аль-Бақара:2) упомянул о том, что шайтан пугает вас бедностью. Это очень опасная дверь из дверей шайтана, через которую он заходить, чтобы ввести в заблуждение. Одной из причин закапывания зажива свойх дочерей доисламских невежественных людей, стало то, что упамянул Аллах в своей книге:
· Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты [17:31]
Страх перед нищетой и бедностью был мотивом и причиной того, что они убивали своих дочерей. Шайтан пугал их бедностю, и по этой причине много кто не выплачивает закят, и не стали расходовать имущество на пути Аллаха. Не стали давать закят, который Аллах зделал обязательным для человека. Почему? По причине стараха перед бедностью. А некоторые из них довали как садака самое плохое, что имеет из свойх пладов. Тот плод, который он сам не есть, довал как садака. Если бы этот плод дали бы ему, то он бы не взял или взял бы, закрывая свои глаза, от сильного нежелания брать это, питая отвращение к тому, что ему дают. Как это все хорошо упомянуто в последних аятах суры «Аль-Бақара», где Всевышний Аллах говорит о садака, и о риба, о торговле, сказал, что некоторые из них делали это: давали как садака то, что сами не едят. Аллах запретил давать в качестве садака то, что ты сам не употребляеш в пищю. Аллах говорит:
· И не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. [2:267]
Что побудило их делать это раньше? Побудило их то, что Шайтан пришел и начал пугать их бедностью и по этой причине занимались ростовщичеством и процентами, и всеми другими запретными видами торговли. Стали продовать то, что им запретил Всевышний Аллах и в чем содержаться очень большой вред. Как это упамянуто в суре «Аль-Бақара», Шайтан пугал их бедностью.
Так же Всевышний Аллах говорить:
· Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими. [3:175]
Это всего лишь шайтан, который пугает вас своими помошниками. У него есть помощники, которыми он пугает верующих.
Как сказал в тафсире этого аята Қотада:«Делаеть их (помошников шайтана) в грудях людей великими и устрашает этим». Поэтому сказал Аллах:
· Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими. [3:175]
Если вы являетесь верующим, то не бойтесь их, ибо если вера человека станет сильной, то не будет там место страху перед помошниками шайтана. Однако всякий раз, когда у него будет слабеть иман, то у него будеть сильный страх перед помошниками шайтана. Шайтан стараеться устрашить мусульман свойми помошниками, но обязательным является бояться только Аллаха, и не обрашять на них вниминия. Как в суре Аль-Имран упоминается один из случаев после битвы при Ухуде. Когда Абу Суфьян пугал мусульман что они собралис и вышли против мусульман после битвы при Ухуде и т.д. Когда им сообщили что люди собрались и их очень много, сейчас они собираються чтобы убить вас всех, Аллах говорить что верующим это только прибавило имана.
· Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!». [3:173]
Потом сказал Аллах что:
· Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. [3:175]
Пугает количеством неверующих, ихними оружиями и т.д. Однако обязательным являеться боятся только Аллаха и упавать на Аллаха. И надо знать, что козни шайтана слабы, и что это, всего лишь, наущение сатаны, и что через эту дорогу он хочет зайти.
И один из тех моментов, это когда он пугает верующих в тот момент, когда он (т.е. верующий) хочет повелет одобряемое или запретить порицаемое. Начинает пугать, и говорит: «Не делай этого, ибо сейчас тебя постигнет вред, будут над табой насмехатся, издеваться, обругают тебя...» и т.д., пугает верующего, чтобы он не повелевал хорошее и не запрещял порицаемое. Однако верующий выполняет то, что ему приказал Всевышний Аллах, и упавает на Аллаха, и всегда держит этот аят перед своими глазами:
· Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими. [3:175]
Урок 3